К оглавлению
Борьба с оригенизмом
Рядом с полной христианизацией всего уклада жизни в Византии происходил еще
другой подобного же рода процесс - воцерковление научного богословия, которое,
пользуясь слишком большой свободой в философских умозрениях, по местам дошло до
коренного противоречия церковному учению. Разумеем оригенизм, еще и в то время
занимавший умы общества. Борьба с ним в значительной степени наметила круг богословских
интересов в Византии в VI в. и определила характер правильного разрешения многих
вопросов мировоззрения, особенно в области антропологии (включая и эсхатологию).
Параллельно велась другая великая борьба за церковную истину - борьба с монофизитством,
одной из самых сильных и распространенных ересей в Византии. В этой сложной борьбе
поднят был вопрос об установлении общепризнанных церковных авторитетов, и, таким
образом, сделана была попытка всему историческому прошлому церковной жизни подвести
итог, дать окончательную оценку и свести воедино все достигнутые положительные
результаты научного богословия. В осуществлении этих стремлений важное значение
имела эпоха (и деятельность) императора Юстиниана и ее средоточие - Пятый Вселенский
Собор (553 г.). В результате поднятых при Юстиниане споров Церковь придала окончательную
форму византийскому научному богословию, поставила его в определенные рамки и
тем указала путь к приведению разнообразия богословских мнений к определенному
единству.
Литературная борьба с оригенизмом началась очень рано. Еще в III в. св. Мефодием
Олимпийским были опровергнуты некоторые неправильные мнения Оригена (о вечности
мира, предсуществовании душ, сходстве воскресших тел с настоящими только по их
ειδος'у). Впрочем, и после того в IV-VI вв. у Оригена
было достаточно сторонников (Руфин, Евагрий, Дидим, св. Григорий Нисский, Немезий),
более или менее приближавшихся к нему в своих воззрениях; в VI в. Оригену, между
прочим, сочувствовали монофизиты (Феодор Аскида, Филопон) и отчасти некоторые
православные (монахи Новой Лавры св. Саввы). Однако с крайностями оригенизма в
VI в. уже никак нельзя было мириться. Голоса против Оригена в VI в. стали раздаваться
чаще и чаще (Антипатр Бострийский, св. Ефрем Антиохийский, Феодор Скифопольский,
преп. Варсануфий, Мина Константинопольский, Юстиниан). После долгих споров он,
наконец, был осужден всецерковно (указ императора Юстиниана 543 г.; Вселенский
Собор 553 г.)1.
Осуждение Оригена послужило толчком к разработке византийского богословия с
новых точек зрения, а борьба с его заблуждениями составила важный отрицательный
фактор в этой разработке. Оригенизм был цельным мировоззрением. Вся его жизненность
в том и заключалась, что он был целостной системой. Борьба с ним должна была поставить
на очередь выработку всех пунктов христианского учения. В особенности же она была
плодотворной в области антропологии, еще не получившей к тому времени окончательного
раскрытия. Центральной (но не исходной) идеей антропологии Оригена было учение
о предсуществовании душ. Вместе с осуждением этого учения падали и все связанные
с ним идеи, или обусловливающие его собой (вечность миротворения), или вытекающие
из него (учение о падении душ и облечении их в тела, учение о будущей плоти, апокатастасис),
и христианская космология, антропология и эсхатология получали отныне новые и
незыблемые точки отправления. Отрицание неоплатонического учения о вечности миротворения,
между прочим, важно было в том отношении, что изгоняло всякие следы пантеизма,
представляя миротворение не вечно необходимым, а свободно-творческим актом. В
отвержении теории предсуществования хорошо выдерживалась идея цельности человеческого
существа, и вообще все мировоззрение, раскрываясь в противовес Оригеновым мнениям,
много выигрывало в том отношении, что существенно приближалось к библейскому.
Церковными определениями против Оригена ясно намечались те грани, за которые не
должно уже было переходить увлечение философией христианских мыслителей.
Примечание:
1. Засед. VIII,анафематизм 11. Mansi IX, 384В; ДВС.V.3, 190. Canones
Concili V contra Origenem, Mansi IX, 396B-400E. Собственно осуждение Оригена состоялось
на одном из заседаний, предшествовавших открытию Вселенского Собора. Fr Diekamp.
Die Origenistische Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das fünfte
allgemeine Concil. Monster i. W, 1899. S.131,137.
|