К оглавлению
Божественный Логос
Все, что до сих пор говорилось о свойствах Божества и проявлении их в мире,
а также о способе этого проявления, имеет непосредственное отношение, собственно
говоря, только к Божественному Логосу как творческому принципу. Именно Логос проявился
в мире, и в Логосе все бытие причастно Бога1. Эти
тесные отношения Логоса к миру выражаются при посредстве и в форме энергий Его,
или маленьких логосов (λόγοι)2,
идей, на которые творчески как бы расчленяется Единый Божественный Логос, и которые
снова объединяются в Нем, как радиусы в центре круга3.
Соответственно троякой деятельности Логоса - творческой, промыслительной и судящей,
и Его λόγοι, или идеи, проявляются трояко: как основные
начала или законы естества (λόγοι φύσεως)4
и как цели или пути промысла и суда (λόγοι προνοίας
και κρίσεως)5.
Эти λόγοι; охватывают собой все бытие на всем протяжении
его существования. В λόγοι естества как бы заключен весь
чувственный и мысленный (духовный) мир; в λόγοι промысла
и суда - вся его жизнь, все цели его движений, сводимые к одной высшей - обожению.
В частности, в λόγοι промысла и суда предначертано и
воплощение и искупление, этот центр промысла и высшее осуществление идеи обожения6;
ими также всецело определяется повторение и аскетическое усвоение каждым человеком
тайны искупления и спасения, т.е. охватываются все виды добродетели и ведения7;
в них, наконец, намечается и будущая судьба всего мира8.
Весь мир как бы висит на этих λόγοι, имея в них истинную
свою сущность. По ним же, как по Своим хотениям, или предопределениям, и Сам Логос
познает мир9. Через них Он выражает Свои отношения
к миру и осуществляет объединение его с Собой. Логос предвечно содержит в Себе
все λόγοι 10. Из него они
исходят для образования мира и в Нем снова объединяются как своем Источнике. Объединение
это совершается через обобщение. Образуя все более и более общие группы по видам
и родам, λόγοι, наконец, восходят к Премудрости и Рассудительности
(φρόνησις) Божией, содержащей все общие
и все частные λόγοι 11.
Объединяя в Себе все λόγοι, Божественный Логос является
центром всего тварного бытия. При этом Он не только творчески связует с Собой
все бытие, но и промыслительно ведет его к другому еще более полному объединению
с Собой, к возвращению к Себе и обожению в Себе всего исшедшего от Него бытия.
Таков предвечный "совет" (βουλή) Божий12,
конечная цель промысла.
Так выступает Логос в своих энергиях, или логосах.
Эти логосы могут быть, однако, рассматриваемы не только в отношении к их Виновнику
и Носителю, но и в отношении к образуемому ими миру, так сказать, сами по себе.
Такое рассмотрение их переводит нас в сферу онтологии, в область "естественного
(так сказать, философского) созерцания" тварного бытия13.
Все бытие по существу идеально. Оно есть не что иное, как совокупность логосов,
исшедших из Логоса и разнообразно переплетающихся друг с другом. Все качественные
различия бытия зависят от разных комбинаций этих логосов. Уплотнение их образует
грубую чувственно постигаемую тварь14. Весь мир,
таким образом, представляет собой в большей или меньшей степени "одебеление" или
воплощение Логоса15, таинственно скрывающегося в
λόγοι под оболочкой тварного бытия16
и во всех действиях Своих обнаруживающего Свои λόγοι
промысла и суда17. Задача онтологии - созерцать эти
λόγοι 18, их взаимное переплетение
и постепенное одебеление619 и через обобщение их20
восходить к всевиновному Логосу21.
Примечания
1. Ambigua, PG.91, 1080A,1081A, f.123a,124b.
2. Ibid. 1257A, f.202B.Понятие λόγος'а
весьма многосторонне и имеет разные оттенки. В русской речи нет термина, прямо
ему отвечающего. Поэтому приходится передавать его различно, каждый раз по смыслу
речи. В отношении к Богу λόγοι - это божественные идеи,
хотения (Ambigua, PG.91, 1081А, f.124a: λόγος, η
τω γνωσθηναι υπο
Θεου; 1085А, f.126a: θελήματα,
προορισμοί, Quaest. ad Tahl.
XIII,PG.90, 296A, p.30-31 [р.п.II,55]); в отношении к каждой вещи - ее формирующий
принцип, по которому она получила бытие (Ambigua, PG.91, 1080С, f.123Ъ), ее όρος
(Ambigua, PG.91, 1320С, f.227b; Ad Thomam, ibid. 1057B, 114b; Quaest. ad Tahl.
LXIV, PG.90, 709B-C, p.260 [cap.quing.IV,100]), закон (Orat. Dom. expositio, PG.90,
901D, p.362 [р.п.I,199]; Ambigua, PG.91, 1280A, f.21 Ib), в отношении к деятельности
- ее смысл, цель, намерение (σκοπός), план (Cap.theol.
II,76 [р.п.I,249-250]; Mystagogia 24, PG.91, 713D, p.525 [р.п.I,183]), правило
(Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353A, p.64 [р.п.II,95]). Как предмет нашего познания,
λόγοι являются божественными озарениями нашего ума и
воспринимаются (субъективно) как помыслы (νοήματα
λογισμοί, Ambigua, PG.91, 1129В, f.146b;
Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [р.п.II,40]; LXV, 741C, p.277), понятия,
идеи (Ambigua, PG.91, 1121A, f.142b; 1296B, f.217b), созерцания (Quaest. ad Tahl.
LXV, 741C-D, p.277), истины (Quaest. ad Tahl.III,PG.90, 273D, p.18 [р.п.II,37];
XVI,301B, p.35 [р.п.II,61]). Философская история данного термина - начиная с идей
Платона и кончая λόγοι неоплатоников - весьма длинна.
Здесь не место ее касаться.
Учение о λόγοι, конечно не в такой развитой форме, как
у преп. Максима, встречается и у предшествующих церковных писателей. Так, о λόγοι
естества см. у Евагрия, Cap.pract. ad Anat. 92, PG.40, 1249B; Sententiae ad fratres,
ibid. 1281D (rationes); и особенно у Дионисия Apeoпагита, De div. nom. V, 7, PG.3,
821A-B; V, 8, 824C (= θεια θελήματα);
IV,26, 728C; XI,2, 940D; (λόγος каждой вещи:-) II,8,
645С; IV,7.31, 704А,732В; VIII,5, 892С; см. также у Климента Александрийского
(цитата сохранилась у преп. Максима: Ambigua, PG.91, 1085А-С, f.126a-b); св. Григория
Богослова, Or.30, n.20. PG.36, 129А; р.п.III.3,80; Or.28, n.16,31, ibid. 48B.72A;
р.п.III,26,40; Or.43, n.67, ibid. 585A; р.п.IV,101 (cp.Or. 6, n.15, PG.35, 741C;
р.п.I,189; Or.32, n.7, PG.36, 181B; р.п.III,115: πρωται
αιτίαι ιδέαι); св. Григория
Нисского, In hexaem. liber, PG.44, 73A; р.п.I, 15; De hom., opificio 24, PG.44,
212D-213B; р.п.I,173-175; De anima et resur., PG.46, 29A; р.п.IV,213; Oratio cat.
39, PG.45, 101A; р.п.IV, 105; св. Василия Великого, In hexaem. hom.3, n.9, PG.29,
76B-C; р.п.I.4, с.53; hom.1, n.7, 17B; р.п.I,14; cp. n.8, 21A; I, с.16; преп.
Нила (Евагрия), De oratione 51,56, PG.79, 1177C-D; р.п.I,182,183; Захарии Митиленского,
Disputatio de mundi opificio, PG.85, 1068В,1137В,1140В. - О λόγοι
промысла и вообще о λόγοι, проявляющихся в мире нравственном,
см. у Евагрия, Sententiae (к киновитам гл.85), PG.40, 1282С [с.137,гл.132]; Cap.pract.
ad Anat. 31,61, PG.40, 1229C; 1236В [с.104-105, гл.50; с.109-110, гл.89]; Изречения,
р.п.(Добротолюбие I4), с.638 [с.119, гл.48]; у Немезия, De nature hom.inis, 44,
PG.40, 809А.С, р.177,178 (= Ambigua, PG.91, 1192D,1193A., f.175a); у св. Григория
Богослова, Or.4, n.47, PG.35, 572A; р.п.I.3,91; Or.32, n.27, PG.36, 205C; р.п.III,130;
Poem. dogm.VI: de Providentia, v.22, PG.37, 431A; р.п.V.3,37. Употребление λόγος
в субъективном смысле (= понятие, истина) с классических времен было обычным и
имело большое распространение (св. Григорий Нисский, Contra Eunom. liB.I, PG.45,
388В,392С; р.п.V,169,175; св. Василий Великий, In hexaem. hom. I, n.4, PG.29,
12C; р.п.I.4, с.10; см. словари: W.Pape. Griechisch-Deutsches Handworterbuch.
3 Aufl. Braunschweig 1880. Bd II, Abth.1 (А-П), S.58-61; E.A.Sophocles. Greek
Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New York-Leipzig 1888, p.719-720).
3. Ambigua, PG.91, 1081B-C, f.124b.
4. Cap.de charitate I,98,99 [р.п.I,106]. Ambigua, PG.91, 1341D,1380B,
f.236B.251a; 1248В,1280А,1296В,1329А, f.198B,211B,217B.231a. Quaest. ad Tahl.
I,PG.90, 269A, p.15 [р.п.II, 33]; II,272A, p.16 [р.п.II, 35]; XIII,296B, p.30
[р.п.II,55]; XXV, 332B, p.52 [р.п.II,84]; XXVII,353C,356В,357С, p.65-67 [р.п.II,96-98];
XXXII,372B, p.75 [р.п.II,107]; XXXV, 377C, p.79 [р.п.II,112]; XL, 400A, p.91 [р.п.II,125];
XLVI,420C, p.102 [р.п.II,138]; XLVIII,436C,440B.D, p.111-114 [р.п.II,147-149];
LIX, 609B, p.203. Orat. Dom. expos., PG.90, 901D, p.362 [р.п.I,199].
5. Ambigua, PG.91, 1297A. 1385A. 1400A, f.218a,252B,257B.Quaest.
ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р.п.II,113]; LIII,501C, p.147 [р.п.II,180];
LIV, 517D, p.156 [р.п.II,190]; LXIII,681C,684A, p.245; LXIV, 728C, p.271; LXV,
756D., p.286. Orat. Dom. expositio, PG.90, 873D, p.345 [р.п.I,186]. EP.36, PG.91,
629D, p.368.
6. Quaest. ad Tahl. LXIII,PG.90, 684A, p.245; LX, 621A, p.209.
7. Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 756D, p.286. Ambigua, PG.91, 1297A,
f.218a. Им соответствуют в аскетике λόγοι добродетели
и ведения (Quaest. ad Tahl.III,PG.90, 273D, p.18 [р.п.II,37]), см. гл. "Практич.
философия", прим. 3 и 20.
8. Ambigua, PG.91, 1357В,1169А, f.242Ь. 164а.
9. Cap.de charitate III,23 [р.п.I,123]. Ambigua, PG.91, 1085A-C,
f.126a; 1328B-C, f.23 la. Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 625A, p.212. Дионисий Ареопагит,
Div. nom. VII,2, PG.3, 869B-C.
10. Ambigua, PG.91, 1084B, f.125a. Quaest. ad Tahl. LX, PG.90,
625A, p.212.
11. Ambigua, PG.91, 1313AB, f.224a-225a.
12. Quaest. ad Tahl. XXII,PG.90, 317B, p.44-45 [р.п.II,75]. Ambigua,
PG.91, 1087C. 1305B, f.132a,221b.
13. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [р.п.II,40]; XL, 396C,
p.89 [р.п.II, 123]; cP.Cap.de charitate II,26 [р.п.I,110]. Термин φυσικη
θεωρία употреблен здесь в широком смысле (включая
созерцание и мысленного бытия). Чаще же он употребляется в более узком смысле
духовного созерцания чувственного бытия: Cap.de charitate I,94. 97 [р.п.I, 106];
Ambigua, PG.91, 1128C, f.145b; Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [р.п.II,51].
См. гл. "Естественное созерцание", прим. 17.
14. Ambigua, PG.91, 1129A, f.146а, ср. 1228В, f.189b. Св. Григорий
Нисский, De hom. opificio 24, PG.44, 212D-213A; р.п.I,173-174.
15. Ambigua, PG.91, 1285CD, f.213b-214a; ср. 1293В-С, f.216b.
16. lbid. 1129В,1248В,С.1380В, f.146B.198a.b,25la.
17. Ibid. 1400A, f.257b.
18. Prol. ad Tahl. I,PG.90, 252B, p.5-6 [р.п.II,25]. Ambigua, PG.91,
1129B, f.146b.
19. Ambigua, PG.91, 1228B, f.189b; 1293B-C, f.216b.
20. Ibid. 1133A-B,1312B-D, f.148a. 224a-b.
21. Ibid. 1137A,1296D, f.150a,218a.
|