К оглавлению
Аскетика
Аскетика преп. Максима имеет тесную связь с его догматической системой. По
существу она представляет собой не что иное, как прямое раскрытие учения св. отца
об искуплении с нравственной его стороны. Целью аскетики, как и искупления, является
обожение. Путь спасения тот же, что начертан, как пример, в жизни Христа. В аскетике
лишь эта нравственная сторона искупления ставится под увеличительное стекло, и
общие контуры ее покрываются детальными штрихами. Разумеется, не одно только учение
о спасении связывает аскетику св. отца с системой его догматических воззрений.
Как сотериология базируется на антропологии, так и аскетика имеет своей необходимой
предпосылкой учение о греховном состоянии падшего человека, о законе плоти, о
страстях, что тоже отсылает к области антропологии.
По общему характеру своему аскетика преп. Максима принадлежит к типу философско-созерцательных.
Она в бо'льшей степени, чем у других аскетов, покоится на научно-антропологических
классификациях и подразделениях, на данных психологического анализа и философских
обобщениях. Это сказывается как в общей ее структуре, так и в деталях, и лишний
раз подчеркивает ее связь с антропологией.
На первом плане в аскетике преп. Максима стоит изображение царства зла, борьба
с которым составляет первую цель аскетических усилий. Внимание подвижника, прежде
всего, сосредоточивается на той области, к которой привязаны стремления греховного
человека, и возвышение над которой составляет необходимое условие спасения. Подвижник
рассматривает эту мрачную область страстей - царство закона плоти - с внимательностью
стратега, изучающего поле сражения.
Главная борьба у подвижника ведется со страстью1.
Страсть - это неправильное движение естественных способностей человека, злоупотребление
ими2. Неправильность движения выражается в неразумном
влечении к плоти и миру вместо истинного Источника бытия, в стремлении к чувственным
удовольствиям вместо духовных3. Страсть всегда поэтому
вызывается каким-либо чувственным предметом4. При
наличности его возбуждаются страстные силы души5 -
похоть и раздражительность επιθυμία и
θυμός, иногда также называемая πάθη6,
- выражая свое такое или иное чувственное отношение к предмету7.
В несдерживаемом разумном беспорядочном движении этих сил души8,
в неразумной любви или ненависти к какому-либо чувственному предмету9
(пище, женам, деньгам, оскорбителям) и заключается греховная страсть.
В своем развитии страсть проходит четыре стадии. Внешним поводом для страсти
является чувственный предмет. Связь с ним устанавливается или через чувства при
наличности чувственного предмета10 или через помысл
о нем при его отсутствии11. Чувственное восприятие
и помысл составляют точку отправления для страсти, первую фазу в ее развитии12.
Но это еще не есть самая страсть. Простой, бесстрастный13
помысл ("прилог", "внушение" - προσβολή)
еще безразличен в нравственном отношении14. Лишь
задерживаясь в душе, он может осложниться страстным пожеланием (επιθυμία),
и тогда он переходит в "страстный помысл"15. Этим
привнесением страстного элемента, обусловленного воздействием страстных сил души,
полагается уже начало страсти в собственном смысле слова. Впрочем, зло16
на этой второй стадии развития страсти является еще извинительным, почти невменяемым17.
Страсть становиться грехом лишь на 3-й и 4-й стадии, когда страстный помысл, укрепляясь
в душе, переходит сперва в склонность, соизволение εξις συγκατάθεσις),
а потом и в грех делом (κατ' ενέργειαν)18.
Страсть извращает все силы души: пожелательную (επιθυμία),
раздражительную (θυμός) и разумную19.
Соответственно трем силам существует и три основных вида страстей: плотское самолюбие
(плотоугодие)20, насильничество21
и неведение22. От них развивается вся остальная толпа
страстей, разделяемых обычно на два класса: страсти телесные и душевные23,
из которых первые характеризуются недостатком добродетели (έλλειψις),
а вторые - излишком (υπερβολή) ее24.
Все страсти последовательно развиваются одна от другой. В изображении порядка
страстей преп. Максим примыкает к излюбленной в аскетической литературе схеме
восьми порочных помыслов25. Первые из этих помыслов
рождаются из похоти (επιθυμία) и обусловливаются
или стремлением к удовольствию, каковы: чревоугодие (или φιλαυτία),
блуд, сребролюбие26; или отвращением от страданий,
какова печаль27. Развитие страстей похотной способности
ведет к расстройству и раздражительной (θυμός)28:
при всяком намеренном причинении зла распаляется в человеке помысл гнева29.
При разочаровании или неуспехе все силы души охватываются духом уныния30.
При успехах начинают соблазнять ум тщеславие и гордость, побуждающие человека
превозноситься приобретенными им благами - мирскими или духовными (подвигами)31.
Последние две страсти являются уже в собственном смысле духовными страстями; основа
их - недостаток истинного духовного ведения, познания своей немощи32.
Развитие всех страстей обусловливается таинственными воздействиями злой силы33.
Демоны, различаясь по виду страстей34, ведут непрерывную
и постоянную борьбу с подвижником, двигая с собой вещество35
и стараясь побудить его ко греху или через чувства36
и помысл37, или через разжжение страстных задатков
в душе (непосредственное или через посредство тела)38.
Цель всех их козней - привести человека или к соизволению на грех или к делу греховному39,
в чем заключается неизвинительный грех для подвжника и прямой успех для демонов.
Соответственно двум общим типам страстей существует и два общих вида диавольского
обольщения: демоны соблазняют или к чувственным удовольствиям, плотским страстям,
или к страсти неведения (в том числе - к славе)40.
Примечания
1. Сар. de charitate III,42. 40 [р.п.I,126].
2. Ibid. I.35,92, II,16,17,33,82; III,4,86 [р.п.I,99,106,109,112,118,121,132].
- Климент Александрийский, Strom. II,XIII,59.6, GCS: Bd II,145.5; р.п., с.229.
Св. Григорий Нисский, De anima et resur., PG.46, 64C-65A; р.п.IV, 244-245. Немезий,
16, PG.40, 673C, p.98. Преп. Марк Подвижник, Consultatio cum anima 2, PG.65, 1105A
(παράχρησις); р.п., с.188.
3. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 253B,C, p.7 [р.п.II, 26]. Orat. Dom.
expositio, PG.90, 888C, p.353 [р.п.I, 193]. Св. Григорий Нисский, De Orat. Dom.
Or.3, PG.44, 1156C; р.п.I, 423; De anima et resur., PG.46, 65C-68A; р.п.IV, 246.
Ср. преп. Дорофей, Doctrina XII,6, PG.88, 1757C; р.п., с.151.
4. Quaest. ad Tahl. L, schol.8, PG.90, 476A-B, p.132 [р.п.II,284]
(cap.quing. III, 3). Cap.de charitate II,15-17 [р.п.I, 109]. Ср. св. Григорий
Нисский, De virginitate 20, PG.46, 401A; р.п.VII,377. Преп. Исихий, Cap.de temperantia
et virtute II,78 (р.п., гл.180), PG.93, 1537C; р.п.(Добротолюбие, т.II.3), с.197
[это место может составлять и интерполяцию из преп. Максима: Quaest. ad Tahl.
XLIX, PG 90, 453B, p.121 [р.п.II,156]].
5. Cap.de charitate III,35 [р.п.I,126].
6. Cap.de charitate II,33 [р.п.I,112] (в противоположность упоминаемым
в II,32 τα φυσικα σπέρματα).
7. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 301 D, р. 35 [р.п.II,62] (cap.quing.
I,60). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 860C, p.337 [р.п.I, 209]. Oral. Dom. expositio,
PG.90, 888C, p.353 [р.п.I, 193]. Cap.de charitate III,35; II,70 [р.п.I,126,117].
8. Cap.de charitate III,35; II,82 [р.п.I,126,118]; Cap.theol. II,55
[р.п.I, 244]. Quaest. ad Tahl. LV, schol.33, PG.90, 568C, p.182 [р.п.II,329-330]
(cap.quing.III, 56). Св. Григорий Нисский, De anima et resurr., PG.46, 61B; р.п.IV,
242; De Orat. Dom. Or.4, PG.44, 1161C; р.п.I, 432.
9. Cap.de charitate II,15. 16; III,42; I,83 [р.п.I,109,126,105].
Окончательную формулировку неопределенным влечениям страстных сил придает своим
склонением к ним ум (Quaest. ad Tahl. LXV, 90, 740С, р.276 [cap.quing. V, 23];
Ambigua, PG.91, 1201C, f.178b). Этим объясняется важное значение, которое придается
помыслу в образовании страсти.
10. Сар. de charitate I. 65 [р.п.I,102]. Quaest. ad Tahl. XVI,
PG.90, 301C, p.35 [р.п.II, 62] (cap.quing. I,60); LXV, 744D- 745A, p.279 (cap.quing.
V, 28). Еваг-рий, Cap.pract. 26, PG.40, 1228D; р.п., с.575 [с.102, гл.37,38];
ср. преп. Исихия, Cap.de temperantia I,72, PG.93, 1504В; р.п., с.173 (= Cap.de
charitate IV, 52 [р.п.I,139]); II,41 (р.п.143), 1524В, с.188.
11. Cap.de charitate I,63; III,53. 38; I,94 [р.п.I,102,127,126,106].
12. Cap.de charitate I,84. 83 [р.п.I, 105].
13. Cap.de charitate II,84: III,43 [р.п.I,118-119,126]. О простом
помысле см. у Евагрия, Cap.pract. 71, PG.40, 1244В; р.п., с.584 [с.124, гл.12];
преп. Исихия, Cap.de temperantia II,61 (р. n.163), PG.93, 1232В, с.193. Προσβολη,
πρόληψις, συγκατάθεσις
см. у преп. Марка Подвижника, De lege spirit. 141. 140. 142 (р.п.140. 139. 141),
PG.65, 921D-924A; р.п., с.32 (в Добротолюбии, т.I, такой же счет глав, как и в
р.п.); Προσβολη, συνδυασμός,
συγκατάθεσις у преп.
Исихия, Cap.de temperantia I,46, PG.93, 1496B-C; р.п., с.168.
14. Quaest. et dubia 31, PG.90, 812B. p.312. Cap.de charitate III,42,
41; I,87 [р.п.I, 126. 105]. Cp.Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541A, p.167 [р.п.II,198]
(cap.quing. II,90). - Не "приражение" - грех, а дружеская беседа с ним: преп.
Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 992В; Consultatio 2, 1104В; р.п., с.128-129.
186. Грех составляет συγκατάθεσις:
Евагрий, Cap.pract. 47, PG.40, 1233А; р.п., с.578 [с.108,гл.75].
15. Cap.de charitate I,84; II,84; III,88 [р.п.I,105,118-119,132].
16. Cap.de charitate III,35 [р.п.I, 126]. Ср. преп. Исихия, Cap.de
temperantia, II,61 (163), PG.93, 1532В; р.п., с.193.
17. Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Четыре
стадии указываются у преп. Исихия, Cap.de temp.I,46, PG.93, 1496C; р.п.,с.168.
18. Cap.de charitate I,83, 84; II,31; III,34-36 [р.п.I,105,111,125-126].
Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Отсюда преп. Максим вообще
чаще всего говорит об έξις и ενέργεια
страстей: Quaest. ad Tahl. XXIV, PG.90, 329A [р.п.II, 82] (cap.quing. I,79). В
(schol.1) [р.п.II, 242]; XLIX, 456C, p.122-123 [р.п.II, 159]; schol.18, 464A,
p.126 [р.п.II, 279]; LIV, 521B, p.158 [р.п.II,192] (cap.quing. III, 39); LV, 544D,
p.170 [р.п.II, 200]; LXIII,688A, p.247; Quaest. et dubia 19. 31, PG.90, 801A.
812B, p.306. 312; cp.Cap.de charitate II,31. 20. 87 [р.п.I,111,109-110,119].
19. Cap.de charitate I,67 [р.п.I, 103].
20. Cap.de charitate II,59. 8; III,8 [р.п.I, 115,108,122]. Φιλαυτία
- одна из основных страстей; см. преп. Исихия, Cap.de temperantia II,100 (p.n.202),
PG.93, 1544C; р.п., с.202. В Cap.de charitate II, 59 преп. Максим сводит к самолюбию
три страсти - сребролюбие, тщеславие и сластолюбие, - от которых у преп. Марка
Подвижника производится, как и у преп. Максима, весь κατάλογος
страстей (De lege spir. 103,106,107 (100,104,105), PG.65, 917C; р.п., с.25-26.
Преп. Дорофей, Doctrina I,7, PG.88, 1625B (φιλαυτία);
р.п., с.25; XII,5, 1756C, с.151.
21. Quaest. ad Tahl. XLIX, schol.11, PG.90, 461A, p.125 [р.п.II,277]
(cap.quing. II,77).
22. Ep.2, PG.91, 397A, p.221 (cap. quing. I,31); cp. Cap.de charitate
III,3.1.6.8 [р.п.I, 121,122] (невоздержание, ненависть, неведение); Quaest. ad
Tahl. XXVII, PG.90, 356C, p.66 [р.п.II, 97]. - Αγνοια
в числе других основных страстей выступает у преп. Марка Подвижника (Praecepta
salut. 10,12, PG.65, 1045В. 1049D; р.п., с.290. 295; De lege spir. 62. 79 (77),
913A. С, с.19. 21-22) и считается самой первой их них (De his qui putant se ex
operibus justificari 97 (105), PG.65, 944D; р.п., с.61).
23. Cap.de charitate I,64 [р.п.I, 102]. Евагрий, Cap.pract. 24,
PG.40, 1228C; р.п., с.574 [с.102, гл.35]. Преп. Нил, Ad Eulogram, I,23, PG.79,
1124B-C; р.п.I,255.
24. Quaest. ad Tahl. LVI, PG 90, 585A, p.189; schol.15, 589A-B,
p.191 (cap.quing. III, 77); LXIV, 709B, p.260 (cap.quing. IV, 98); schol.23, 732A,
p.272. Первые характеризуются стремлением к удовольствию, вторые - к славе (Quaest.
ad Tahl. LIV, 516C, p.155 [р.п.II,188]), первыми разрушается добродетель, вторыми
- духовное ведение (LX1I,637ВС, р, 231; cap.quing. IV, 64). Ср. св. Григорий Нисский,
De vita Moysis, PG.44, 420A; р n.I,365. Преп. Дорофей, Doctrina X, 3, PG.88, 1728В;
р.п.,с.122.
25. Quaest. ad Tahl. XLIX, schol.20, PG 90, 464D, p.126 [р.п.II,280].
Ср. Cap.de charitate II,59; III,56 [р.п.I, 115. 128]. Евагрий, см. выше, с.30,
прим.5; преп. Исихий, Cap.de temperantia II,75 (177), PG.93, 1536D (число-восемь);
р.п., с.196-197; преп. Нил Синайский, De vitiis quae opposita sunt virtutibus,
PG.79, 1140 squ.; De octo spir. malitiae, 1145, squ.; р.п.I, 272 ел. См. еще проф.
К.Д.Попов, Блаж. Диадох, I,152 сл; проф. С.М.Зарин. Аскетизм II,237, прим.93;
258 cл.
26. Сар. de charitate III,57; II,59 [р.п.I,128,115]. Quaest. ad
Tahl. LXV, PG.90, 768A, p.292 (cap.quing. V, 57). - См. гл. "Грехопадение человека",
прим. 13 и 14.
27. Сар. de charitate I,22; II,65. 44 [р.п.I, 98 116. 113]. Ambigua,
PG.91, 1196D, f.176b (cap.quing. V, 78).
28. Orat Dom. expositio, PG.90, 885A, p.351 [р.п.I,190] Cap.de
charitate I,20 [р.п.I, 98] (плотоугодие приводит к ненависти).
29. Сар. de charitate I,66; IV, 21,81 [р.п.I,103,136,143].
30. Ibid. 1,67 [р.п I,103].
31. Cap.de charitate III,83. 84 [р.п.I,132].
32. Quaest. ad Tahl. LVI,schol.4, PG.90, 585C, p.190 (cap.quing.
III,64).
33. Cap.de charitate II,18. 20. 31. 33 [р.п.I, 109-110,111,112].
34. Quaest. ad Tahl. XXVI, PG.90, 345D-348A, p.60-61 [р.п.II, 91-92]
(cap.quing. I,82); XLVII,425C, p.106 [р.п.II, 142] (cap.quing. II,53); L, 472D,
p.131 [р.п.II, 165] (cap.quing. III, 3). Prol. ad Tahl. I, PG.90, 249B-C, p.4-5
[р.п.II,24]. Евагрий, Cap.pract. 25, PG.40, 1228C; р.п., с.574 [с.102,гл.36].
35. Quaest. ad Tahl. XLIX, PG.90, 453B-C, p.121 [р.п.II,156]. Expositio
in psalm. LIX, PG.90, 857C-860A, p.336 [р.п.I,208-209].
36. Quaest. ad Tahl. XLVIII, PG.90, 441A, p.114 [р.п.II, 149] (cap.quing.
II,65); LIII,501C, p.147 [р.п.II,180]. Блаж. Диадох, гл.79. 82, с.436; 455 (сатана
действует через чувства и тело).
37. Cap.de charitate II. 71; I,91 [р.п.I,117.106].
38. 10 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 249B-C, p.5 [р.п.II,24]. Cap.de
charitate II,85 [р.п.I, 119].
39. Cap.de charitate II,31 [р.п.I,111]. Евагрий, Cap.pract. 47,
PG.40, 1233A: р.п., с.578 [с.108, гл.75]. Преп. Марк Подвижник, De lege spir.
93 (91), PG.65, 916D; р.п., с.24. Преп. Исихий, Cap.de temp.II,42 (144), PG.93,
1525А; р.п.,с.189.
40. Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 657BC, p.231 (cap.quing. IV,
64). Ср. Евагрия, Cap.pract. 56, PG.40, 1233C-D; р.п.,с.579 [с.109,гл.84]
|