ЗАПИСИ
К оглавлению
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Полезность веры (Конспект)
Тема —
эта — для неверующих, о том, что дает религия с их материалистической
точки зрения. Верующим это безразлично — плоды веры они получают,
как результат, а не как самоцель.
Факт религии,
даже эмпирически коренящийся в природе человека, не нуждается в
утверждении такого временного и относительного явления, как европейская
наука данного десятилетия. Но так как все мы живем в значительной
степени по стихиям мира сего, в том числе в связях с наукой, то
для многих этот вопрос не безразличен.
Образованное
общество Европы давно ушло из под сводов своих храмов. Протестантство
было первой к этому ступенькой, был боевой период безверия и борьбы.
Потом явилось безразличие. Чехов пишет в письме к Дягилеву: «Я давно
растерял свою веру и с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного
верующего». Такой взгляд уже превзойденная точка зрения. Европа
прошла фазу религиобоязни, одержимости материалистическими и позитивистическими
теориями. Она так далеко ушла от религии, что смогла снова повернуться
к ней лицом и исследовать ее со стороны, как объективный факт, в
ряду других фактов.
Теперь
для науки религия — предмет изучения, с опытами по новейшим научным
методам, с выводами, теориями, открытиями. И вот научная мысль делает
(для себя) целый ряд открытий.
1. История культуры: открытие богатой религиозной
культуры у примитивных народов. «Вся культура — из храма» (Фрэзер).
Религия — обильный родник. «Суеверия» являются корнем, откуда выросли
государственная власть, собственность, брак, уважение к личности,
все искусства и все науки. «Самое интересное и ценное в человеке,
это — его идеалы и верования. Это же приложимо и к нациям и историческим
эпохам» (Джемс).
Религиозное
брожение — симптом жизни общества и знамение богатых жатв во всех
сферах.
2. Психология. Изучение религиозной психологии. Религия
— целесообразное установление, воспитательное средство. Дисциплина
внимания (молитва). Ритм.
Обряды
— организация эмоций и аффектов («плакальщицы»).
3. Психиатрия. Вред эгоизма. Эгоцентризм — основное
явление психопатологии. Полезность объективного, как выход из себя,
увлечение, идеализация. Помещение центра своей души в надеж ное
место. «Я ощущаю чье-то мощное и сладостное присутствие», «Бог окружает
меня, как физическая атмосфера, Он ближе ко мне, чем мое собственное
дыхание» (Джемс).
Терапия,
связь религии с невропатией.
Душевные
болезни — от задержки эмоций. Исповедь, с точки зрения медицины
— разряд эмоций. (Фрейд и его школа). Преодоление в религии эгоцентризма
и солипсизма. Любовь — якорь в объективное. Эгоизм как источник
болезней. «Боязнь — основное явление психопатологии» (Дюбуа). «Идеализм
— физиологический фактор» (Яроцкий). «Душевный мир — единственная
панацея».
Признание
одного доктора: «Я предписал моей больной исповедаться, и загадочные
припадки, против которых бессильно было трехмесячное пребывание
в водолечебнице, прошли после одного часа исповеди».
«Лучшее
лекарство от всех душевных болезней — радость» (Штокль). «Религия
—лучшая профилактика» (Дежерин и Гоклэр). Практичность религии,
ценность святости, вред греха. Сойти с ума — это значит потерять
какую-то твердую точку, закружиться в солипсизме. Противоположение—молитва,
Бог, любовь, объективное.
Таким образом,
мы видим, что христианство открыто внерелигиозной Европой как могучее
профилактическое средство.
|