ТОЛКОВАНИЕ НАШЕГО СВЯТОГО ОТЦА
ИОАННА ЗЛАТОУСТА,
АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЯ,
НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА.
БЕСЕДА LXXIX
Егда же приидет Сын человеческий в славе Отца Своего, и вси святии ангели с
Ним, тогда сядет, сказано, на престоле славы Своея (Матф. XXV, 31), и отделит
овец от козлов. Одних восхвалит за то, что они Его алчущаго накормили, жаждущаго
напоили, когда был Он странником, ввели в дом, когда был наг, одели, когда был
болен, призрели, когда был в темнице, посетили, - и даст им царство; а других,
обвинив в противоположных поступках, пошлет в огонь вечный, уготованный дьяволу
и ангелам его [1] (Матф. XXV, 32-36, 41). |
1. Сладчайшие слова эти,
которые никогда не оставляем в уме, должны мы выслушать теперь со всем тщанием
и умилением, так как этими словами заключается и самая беседа Христа. Он придает
великое значение человеколюбию и милостыне. Поэтому и в предшествующих словах
говорил о том различным образом, и здесь говорит, но уже гораздо явственнее и
сильнее, представляя не два или три, ни даже пять лиц, но целую вселенную. Правда,
и прежде, говоря о двух лицах, Он разумел не два лица, а две стороны: одну послушных,
а другую непослушных. Но здесь Он предлагает нам о том слово и более страшное,
и более торжественное. Вот почему и не говорит уже: уподобися царствие небесное
(Матф. XXV, 1); но прямо указывает на самого Себя, говоря: егда же приидет
Сын человеческий во славе Своей. Ныне Он явился в бесславии, поношении и поругании;
а тогда сядет на престоле славы Своей. И часто упоминает о славе. Так как приближалось
время крестной Его смерти, которая считалась позорною казнью, то Он возводит ум
слушателя к высшему, представляя взору его судилище и всю вселенную. И не от этого
только слово Его становится страшным; но и от того, что небеса представляются
опустевшими. Ведь, говорит Он, ангелы будут при Нем, и будут свидетельствовать,
сколько они служили, будучи посылаемы от Господа для спасения людей. И во всех
отношениях день тот будет ужасен. Соберутся, говорит Он далее, вси языцы,
то есть, весь род человеческий. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь
овец (ст. 32). Ныне не разделены, но смешаны все; а тогда будет разделение,
и самое точное. Сперва Он разделяет их местами, и обнаруживает каждого; а потом
и самыми наименованиями показывает внутреннее расположение каждого, называя одних
козлищами, а других овцами, и показывая, что первые не приносят никакого плода,
- так как от козлов не может быть ни малого плода, - а последние - обильный плод,
- так как овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего
вовсе не доставляет козел. Впрочем, бессловесные животные не приносят плода, или
приносят его, по своей природе, а люди - по произволу. Потому те из них, которые
не приносят плодов, подвергаются мукам, а приносящие плод получают венцы.
Господь не прежде подвергает
грешников мукам, чем рассудится с ними, почему, разместив их, и произносит обвинения.
Они отвечают ему с кротостью, но уже без всякой для себя пользы; и это вполне
справедливо, так как они пренебрегли то, чего всего более Он желал. Ведь и пророки
везде говорили: милости хощу, а не жертвы (Ос. VI, 6), и Законодатель возбуждал
к тому всеми мерами, и словом, и делом, да и самая природа учила тому. Заметь
при этом, что у осуждаемых не было не одной или двух только добродетелей, но всех.
Они не только не напитали алчущего, не одели нагого, но даже, что гораздо легче
было исполнить, и больного не посетили. Смотри также, как легки Его заповеди.
Он не сказал: Я был в темнице, и вы освободили Меня; Я был болен, и вы воздвигли
Меня с одра болезни; но сказал: посетисте Мене, приидосте ко Мне. Но и
тогда, как Он алкал, не трудно было исполнить Его требование. Он просил не пышной
трапезы, но только самого нужного, пищи необходимой, и притом просил с мольбою.
Таким образом все делало их достойными наказания: и удобоисполнимость просьбы,
так как Он просил хлеба; и жалобный вид просящего, так как Он был нищ; и естественное
сострадание, так как Он был человек; и привлекательность обещания, так как обещано
царство; и страх наказания, так как угрожала геенна; и достоинство получающего,
так как сам Бог принимал в лице нищих; и величие чести, так как удостоил снизойти;
и законность подаяния, так как Он принимал Свое. Но при всем том сребролюбие совершенно
ослепило плененных им, даже и при столь великих угрозах. И как выше сказал Он,
что не принимающие бедных будут наказаны более, нежели содомляне, так и здесь
говорит: понеже не сотвористе единому сих меньших братий Моих, ни Мне
сотвористе (Матф. XXV, 45). Что ты говоришь? Они твои братья? И почему их
называешь меньшими братиями? Потому они братья, что уничижены, что нищи, что отвержены.
Таковых Он в особенности призывает в Свое братство, то есть, незнаемых, презираемых,
разумея не одних только монахов и живущих в горах, но и всякого верующего. Он
хочет, чтоб и мирской человек, когда жаждет, алчет, наг или странствует, получал
от нас всякое пособие. Крещение и общение в божественных тайнах соделывает нас
братьями.
2. Затем, чтобы ты и с другой
стороны видел справедливость приговора, Он еще прежде восхваляет тех, которые
надлежащим образом исполнили свое дело, и говорит: приидите благословеннии
Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие прежде сложения мира; взалкахся
бо и дасте Ми ясти, и проч. (ст. 34-35); чтобы осуждаемые не сказали, что
они ничего не имели, Он осуждает их, указывая на товарищей, подобно тому как осуждает
и дев, указывая на дев, раба упивающегося и объедающегося - указывая на раба верного,
раба скрывшего свой талант - указывая на раба представившего два таланта; и вообще,
осуждает каждого грешника, указывая на исполнивших свои обязанности. И это сравнение
берется иногда от равного, как, например, здесь и в притче о девах; иногда от
большего, как, например, когда говорится: мужие Ниневитстии востанут и осудят
род сей, потому что поверили проповеди Иониной, и се боле Ионы. И царица южская
осудит род сей, яко прииде слышати премудрость Соломонову, и се боле Соломона
(Матф. XII, 41, 42). И опять от равного: тии будут вам судии (Там же ст.
27); и опять от большего: не весте ли яко ангелов судити имамы, а не точию
житейских (1 Кор. VI, 3)? Что касается до настоящего места, то Христос берет
здесь сравнение от равного; богатых сравнивает с богатыми и нищих с нищими. Но
справедливость Своего приговора над осуждаемыми Он объясняет не только тем, что
подобные им рабы, при тех же обстоятельствах, исполнили свои обязанности; но и
тем, что осуждаемые оказались непослушными даже и в том, в чем бедность нисколько
не служила препятствием, как, например, когда нужно им было напоить жаждущего,
придти к находящемуся в темнице, посетить больного. Восхвалив тех, которые исполнили
свои обязанности, Спаситель открывает, какую любовь Он имел к ним от века: приидите,
говорит Он, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие
прежде сложения мира. С какими благами может сравняться это наименование -
благословенные, и притом благословенные от Отца? И за что удостоились они такой
чести? Какая тому причина? Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте
Мя, и проч. Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не сказал:
приимите, но - наследуйте, как свое собственное, как отеческое, как ваше,
как от века вам принадлежащее. Прежде чем вы стали существовать, говорит Он, это
уже было для вас уготовано и устроено, так как Я знал, что вы будете таковыми.
И за что они получают такую награду? За кров, за одежду, за хлеб, за холодную
воду, за посещение, за приход в темницу. Всюду требует Он необходимого; а иногда,
впрочем, и не необходимого, потому что, как я сказал, больной и находящийся в
темнице требуют без сомнения не только посещения, но один - освобождения еще от
уз, а другой - от болезни. Однако Господь, будучи снисходителен, требует от нас
того, что нам по силам, и даже гораздо менее этого, предоставляя самим нам ревновать
о большем. А осуждаемым говорит: идите от Мене проклятии, - не от Отца,
так как не Он проклял их, но собственные их дела, - во огнь вечный, уготованный
не вам, а диаволу и аггелом его. Когда говорил Он о царствии, то, сказав:
приидите благословеннии, наследуйте царствие, присовокупил: уготованное
вам прежде сложения мира; а говоря об огне, сказал не так, а присовокупил:
уготованное диаволу. Я царство готовил вам, говорит Он, огонь же не вам,
но диаволу и аггелом его; но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и
вините сами себя. И не только в этих, но и в следующих словах Он, как бы в оправдание
пред ними Себя, представляет и причины их осуждения: взалкахся бо, и не дасте
Ми ясти (ст. 42). Если бы даже пришел враг, то не сильны ли бы были страдания
его тронуть и преклонить самого немилосердого? Голод, холод, узы, нагота, болезнь,
бесприютное блуждание всюду - и этого довольно к прекращению вражды. Но вы не
поступили так и с другом - с другом-благодетелем и Владыкою. Мы часто трогаемся,
видя и пса алчущим, преклоняемся, видя и зверей в нужде; а ты, видя своего Владыку,
не преклоняешься? Чем можно извинить это. Да если бы это только и было, не достаточно
ли бы было и этого к вознаграждению? Я не говорю о том, что (оказав благодеяние)
ты услышишь пред лицом вселенной столь радостный глас от Седящего на престоле
Отца и получишь царство; но и то, что ты оказал благодеяние, не довольно ли вознаграждает
тебя? А теперь пред лицом вселенной, при явлении этой неизреченной славы, сам
Господь провозглашает и увенчивает тебя, признает тебя питателем и странноприимцем,
и не стыдится говорить это, чтобы венец твой сделать более блистательным. Поэтому-то
те праведно наказываются, а эти увенчиваются по благодати, хотя бы они оказали
и бесчисленные благодеяния, все же дарование им за столь маловажное и ничтожное
- неба, царства, и столь великой чести - есть дар щедрот благодати. И бысть,
егда сконча Иисус словеса сия, рече учеником Своим: весте, яко по двою дню Пасха
будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие (Матф. XXVI, 1, 2). Опять
благовременно Христос упоминает о страдании, после того как сказал о царстве,
о будущем воздаянии и о вечном мучении; Он как бы так сказал: для чего бояться
вам зол кратковременных, когда ожидают вас такие блага?
3. Здесь обрати внимание на
то, каким новым способом Христос скрывает в первых из упомянутых слов то, что
могло особенно опечалить учеников Его. Он не сказал: вы знаете, что чрез два дня
Я предан буду; но что? весте, яко по двою дню Пасха будет, и после этого
уже прибавил, что Он предан будет на пропятие, - показывая, что имеющее
совершиться есть таинство, праздник и торжество о спасении вселенной, и что Он
идет на страдание, все предвидя. Поэтому, так как уже достаточно было одного этого
для утешения их, Он ничего не говорит теперь о Своем воскресении, потому что излишне
было снова говорить о нем, после того как уже было сказано о том так много. Кроме
того, упоминая о древних благодеяниях, доставленных Пасхою иудеям в Египте, Он,
как я сказал, показывает тем, что и это самое страдание избавляет от бесчисленных
зол. Тогда собрашася архиерее и книжницы и старцы людстии во двор архиереов,
глаголемаго Каиафы, и совещаша, да Иисуса лестию имут и убиют. Глаголаху же: но
не в праздник, да не молва будет в людех (ст. 3-5). Видишь ли необыкновенное
расстройство в делах иудейских? Предпринимая дела беззаконные, они идут к первосвященнику,
надеясь получить дозволение там, где надлежало бы ожидать препятствий. И сколько
же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много.
Отсюда очевидно, что дела иудеев в это время начинали приходить в упадок. Моисей,
как я сказал, повелел быть одному первосвященнику, и когда этот умрет, тогда быть
другому, и временем жизни первого определял время изгнания ненамеренных убийц.
Почему же тогда много было первосвященников? Потому что в последнее время они
были избираемы каждогодно. Это показывает евангелист, когда, говоря о Захарии,
сказал, что он был от дневныя чреды Авиани (Лук. I, 5). Итак, здесь говорится
о тех первосвященниках, которые были прежде первосвященниками. О чем же они совещались?
О том ли, чтобы Иисуса тайно взять, или о том, чтобы убить Его? О том и другом
вместе. Они боялись народа, почему и ждали, пока пройдет праздник: глаголаху
бо, да не в праздник. Дьявол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, для
того, чтобы страдание Его не сделалось известным; а они - чтобы не сделалось возмущения.
Заметь: они боятся не гнева Божия и не того, что время праздника может увеличить
их злодеяние, но везде - опасностей со стороны людей. Впрочем, кипя гневом, они
снова переменили свое намерение. Сказав: да не в праздник, потом, найдя
предателя, они не ждали времени, но совершили убийство в праздник. Почему же они
взяли Его в это время? Потому что и гневом кипели, как я сказал, и надеялись Его
найти в то время, и во всем действовали, как ослепленные. Правда, сам Он воспользовался
злобою их для совершения Своего служения; но они поэтому не безвинны, а достойны
бесчисленных мучений за то, что действовали по собственному намерению. Притом
в то самое время, когда надлежало бы дать свободу всем, даже и виновным, они убили
Праведника, Который оказал им бесчисленные благодеяния, и Который для них оставил
до времени и язычников. Но какое человеколюбие! Таким преступным (упорным) и исполненным
всяких неправд людям Он опять предлагает спасение, посылает апостолов на смерть
за спасение их, и чрез апостолов молит их. По Христе бо молим (2 Кор. V,
20). Имея такие примеры, я не говорю: умрем за врагов, - хотя требовалось бы и
это; но так как мы крайне немощны, то я говорю пока: не будем по крайней мере
завидовать друзьям, не будем ненавидеть благодетелей; не говорю пока: станем благотворить
злодеям, - хотя сильно желал бы и этого; но так как сердце ваше грубо, по крайней
мере не будем мстить. Ужели мы здесь как на зрелище, ужели наша жизнь - игра?
Почему же вы действуете иногда совершенно противно заповедям? Не без цели изображены
как все другие, так и те, достаточные для вразумления иудеев, действия, какие
совершил Христос в самых страданиях; но для того, чтобы ты подражал благости и
последовал Его человеколюбию. Он и пришедших против Него поверг ниц, и ухо раба
исцелил, и кротко говорил с ними, и будучи на кресте совершил великие чудеса:
помрачил лучи солнца, разверз камни, воздвиг умерших; устрашил жену судии сновидениями,
на самом суде явил совершенную кротость, которая не менее чудес могла привлечь
их; многое предсказал на судилище, и на самом кресте воскликнул: Отче! отпусти
им грех (Лук. XXIII, 34)! Да и после погребения сколько сделал для их спасения?
А по воскресении, не тотчас ли Он призвал иудеев? Не даровал ли им отпущения грехов?
Не оказал ли им бесчисленных благодеяний? Что неожиданнее этого? Те, которые распинали
Его, которые дышали убийством, после того, как распяли Его, соделались сынами
Божиими. Что может сравниться с такой заботливостью? Слыша это, устыдимся, что
мы так далеки от Того, Кому заповедано нам подражать. Познаем хоть то, как велико
это расстояние, чтобы по крайней мере могли мы обвинять самих себя за то, что
находимся во вражде с теми, за которых Христос положил душу Свою, и не желаем
примириться с теми, для примирения с кем сам Он не отказался вкусить смерть. Или
и здесь издержки, и трата денег, чем вы отговариваетесь от подаяния милостыни?
4. Подумай, как много ты виновен
и не только не отказывай в прощении обидевшим тебя, но сам спеши к огорчившим
тебя, чтобы и у тебя было основание получить прощение, чтобы найти извинение собственных
твоих неправд. Язычники, не ожидая никаких великих благ, часто поступали в таких
случаях благоразумно; а ты, имея в виду такие надежды, отказываешь в прощении
и медлишь, и не решаешься заблаговременно из повиновения закону Божию совершить
того, что со временем само собою сделается, но лучше хочешь, чтобы страсть погасла
в тебе без всякой для тебя награды, чем с наградою? Если страсть твоя от времени
и погаснет, то тебе никакой не будет из того пользы; напротив тебя ожидает великое
наказание, потому что ты не сделал по внушению закона Божия того, что сделало
время. Если ты скажешь, что воспоминание об оскорблении воспламеняет тебя гневом,
то вспомни, не сделал ли тебе какого-нибудь добра оскорбивший тебя; а вместе подумай,
сколько зла замышлял ты сам против других? Он тебя злословил и бесчестил? Представь,
что и ты иных злословил. Как же получишь ты прощение, когда сам другим в нем отказываешь?
Но ты никого не злословил? За то ты слушал, как другого злословили и соглашался.
А и это не безгрешно. Хочешь ли знать, как хорошо прощать обиды, и как много это
приятно Богу? Он наказывает тех, которые радуются, когда видят справедливо наказываемых
Им, - потому что хотя они и праведно наказываются, но тебе не должно радоваться.
И пророк, обличив многие неправды, присовокупил: не страдаху ничесоже в сокрушении
Иосифове (Амос. VI, 6); и еще: не изыде сущая в Сенааре плакатися дому
сущаго близ ея (Мих. I, 11). Хотя Иосиф, то есть, колена от него происшедшие,
и другие соседние с ними, были наказаны по определению Божию, но Он хочет, чтобы
мы сострадали и им. Если мы, будучи злы, когда наказываем раба и видим, что кто-либо
из товарищей его смеется, еще более раздражаемся и обращаем гнев свой против последнего,
то тем более Бог накажет тех, которые радуются, видя наказываемых Им. А если должно
жалеть, а не нападать на тех, которые наказываются от Бога, то тем более должно
жалеть тех, которые согрешают против нас. Это - знак любви, а любовь Бог всему
предпочитает. Как в царской багрянице почитаются драгоценными те цвета и краски,
которые украшают хламиду, так точно и здесь драгоценны те добродетели, в которых
содержится любовь. А ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным
пред нами. Разве Бог не имеет попечения и об обиженных? Не посылает ли Он обидевшего
к обиженному? Не отсылает ли его к нему от самого алтаря, и не призывает ли его
к трапезе после примирения (Матф. V, 23)? Впрочем, поэтому тебе еще не надобно
дожидаться, пока он к тебе придет; иначе ты все потерял. Для того особенно Бог
и назначает тебе великую награду, чтобы ты предварил его; так что если ты примиришься
по его прошению, то любовь будет плодом уже не повеления Божия, но усердия обидевшего,
- почему ты и остаешься неувенчанным, тогда как тот получает награду. Что ты говоришь?
Ты имеешь врага, и не стыдишься? Не довольно ли нам и дьявола, чтобы еще приобретать
себе врагов из среды подобных нам? О, если бы и он перестал враждовать против
нас! О, если бы и он Не был дьяволом! Ты не знаешь, как велико удовольствие после
примирения? Что нужды, если не обнаруживается оно ясно, во время самой вражды?
Только по прекращении вражды можно хорошо узнать, что гораздо приятнее любить
оскорбившего, чем ненавидеть.
5. Для чего же нам подражать
людям неистовым, пожирающим друг друга и враждующим против собственной плоти?
Послушай, как сильно сказано о том и в ветхом завете: путие злопомнящих в смерть
(Притч. XII, 28). Человек на человека сохраняет гнев, а от Бога ищет
исцеления (Сир. XXVIII, 3). Но Бог позволил мстить: око за око, и зуб за
зуб (Исх. XXI, 24): почему же в таком случае Он ставит это в вину? Потому,
что Он позволил это не для того, чтобы мы в самом деле так поступали по отношению
друг к другу, а чтобы из страха наказания и не осмеливались на обиды. Притом же
такое мщение свойственно гневу кратковременному, а злопамятность свойственна душе
объятой злостью. Тебе причинили зло? Но оно отнюдь не так велико, как то, которое
ты сам себе причиняешь злопамятством. Кроме того человеку доброму и невозможно
нанести никакого вреда. Представим себе, что кто-нибудь, имея детей и жену, ведет
жизнь совершенную; пусть будет у него много и случаев получить вред; пусть обладает
он громадными богатствами, властью, множеством друзей, наслаждается почестями,
и однако ведет жизнь совершенную (это должно прибавить), - и представим, что его
постигают бедствия. Пусть напр. какой-нибудь злой человек причинил ущерб его имуществу:
но что это значит для того, кто ни во что вменяет имение? Пусть убил детей его:
но что значит это для того, кто уверен в воскресении мертвых? Пусть умертвил жену
его: но что значит это для того, кто научился не плакать об умерших? Пусть обесчестил
его: но что значит это для того, кто все настоящее представляет цветом травным?
Пусть изранил он, если хочешь, даже тело его, и ввергнул его в темницу: но что
и это значит для того, кто знает, что аще и внешний наш человек тлеет, но внутренний
обновляется (2 Кор. IV, 16), и что скорбь соделывает искусство (Рим.
V, 3)? Я уверен, что такой человек не потерпит никакого вреда, а напротив, как
пред этим объяснено, получит пользу: он обновится и сделается искусным. Итак,
не будем мучить себя обидами других, причиняя тем сами себе вред, и расслабляя
свои душевные силы. Мучение происходит не столько от злобы ближних наших, сколько
от нашего малодушия. Поэтому-то, если кто обидит нас, мы плачем и предаемся унынию;
если похитит у нас что-нибудь, мы испытываем тоже самое, подобно малым детям,
которых сверстники их, более резвые, раздражают, смущая не чем-нибудь важным,
а пустяками, и если увидят, что те на них гневаются, то не перестают им досаждать,
а если увидят, что смеются, то от них отступают. Но мы бессмысленнее и детей,
- плачем о том, чему бы должны смеяться. Поэтому умоляю вас, оставим такие детские
чувства; будем стремиться к небесному. Христос хочет, чтобы мы были мужами, и
мужами совершенными. То же заповедал и Павел, говоря: братие, не дети бывайте
умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. XIV, 20). Итак, будем младенцами на злое,
и избегая греха, будем держаться добродетели, чтобы сподобиться вечных благ, благодатию
и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки
веков. Аминь.
[1] Здесь Св. Златоуст
излагает сокращенно содержание 32-41 ст. XXV гл. Евангелия от Матфея.
|