Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
ВСЕМИРНЫЙ СЪЕЗД ХРИСТИАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Амстердам 24 июля — 2 августа 1939 г.
Зернов Н. Всемирный съезд Христианской Молодежи // Путь. 1939-1940. № 61 (октябрь 1939 — март 1940). С. 22—25.
Съезд в Амстердаме оказался поворотным пунктом в истории Экуменического Движения. Он был значительный и полон вдохновения, его можно сравнить со съездами в Стокгольме (1925) и в Лозанне (1927), на которых началась работа по сближению Церквей.
Сам факт созыва съезда накануне возобновления мировой войны свидетельствовал о дерзновении тех, кто был ответственен за его подготовку. *)
Тот же дух бодрости и вера в победоносную силу Христианства вдохновили работу и самого съезда. Благодаря им все внешние и внутренние препятствия были преодолены, и он успешно осуществил свою задачу передать молодому поколению Христиан результаты, добытые на съездах в Оксфорде, Эдинбурге (1937) и Мадрасе (1938).
Первое, что поражало в Амстердаме, была подлинная молодость его участников. Среди тех 1400 делегатов, которые съехались в Голландию со всех концов мира, молодежь до 25-летнего возраста составляла более 80 процентов. Это не было собрание руководителей и наставников юношеских организаций, а действительным смотром нового поколения членов Христианских Церквей.
Не менее оправдано было притязание Амстердама на наименование Экуменического Съезда. На нем было представлено 73 различных национальности, и достаточно было взглянуть на любую группу его участников, чтобы понять, что Хри-
*) Съезд в Амстердаме был подготовлен Христианским Союзом молодых людей, Христианским Союзом молодых женщин, Студенческой Христианкой Федерацией и Советом Международного Сотрудничества при помощи Христианских Церквей; последняя организация пригласила на Съезд в Амстердам членов всевозможных церковных объединений молодежи.
22
стианство перестало наконец быть религией белой расы, а нашло своих последователей среди народов всей земли. Не менее представителен он был и с точки зрения вероисповеданий. Все наиболее значительный Протестантские секты послали на него своих делегатов, то же сделали и различный ветви Англиканской Церкви. Православная Церковь и другие Восточные христиане занимали на нем тоже видное место. *) Римская Церковь официально не участвовала на съезде, но среди его членов было несколько Римо-Католиков.
Эта молодость и разноплеменность членов съезда придали Амстердаму с самого начала тот размах и то творческое вдохновение, которые только после многих усилий достигались на предыдущих съездах, состоявших из убеленных сединами богословов, с трудом открывавших свои умы и сердца на новые струи мыслей и чувств.
Особенно многочисленная делегация (более 400 человек) молодежи Северной Америки была воистину озарена верой и энергией, свойственной молодости. Они принесли с собою ту жизненную силу, которой в гораздо меньшей степени обладали представители европейских стран. Можно сказать, что без Американской делегации съезда, в Амстердаме был бы духовно и материально невозможен. В эти годы заката Европы, было бы хорошо еще раз убедиться, что Христианство пустило глубокие корни и в других частях света, и его судьбы не связаны с одной лишь Европой.
Но эта молодость и вдохновение участников съезда не делали их беспочвенными мечтателями. Весь тон его работы был трезв и реалистичен и это было несомненно его главным достижением. Современное поколение Христианской молодежи повсюду освободилось от тех розовых иллюзий, которыми питалась молодежь еще 10 лет тому назад. Она поняла всю серьезность положения и уже не пытается перестроить мир на основе отвлеченных теорий. Мысль нового поколения Христиан сосредоточена вокруг причин, вызвавших кризис Христианской культуры, и она безбоязненно подошла к изучению своих собственных недугов. Не было ничего более доказательного для настроений молодежи, съехавшейся в Амстердам, чем выбор тем для групповых занятий. Каждый из его участников должен был избрать один из следующих семи предметов изучения.
*) На съезде в Амстердаме было около 100 делегатов Православной Церкви. Среди них были — русские, румыны, сербы, болгары, финны, эстонцы, латвийцы и представители Православной Церкви в Америке, Отсутствие греков было обусловлено политическими событиями, не позволяющими выезда из Греции молодежи.
23
1) Христианская молодежь и мир наций.
2) Христианская молодежь и социальные вопросы.
3) Христианская молодежь и ее отношение к народу и к государству.
4) Вопросы воспитания.
5) Расовый вопрос.
6) Христианская семья и брак.
7) Церковь, ее природа и ее миссия.
Неожиданно для всех большая половина съезда избрала последний, 7-ой, вопрос. Меньшая же часть его участников распределилась среди остальных 6 тем. Подобное решение означает коренной поворот в настроениях широких кругов верующей молодежи.
(Вместо того, чтобы увлечься обсуждением общих вопросов переустройства мира, их внимание оказалось сосредоточенным на изучении места Церкви в жизни человечества. Это был возврат, к Христианскому реализму, отказ от сентиментального индивидуализма, который царил среди Христиан с начала 19-го века. Глубокие внутренние сдвиги, происшедшее среди нового поколения членов Церкви сказались также и в молитвенной жизни съезда. В первый раз в истории Экуменического Движения Евхаристия была включена в программу съезда. Она была отслужена 4 раза согласно Православному, Англиканскому, Лютеранскому и Кальвинистическому обряду. Этот разрыв с традицией внеконфессионального богослужения, установившейся на предыдущих съездах, означал победу Литургического движения и внутри Экуменизма. Мысль сделать Евхаристию священным сосредоточением работы по соединению Христиан возникла внутри Англо-Православного Содружества имени Преп. Серия Радонежского и Св. Муч. Албания. Она уже принесла многочисленные плоды и открыла новый путь для сближения Христиан не через подчинения одних другим, а через духовное покаяние и духовный рост. Благодаря участию нескольких членов Содружества в подготовительной работе по созыву Амстердама, удалось после долгой борьбы включить Евхаристию в план жизни съезда. Для членов участие в Евхаристии, совершенной по обряду различных вероисповеданий было откровением трагической глубины современных разделений, но оно явилось также и залогом грядущего объединения Христианского мира в Лоне Единой Вселенской Церкви. Это был опыт, который потряс участников съезда и помог им лучше увидать тайну Церкви, как в ее разделении, так и в ее единстве.
Особенное впечатление произвела Православная Евхаристия, отслуженная в присутствии 2000 человек в понедельник
24
31 июля. Православное духовенство служило соборно, на трех языках — английском, французском и немецком. Хор проф. и. К. Денисова пел по-славянски. Большинство Православных участников съезда приобщалось. Для массы его членов это была первая встреча с Православием. Некоторых она вдохновила, других смутила, но она не оставила никого незатронутым или равнодушным.
В заключение хочется остановиться на участии русской делегации в работе Амстердама. Наше присутствие было более, чем значительно. Большинство русских имело за собой опыт ответственной церковной работы или через Русское Студенческое Христианское Движение или Англо-Православное Содружество. Поэтому хотя они съехались из семи различных стран, но они без всяких усилий сразу установили взаимное понимание и свое полное единство. Русские образовали звено между Западом и Востоком. Только благодаря им могла быть отслужена Православная Литургия и, таким образом, Сокровищница Восточной Церкви открылась перед Западными Христианами, ищущими полноты церковной жизни. Амстердамский съезд был поворотным пунктом в истории Экуменического Движения. Им закрылась его первая страница, состоявшая из предварительного знакомства друг с другом представителей различных вероисповеданий. На нем же наметили и установили путь сближения через углубленное понимание природы Церкви и благоговейное участие в таинстве Святой Евхаристии. Уже на съезде было очевидно, что страница перевернута, что Экуменическое Движение стоит перед началом новой главы. Это ощущение нашло свое подтверждение в событиях, разразившихся через месяц после окончания Амстердама. Новая эпоха, открывшаяся в Сентябре 1939 года, ставит новые задачи перед Христианским миром и Экуменическим Движением. Хорошо, что его участники смогли собраться вместе накануне грозных потрясений, отметить с благодарностью Богу этапы пройденного пути и с верой в Его помощь подготовиться к началу новой дороги, дороги, уходящей в неизвестное, к закрытому тяжелыми тучами будущему.
Новое поколение Христианской молодежи приняло от старших водителей знамя работы для восстановления единства Церкви и об этом может засвидетельствовать каждый бывший на съезде в Амстердаме.
Н. Зернов.
28. XII. 1939.
Лондон.
25