ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Том 1 кн. 2
СЛОВО О ПРОКЛЯТИИ.
Предлагаемое Слово составлено
св. Иоанном Златоустым по поводу образовавшихся в Антиохии отдельных обществ,
из которых одно состояло из преданных епископу Мелетию (мелетиан), другое - из
признававших своим епископом Павлина (павлиниан), третье - из ариан с епископом
Евзовием, и четвертое - из приверженцев неправославнаго Аполлинария Лаодикийскаго.
Так как во взаимных пререканиях иногда одни из них позволяли себе проклинать других,
то для прекращения соблазна в местной церкви святитель Иоанн вскоре по рукоположении
своем во пресвитера в 386 году и произнес это Слово, котораго полное заглавие
следующее: "о том, что не должно проклинать ни живых ни умерших".
  ПРЕЖДЕ беседуя с вами о познании непостижимаго
Бога и предложив много собеседований об этом [1],
я доказывал как словами Писания, так и разсуждениями естественнаго разума, что
совершенное познание Божества недоступно и для самых невидимых сил, - для тех
сил, которыя ведут невещественную и блаженную жизнь, и что мы, живущие во всегдашней
безпечности и разсеянности и преданные всяким порокам, (напрасно) усиливаемся
постигнуть то, что неведомо и для невидимых существ; мы впали в этот грех, руководствуясь
в таких разсуждениях соображениями собственнаго разума и суетною славою пред слушателями,
не определяя благоразумием границ своей природы и не следуя божественному Писанию
и отцам, но увлекаясь, как бурным потоком, неистовством своего предубеждения.
Теперь же, предложив вам надлежащую беседу о проклятии и показав важность этого
зла, считаемаго ничтожным, я чрез это загражду необузданныя уста и открою вам
недуг тех, которые употребляют проклятие, как случится. У нас дошло дело до такого
бедственнаго состояния, что, находясь в крайней опасности, мы не сознаем этого,
и не преодолеваем гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось пророческое
изречение: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания (Иса. I,
6). С чего же я начну говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей Господних,
или с вашей неразумной невнимательности и безчувственности? Но, когда буду говорить
об этом, не станут ли некоторые смеяться надо мною, и не покажусь ли я изступленным?
Не возопиют ли против меня, что я намереваюсь беседовать о таком прискорбном и
достойном слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь душою и терзаюсь
внутренне, видя такую безчувственность, когда наши дела превзошли преступления
иудеев и нечестие язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума, научившагося
божественному Писанию, и даже вовсе ничего не знающих из Писания, и с великим
стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, не разумеют ни яже глаголют,
ни о нихже утверждают (1 Тим. I, 7), невежественно дерзают преподавать одно
только свое учение и проклинать то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере
смеются над нами, - людей не заботящихся о доброй жизни, ни научившихся делать
добрыя дела.
  2. Увы, какия бедствия! Увы мне! Сколько праведников
и пророков вожделеша видети, яже видим, и не видеша, и слышати, яже слышим,
и не слышаша (Матф. XIII, 17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти слова,
увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо, если чрез ангелов возвещенное учение
было твердым, и всякое преступление и преслушание получало справедливое наказание,
то как мы избежим его, нерадея о таком спасении? Какая, скажи, цель евангелия
благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы
мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, которыя во всем совершеннее
повелений закона, особенно требуют от нас любви. В законе говорится: возлюбиши
ближняго своего, яко сам себе (Лев. XIX,18); а в новом завете повелевается
и умирать за ближняго. Послушай, что говорит сам Христос: человек некий схождаше
от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы возложше,
отъидоша, оставлше едва жива суща. По случаю же священник некий схождаше путем
тем, и видев его, мимоиде. Такожде и Левит, быв на том месте, пришед и видев,
мимоиде. Самарянин же некто грядый прииде над него, и видев его, милосердова:
и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот,
приведе его в гостинницу, и прилежа ему. И наутрия изшед изъем два сребренника,
даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему: и, еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся,
воздам ти. Кто убо от тех триех ближний мниттися быти впадшему в разбойники? Он
же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус: иди, и ты твори такожде
(Лук. X, 30-37). О чудо! Не священника, не левита назвал Он ближним, но того,
кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждаго, во многом богохульствовавшаго,
этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым. Таковы слова
Сына Божия; то же показал Он и делами Своими, когда пришел в мир и принял смерть
не за друзей только и близких к Себе, но и за врагов, за мучителей, за обманщиков,
за ненавидевших, за распявших Его, о которых Он прежде сотворения мира знал, что
они будут такими, и которых предвидя сотворил, победив предведение благостию,
и за них Он пролил собственную кровь, за них принял смерть. Хлеб, говорит
Он плоть моя есть, юже аз дам за живот мира (Иоан. VI, 51). И Павел говорит
в послании: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его (Римл.
V, 10); также и в послании к Евреям говорит, что Он за всех вкусил смерти
(Евр. II, 9). Если же сам Он так поступал, и Церковь следует этому образцу, каждый
день совершая молитвы за всех, то как ты осмеливаешься говорить свое? Ибо, скажи
мне, что значит то, что ты называешь проклятием (anaqema)?
Вникни в это слово, разсуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу его? В богодухновенном
Писании найдешь это слово произнесенным об Иерихоне: и будет град сей проклят
Господу сил (Иис. Нав. VI, 16). И у нас до настоящаго дня господствует всеобщий
обычай говорить: такой-то, совершив это, сделал приношение (anaqema)
такому-то месту. Итак, что значит слово: анафема? Оно говорится и о каком-либо
добром деле, означая посвящение Богу. А изрекаемое тобою "анафема" не то ли значит,
чтобы такой-то был предан диаволу, не имел участия во спасении, был отвержен от
Христа?
  3. Но кто ты, присвояющий себе такую власть
и великую силу? Тогда сядет Сын Божий, и поставит овцы одесную, а козлища
ошуюю (Матф. XXV, 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой
удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные
благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви,
как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание
и соболезнование, как бы при отнятии поврежденнаго члена. Посему и Христос назвал
это исторжением праваго глаза (Матф. V, 29), выражая сожаление отлучающих. Поэтому
они, будучи строго исполнительными как во всем другом, так и в этом деле, обличали
и отвергали ереси, но никого из еретиков не подвергали проклятию. И апостол, как
видно, по нужде в двух только местах употребил это слово, впрочем не относя его
к известному лицу; именно в послании к Коринфянам он сказал: аще кто не любит
Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. XVI, 22); и еще: аще
кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. I, 9). Почему
же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить
такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти
Господней, и предупреждаешь суд Царя? Хотите ли знать, что сказал один святой
муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя
тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую
багряницу простолюдин - и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так,
говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной
анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинство Сына Божия
[2]. Или вы считаете маловажным - прежде
времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно
отлучает от Христа. Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят
они, имеет в себе диавола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетною
лестию ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно
учитель его, произведший разделение в церкви, - разумея Павлина или Аполлинария.
Различия между тем и другим они но большой части не касаются, ловко избегая новаго
разделения и служа доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах грубейшаго
предубеждения. Но ты поучай, с кротостию наказующе противныя, еда како даст
им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени
от него в свою его волю (2 Тим. II, 25, 26). Простри сеть любви, не для того,
чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому
добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания,
и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшаго в
ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее -
несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это
наставление, то, по изречению пророка, он жизнию поживет, и ты избавиши душу
твою (Иез. III, 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе
не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостию,
чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, - без ненависти, без отвращения,
без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай
и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это - великая польза, это - великое
приобретение, чтобы любить и доказать, что ты - ученик Христов. О сем,
говорит Господь, разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между
содою (Иоан. XIII, 35), а без нея ни познание таин Божиих, ни вера, ни пророчество,
ни нестяжательность, ни мученичество за Христа не принесут пользы, как объявил
апостол: аще, говорит он, вем тайны вся, и весь разум, и имам веру,
яко и горы преставляти, любве же не имам, никая польза ми есть: и аще языки ангелскими
глаголю, и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве
же не имам, ничтоже есмь: любы милосердствует, не гордится, не ищет своих си,
вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (1 Кор. XIII, 1-7).
  4. Никто из вас, возлюбленные, не показал такой
любви ко Христу, как эта святая душа (Павла); никто из людей, кроме его, не осмелился
произнести таких слов. Сама душа его горела, когда он говорил: исполняю лишение
скорбей Христовых во плоти моей (Кол. I, 24); и еще: молилбыхся сам аз
отлучен быти от Христа по братии моей (Римл. IX, 3); и еще: кто изнемогает,
и не изнемогаю (2 Кор. XI, 29)? И однако, имея такую любовь ко Христу, он
никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек
бы к Богу столько народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению, бичеванию,
заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая,
умоляя. Так, прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он
не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал:
вы все почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех.
Но что? Проходя, говорит он, и соглядая чествования ваша, обретох и
капище, на немже бы написано: неведомому Богу: Его же убо неведуще чтете, сего
аз проповедаю вам (Деян. XVII, 23). О дивное дело! О отеческое сердце! Он
назвал богочтительными еллинов - идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому,
что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут
Бога, быв сами уверены в этом. Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами
и самого себя. Если Господь, предвидящий расположение каждаго и знающий, каков
будет каждый из нас, сотворил этот (мир) для того, чтобы вполне показать дары
и щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил и их общих благ, желая,
чтобы все подражали Ему; то как ты делаешь противное, ты, который приходишь в
церковь и приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он трости сокрушены
не преломил и льна курящася не угасил (Иса. XLII, З)? Что это значит? Послушай:
Иуду и подобных ему падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя, предавшись
заблуждению. Не за неведение ли народа мы приносим моления? Не за врагов ли, ненавидящих
и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем
вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство
предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению:
кого Отец избрал, тех Он сподобил со властию служить братиям своим. Итак, исполняя
это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого
ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни,
или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто
еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а
если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он своему Господеви стоит
или падает (Римл. XIV, 4), не находясь более под властию человеческою. Притом
опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает
и меру ведения и степень веры. Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какия
слова он подпадет обвинению или как оправдает себя в тот день, когда Бог будет
судить сокровенныя дела людей. Поистине не испытани судове Его, и не изследовани
путие Его: кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть (Римл. XI,
33-35; Иса. XL, 13)? Неужели никто из нас, возлюбленные, не думает, что мы сподобились
крещения, и никто не знает, что будет некогда суд? Что я говорю: суд? О самой
смерти и исходе из тела мы не помышляем от ослепившей нас привязанности к предметам
житейским. Отстаньте, увещеваю вас, от такого зла. Вот я говорю и свидетельствую
пред Богом и избранными ангелами, что в день суда оно будет причиною великаго
бедствия и невыносимаго огня. Если в притче о девах людей, имевших светлую веру
и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела их, отверг от чертога за недостаток
милосердия (Матф. XXV, 11); то как мы, живущие в совершенной безпечности и немилосердно
поступающие с единоплеменниками своими, удостоимся спасения? Посему увещеваю вас,
не оставляйте без внимания этих слов. Еретическия учения, несогласныя с принятым
нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески
щадить и молиться об их спасении. О, если бы все мы, питая любовь к Богу и ближнему
и исполняя заповеди Господни, удостоились встретить небеснаго Жениха с елеем и
горящими светильниками в день воскресения, и представить Ему многих, обязанных
славою нашему состраданию, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Божия,
с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и всегда и во веки. Аминь.
[1]
Разумеются Слова против аномеев.
[2]
Подобныя мысли находятся в послании св. Игнатия Богоносца к Смирнянам, отд. 4-6.
СЛОВО НА НОВЫЙ ГОД.
Это слово сказано святителем
Иоанном Златоустым в Антиохии 1-го января 387 года по Р. Х., как с вероятностию
можно заключать из самаго его содержания, и потому помещается между его словами,
произнесенными в 386 и 387 годах. Полное его заглавие следующее: "Слово в Календы,
в отсутствии епископа антиохийскаго Флавиана, сказано против наблюдающих новомесячия
и совершающих ликования в городе, и на слова апостола: вся в славу Божию творите
(1 Кор. X, 31).
  КАК для хора нужен начальник и для общества
мореплавателей кормчий, так и сонм священников желал бы сегодня быть вместе с
своим архиереем и общим отцом. Но в хоре и на корабле за отсутствием начальников
часто многаго недостает для порядка и безопасности; а здесь не так; потому что,
хотя (епископ) не присутствует здесь телом, но присутствует духом; и ныне он с
нами, хотя сидит дома, равно как и мы с ним, хотя стоим здесь. Сила любви такова,
что она обыкновенно совокупляет и соединяет находящихся на далеком разстоянии
друг от друга. Того, кого любим, мы представляем себе каждый день, хотя бы он
жил на чужбине и был отделен от нас обширными морями; равно как того, кто нам
не нравится, хотя бы он находился близ нас, часто как бы совсем не видим. Так,
где есть любовь, там разстояние места нисколько не вредит; а где нет ея, там нет
никакой пользы от близости мест. Недавно, когда я говорил в похвалу блаженнаго
Павла, вы были в таком восторге, как бы видели его самого присутствовавшим с нами,
хотя тело его лежит в царственном городе Риме, а душа в руке Божией; праведных
же души в руце Божией, и не прикоснется их мука (Прем. III. 1); однако сила
любви представляла его пред вашими глазами. Хотел бы я и сегодня заняться тем
же предметом, но слово мое стремится к другим неотложным предметам, к сегодняшним
погрешностям всего города. Желающим слышать похвалы Павлу наперед должно сделаться
подражателями добродетелей Павла и достойными слышать о них. Итак, хотя нет с
нами нашего отца, но ободряясь его молитвами, я предложу вам поучение. Так и Моисей,
хотя телом не находился вместе с сражавшимися (израильтянами), но не менее, а
гораздо более сражавшихся способствовал победе, простертием рук подкрепляя своих
и приводя в трепет противников (Исх. гл. XVII). Как сила любви не останавливается
разстоянием мест, так и действие молитвы; но как любовь соединяет разлученных
друг от друга, так и молитва может принести величайшую пользу находящимся вдали
друг от друга. Итак, смело вступим в борьбу; ибо и нам теперь предстоит борьба
не с амаликитянами, напавшими, как в то время, и не с другими какими-либо варварами,
сделавшими набег, но с демонами, которые ходят торжественно по площади. Происходящия
сегодня дьявольския всенощныя гулянья, шутки, бранные крики, ночныя пляски и смешные
забавы хуже всякаго неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы
сокрушаться, плакать, стыдиться, как согрешившим, так и несогрешившим, одним смотря
на свои грехи, а другим смотря на безчиние братий, наш город веселится, красуется
и увенчивается; площадь, как любящая наряды и роскошная женщина, сегодня заботливо
украшается, облекаясь в золотыя и драгоценныя одежды, обувь и прочее тому подобное;
всякий мастеровой, выставляя на показ свои работы, старается перещеголять своего
товарища. Такое соревнование, хотя показывает ребяческий ум и душу неспособную
к великим и возвышенным помыслам, но не слишком большой влечет за собою вред:
есть только какое-то безразсудное рвение, навлекающее на соревнователей осмеяние.
Если ты хочешь украшать, то украшай не мастерскую, но твою душу, - не площадь,
но ум, чтобы ангелы дивились, и архангелы одобряли твое дело, и Владыка ангелов
наградил тебя Своими дарами, а хвастовство совершающееся ныне, возбуждает и смех
и зависть, - смех в тех, которые мыслят несколько выше, а зависть и великую ненависть
в тех, которые подвержены тем же болезням.
  2. Но, как я выше сказал, такое соревнование
заслуживает небольшаго порицания; а более всего прискорбны состязания, которыя
происходят сегодня в гостинницах и преисполнены распутства и великаго нечестия:
нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если
первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год
будет то же; а распутства потому, что на самом разсвете и женщины и мужчины, наполнив
стаканы и чаши вином, напиваются с великою неумеренностью. Это несообразно с нашим
любомудрием, сами ли вы делаете это, или позволяете делать другим, слугам, или
друзьям, или соседям. Неужели ты не слыхал слов Павла: дни смотряете, и месяцы,
и времена, и лета; боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас (Гал. IV, 10,
11)? Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не
только от безумия, но и от диавольскаго влияния происходить та мысль, будто в
делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность,
а на дневныя обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда,
как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь
делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, - потому что
день ото дня ничем не разнится, но - по нашему усердию или безпечности. Если ты
сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то - худ и неразлучен
с наказанием. Если ты будешь так разсуждать и так настраивать себя, совершая каждый
день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь
о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления
дней, то не будет тебе ничего добраго. Диавол, зная это и стараясь отклонить нас
от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастие и несчастие
приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый
день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным
и безполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется
теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству
самаго дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение,
и, считая труды свои то безполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную
и порочную. Зная это, мы должны избегать козней диавола, исторгать из души такое
убеждение, не наблюдать дней, не пренебрегать одним днем и не привязываться к
другому. Лукавый демон ухищряется против нас таким образом не только для того,
чтобы ввергнуть нас в нерадение, но чтобы и оклеветать и создания Божии, и вовлечь
души в нерадение и вместе в нечестие. Мы должны удаляться от этого, и ясно знать,
что нет зла, кроме одного греха, и нет добра, кроме одной добродетели и угождения
Богу во всем. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина,
но от назидательнаго слова. Вино производит бурю, а слово - тишину; вино причиняет
шум, а слово прекращает смятение; вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченный;
вино вселяет скорби, которых не было, а слово отгоняет и те, которыя были. Ничто
обыкновенно так не ведет к спокойствию и радости, как правила любомудрия - презирать
настоящее, стремиться к будущему, не считать ничего человеческаго постоянным -
ни богатства, ни власти, ни почестей, ни покровительства. Если ты научился так
мудрствовать, то не будет терзать тебя зависть, когда увидишь богатого, и когда
впадешь в бедность, не унизишься от бедности; и таким образом, будешь в состоянии
постоянно праздновать. Христианину свойственно праздновать не в известные месяцы,
не в первый день месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь провождать в приличном
ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Об этом послушаем Павла,
который говорит: темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства,
но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8). Итак, если у тебя чиста совесть,
то ты имеешь постоянный праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием
будущих благ; если же ты не спокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при
тысячах праздников и торжеств ты будешь чувствовать себя не лучше плачущих. Какая
мне польза от светлаго дня, когда душа моя помрачена укоризнами совести? Итак,
если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по
окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов;
сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут
и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали
добраго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях,
остальная жизнь клонится к старости.
  3. Так любомудрствуй при начале новых месяцев;
это приводи на память при годовых кругообращениях; станем помышлять о будущем
дне, чтобы не сказал кто-нибудь о нас того же, что сказал пророк об иудеях: исчезоша
в суете дние их, и лета их со тщанием (Псал. LXXVII, 33). Такой праздник,
о каком я сказал, постоянный, неожидающий круговращения годов, не ограничивающийся
известными днями, может равно праздновать и богатый и бедный; потому что здесь
не деньги нужны, не богатство, а одна добродетель. Нет у тебя денег? Но есть страх
Божий, сокровище лучшее всяких богатств, которое не повреждается, не изменяется
и не истощается. Посмотри на небо, на небеса небес, на землю, море, воздух, разнородных
животных, разнообразныя растения, на всю человеческую природу; помысли об ангелах,
архангелах, вышних силах; вспомни, что все это - богатство твоего Владыки. Быть
не может, чтобы слуга столь богатаго Владыки был беден, если Господь его милостив
к нему. Наблюдать дни несообразно с христианским любомудрием, но это - дело языческаго
заблуждения. Ты приписан к вышнему граду, принят в тамошнее гражданство, вступил
в общество ангелов, где нет света переходящаго во тьму, ни дня оканчивающагося
ночью, но всегда - день, всегда - свет. Туда будем стремиться непрестанно. Вышних
ищите, говорит (апостол), идеже есть Христос, одесную Бога седя (Колос.
III, 1). Ты не имеешь ничего общаго с землею, где есть течение солнца и круговращения
времен года и дней; но если ты живешь праведно, то и ночь для тебя становится
днем, равно как для тех, которые проводят жизнь в распутстве, пьянстве и невоздержании,
день обращается в ночной мрак, не потому, чтобы померкло солнце, но потому, что
ум их омрачен пьянством. Замечать дни, находить в них особенное удовольствие,
зажигать на площади светильники, плести венки, есть дело детской несмысленности;
а ты уже вышел из этой немощи, достиг мужескаго возраста и вписан в гражданство
небесное; не освещай же площади чувственным огнем, но озаряй ум твой светом духовным.
Тако да просветится, сказал (Господь), свет ваш пред человеки, яко да
видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. V,
16). Такой свет принесет тебе великое воздаяние. Не украшай венками дверей своего
дома, но веди такую жизнь, чтобы получить на свою голову от руки Христовой венец
правды. Ничего не должно делать напрасно, без цели; Павел заповедал делать все
во славу Божию. Аще убо ясте, говорит он, аще ли пиете, вся во славу
Божию творите (1 Кор. X, 31). Но как можно, скажешь ты, есть и пить во славу
Божию? Призови беднаго, участником твоей трапезы сделай Христа; и таким образом
ты ел и пил во славу Божию. И не только это делать во славу Божию заповедал апостол,
но и все прочее, как-то: выходить на улицу и оставаться дома; то и другое должно
быть для Бога. А как возможно, чтобы то и другое было для Бога? Когда ты приходишь
в церковь, когда участвуешь в молитве и духовном поучении, то тогда выход из дома
бывает во славу Божию. Также и дома оставаться можно для Бога. Как и каким образом?
Когда ты слышишь, что шум, безчиния, диавольския торжества, порочные и распутные
люди наполнили площадь, останься дома, удались от этого шума, и ты останешься
дома во славу Божию. Как оставаться дома и выходить из дома можно для Бога, так
можно (во славу Божию) и хвалить и обличать. Как можно, скажешь, хвалить кого-нибудь
или укорять во славу Божию? Вы иногда сидите в мастерских, видите, как проходят
мимо дурные и негодные люди, нахмурив брови, с надменным видом, в сопровождении
множества нахлебников и льстецов, в дорогих одеждах и пышных украшениях, люди,
похищающие чужое и любостяжательные; тогда, если кто скажет: как завидно их состояние,
как они счастливы! - такого укори, обличи, загради ему уста, жалей, плачь: это
значит укорять для Бога. Такая укоризна для сидящих вместе с тобою будет уроком
любомудрия и добродетели о том, чтобы не увлекаться вещами житейскими. Того, кто
сказал это, спроси: почему ты считаешь его счастливым? Потому ли, что у него чудный
конь, с позлащенною уздою, что у него много слуг, что он одет в светлую одежду,
и безмерно упивается и роскошествует каждый день? Но поэтому он несчастен и жалок
и достоин обильных слез. Я вижу, что в нем самом вы не можете ничего похвалить,
а хвалите все вне его: коня, узду, одежду; а все это - не он. Что же, скажи мне,
может быть горестнее того, когда конь его, узда коня, красота одежды и телесное
благообразие слуг возбуждают удивление, а в нем самом не находится ничего похвальнаго?
Кто может быть беднее того человека, который не имеет никакого собственнаго добра
и ничего такого, с чем бы мог отойти отсюда в (вечность), но украшается всем чужим?
Собственное наше богатство и украшение составляют не слуги, одежды и кони, но
добродетель души, богатство добрых дел и дерзновение пред Богом.
  4. Напротив, когда увидишь нищаго, пренебрегаемаго,
презираемаго, живущаго в бедности, но добродетельно; и когда сидящие с тобою назовут
его жалким: ты похвали его; и твоя похвала проходящему мимо будет наставлением
и увещанием к жизни честной и добродетельной. Если скажут: как он несчастен и
жалок! - ты скажи, что он блаженнее всех; потому что имеет Бога своим другом,
живет добродетельно, приобрел богатство никогда неоскудевающее, имеет чистую совесть.
Что за потеря для него, что нет денег, когда он получит в наследие небо и небесныя
блага? Если ты и сам будешь так мудрствовать и наставлять других, то получишь
и за укоризну и за похвалу великое возмездие; так как то и другое ты делал во
славу Божию. Что я не напрасно говорю это, что великое воздаяние уготовано от
Бога тем, которые так размышляют, и что великую добродетель составляет подобное
суждение о провождающих такую жизнь, послушай, что говорит пророк, и как он поставляет
в числе добродетелей обличение людей порочных и прославление боящихся Бога. Исчислив
прочия добродетели человека, имеющаго получить почести от Бога, и сказав, каков
должен быть тот, кто обитает во святом жилище Его; что он должен быть непорочен,
делаяй правду, не лукавнующий; и еще сказав: иже не ульсти языком своим,
и не сотвори искреннему своему зла, потом он присовокупляет: уничижен есть
пред ним лукавнуяй, боящияжеся Господа славит (Псал. XIV, 1-4); этим он показывает,
что к числу добродетелей принадлежит и то, чтобы презирать порочных и хвалить
и ублажать добродетельных. О том же говорит он и в другом месте: мне же зело
честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их (Псал. CXXXVIII,
17). Кого хвалит Бог, того ты не порицай; а Он хвалит того, кто живет праведно,
хотя бы он был и беден. Кого Бог отвращается, того не хвали; а Он отвращается
того, кто живет порочно, хотя бы он изобиловал богатством. Будешь ли хвалить кого
или порицать, делай то и другое согласно с волею Божиею. Можно и порицать во славу
Божию. Как? Мы часто досадуем на слуг наших; каким же образом можно порицать их
для Бога? Если ты видишь, что слуга, или друг, или кто другой из близких к тебе
пьянствует, крадет, ходит на зрелища, нерадит о своей душе, клянется, преступает
клятвы, лжет; то вознегодуй, накажи, вразуми, исправь его, и все это ты сделаешь
для Бога. Если же увидишь, что он виновен против тебя, нерадив в услужении тебе,
то прости его; и ты простишь для Бога. А ныне многие поступают напротив и с друзьями
и со слугами своими. Когда кто согрешит против них самих, тогда они делаются жестокими
и неумолимыми судиями; а когда кто оскорбляет Бога, и губит свою душу, то они
не обращают на это никакого внимания. Еще нужно ли приобрести друзей? Приобретай
для Бога. Нужно ли приобрести врагов? Приобретай для Бога. Но как можно приобретать
друзей и врагов для Бога? Если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать денег,
участвовать в трапезе, найти покровительство человеческое, но будем искать и делать
своими друзьями таких людей, которые могут всегда вразумлять нашу душу, давать
надлежащие советы, укорять за грехи, обличать за проступки, возстановлять после
падения и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу. Также можно и врагов
приобретать для Бога. Если ты видишь человека распутнаго, негоднаго, порочнаго,
зараженнаго нечистыми мнениями, угрожающаго причинить тебе падение и вред, то
отойди, отбеги от него, как повелел и Христос, сказав: аще око твое десное
соблажняет тя, изми е, и верзи от себе (Матф. V, 29), повелевая и таких друзей,
которые дороги для нас, как глаза, и необходимы в делах житейских устранять и
отвергать, если они вредят спасению нашей души. Если находишься в обществе и ведешь
длинную речь, делай и это для Бога; и если молчишь, молчи для Бога. А как можно
быть в обществе для Бога? Если ты, сидя там, будешь разговаривать не о житейских
делах, не о пустых, тщетных и нисколько не относящихся к нам, но о нашем любомудрии;
о геенне, о небесном царстве, а не о чем-нибудь излишнем и безполезном, например:
кто достиг власти, кто лишен власти, за что такой-то наказан, от чего такой-то
получил прибыль и разбогател, что такой-то по смерти оставил такому-то, почему
лишен наследства такой-то, думавший быть в числе первых наследников? - и прочем
тому подобном. Об этом и сами мы не будем разговаривать, и другим не будем позволять,
но будем обращать внимание на то, какими делами или словами можно угодить Богу.
Также можно и молчать для Бога тогда, когда тебя обижают, поносят, и причиняют
тебе тысячи огорчений, а ты переносишь все великодушно и ни одним словом не злословишь
того, кто так с тобою поступает. Не только можно хвалить и укорять, оставаться
дома и выходить, говорить и молчать, но и плакать и печалиться, и радоваться и
веселиться можно во славу Божию. Когда ты, видя, что брат твой грешит, или сам
ты впал в грех, будешь воздыхать и скорбеть, то ты посредством такой скорби приобретешь
спасение, о котором не будешь раскаяваться, как говорит Павел: печаль, яже
по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2 Кор. VII, 10). Если
видя, что другой благоденствует, не позавидуешь ему, но за это, как бы за собственное
благо возблагодаришь Бога, соделавшаго брата твоего столь славным, то за эту радость
ты получишь великую награду.
  5. Что может быть, скажи мне, горестнее состояния
завистливых людей, которые, имея возможность радоваться и получать возмездие за
свою радость, вместо этого предаются скорби о благополучии других и с такою скорбию
еще навлекают на себя наказание от Бога и невыносимыя мучения? Но что говорить
о похвалах и укоризнах, о печалях и радостях, когда и от самых маловажных и низменных
дел можно получать весьма великую пользу, если мы совершаем их во славу Божию?
Что маловажное стрижения волос? Но и это можно делать для Бога. Если ты не будешь
изысканно убирать волос, не будешь украшать лица, не будешь наряжаться к соблазну
и прельщению взирающих на тебя, а оденешься просто, как случится, и как требует
только нужда; то ты сделаешь это для Бога и без сомнения получишь награду за то,
что обуздал порочную похоть и укротил неуместное тщеславие. Подлинно, если тот,
кто подает для Бога чашу студены воды, наследует царство небесное (Матф.
X, 42), то представь, какое получит возмездие тот, кто все делает для Бога! Можно
и ходить для Бога и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходить для Бога?
Когда ты не стремишься к нечестию, не занимаешься чужою красотою; когда, видя
идущую на встречу женщину, удерживаешь свое зрение, ограждаешь лице свое страхом
Божиим, то ты сделаешь это для Бога; также когда мы одеваемся не в дорогия и изнеживающия
нас одежды, но в такия, которыя могут только прикрыть нас. Можно распространить
это правило и на обувь. Многие дошли до такой изнеженности и роскоши, что даже
обувь свою украшают и всячески испещряют не менее, чем другие лице, это - знак
нечистой и развращенной души. Хотя это кажется маловажным, однако как в мужчинах,
так и в женщинах это есть знак и доказательство великаго невоздержания. Итак и
обувь можно употреблять для Бога, если всегда будем удовлетворять только нужде
ее ставить мерою при пользовании вещами. А что и походкой и одеянием можно прославлять
Бога, о том, послушай, что говорит мудрый муж: одеяние мужа, и смех зубов,
и стопы человека возвестят, яже о нем (Сир. XIX, 27). Если мы в одежде будем
соблюдать приличие и степенность и во всем показывать великую скромность, то и
неверный и невоздержный и буйный, как бы он ни был безчувствен, при первой встрече
с таким человеком будет удивляться ему. Когда мы в брак вступаем, то и это должны
делать для Бога, имея в виду не то, чтобы получить богатое имение, но чтобы найти
в жене благородство души, не множество денег и знаменитость предков, но добродетель
и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.
Но к чему исчислять все? Мы можем, подобно вышесказанному, проследить каждое событие
и дело, и все совершать для Бога. Как торговцы, плавающие по морю и пристающие
к городам, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно получить
прибыль от своих товаров, так и ты ничего не делай и не говори, от чего не будет
пользы во славу Божию. Не говори мне, что невозможно делать все для Бога. Если
обувь, стрижение волос, одежда, походка, взгляд, беседы и собрания, входы и выходы,
шутки и похвалы, укоризны и одобрения, дружба и вражда могут быть для Бога, то
что еще остается, что не может совершаться для Бога, если мы захотим? Что хуже
положения темничнаго стража? Жизнь его не почитается ли ниже всякой другой? Однако
может и он, если захочет, проводить эту жизнь с пользою для себя, когда будет
щадить узников, услуживать заключенным неправедно, не торговать чужими несчастиями,
когда будет общим пристанищем для всех имеющих в том нужду. Так спасся темничный
страж, приставленный к Павлу (Деян. XVI, 31). Отсюда видно, что мы от всего,
если захотим, можем получить себе пользу.
  6. Что, скажи мне, тяжелее убийства? Но и оно
некогда было вменено в правду дерзнувшему совершить его; так важно делать что-нибудь
для Бога. А каким образом убийство могло быть вменено в правду? Мадианитяне, желая
некогда возбудить гнев Божий против иудеев и надеясь преодолеть их, когда лишат
их благоволения Господня, наряжали своих дочерей, ставили их в виду войска и,
прельщая евреев, приводили их сперва к блудодеянию, а потом и к нечестию. Видя
это, Финеес взял меч и, застав двух блудодействующих в самом действии греха, пронзил
обоих, и тем, отклонил гнев Божий от исполнения (мщения) (Числ. гл. XXV). Таким
образом, хотя это действие было убийством, но следствием его было спасение всех
погибавших, а потому вменено сделавшему его в правду. Такое убийство не только
не осквернило рук его, но сделало их более чистыми, и весьма справедливо: потому
что он сделал это не из ненависти к убитым, но для спасения прочих; убил двоих,
а спас многия тысячи. Он поступил так, как поступают врачи, когда они, отсекая
гниющие члены, сохраняют здоровье всего тела. Посему и говорит псалмопевец: и
ста Финеес и умилостиви, и преста сечь, и вменися ему в правду, в род и род до
века (Псал. CV, 30). Памятование о таком поступке осталось безсмертным. Другой
напротив молился, и разгневал Бога; так опасно делать что-нибудь не для Бога;
я разумею фарисея (Лук. гл. XVIII). Финеес сделал убийство и снискал Божие благоволение;
а этот молясь разгневал Бога, конечно не молитвою, но расположением духа, с каким
он молился. Таким образом и духовное действие может причинить великий вред, когда
совершается не для Бога; напротив и житейское дело может принести великую пользу
тому, кто совершает его из любви к Богу. Что может быть хуже и тяжелее убийства?
Однако и оно сделало праведником осмелившагося совершить его. Какое же мы будем
иметь оправдание, утверждая, что нельзя отвсюду получать пользу и делать все для
Бога, когда нашелся такой, который получил пользу даже от убийства? Если мы захотим
быть внимательными, то во всю жизнь можем вести такую духовную торговлю - как
в купле, так и в продаже; например, когда не будем требовать цены незаконной,
когда не будем ожидать времени дороговизны, чтобы тогда продать нуждающимся. Продаяй
пшеницу скупо, говорится в Писании, от народа проклят (Притч. XI, 26).
Но к чему говорить о всем порознь, когда можно представить все в одном примере?
Как строющие дом, намереваясь выстроить стену, протягивают размерный снурок из
угла в угол, и таким образом воздвигают здание, в котором поверхность не имеет
никакой неровности, так и мы, вместо этого размера, будем употреблять апостольское
изречение: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию
творите (1 Кор. X, 31). Итак молимся ли мы или постимся, обвиняем или прощаем,
хвалим или укоряем, входим или выходим, продаем или покупаем, молчим или разговариваем,
или другое что делаем, будем делать все во славу Божию; а что не служит к славе
Божией, того не станем ни делать, ни говорить и, где бы мы ни находились, будем
носить с собою, вместо великаго жезла, вместо оружия, охраны и несчетных сокровищ,
сказанное изречение, начертав его в уме, дабы делая и говоря и предпринимая все
во славу Божию, нам получить от Него славу и здесь и по отшествии отсюда. Прославляющия
Мя, говорит Господь, прославлю (1 Цар. II, 30). Итак, не словами только,
но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим; Ему подобает
всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
|