ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Том 4 кн. 1
БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ
БЕСЕДA XIII
И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо
человека, егоже созда (Быт. II, 8).
 1. Видя, как ненасытимо
у вас желание, велико усердие и напряжен ум, как все вы охотно внимательно слушаете
духовное поучение, я, хотя и сознаю свою великую бедность, стараюсь однако постоянно
и всякий день предлагать вам эту убогую и скудную трапезу, в уверенности, что,
воспламеняемые усердием, вы с охотою примете слова (наши), как это бывает и с
чувственными снедями, - что всякий знает. Когда гости имеют хороший аппетит, то
хотя и убога трапеза и не богат хозяин, они с большим удовольствием кушают предлагаемое;
а если гости имеют слабый аппетит, то, хотя трапеза будет и роскошная и обильная
разными яствами, пользы нет никакой вследствие того, что (гости) не могут употребить
приготовленное. А здесь, так как вы, по благодати Божией, воспламенены усердием
к духовной трапезе, мы говорим с большою ревностью, зная, что предлагаем это божественное
учение внимательным слушателям. И земледелец, когда найдет тучную и плодовитую
ниву, прилагает к ней все свое старание, - проводит борозды, пашет сохою, вырывает
терние, щедро бросает семена и, питаясь уже добрыми надеждами, всякий день ожидает,
как возрастет посеянное; следя за производительностию земли, он готовится пожать
гораздо более, чем сколько посеял. Подобным образом и мы, видя, как с каждым днем
умножается ваше усердие, возрастает желание, ревность усиливается, возлагаем за
вас добрыя надежды, и сами с большим усердием и ревностию стараемся делать все,
что можем, к назиданию вашей любви, во славу Божию, в похвалу св. церкви. Итак,
если угодно, повторим нечто из прежней беседы, а затем по порядку разсмотрим нынешнее
чтение. О чем же мы разсуждали в последний раз, как далеко простерли слово, и
на чем остановили его, - об этом надобно сказать. И созда, говорит (Моисей),
Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть
человек в душу живу (Быт. II, 7). Что я тогда сказал, то и теперь повторю
и всегда буду говорить, именно то, что любовь общаго всех Владыки к роду нашему
велика и несказанна. Подлинно, ради нашего спасения Он сделал великое снисхождение,
великой чести удостоил это животное, т. е., человека; и словами и делами доказал,
что об нем печется более, чем о всем видимом. Ничто не препятствует нам и сегодня
разсмотреть пред вашею любовию тот же предмет. Как благовонныя вещества, чем более
растираются нашими пальцами, тем большее издают благовоние, так бывает и с Писанием:
чем больше кто старается вникать в него, тем больше может усматривать заключающееся
в нем сокровище и приобретать из него великое и несказанное богатство. И созда,
сказано, Бог человека, персть взем от земли. Усматривай различие из
самаго уже начала речи. Блаженный Моисей, когда хотел показать нам, каким образом
созданы все прочия твари, сказал: рече Бог: да будет свет, и бысть свет; да
будет твердь; и: да соберется вода, и: да будут светила; да произрастит
земля былие травное; и: да изведут воды гады душ живых; и: да изведет
земля душу живу. Видишь, как все было создано словом? Посмотрим же теперь,
что говорит он о создании человека: и созда
[1] Бог человека. Смотри,
как этою приспособительностию в словах, которые употребил ради нашей немощи, показывает
и способ создания (человека), и особенность, то есть, что он, говоря по человечески,
как бы, образован руками Божиими, о чем и другой пророк говорит: руце твои
сотвористе мя и создасте мя (Иов. X, 8). Ведь, если бы Бог просто повелел
человеку явиться из земли, ужели бы, скажи мне, не исполнилось это повеление?
Но, чтобы в самом образе сотворения преподать нам всегдашний урок - не мечтать
о себе свыше меры, для этого (Моисей) повествует обо всем с такою тщательностию,
и говорит: созда Бог человека, персть взем от земли.
 2. В этом самом усматривай
и честь (оказанную человеку). Бог берет не просто землю, но персть, тончайшую,
так сказать, часть земли, и эту самую персть от земли своим повелением
превращает в тело. Как самую сущность земли произвел Он из небытия, так и теперь,
когда восхотел, персть от земли превратил в тело. Здесь прилично воскликнуть
словами блаженнаго Давида: кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит
вся хвалы Его (Пс. CV, 2), потому что Он из праха произвел такое животное,
возвел (его) в такую честь, и столько благодеяний в самом начале уже оказывает
ему, во всем являя свое человеколюбие. И вдуну, говорит, в лице его
дыхание жизни: и бысть человек в душу живу.
 Здесь некоторые неразумные,
увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля богоприлично, не обращая
внимания и на приспособительность выражений (Писания), дерзают говорит, что душа
произошла из существа Божия. О, неистовство! О, безумие! Сколько путей погибели
открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими
противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение:
вдуну, говорят, что души происходят из существа Божия; другие, напротив,
утверждают, что оне превращаются даже в сущность самых низких безсловесных. Что
может быть хуже такого безумия? Так как ум их омрачился и они не познали истиннаго
смысла Писания, то и несутся, как потерявшие духовное око, в противоположныя друга
другу пропасти, одни возносят душу выше того, чего она заслуживает, а другие низводят
ниже надлежащаго. Если из-за того, что Писание говорит: вдуну в лице его, захотят
приписать Богу и уста, в таком случае надобно будет дать Ему и руки, потому
что сказано: сотвори человека. Но, чтобы нам, желая выставить на вид пустословие
их, самим не быть вынужденными говорить неприличное, оставим их безумное и крайне
безразсудное учение и последуем указанию божественнаго Писания, которое само себя
поясняет, если только мы не будем придавать значения грубости (paxu&thti)
выражений, но будем иметь в виду то, что причиною такой грубости слов наша немощь.
А иначе, то есть, без такого приспособления слов, человеческому слуху невозможно
было бы и принять их. Итак, размышляя и о немощи нашей, и о том, что слова (Писания)
относятся к Богу, будем принимать эти последния слова так, как прилично говорить
о Боге, не приписывая Божеству телеснаго вида и совокупности членов, но мысля
о всем богоприлично. Божество просто, несложно, не имеет вида (внешняго - a0sxhma&tiston),поэтому,
если мы вознамеримся, судя по себе самим, приписать Богу и совокупность членов,
то незаметно впадем в эллинское нечестие. Итак, когда слышишь, что Писание говорит:
сотвори Бог человека, понимай эти слова в том смысле, как и выражение:
да будет, также, когда слышишь, что Бог вдуну в лице его дыхание жизни,
разумей, что Он, как произвел безтелесныя силы, так благоволил, чтобы и тело
человека, созданное из персти, имело разумную душу, которая могла бы пользоваться
телесными членами. Это тело, будучи создано по повелению Господа, лежало, как
орудие, которое нуждается в двигателе, или - лучше сказать - как лира, нуждающаяся
в том, кто, при помощи своего искусства и ума, умел бы при помощи своих членов,
как струн, возносить ко Господу приличную песнь. Вдуну, говорит, в лице
его дыхание жизни. и бысть человек в душу живу. Что значит:
вдуну дыхание жизни? То, что Он восхотел и повелел, чтобы это созданное
тело имело жизненную силу, которая у этого животнаго бысть в душу живу,
то есть действующую и могущую выказывать свое искусство посредством движения
членов.
 3. Усматривай и в
этом различие между созданием этого чуднаго разумнаго животнаго и созданием безсловесных.
Об них Бог говорит: да изведут воды гады душ живых - и тотчас произошли
из вод одушевленныя животныя. И относительно земли опять таким же образом: да
произведет земля душу живу. С человеком было не так, но прежде созидается
тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо
души. Поэтому и относительно безсловесных сказал Моисей, что кровь его
душа его есть (Лев. XVII, 11). А в человеке есть безтелесная и безсмертная
сущность, имеющая великое преимущество пред телом, и именно такое, какое прилично
(иметь) безтелесному пред телом. Но, может быть, скажет кто: для чего же, если
душа выше тела, низшее созидается прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Не видишь
ли, возлюбленный, что и с (прочим) созданием было тоже самое? Небо и земля, солнце
и луна, и все прочее, а также неразумныя животным были уже сотворены, и после
всех их - человек, которому надлежало владычествовать над всеми этими тварями.
Подобным образом и при сотворении самаго человека прежде является тело, а потом
уже, что драгоценнее (его) - душа. Как безсловесныя, предназначенныя и на пользу
и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться
ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по
неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою
деятельность движением тела. И насади, говорит, Бог рай во Едеме, на
востоцех и постави тамо человека, егоже созда, Показав
уже Свое человеколюбие и дав бытие тому, для котораго создал все видимое. Господь
всего тотчас начинает изливать на него Свои благодеяния. И насади Бог, говорит,
рай во Едеме на востоцех. Смотри и здесь, возлюбленный, что если не станем
понимать слова (Писания) богоприлично, то неизбежно низринемся в глубокую пропасть.
Что сказали бы и о настоящем изречении те, которые все, что ни говорится о Боге,
дерзают понимать по-человечески? И насади, говорит, Бог рай. Что
же, скажи мне, не понадобились ли ему и заступ, и земледелие, и другая работа,
чтобы украсить рай? Да не будет. И здесь опять слово: насадил должно понимать
так, что (Бог) повелел быть на земле раю, чтобы в нем жить созданному человеку.
А что точно для него Бог создал рай, об этом послушай, как говорит само Писание:
и насади Бог рай во Едеме на востоцех, и постави тамо человека, егоже
созда. Для этого блаженный Моисей записал и имя этого места, чтобы любящие
пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай был не
на земле, а на небе, и бредить подобными мифологиями. Если уже, и при такой тщательности
(в словах) божественнаго Писания, некоторые из надмевающихся своим красноречием
и внешнею мудростию не отказались говорить вопреки Писанию, что рай не на земле,
и вводя многое другое
[2] стали мудрствовать не как написано,
но идти другою дорогою, и сказанное о земле относить к небу то до чего бы они
не дошли, если бы блаженный Моисей руководимый Святым Духом, не употребил такого
снисхождения в словах, хотя Святое Писание, когда хочет научить нас чему-либо
такому, само себя изъясняет и не дает слушателю заблуждаться. Но так как многие
слушают предлагаемое не для того, чтобы получить пользу от божественнаго Писания,
но ради удовольствия, то поэтому они устремляются не к тем, которыя могут доставить
пользу, а к тем, которые могут нравиться. Поэтому молю, заградим слух свой от
всех таких (лжеучителей), и последуем правилу (tw~| kano&ni)
Святого Писания. И как услышишь, возлюбленный, что насади Бог рай во Едеме
на востоцех, то слово: насади понимай о Боге богоприлично, то есть,
что Он повелел; а касательно последующих слов веруй, что рай точно был сотворен
и на том самом месте, где назначило Писание. Не верить содержащемуся в божественном
Писании, но вводить другое из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности
отваживающихся на такое дело. И постави тамо человека, его же созда.
 4. Смотри, какую
честь тотчас же оказывает Бог человеку! Создав вне рая, тотчас его вводит, чтобы
самым делом дать ему почувствовать Свое благодеяние; чтобы на деле видно было,
какую ему оказывает Он честь, ввел его в рай: и постави тамо человека,
егоже созда. И слово: постави опять будем разуметь так, как бы сказано
было: повелел человеку жить там, чтобы и взгляд (на рай) и пребывание в нем доставляли
ему великое удовольствие и возбуждали его к чувству благодарности, при мысли,
сколько он облагодетельствован, хотя сам еще не сделал ничего. Пусть не изумляет
тебя это слово: постави, так как Писание имеет всегда обычай, ради нас
и нашей пользы, употреблять человеческия выражения. И чтобы тебе увериться в этом,
смотри, как и прежде касательно сотворения звезд оно употребило то же самое выражение:
и положи я на тверди небесней (Быт. 1, 17), не для того, чтобы мы думали,
будто оне водружены на небе (ведь каждая из них совершает свое течение, переходя
с места на место), но чтобы показать, что Бог повелел им быть на небе, как и человеку
жить в раю. И произрасти, говорит, Бог еще от земли всяко древо красное
в видение и доброе в снедь: и древо жизни посреде рая
[3], и древо еже ведети разуметельное
доброго и лукаваго (II, 9). Вот еще и
другое благодеяние, которым Бог почтил созданнаго. Восхотев, чтобы человек жил
в раю, Бог повелел произрасти из земли разным деревьям, которыя могли бы и увеселять
его своим видом и быть годными в пищу. Всяко древо красное в видение, то
есть, на вид, и доброе в снедь, то есть, могущия и веселить взор, и услаждать
вкус, и своим множеством и обилием доставлять великое удовольствие тому, кто будет
ими пользоваться. Словом: Бог произрастил всяко древо, какое только можешь
представить. Видишь, какое безпечальное местопребывание! Видишь, какая чудная
жизнь! Человек жил на земле, как ангел какой, - был в теле, но не имел телесных
нужд; как царь, украшенный багряницею и диадемою и облеченный в порфиру, свободно
наслаждался он райским жилищем, имея во всем изобилие. И древо, говорит,
жизни посреде рая и древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого. Показав
нам что земля, по повелению Господа, произвела всякое дерево, и красное в видение,
и доброе в снедь, (Писание) говорит потом: и древо жизни посреде
рая, и древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого. Человеколюбивый
Господь, как Творец, предвидя, какой вред может с течением времени произойти от
большой свободы, произрастил и древо жизни посреде рая, и древо, еже ведети
разуметельное добраго и лукавого, от котораго (древа), немного спустя, и повелит
человеку воздерживаться, дабы знал (человек), что он всем наслаждается по благодати
и человеколюбию (Божию), и что есть Господь и Творец как его естества, так и всего
видимаго Поэтому-то (Моисей) и упомянул здесь об этом дереве, и повествует нам
далее о названиях рек и их, так сказать, разделении, и о том, что от реки, напаявшей
рай, отделившияся другия и образовавшия четыре начала, разграничили таким образом
страны земныя. Может быть, любящие говорить от своей мудрости, и здесь недопускают
ни того, что реки - действительно реки, ни того, что, воды - точно воды, но внушают
решающимся слушать их, чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто другое.
Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем
верить божественному Писанию, и следуя тому, что в нем сказано, будем стараться
хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем и вести правильную жизнь,
чтобы и жизнь свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни твердость.
Как в том случае, если мы, содержа правые догматы, станем жить небрежно, не будет
нам пользы, так и тогда, когда, живя хорошо, будем нерадеть о правых догматах,
не можем ничего приобресть для своего спасения. Если хотим мы избавиться и геенны,
и получить царство, то должны украшаться тем и другим - и правотою догматов, и
строгостию жизни. В самом деле, что пользы, скажи мне, если дерево и поднялось
высоко, и покрылось листьями, но плода не приносит? Так и христианину не принесут
никакой пользы правые догматы, если он небрежет о своей жизни. Поэтому-то и Христос
ублажал таких людей: блажен сотворивший и научивший (Матф. V, 19). Учение
делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами. Таковой и молча,
и оставаясь невидимым, может учить, одних тем, что смотрят на него, других тем,
что слышат об нем, и великое будет иметь он благоволение от Бога за то, прославляя
Господа не только сам по себе, но и чрез взирающих на него. Таковой тысячью языков
и многими устами будет возносить благодарения и песнословия Богу всяческих, потому
что не только близкие к нему и свидетели его жизни будут дивиться ему и его Господу,
но и незнающие его лично, а только слышавшие об нем от других и живущие весьма
далеко, не только друзья, но и враги будут чтить высокую его добродетель. Сила
добродетели в том, что она и врагам своим заграждает уста и обуздывает язык. И
как слабые глазами не осмеливаются взглянуть на солнечные лучи, так и порок, никогда
не может воззреть на добродетель, но удалится, предастся бегству и признает себя
побежденным. Убедившись в этом, будем следовать добродетели, правильно устроять
свою жизнь, и воздерживаться от грехов - как в словах, так и в делах, хотя бы
они казались малыми и незначительными. Если будем воздерживаться от малых грехов,
то никогда уже не впадем в большие; а с течением времени, при помощи небесной,
достигнем и высшей добродетели, избегнем будущаго мучения и получим вечныя блага,
по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со
Св. Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] 0/Eplasen= образовал, обделал.
[2] Polla_ e3tera tw~n ei0rhme/nwn; под ei0rhme/nwn разумеются, вероятно, сказания языческих народов о творении мира, названные выше Златоустом мифологиями.
[3] Злат. e0n me/sw tou~ paradei/sou, согласно с Лукиан. сп., вместо: e0n me/sw? tw~? paradei/sw?, как в Александр. сп.
|