СЛОВО 17.
О нестяжании.
1. Нестяжание
есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое
путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали.
2. Нестяжательный
инок есть владыка над миром, вверивший Богу попечение о себе,
и верою стяжавший всех своими рабами. Он не будет говорить человеку
о своей нужде; а что приходит, то принимает, как от руки Господней.
3. Нестяжательный
подвижник есть сын беспристрастия, и что он получает, то считает
за ничто. Если случится ему куда-либо отойти, все вменяет за уметы.
Если же печалится о чем-нибудь, то еще не сделался нестяжательным.
4. Нестяжательный
муж молится чистым умом; а любостяжательный во время молитвы представляет
образы вещества.
5. Пребывающие
в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда они и тело свое предали.
то что уже будут считать своею собственностию? Тем только лишаются
они пользы, что удобны и готовы к переходам с места на место.
Видел я, что вещество родило монахам терпение, чтобы пребывать
на одном месте; но я больше их ублажил скитающихся ради Господа.
6. Вкусивший
вышних благ легко презирает земные; невкусивший же первых радуется
о стяжании последних.
7. Безрассудно
нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется.
и будущих лишается.
8. О монахи!
не будем невернее птиц, которые не пекутся и не собирают.
9. Велик благочестиво
отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый
сторицею имение и или дарованиями обогатится; а последний жизнь
вечную наследует.
10. Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят гнев и печаль.
11. Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий;
любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти.
12. Непоколебимая вера отсекает суетные попечения; а память о смерти
научает отвергаться и тела.
13. В Иове не было и следа сребролюбия; потому-то он, и всего лишившись,
пребыл без смущения.
14. Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1
Тим. 6, 10); и оно действительно такого, ибо производит ненависть.
хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство,
жестокость и убийства.
15. Малым огнем сожгли некоторые много вещества; и одною добродетелию
избежали многие всех вышеписанных страстей: эта добродетель называется
беспристрастием. Она рождается в нас от опытного ведения и вкушения
Божественного разума, и от попечения о страшном ответе во время
исхода из сего мира.
16. Со вниманием прочитавший слово об объедении, сей матери толиких
зол, не не ведает, что в пагубном и проклятом своем чадородии
оно назвало вторым своим исчадием камень нечувствия. Но я не мог
дать ему места. по порядку ему принадлежащего, быв обязан говорить
прежде о многоглавом змие идолослужения, который у рассудительнейших
отцов получил третье звено в цепи восьми главных страстей. Теперь,
окончивши умеренное об нем слово, мы намерены говорить о нечувствии,
занимающем по порядку третье место, а по происхождению второе.
Потом будем говорить о сне и о бдении; а также и о детской малодушной
боязливости побеседуем кратко; ибо все сии недуги свойственны
новоначальным.
Степень семнадцатая. Кто на нее взошел, тот шествует на небо,
совлекшись вещества.