СЛОВО 18.
О нечувствии.
1. Нечувствие,
как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного
недуга и нерадения. окончившееся нечувствием.
2. Безболезненность
есть обратившееся в природу нерадение, оцепенение мысли. порождение
худых навыков, сеть усердию. силок мужеству, незнание умиления.
дверь отчаяния, матерь забвения, которая, родив дщерь свою, снова
бывает ее же дщерию; это – отвержение страха Божия.
3. Бесчувственный
есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, любослов,
который говорит против себя, слепец. учащий видеть; беседует о
врачевании язва, а между тем, беспрестанно чешет и растравляет
ее; жалуется на болезнь, и не отстает от вредных для него снедей;
молится о своем избавлении от страсти, и тотчас исполняет ее на
самом деле; за совершение ее гневается сам на себя, и не стыдится
слов своих, окаянный. «Худо я поступаю», вопиет, и усердно продолжает
делать злое. Устами молится против своей страсти, а делом для
нее подвизается. О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный.
Вздыхает о разлучении души с телом, а сам пребывает в дремоте,
как бы был вечный. О воздержании беседует, а стремится к объедению.
Читает слово о последнем суде, и начинает смеяться. Читает слово
против тщеславия, и самым чтением тщеславится. Говорит о бдении,
и тотчас погружается в сон. Хвалит молитву, и бегает от нее, как
от бича. Послушание ублажает, а сам первый преступник. Беспристрастных
хвалит, а сам не стыдится за рубище памятозлобствовать и ссориться.
разгневавшись, огорчается, и опять за самое это огорчение на себя
гневается: и прилагая побеждение к побеждению, не чувствует. Пресытившись,
раскаивается; и немного спустя опять прилагает насыщение к насыщению.
Ублажает молчание, но восхваляет его многословием. Учит кротости,
но часто в самом том учительстве гневается, и за огорчение свое
опять на себя гневается. Воспрянув от греховного усыпления, воздыхает;
но, покивав головою, снова предается страсти. Осуждает смех, и
учит о плаче, смеясь. Порицает себя перед некоторыми, как тщеславного,
и тем порицанием покушается снискать себе славу. Сладострастно
смотрит на лица, и между тем беседует о целомудрии. Пребывая в
мире, хвалит безмолвствующих; а того не разумеет, что он этим
посрамляет себя самого. Славит милостивых, а нищих поносит. Всегда
сам себя обличает, и придти в чувство не хочет, чтобы не сказать,
что не может.
4. Видал я
много таких людей, которые, слушая слово о смерти и страшном суде,
проливали слезы; а потом, когда слезы еще были в очах их, со тщанием
спешили на трапезу. Я подивился тому, каким образом госпожа оная,
смрадная страсть объедения, будучи укрепляема долговременным бесчувствием,
могла победить и плач.
5. По мере
немощной моей силы, я объяснил коварства и язвы сей безумной и
неистовой, каменистой и жестокой страсти; ибо я не намерен много
против нее распространяться. Могущий же о Господе от опыта своего
приложит врачевания к сим язвам, да не обленится это сделать;
я же не стыжусь исповедать мою немощь в этом деле, будучи сам
одержим крепкою оною страстию. Я не мог бы сам собою постигнуть
хитростных козней ее, если бы не настиг ее негде, силою не задержал
ее, и муками не принудил ее исповедать все вышесказанное, бив
ее мечом страха Господня и непрестанною молитвою. Потому-то сия
злотворная мучительница и говорила мне: союзники мои, когда видят
мертвых, смеются; стоя на молитве, бывают совершенно окаменелыми,
жестокосердыми и омраченными. Пред священною трапезою Евхаристии
остаются бесчувственными; и даже, причащаясь сего небесного дара,
как бы простой хлеб вкушают. Когда я вижу людей, предстоящих с
умилением, то ругаюсь над ними. От отца, родившего меня, научилась
я убивать все доброе, рождающееся от мужества и от любви. Я матерь
смеха; я питательница сна; я друг пресыщению: я неразлучна с ложным
благоговением; и когда меня обличают, я не чувствую скорби.
6. От слов
сей неистовой страсти я окаянный ужаснулся, и спросил о имени
родившего ее. Она мне сказала: «рождение у меня не одно: зачатие
мое смешано и неопределенно. Насыщение меня укрепляет, время возращает,
а худой навык утверждает; одержимый им никогда от меня не освободится.
Если ты со многим бдением соединишь размышление о вечном суде,
то, может быть, дам тебе малую ослабу. Смотри, от какой причины
я в тебе родилась, и против матери моей подвизайся; ибо я не во
всех бываю от одной причины. Молись часто при гробах, и неизгладимо
напечатлевай в сердце своем их образы; если же сие не будет в
тебе начертано кистию поста, то никогда не победишь меня».