СЛОВО 12.
О лжи.
1. Железо и
камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство
порождают ложь.
2.
Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть
отвержение от Бога.
3. Никто из
благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против
которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как
против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя
лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь
с клятвами?
4. Видал я
людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами
своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение
духа.
5. Когда бесы
увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных
речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются
обольстить нас двоякими помыслами: „не опечаливай", внушают они
нам, „повествователя"; или „не выставляй себя человеком более
боголюбивым, нежели прочие". Отскочи скоро, не медли; а если не
так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах
смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но
и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти
и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым
тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
6. Лицемерие
есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые
утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во
лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
7. Кто стяжал
страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию,
- свою совесть.
8. Как во всех
страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо
иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому,
кто лжет без предлежащей опасности.
9. Один лжет
ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной, чтобы заставить
присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему
поставить сеть и сделать ему зло.
10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно
погубляет.
11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле,
есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя
Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных
своею погибелью.
12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и
нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.
13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и
упившийся умилением солгать не может.
Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал
корень добродетелей.