СЛОВО 19.
О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий.
1. Сон есть
некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств.
Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие
причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть,
от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть
хочет подкрепить себя сном.
2. Как много
пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно
нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна;
ибо трудно исцелить давний навык.
3. Начнем наблюдать
и найдем, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо
собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Они приступают
к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее,
говоря: «подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь
в церковь». Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные
производят сильные и безвременные движения в животе. Иные побуждают
заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум наш в скверные
помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться о стену,
а иногда наводят весьма частую зевоту. Некоторые же возбуждают
в нас во время молитвы смех, чтобы чрез сие подвигнуть Бога к
негодованию на нас. Иные побуждают нас от лености спешить псалмопении.
Другие убеждают петь медленнее от самоуслаждения; а иногда сидят
при устах наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть.
4. Но кто в
чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве
будет, как столп неподвижный, и ничем из прежде сказанных не будет
поруган.
5. Часто истинный
послушник, став на молитву, вдруг исполняется света и радости;
потому что подвижник сей был приготовлен к сему и предочищен
[1] нелицемерным послушанием.
6. Все могут
молиться со множеством братий; но для многих приличнее совершать
молитву с одним единодушным братом; ибо немного таких, которые
могут молиться наедине.
7. Поя со множеством,
не возможешь помолиться невещественно. Во время чтения и пения
ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною
молитвою, в ожидании ближнего стиха.
8. Никто не
должен во время молитвы заниматься рукодельем, и в особенности
работой. Ясное наставление об этом преподал Ангел великому Антонию
(ч).
9. В горниле
искушается золото, а предстояние на молитве искушает усердие и
любовь к Богу в монахах.
Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу
и избегает бесов.