СЛОВО 21.
О малодушной боязливости, или страховании.
1. Если ты
с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость
не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах
безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия
и порождение тщеславия.
2. Боязливость
есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость
есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
3. Страх есть
предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство
сердца. тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений.
Страх есть лишение твердой надежды.
4. Гордая душа
есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей,
и самых теней.
5. Плачущие
и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые
часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь
оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
6. Все боязливые
тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается,
что и разбойники. и гробокопатели не боятся.
7. Не ленись
в самую полночь приходить в те места. где ты боишься быть. Если
же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной
страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те
места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей
супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на
небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего;
ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать
тебя.
8. Нельзя в
одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить
скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением
оного увеличивается в нас.
9. Устрашишася
ми власи и плоти (Иов. 4, 15), говорил Елифаз, возвещая о
коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается
страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть
устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко
избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца,
с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых
случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие
нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению
нашему.
11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а
в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится
тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного.
Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия,
то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел
помолиться вместе с нами.