ЦЕРКОВНАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ
Выступление на митрополичьем совете УПЦ в США в 2010 году
Ошибки в оценках церковной ситуации в Украине чаще связываются с игнорированием решающего влияния на конфессиональную ситуацию общественных реалий посткоммунистического общества. Фактор, несомненный для американского гражданина, - что религиозная вера является личным делом человека, - в Украине может декларироваться, но не воспринимается всерьез ни одной политической силой. Причем традиционно атеистические партии проявляют в конфессиональных делах неожиданную активность. Не знаю, видели ли здесь, в США, предвыборный расистский видеоклип партии прогрессивных социалистов Натальи Витренко. Там набожная бабушка в церкви обращается к высокому монаху в клобуке за благословением. Тот вдруг оборачивается - а он чернокожий! Бабушка испуганно отшатнулась, а на экране видны титры: "Защити каноническое православие!".
Слово "канонический" вошло в политический сленг как синоним слова "московский", принадлежащий к русской обрядовой традиции. Этим словом пугают людей. "Неканонический" - значит "неправильный", "подозрительный", "хуже секты". Я знаю одного клирика, которого после рукоположения в УАПЦ оставила жена: она исповедовалась у российского батюшки, и тот сказал, что лучше целовать собаку, чем "раскольника". Запрещая ходить в наши церкви, некоторые священники предостерегают: лучше идите в секты. Практикуется перекрещивание, перепечатывание гробов российскими священниками после совершения нашим священником таинства крещения или чина погребения.
УПЦ МП
Партия регионов, коммунисты, социалисты, разного рода пророссийские политики имеют собственную диференциацию Церквей в Украине: есть канонический Московский Патриархат, и есть неканонические - все остальные. "Каноническая" Церковь является орудием создания "русского мира" и партнером в политической и экономической деятельности. Если при создании УПЦ МП 1990 г. ее принадлежность к Московскому Патриархату замалчивалась или отрицалась, то сейчас эта принадлежность активно декларируется. Никогда "проукраинская" часть УПЦ МП не играла в ней решающей роли. Владыка Владимир (Сабодан) не более чем статист, которого используют для прикрытия в политической игре. Реальная сила в УПЦ МП - владыки Агафангел (Савин), Илларион (Шокало), Августин (Маркевич), Сергей (Генсицкий), Онуфрий (Березовский), Павел (Лебедь), т.е. архиереи, активно связанные с промосковскими партиями. Сегодня они являются фактически господствующей Церковью. С ними согласовываются позиции власти относительно других Церквей. Запрет выделения земли в Одессе УГКЦ - показатель влияния УПЦ МП на религиозную политику власти.
Стратегия "присоединение раскольников" была оглашена в Донецке, центре современной правящей партии, в конце сентября 2010 г. на специальном совещании. После этого первая церковь УАПЦ в Киеве была передана УПЦ МП. Уже как бы случайно была обнародована идея отмены регистрации УПЦ КП. С усилением позиций режима Виктора Януковича после следующих выборов можно предсказать активное наступление на национальные церкви в регионах. Ведь воссоединение православного сообщества в единой Церкви рассматривается как фактор восстановления СССР.
УПЦ КП
УПЦ КП создавалась как государственная церковь. Ее предстоятель Филарет (Денисенко) не привык быть в оппозиции. Он принадлежал к политической и экономической элите при президенте Леониде Кравчуке, а тем более при президенте Викторе Ющенко. Власти воздавали ему политической, а иногда и финансовой поддержкой - когда речь шла о культурных памятниках, как Скит Манявский.
Для того, чтобы привлечь прихожан и не меняться самим, руководство УПЦ КП пытается во всем подражать Московскому патриархату. Но образ украинской церкви как подобия московской, только с другими политическими приоритетами, оказался неэффективным. Богословский уровень образования духовенства низок. Распространена коррупция. Монастыри полупусты и не имеют духовного авторитета. Ряд архиереев имеет скандальную репутацию. Потеря поддержки власти означает в этих условиях движение в тупик.
В случае ухода Патриарха Филарета и окончательного исчезновения с политической сцены его сторонников УПЦ КП столкнется с неизбежным кризисом. Часть духовенства может перейти в Московский патриархат. Ведь национальные убеждения клира УПЦ КП неглубоки, остаются на уровне декора. После прихода в президентское кресло Виктора Януковича УПЦ КП находится в информационном вакууме.
Показательный характер имели коррупционные скандалы в Ровно, история запрета в служении протодиакона Олега Ведмеденко в Луцке, которые приобрели общественный резонанс.
УАПЦ
УАПЦ в Украине с начала возрождения направлялась посткоммунистической властью на путь изоляции от УАПЦ в диаспоре. События 2000 г., когда в противовес митрополиту Константину предстоятелем был избран Мефодий (Кудряков), подтверждают это. Мефодий выполнил свою миссию - УАПЦ дискредитирована, расколота, причем разделение идет не только между УАПЦ и нашей епархией, но и внутри мефодиевской структуры, где старые епископы изолированы и дискредитируются собственной пресс-службой.
Принадлежность к УАПЦ потеряла престижность. Ощущение идентичности УАПЦ чуждо для окружения Мефодия. Бывшая Церковь Патриарха Мстислава стала убежищем для бездомных в рясах, рукоположенных за деньги или обещания верного служения конкретному лицу.
Часть священников, перешедших в УАПЦ из Московского патриархата, с ностальгией вспоминают спокойствие и упорядоченную жизнь, ассоциируя их с РПЦ МП. Постоянно поддерживается состояние ожидания объединения с РПЦ МП. Это нереально, поскольку РПЦ МП не признает паритетности УАПЦ. Речь идет о присоединении с перерукоположениями. Прихожане вряд ли это воспримут. Препятствием для ликвидации УАПЦ и присоединения ее к УПЦ МП является наша епархия, которая бы могла в случае присоединения Мефодия к УПЦ МП обеспечить юрисдикцию для его бывших приходов.
Расколы
Существование обломков УАПЦ, громко декларирующих свое право представлять всю Церковь, призвано поддержать образ разрушенного и неуверенного сообщества, секты, которой представляют УАПЦ ее оппоненты. "Соборноправная" или "каноническая" УАПЦ Моисея - наиболее выразительный пример. Она не была зарегистрирована, но активно действовала в Киеве и регионах.
Так называемая "Апостольская православная церковь" образовалась, когда Петр Петрусь и Михаил Дуткевич оставили УАПЦ. Михаил Дуткевич был тогда провозглашен митрополитом, успел рукоположить нескольких коллег. Сейчас эта церковь заявляет о существовании епископата, но вряд ли там есть приходы и прихожане.
Недавно я имел загадочный звонок из Прикарпатья. Некий молодой человек представился архиепископом или даже митрополитом еще одной конфессии, декларирующий себя как православная. Названия я даже не запомнил.
Власть была бы не прочь, чтобы возникало побольше подобных частиц. Нашу епархию побудили к регистрации ее устава как отдельной конфессии. Лишь благодаря короткому периоду пребывания церковных дел в компетенции министерства юстиции во главе с Сергеем Головатым удалось добиться регистрации устава и Харьковско-Полтавской епархии, и епархиальной консистории, и возврата нам легальных прав. Но даже когда нам удалось с трудом достичь регистрации епархиального устава, к названию епархии добавили "обновленная" и недружественные политики и чиновники стали заявлять, что это новая Церковь.
Выход
Выход из кризиса, который еще не потерял доверия в церковных кругах Украины, - единение вокруг Вселенского Патриарха и наших зарубежных епископов. Авторитетным центром притяжения при объединении должна быть Постоянная конференция украинских православных епископов за пределами Украины.
Юридическая форма такого объединения уже опробована нашей епархией. Ведь она зарегистрирована на правах наследования Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ 1942 г. и признания высшего духовного авторитета Вселенского Патриарха и Блаженнейшего Митрополита Константина.
Но вхождение в юрисдикцию Вселенского Патриарха не может быть автоматическим включением в состав Константинопольского патриархата автономной церковной структуры. Кандидаты в епископы должны проходить строгую проверку. Священники должны подавать документы в комиссии, сформированные вне Украины и свободные от коррупции, чтобы засвидетельствовать свои рукоположение и богословскую подготовку.
Необходимо однозначно решить канонические проблемы, накопленные в Украине, это важно не только для нас самих, но и для будущего православного сообщества, которое стоит перед угрозой грубого вмешательства Кремля в церковную жизнь. Возрождая преемственность традиций Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, защищая канонические права первого среди православных епископов мира, мы тем самым защищаем идентичность нашей Восточной Церкви. Защищаем собственное право на осуществление апостольской миссии в мире. Поэтому роль УПЦ в США, как и УПЦ в Канаде и УАПЦ в диаспоре, может оказаться решающей, исторической. Мы в Украине возлагаем на вас большие надежды и готовы к активному сотрудничеству.