Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

архиепископа Харьковского и Полтавского ИГОРЯ

преподобному священничеству и богобоязненным мирянам

Харьковско - Полтавской епархии

Украинской Автокефальной Православной Церкви

Преподобные Отцы! Дорогие Братья и Сестры!

В огромном количестве колядок, наполненных светлой радостью переживания встречи с Воплощенным Богом, есть одна, написанная более чем пол столетия тому назад, во времена драматического сопротивления нашего народа чужой власти, когда даже святой рождественский вечер проходил в печали и слезах. Но даже в тот «печальный святой вечер в сорок шестом году», вспоминая за праздничным столом засланных в Сибирь отцов и братьев, украинцы с надеждой умоляли Бога:

Помоги нам, Господи,

Все это пережить,

Нашей матери -Украине

Кандалы разбить.

Умоляли и верили, несмотря на всю безотрадность подневольной жизни, что Божья благодать, так отчетливо явленная приходом в мир Искупителя, сможет победить безбожную диктатуру, сможет вернуть за рождественский стол всю семью, сможет превратить скорбь потерь в радость победы.

Но ведь и Сам Господь наш, Иисус Христос, пришел в теле к потомкам Адама и Евы не потому, что человечество достигло духовной зрелости и было готово встретиться с Богом. Нет, как раз наоборот! Бог в своей безграничной любви посылает нам Своего Единородного Сына, потому что знает, что самостоятельно мы не победим власть греха, не сможем вернуться из страны слез и отчаяния в утраченный Эдем.

Печаль и унижения переживал во времена прихода в мир Господа народ Авраама, Исаака, Иакова. Жестокая власть, создавая свой «римский мир», навязывала иудеям комплекс неполноценности, на каждом шагу демонстрировала свою силу, богатство, культурное превосходство.

В Иерусалиме правил чужак, идумеянин Ирод, который относился к подопечным с циничным презрением, жестоко подавляя любые знаки неповиновения. Национальные элиты – храмовое священство, книжники, саддукеи – легко предавали свой народ, гнались за милостью власти, за материальными благами. Для борцов же с римским господством, зилотов, партийные дрязги оказывались иногда важнее, чем солидарность и сопротивление угнетателям.

Именно в этой безотрадной ночи вдруг вспыхивает над Вифлеемом звезда, ознаменовав приход долгожданного Мессии. Ангельский хор возвещает простым пастушкам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мир, радость, надежда, которых так не хватало в земной реальности, приходят с Неба, возвращая человеку утерянную из-за греха внутреннюю целостность, гармонию духа и тела. Приходят с Младенцем, лежащим в вифлеемских яслях. И никакие происки жестокого царя уже не могут остановить человечество на пути к освобождению.

Неизбежная сила вдохновения Рождества Христова проявляется в зове вечности, отправленному человечеству через воплощенного Сына Божия, - зове, в масштабах которого все ироды, все синедрионы мира выглядят никчемными и бессильными. Темная ночь души бывает нам необходима, чтобы мы заметили перед собой восходящую звезду, невидимую при слепящем солнечном свете. Сумерки над нами наполняются смыслом, когда открывают нам вифлеемскую звезду над вертепом, зовут нас победить сомнения, страх, неуверенность и отправиться за Христом, минуя Иродовы дворцы, не прислушиваясь к уловкам синедриона.

Возможно, переживая сейчас растерянность во времена нашего с вами «печального святого вечера», мы завтра поблагодарим Бога за неожиданно услышанные среди тьмы слова ангельського послания. Они позвали нас в дорогу духовного освобождения, без которой дорога к настоящему освобождению навсегда останется закрытой: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Аминь.

Христос рождается - славите!

† Игорь

архиепископ Харьковский и Полтавский

г. Харьков

Рождество Христово 2010/ 2011 года

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова