ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2011 ГОДА
Пасхальный рассвет в нашей жизни есть переход от печали к радости, от покаянной молитвы к восторженному прославлению воскресшего Спасителя мира. Мы готовились к этому переходу в течение семи недель Великого поста, возвращаясь благодаря чтениям из Ветхого Завета на вечерних богослужениях к истокам земной истории - и к источникам наших человеческих проблем. Еще в первую неделю поста раздавались на вечерне суровые слова, которыми Творец лишил Адама вечной радости райской жизни в Эдеме: "Прах ты и в прах вернешься" (Быт. 3:19). Но уже тогда напоминалось и об услышанном праотцами обнадеживающем слове о потомке Адама, который раздавит главу адскому змею (Быт. 3:15).
И вот сегодня мы радостно повторяем вместе со святителем Иоанном Златоустом слова апостола Павла : "Где, смерть, твоя победа? Где твое, смерть, жало"? (1 Кор. 15:55). Повторяем, переживая воскресенье Христа из мертвых как пролог нашего собственного воскресенья, нашей личной победы над смертью с ее жалящим адом. Пасхальный рассвет раскрывается как рассвет нашего будущего вечной жизни в Небесном Царстве.
Всемогущему Богу ненужно было доказывать Свою неподвластность смерти. Единый в Пресвятой Троице Господь в лице Единородного Сына входит в видимый, материальный мир и принимает человеческое тело для нас, Своих детей. Он идет к нам, чтобы пригласить каждого открыть для себя перспективу вечной жизни, приняв участие в победе над смертью, даруя «нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор. 15:57). А для этого Бог открывает нам тайну власти смертельной тьмы над человеком: "Жало же смерти - грех" (1 Кор. 15:56).
Бог не выдирает нас силой из адских объятия смерти. Он с деликатной родительской любовью и верой в наши собственные силы приглашает каждого из Своих сыновей и дочерей: "Иди за Мной"! (Мт. 8:22) - но оставляет за нами право выбора между рассветом вечной жизни в Христі и бесконечной ночью греха.
Этот выбор мы осуществляем постоянно в самых разнообразных жизненных ситуациях. Коварный адский змей жалит нас через гордость, жадность, зависть, карьеризм, самовлюбленность, равнодушие, общественную апатию, пристосованство, через другие слабые стороны нашего характера. Раздавить главу адского змею мы можем, лишь наследуя Христа, облекаясь в Него (Гал. 3:27) через создание своего жизненного пути в соответствии с определенными Евангелием ориентирами - системой ценностей, предлагаемых Церковью.
Каждый из нас может вспомнить досадные случаи, когда приходилось заблудиться на жизненном пути, убегая от евангельского света в темные закоулки собственных амбиций. Возвращение к Христу - это не отступление, а прорыв вперед. Искреннее раскаяние в грехах, через которое мы возвращаемся на дорогу Евангелия, не должно порождать у христианина разочарования в себе. Так же, как и обзор 20-летнего опыта блужданий нашей нации на пути к свободе, о которых мы с грустью вспоминаем накануне юбилея восстановления независимости Украинского государства. Опыт пережитых потерь может вырасти в победу, когда мы, опомнившись, услышим обращенный к каждому из нас призыв воскресшего Христа : "Ты иди за Мной"! (Др. 21:22). Услышим - и остановимся в погоне за призраками потребительского успеха. А следовательно отправимся за Христом на помощь каждому, кто нас требует, - Церкви, народу, своему ближнему. Тогда и почувствуем себя на собственном жизненном рубеже, в начале дороги, открытой перед нами нестареющим приветствием пасхального рассвета: Христос воскресе!
2015
Пасхальное послание архиеп. Харьковского и Полтавского Игоря всечестному духовенству и всем верным людям Украинской Автокефальной Православной Церкви
И снова пасхальные праздники приходят к нам посреди войны. Жестокий враг ворвался в нашу страну, убивая, разоря все вокруг, грабя национальную собственность. Уже больше года мы живем в ожидании новых угроз, провожаем на фронт наших соотечественников и хороним погибших. Экономика едва выдерживает напряжение, и перед украинцами появляется призрак полного обнищания. Дает о себе знать постоянное психологическое напряжение, которое делает нас беззащитными к болезням и депрессиям.
Но именно во время великих испытаний, в болезненном переживании личных бед открывается перед нами искупительный смысл страданий Божьего Сына. Мы проходимо вместе с Христом очистительную дорогу на Голгофу, чтобы открыть в Нем свое обетованное воскресение. Ведь воскресение начинается с очищения нашей бессмертной души от рабства греху. А этот процесс полон боли, внутренних борений, конфликтов, с окружением.
Сам Господь в решающее мгновение переживает такое же напряженное борение, когда пролитый на молитве в Гефсиманском саду «был пот Его, как капли крови, падающие на землю.» (Лк. 22:44). Наша верность Евангелию, верность Богу нуждается в реальных свидетельствах непреклонной стийкости во время общественных потрясений и жизненных катастроф. Время испытаний нуждается не в демагогах и конъюнктурщиках, а в спокойных, уравновешенных личностях, всегда готовых достойно противостоять искушениям.
Христос учил Своих учеников быть подобными «людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:36). Кажется, разве это сложно – жить в ожидании встречи с Господом? Но как бывают трудно сдержаться от паники, от торопливого осуждения, защититься от распространяемых через социяльни сети слухов, от общего психоза! Как трудно оставаться на месте, когда вокруг начинается хаотическое движение!
Снова вспомним молитву Спасителя в Гефсиманском саду. Иисус просит апостолов лишь об одном: быть рядом, пока Он разговаривает с Отцом. Но уставшие ученики не выдержали и заснули... Тогда Петр и слышит обращенные к нему слова: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). Эти слова Христос обращает и к нам с вами. «Бдите и молитесь!», - именно в этом заключается в настоящее время миссия церковного общества: быть последовательными в отстаивании справедливости, в защите Отечества от врагов, постоянно сверять свои мысли и дела с евангельским учением, молитвой открывать сердца Божьему слову.
Никогда и нигде Господь не обещал христианам общественных привилегий или земных успехи. Напротив: Евангелие изобилует предупреждениями о конфликтах со светской властью, преследовании, невосприятии общественным мнением. Признание приходит к праведнику не сегодня, не в этом мире. Однако перспективу нашего признания, перспективу собственного воскресенья в Христе мы строим каждым своим поступком, каждым честно прожитым днем.
Пусть же и в этом году святой свет Христова воскресенья станет для всех нас праздником надежды и источником вдохновения на стойкое исповедание веры в повседневной жизни. Мир всегда нуждается в нас, христиан, не как в государственно созидательной институции или общественной группы – он нуждается в праведниках, способных бдеть вместе с Христом, быть стойкими в молитве и служении ближнем. Мир нуждается в людях, способных быть другими посреди соблазненного искушениями окружения и собственным примером вести ближних к воскресенью для
Христос воскрес! - Воістину воскрес!
† Ігор
архиєпископ Харківський і Полтавський
Пасха Христова 2015