Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Анри Каффарель

В присутствии Бога.

Сто писем о молитве

К оглавлению

 

2. В доме Господнем

Этьен и Сильвия, бездетная супружеская пара, оба врачи, пришли повидаться со мной перед отъездом в далёкие джунгли, где в обществе лишь двух миссионеров им предстоит посвятить себя новорождённой христианской общине. Они знают, что им придется нелегко, и для того, чтобы держаться, им надо будем много молиться. Поэтому они попросили меня еще раз напоследок побеседовать с ними о молитве, дать им совет о самом основном. А прощаясь со мной, они очень просили меня, чтобы я изложил для них письменно то, о чем я беседовал с ними.

Дорогие мои друзья! На протяжении веков дороги и тропинки Иудеи по многу раз в году видели нескончаемые вереницы мужчин, женщин и детей, направлявшихся в Иерусалим. Склоны иудейских гор круты, тенистые места встречаются нечасто, солнце печет немилосердно, но ничто не могло воспрепятствовать благочестивым Иудеям являться на святую гору - Сион.

Чувства, которые влекли их, которые поддерживали их мужество, нам известны: мы находим их отголоски во многих псалмах, которые были для них дорожным припевом, песней паломников.

«Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому... Один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс 83).

«Возрадовался я, когда сказали мне: Пойдем в дом Господень» (Пс 121.1).

А вернувшись к себе, в час молитвы, будь то в доме или на поле, они обращались лицом к Иерусалиму, чтобы воздать хвалу Вседержителю.

Такая страстная любовь к своей столице, такое благоговение к своему Храму, такая верность на протяжении столетий могут иметь только одно-единственное объяснение: Иерусалим был гораздо больше, чем столицей их царства - он был Градом Господним. А Храм - местом пребывания Господа, где ты всегда можешь найти Его.

Найти Бога, встретить Его - самое глубокое стремление любого религиозного существа, вот что то и дело приводило в движение эти толпы верующих, всех этих искателей Бога, чью пламенную ревность раскрывают нам псалмы.

Пришел Христос. Он явил Свою любовь к Иерусалиму, Свое уважение к Дому Отца, но в то же время Он провозгласил, что Храм Соломонов утратил свое значение, что он должен исчезнуть. В час Его смерти ,на кресте завеса в храме разорвалась надвое, как бы для того, чтобы лучше показать, что сей храм упразднен. Его заменит Храм новый, нерушимый, «восставленный в три дня». Храм Его Мистического Тела. Там, и только там, люди могут отныне обрести Бога.

Но вошедший в этот Храм, сам в свою очередь делается обиталищем Бога. Заверяет нас в этом Сам Иисус: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14.23).

Изумительное откровение: Бог опустошил храм Соломона, чтобы прийти и поселиться в душах Своих верных? -Да! Св. ап. Павел недвусмысленно говорит об этом: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1 Кор 3.16); «Мы храм Бога живого» (2 Кор 6.16). И самое слово «храм», которое нам почти ничего не говорит, принимало под пером Апостола, воспитанного в почитании и любви к Иерусалимской святыне, полноту своего смысла. Заметим, кстати, что слово, переводимое в приведенных текстах, как «храм», еще лучше было бы передать как «Святое Святых», средоточие Храма, место Божественного Присутствия,

Итак, следовательно. Бог - в нас, в сердцевине нашего существа. Присутствующий, живущий, любящий, действующий. Оттуда Он зовет нас; там Он ожидает нас, чтобы соединиться с нами в любви.

... Бог там, но нас там нет. Наше существование протекает вне нас самих, или, в лучшем случае, на периферии нашего существа, в области чувств, эмоций. воображения, дискуссий... на окраинах души, туманных и беспокойных. И если нам случается вспомнить Бога, пожелать с Ним встречи, то мы, уходя от самих себя, ищем Его во-вне, в то время, как Он - внутри. Нам неведомы те тропы нашей души, которые бы привели нас в крипту, сияющую в той глубине, где восседает Бог. Или же, если мы знаем их, нам не хватает той отваги, которая устремляла пылавших верой Иудеев на пути ко Святому Граду. Труднее ли прийти в центр самого себя, чем отправиться в Иерусалим?

Молиться - это покинуть те суматошные окраины нашего существа, где, как сказано, мы обычно обитаем; это значит - сосредоточиться, собрать все свои способности и погрузиться в непроглядную ночь в глубине нашей души. Там, на пороге святилища, не остается ничего другого, как умолкнуть и напрячь внимание. Речь не идет о духовном переживании, о внутреннем опыте: речь идет о вере : верить в Присутствие. Поклоняться в безмолвии Троице живой. Жертвенно предать себя, открыться Ее бьющей ключом, жизни. Прилепиться, приобщиться к Ее вечному Действию.

Понемногу, год за годом, острие нашего духовного существа, утончаемое благодатью, сделается более восприимчивым к «дыханию Божию» в нас, к Духу любви. Постепенно мы будем проникаться Божественной жизнью, и наша внешняя жизнь станет тогда проявлением, «эпифанией» нашей внутренней жизни. Она станет святой, ибо в глубине нашего существа мы будем тесно соединены со Святым Богом, она будет изобиловать плодами, и реки воды живой будут истекать из нас, ибо мы будем слиты воедино с Самим Источником Жизни.

Вот, дорогие друзья, совет «о самом основном», который вы просили. Пусть он поможет вам в час молитвы в ваших далеких дебрях. Повторю его в нескольких словах: творить молитву, это значит отправиться в паломничество ко внутреннему святилищу, чтобы поклоняться там истинному Богу.

И если вы хотите, чтобы вся ваша жизнь стала единой беспрестанной молитвой, жизнью в присутствии Бога. жизнью вместе с Богом, если вы хотите стать молитвенными душами, научитесь на протяжении дня часто возвращаться в себя, чтобы поклониться Богу, ожидающему вас. Для этого не требуется много времени, достаточно погрузиться на мгновение в себя. и затем вы можете возвращаться к своим занятиям, к своим собеседникам, но уже помолодевшими, освеженными, обновленными.

Один смиренный брат, послушник-кармелит XVII в., Лаврентий от Воскресения, который достиг больших высот духовной жизни, любил повторять приходящим к нему за советом, что нет более действенного средства к стяжанию постоянной молитвенной жизни, ведущей к высокой святости, чем следующее:

«Мы должны во время нашей работы и других занятий, даже во время чтения или писания, хотя бы и духовного, скажу больше: даже во время внешних актов благочестия и устных молитв, останавливаться на краткое мгновение, так часто, как только мы это сможем, чтобы поклониться Богу в глубине нашего сердца, ощутить Его, хотя бы мимоходом и как бы украдкой».

«Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс 25.8). Повторяя этот псалом, иудеи думали об Иерусалимском храме; христианин же вспоминает свою душу, душу окрещенного.


 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова