Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Александр Мень

АНГЕЛЫ

Мы с вами ангелов ублажаем и молимся им, молимся как нашим старшим братьям, как нашим невидимым помощникам, ибо знаем, что Господь связал нас всех узами с их невидимым миром. И многие из вас знают, что значит ограждение ангела-хранителя, потому что у каждого из нас, как говорит сам Господь Иисус, есть ангел, который видит лицо Отца нашего Небесного. Значит, у нас там есть двойник, брат небесный и небесная сестра, как тот, кто нас покрывает и охраняет.

Конечно, ангелы не всемогущи, конечно, они тоже твари Божий, как и мы с вами, но они в своей таинственной жизни, нам непостижимой, связаны с нами. И вот вспомните о тех случаях, когда вы были на волоске, может быть, от горя, от гибели. И вот мы всегда это объясняем совпадением, случайностью, но слишком много таких случайностей. Можно сказать, что если б не было вот этих пекущихся о нас незримых существ духовных, никто бы и жить на свете из нас не мог. Начиная с детства, они нас охраняют.

Я помню однажды, лет 15 назад, мы делали ремонт в храме, и вот железная балка упала на меня — вот столько было сантиметров. Еще немножко, и я бы там и остался. Опять случайность или совпадение? Но мы с вами не верим в случайности, знаем, что сила зла велика и что Господь ограждает нас, когда мы уповаем на Него. И вот тут-то ангелы-хранители, служители Его, в последний момент могут удержать нас на краю пропасти. Конечно, это не всегда бывает, конечно, еще раз повторю, не всемогущи ангелы, и грех наш велик, и зло в мире велико, — и все-таки они наши заступники. Во-первых, они молятся за нас. Во-вторых, они нас ограждают от зла не только видимого, но и невидимого. Опять вспомним, сколько раз бывало, когда у нас желание возникало сказать что-нибудь злое, сделать что-нибудь дурное, и вот где-то в глубине сердца кто-то нам как бы шепчет: остановись, опомнись. Кто это? Совесть наша? Да, конечно, совесть. И ангел-хранитель, который внятно иной раз говорит нам и останавливает нас.

Почему же мы так с ними связаны? Казалось бы, ангелы более совершенны, чем мы. Зачем мы им? Почему они о нас пекутся? Почему Господь сделал так, чтоб они заботились о нас? Потому что мы с вами возлюбленные дети Божий, стоящие между одним миром и другим, между миром видимым, населенным живыми существами (животными, растениями), камнями, звездами, облаками, — это всё видимый мир, с одной стороны от нас, а с другой стороны — мир духовный, невидимый, незримый, населенный бесчисленными и многообразными силами бесплотными (бесплотными — значит не имеющими плоти, как у нас). А мы с вами? А мы с вами как будто принадлежим к тому миру и этому, как бы посредине стоим. Тело наше принадлежит миру здешнему, земному, а душа наша, подобно душам ангелов, принадлежит миру невидимому.

Почему-то Господь возлагает на каждого из нас столь много надежды, чтоб мы связали все миры — и видимое, и невидимое. Как мы с вами читаем в Символе веры, Господь — «Творец и Вседержитель видимого всего и невидимого». А человека Он поставил так, чтоб в нем всё объединилось. И не только это сделал Он, но также чтоб в человеке потом объединился тварный мир, сотворенный, земной, и божественный, ибо когда Господь воплотился на Земле, Он с человеческой природой соединил и Божию. Вот, оказывается, почему мы, маленькие, слабые, немощные, грешные, таким великим вниманием и любовью пользуемся от всего мира. И ангелы смотрят на нас не только с любовью, но как бы с неким восхищением, потому что у них нет плоти и плоть имеется только у человека. И апостол Павел говорит, что когда Господь пришел на землю, он не ангелом стал, а человеком. Поэтому мы как бы вознесены рядом с ангелами, а в чем-то и выше их.

Но немощь наша велика, и грех велик. Господь хочет, чтоб мы были совершенными, как и Он. И мы с вами знаем, что нам это самим не удается сделать. И мы с вами знаем, что нам самим этого сделать нельзя иначе, как при помощи благодати Божией. Но благодать Божия изливается по-разному: и в молитвах она приходит, и единствах Церкви она приходит к нам, а также  приходит она к нам через невидимое присутствие небесных наг ших покровителей — ангелов Божиих.

Поэтому прославим их, будем любить их, откроем свое сердце их воздействию. И когда они заступаются за нас, будем благодарить их. Когда они предупреждают нас, будем внимать. И когда наступит день последней разлуки сердца нашего, ухода из жизни этой, кто подойдет к нашему смертному одру? Ангел смерти, который и будет нас провожать туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

1977 год

Cм. Хрестоматия по катехизису.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова