Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.

Cамуэль Каверт

ПУТЬ К ИСТИННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕРКВИ

Кавертон С. Путь к истинной международной Церкви / Путь.— 1926.— № 2 (январь).— С. 122-123.

Нижеследующая   статья   написана   д-м   Самуэлем   Кавертоном,    секретарем объединенного   совета Протестантских Церквей Соединенных  Штатов Северной Америки,   по   поводу   Всемирной   Конференции  по  вопросам   практического  Хриcтианства, бывшей в  Стокгольме 19-30 августа 1925 г.

 

        Всемирная Конференция по вопросам практического христианства, собравшаяся в Стокгольме в августе текущего года, в сущности рассматривала вопрос «о применении христианства в жизни.»

        Тысяча шестьсот лет тому назад, в Никее, христиане были озабочены формулировкой догматического основания для всей церкви. Стокгольмская конференция занялась не менее трудным вопросом: каким образом достигнуть единения духа во всей церкви в вопросе нравственного значения христианской религии   в   современной   жизни.

Со всехсторон света собрались в Стокгольм участники конференции обоего пола, принадлежащие к самым разным вероисповеданиям. Самый факт такой конференции и то, что христиане всех исповеданий и всех стран собрались вместе подумать о том, каким образом достичь, чтобы Иисус Христос стал нашим Господом и руководителем во всех трудных  взаимных отношениях между разными классами, разными расами и национальностями, между отдельными личностями — самый факт этот весьма знаменательный.

        Бесспорная заслуга конференции, что она доказала, что отдельные христианские группы, разделенные и национальными и вероисповедными преградами, могут достигнуть истинного единения, работая совместно для христианского общества. Для церкви было великой трагедией потеря чувства всемирного единения. И по духу своему и по происхождению христианская церковь должна быть более чем национальная церковь. Это — всемирное братство; это соборное общение во   всехстранах тех, для которых Бог — Отец, Иисус Христос Господь и Спаситель, человечество — братья.

        Если этот идеал в настоящее время кажется недосягаемым для Церкви, то мы не должны забывать, что в первые века идеал этот был действительностью. Хотя первая христианская община возникла и развивалась среди националистической атмосферы, она вскоре перешагнула через все национальные преграды. Четырнадцатая и пятнадцатая главы  ДеянийАпостольских повествуют о том, каким путем Петр узрел, что и другие народы принадлежали к Христову братству, понял, что он не имеет права называть какой-либо народ   нечистым.

        Сознание этой соборности церкви еще ярче высказано Апостолом Павлом, перед которым все преграды и стены, казалось, пали. Во Христе не оставалось места вражде между Евреем и Эллином, варваром и скифом, рабом и свободным. Хорошо выразился Др. Дэни, сказав, что для Апостола Павла совершенство и высота христианской религии выражались именно в этой всепримиряющей   силе.

122

 

        Неизвестный писатель второго столетия подвел итог христианскому преданию, сказав:

        «Что душа для тела, то христиане для миpa. Душа соединяет все тело; христиане — весь мир. Это назначение получили они от Бога и не имеют права изменять ему».

        Как измерить весь вред, нанесенный церкви, оттого, что она забыла этот завет, что она распалась на церкви национальные; что часто государство приобретало власть над ней. И даже в тех случаях, когда в теории церковь была свободною, узко националистический дух господствовал в ней не менее сильно. Преувеличенный дух национализма, которым отличается политический мир, завладел также и церковью и тем самым ослабил ее. Правильно выразился епископ Брэнт в Стокгольме: «Церковь должна была обратить народы в христианство, а вместо того сама приняла национальный облик».

        Это особенно бросается в глаза во время войны. Лютеранцы германцы убивают братьев лютеран в Америке; католики Австрии сражаются с католиками итальянцами. Во время войны мало кто из нас сознает, что принадлежит к единому братству: мы обращаемся в самый плачевный сорт христиан, в христиан раздвоенных. Но даже во время мира остается еще столько разделения, обособленности и отсутствия истинного братства среди христиан различных народов, что наша великая вера «во единую святую кафолическую церковь» кажется грустной насмешкой.

        Стокгольмская конференция тем замечательна, что она пробуждает в нас новую веру в возможность всемирного церковного братства. Вот это-то и оправдывает всю работу и все молитвы и всеусилия, которые были положены на нее. Конференция являлась великолепным показателем сверх-национальности церкви, лучше которого современный    мир    ничего    не    видал.

        Стокгольмская Конференция как бы перешагнула через пропасть национальностей и рас сознанием одной общей задачи: подчинить все проявления мирской жизни Христу. Признавая себя учениками одного Господа, люди эти, — различные и по имени и по традиции, различные и в религиозном и в национальном смысле, искали того пути, на котором они могли бы в современном мире совместно идти по стопам Христа. Было много точек расхождения, но в одном все были одного мнения: всеживо сознавали, что христианские народы всех стран должны создать такое братство, которое не может быть уничтожено никакими перегородками политического миpa.

        И в этом новом сознании, охватившем наши души, лежит залог великой надежды на мир миpa и на торжество церкви.

________________

123


 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова