Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Гавриил КРОТОВ

Мечты! Без мечты человек превращается в животное. Мечты двигают прогресс. Величайшая мечта — социализм... А вы думаете, что тогда будут чмокать у корыта и радостно хрюкать от изобилия?

Осуществленная мечта-социализм — откроет новые грандиозные перспективы для самых смелых мечтаний.

В.И.Ленин

Шутишь с мечтой опасно, разбитая мечта может составить несчастье жизни.

Д.И.Писарев

Очень опасным для него — господин Мещанин! О, он живет и размножается. Социальная мимикрия у него доведена до совершенства.

Максим Горький

Вред места

 и бесполезно грезить,

Надо весть

 служебную нуду,

Но порою

 жизнь встает

 в таком разрезе,

Что больше понимаешь

 через ерунду.

Мечтать легко и приятно,

 но думать трудно

Наша сказка сперва превратилась в мечту, а мечта заставляет думать, и мы видим, что глубокое раздумье требует знаний.

Около пятидесяти лет владеет мною эта мечта. Мечта эта принята от Компанелло, Оуэна, Луначарского и многих людей, которых ты не знаешь, потому что они ничем не знамениты и настолько обыкновенны, что я сам не помню фамилии многих из них.

С тех пор, когда я был в твоем возрасте, мечта продвинулась далеко вперед к осуществлению.

Мы подпирали ее своими плечами, надрываясь и падая. Иногда мечту отклоняло в сторону, иногда казалось, что она вот-вот рухнет, иногда напор враждебной силы был настолько силен, что не верилось в свои силы, но мы готовы были погибнуть вместе с ней. И гибли. Только за время войны с фашизмом таких мечтателей погибло больше пятидесяти миллионов человек.

Значит мечта прекрасна, если за нее платят столь дорогой ценой.

Эта мечта передана вам.

Для осуществления этой мечты надо иметь то, чего не хватало мне — знаний. Но мы мечтали то с винтовкой, то с лопатой, то с карандашом, то с книгой в руках.

Созданный тобой Герцог Норфольский убедил меня, что моя мечта в надежных руках.

Накапливай знания, навыки, опыт и ты увидишь Город Света и прекрасных светогорцев.

Есть велика мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Меты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекрасней, когда они создают реальный мир.

А.Франс

Блажен живущий иногда в будущем; слажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность, расположая образы радости в зерцалах воображения.

Радищев

[Рис.] Герцог Нофольский и светогорцы

[Рис.] Сказка русского леса

[Рис. (4)]

Человек рождается животным и может вырасти зверем и лишь благодаря шлифовке прекрасного камня — труда, науки и искусства становится морально прекрасным. Если над человеком не работать, его натура сама по себе не может сделаться прекрасной.

Мень-цзы

Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать или на самом деле превратиться в животных.

Ф.Энгельс

Как это получилось, что герцог Норфольский встретился в Новом?

Не удивляйся.

Они неминуемо должны были встретиться, как юность и старость, как ученичество и мастерство, как мечта и творчество.

И они встретились — джентльмен и пипл, уроженец Астурии и Мордовии, а, вернее, отец и сын. Когда-нибудь и ты встретишься с ним, и он откроет тебе все, что было в стародавние времена на берегах Нила, между реками Тигром и Евфратом, Хуан-хэ и Ян-цзи, Гангом и Брамапутрой, Сырь-Дарьей и Аму-Дарьей, Волгой и Днепром, Днестром и Рейном, Сеной и Гвадалквивиром, Темзой и Твидом.

Много воды утекло в этих реках, но это не мертвые воды Стикса и Леты.

Память вечного скитальца сохранила все, что выстрадало человечество, искупая свои ошибки, свое легковерие, покорность богам и деспотам, идолам и гениям. Только он может указать тебе путь, на котором не будет ошибок прошлого.

Иди за ним.

И ты придешь к новому ренессансу — от бога к человеку, от веры к знаниям, от борьбы к творчеству.

Не удивляйся!

Ты вернешься назад.

К Правде, созданной родовой общиной наших далеких предков.

Вернешься обязательно, но искушенный опытом и знаниями. Сильным и могучим, со множеством покорных слуг.

Но все эти покорные джины принесут счастье, если ты вернешься к Правде.

Нов попросил герцога Норфольского указать правильный путь. Герцог улыбнулся и сказал.,

— Так вот бывает: ищешь Солнечную Долину, речку Серебрянку, Золотой Бор, Синие Горы, а они перед тобой; ищешь способ организации жизни, а бобры, пчелы и муравьи показали уже устроенный быт; ищешь последователей, а Заяц уже собрал их в Терем-Теремок; ищешь истину, а ей уже пользуются жители Теремка. Ей только простор надо дать.

Жизнь норфолькцев идет по тому же пути, какой наметили вы.

— Вы — другое дело. У вас хоть и куклы, но они сделаны с людей, а у нас животные и звери.

— Ничего нет страшней, как быть игрушкой в чужих руках! Быть куклой тяжелей, чем быть вольным зверем. Но не огорчайся! Если условия доводят людей до состояния животного или зверя, то в определенных условиях можно очеловечить животных, изменить в человеке то, что у него есть от животного и зверя.

"Все мы лошади.

 Все мы немного лошади..."

Это прекрасно!

Но люди еще немного зайцы по трусости, хомяки по скупости, волки по жадности.

Значит надо создать такие условия, чтобы эти черты характера проявлялись только в полезной для друзей форме — трусость станет осторожностью, скупость — бережливостью, жадность — стремлением к общественному богатству.

Закон

Даже самое деспотическое правительство не может удержаться без согласия народа, которым оно управляет. Этого согласия он добивается силой. Но едва только подданные перестают бояться деспотического насилия, деспот теряет свою власть.

Ганди

Законы, сменившие правду

Был закон Хаммураби, отнимавший все у трудового народа и отдававший богачам.

— Был закон Ликурга — драконов закон — признававший только кровавую расправу.

— Был закон Лициния и Секстия, обрекавший на медленную мучительную смерть на кресте или на арене цирка.

— Был закон святой инквизиции, оправдывавший свою жестокость заботой о спасении душ грешников.

— Была "Русская Правда" князя Ярослава, расценивавшая все преступления на деньги в пользу князя и митрополита.

— Был закон князя Дмитрия Шемяки, по которому отрубали голову, четвертовали, сажали на кол, закапывали по шею в землю, выкалывали глаза, вырывали ноздри, клеймили раскаленным железом.

— Был устав Аракчеева, который ввел наказание шпицрутенами, проводя сквозь строй по зеленой улице.

— Был закон Сперанского, составлявший 24 тома, а к ним 42 тома уложения о наказаниях. Казалось, что все преступления перечислены и каждому определенное наказание.

Все эти законы были рассчитаны на устрашение, рабскую покорность, но все они были далеки от правды.

Л.Н.Толстой описывает, как два мальчика, доведенные голодом до отчаяния, сломали замок у сарайчика и украли давно заброшенные два половика. Это считалось групповой кражей со взломом и причислялось к тяжким преступлениям. Один из мальчиков умер в тюрьме от туберкулеза.

Примерно в это же время генерал Стессель продал Японии город Портартур, предал армию. Он был отдан под суд, помещен в роскошную камеру, а через год освобожден.

Так далеки были законы от Правды.

Dura Lex sed Lex

Говорили римляне, создавшие классическое законодательство. Эти законы и законы вех последующих времен назначали наказания, страдания, муки и самую мучительную смерть.

Таков и закон религии. Верующие выполняли закон божий из страха перед вечными муками ада.

Страх — вот чем деспоты старались держать народ в повиновении.

Таков закон звериного царства.

* * *

Простой народ создавал свою Правду.

Правдой назывались обычаи и нравы нигде не записанные, но известные всем. Правда не перечисляла преступлений по сортам и не назначала им расценок, а просто люди знали, что нельзя делать зла. Зло — грех, добро — правда. Злодей — грешник, соблюдающие Правду — праведники. Грешников ожидал самый страшный суд — их с презрением осудят близкие люди. "Люди осудят" — вот что заставляло соблюдать Правду.

Самым позорным грехом считалась ложь. Всякий обман называли НЕПРАВДОЙ.

* * *

Люди создали множество законов: конституция, уголовный кодекс, процессуальный кодекс, кодекс законов о труде, кодекс о семье, браке и опеке, уставы, правила внутреннего распорядка, таблички на вокзалах, в парках и в других местах, запрещающих курить, сорить, плевать, рвать цветы, ломать деревья, вытаптывать газоны. Все это не истребляет зло, а только унижает человека, делая его животным и зверем.

СЛОВАРЬ

Правда — древнеславянское слово означающее собрание обычаев и нравов, выработанных веками, и передаваемых от поколения поколению. Неписаный, но известный всем, закон, охраняющий покой, благополучие, счастье людей, закон неоспоримый, бесспорно признанный всеми. У других народов были такие же неписаные законы — у кавказских народов Намус (честь), у мусульман Адат и др.

Правда — в современном значении изложение того, что существует в действительности без вымысла, прикрас, преувеличения, умалчивания.

Правитель, правительство, правление, управляющий — человек или группа людей охраняющие правду, а, следовательно, покой, благополучие, счастье людей. В славянской общине управляли старшие по возрасту, в доме мать, матица (мать матерей), матка (мать бабушек); в поле — отец, дед, щур (чур), пращур, которые были наставниками и хранителями Правды и древнего благочестия.

Право — то, чем неоспоримо должен пользоваться каждый человек — добром (потом "добром" стали называть имущество, собственность), делать зло никто не имел права.

Правила — указания как надо делать и поступать, чтобы избежать ошибок.

Праведник — человек соблюдающий во всем правду, служащий правде как слуга, как раб.

Правая рука (десница, которая способна делать правильно.

Истина — русское слов, соответствующее латинскому слову "факт". Истота — по-древнеславянски значит существо. Истина, это, что существует независимо от нашего желания, потому истинная правда не всегда приятна, а без истины и правду трудно понять. Истина — мать правды.

Узнать истину значит узнать сущую (существующую) правду.

Вина — на древнеславянском языке означает долг. Долг — это не прихоть, а обязанность человека.

Долг — брат Правде и Чести.

Тот, кто нарушил долг — виновен и теряет честь. Перечислить все, что должен выполнять человек невозможно, но сказать можно коротко: беречь чистоту своей чести, значит не делать ничего за что будут презирать люди: трусость, ложь, предательство, вероломство, наушничество и т.д. Когда-то человек, нарушивший долг, не мог перенести бесчестя и кончал жизнь самоубийством. Даже подозрение в бесчестии смывал дуэлью.

Долг, правда, честь — важнее жизни.

Неправда — обман, ложь, фальшь, лицемерие, ханжество, лесть, клевета, тактичность, умалчивание — враги Правды назойливо объявляющие себя ее друзьями.

[Рис.] Да побьют ее камнями.

Разрушу города ваши и сады предам уничтожению.

Уничтожу род ваш до седьмого колена.

Поставь раба твоего к косяку и проколи ему ухо.

Уничтожу весь род людской всемирным потопом.

Пошлю дождь горящей серы на города Садом и Гоморру и уничтожу жителей его от мала до велика.

И предам народ сей в рабство.

Сгинет род твой и память о нем предам забвению.

Око за око и зуб за зуб.

Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, — одним словом их сознание?

"Манифест коммунистической партии"

Опыт истории, который с каждым днем все обогащается и углубляется, говорит о том, что ни отдельные люди, ни народы не обретут мира, если не будут придерживаться правды в самых широчайших пределах.

Махандас Кармчанд Ганди

Говорить правду — это счастье, выпадающее на долю немногих, которых мы считаем или святыми или блаженными.

Как часто мы лжем из выгоды, самолюбия, вежливости, жалости, притворства, страха. Мы стремимся казаться иными, чем есть на самом деле, и это тоже ложь, которая заводит нас в непроходимые дебри. Мы обманываем и самих себя. Мы сознательно выдаем иногда желаемое за бывшее. Мы лжем, осуждая ложь, но не истребляя ее в себе.

А ведь только труся лживы. Сильные и благородные натуры вытравляют ложь, как ржавчину, всемогущей правдой.

Г.Серебрякова

[Рис.] ПРАВДА

 истинная и сущая

Правду символически изображают в виде голой женщины. Она прекрасна и ей незачем скрывать свою красоту. Глядя на нее, люди стараются достичь совершенства.

Но люди, сознающие свое уродство и недостатки, избегают Правды. Им неприятно такое сравнение. Красота Правды оскорбляет их самолюбие.

[Рис.] ЛИЦЕМЕРИЕ

 именующее себя Скромностью

Лицемерия старается прикрыть интимные части тела не с целью скрыть их, а обратить на них внимание людей.

[Рис.] ЛОЖЬ

Ложь старается казаться более скромной, чем сама Правда. Она пышно одета, а одежда скрывает язвы на ее теле и уродство.

Не быть а казаться красивой.

Талия туго затянута корсетом и потому кажется более красивой, чем у Правды. Грудь помещена в форму, почти открыта, чтобы не подумали, что она фальшивая. Одежда не скрывает, подчеркивает тело в выгодном виде.

Голое тело она признала безнравственностью.

[Рис.] КЛЕВЕТА

Клевета — это грязная, уродливая, распутная баба. Из зависти к красоте и чистоте Правды старается ее обрызгать, обляпать, облить грязью, а если хватит силы вымазать дегтем, обвалять в перьях и с позором показать людям: вот, мол, какова она ваша красавица.

Закон чести

 Иди сам

Закон совести

Светогорцы составили свою Светогорскую Правду. В нее были записаны все лучшие обычаи и нравы всех времен и нардов, все богатства, которые выработало человечество. Светогорская Правда составлялась под руководством Оленя, но статьи и пункты присылали сами жители. С каждым пунктом, с каждой статьей знакомили всех, обсуждали их и в Правду вносили только то, что было признано всеми.

В царстве Зверей и Животных близкое знакомство с законом происходило тогда, когда преступление было совершено. Применение законов поручалось жрецам, потому что только они разбирались во всех тонкостях закона, но его применяли не всегда удачно, принося вред человеку и обществу, как в повести Чаковского "Невеста".

Светогорцы начинали усвоение правды с младенчества. Матери и врачи-педагоги заботливо следили за здоровьем детей, но особенно внимательно следили за здоровьем характера, устраняя малейшие проявления жестокости, жадности, капризов, самолюбия.

Но не вечно младенца носят на руках и водят за ручку. Важно чтобы ребенок твердо стоял на ногах и твердо усвоить Закон Совести.

Закон Совести — это соблюдение правил известных каждому. Ведь слово совесть от слова весть, вестно. Он должен быть усвоен, то есть после ознакомления он принимается человеком, усвоен настолько, что становится своим, свойством человека, его характером.

В школе продолжаю изучать первую книгу Светогорской Правды — Закон Совести.

Это роскошно оформленная хрестоматия, с прекрасными иллюстрациями лучших художников. Это было самое роскошное издание, и называлась хрестоматия "Голубиная Книга" — книга мира и счастья. Это была святая книга.

В хрестоматии истина давалась в форме сказок, басен, увлекательных рассказов. Мысль справедливости выступала в этих рассказах выразительно и понятно как в рассказе "Колокол справедливости", то требовала обсуждения и даже споров как легенда о фартуке кузнеца Кауэ. Пороки то выставлялись в смешном виде, как в сказке "Журавль и Цапля или в форме задушевного повествования, как в рассказе "Героизм без пьедестала".

Во всех этих повествованиях дети находили истину и, узнав ее, невозможно было не следовать ей, страшно было встретить осуждение людей, знакомых, товарищей по школе.

Волнующие рассказы "Голубиной Книги" вызывали еще более строгий суд — суд собственной совести.

Не делать, чтобы не осудили люди, давало возможность делать так, чтобы не видели люди, но делать против своей совести невозможно.

Хорошее в тебе самом. Выращивай это и не ищи его в другом месте.

Закон личности

Будь осторожен!

Не возомни себя отделившимся от толпы.

Не воображай что ты можешь отделить себя от людей. Даже в самом себе мы ищем компаньона, разговариваем, советуемся, возражаем себе. Голос совести — это общение с самим собой.

Ищущий истину подвергает свои попытки опасности если будет беречь ВСЕ свое и отвергать ВСЕ чужое.

Закон личности

Каждому человеку свойственно стремление к совершенству — быть лучшим мастером, быть героем, гением, праведником или хотя бы безупречным "малым, как ты да, я как целый свет", гордится тем, что он выполняет свой долг и никому не сделал зла.

Это прекрасно!

Но стремление выделиться из людей у зверей и животных создается другое качество: начинают гордиться тем, что он стал лучшим разбойником, как Картуш, лучшим убийцей, как Темерлан, лучшим деспотом, как Наполеон, лучшим обманщиком, как Тайлеран, самым богатым, как Морган-пират потомок пирата, даже лучшим предателем, как Азеф.

Болезненно центрированное внимание к самому себе начинается с капризов, прихотей, озорства и вырастает в деспотизм. Это качество принимает чудовищные размеры, если для этого есть условия. Существо перестает не только служить народу, но считает людей своим подножием, почвой, по которой он идет вперед вверх.

Так рождается деспотизм мужа в семье, угнетающего близких, деспотизм ученого, деспотизм правителя, деспотизм проповедника, деспотизм собственника.

Отсюда законы зверей и животных, законы господ и рабов, деспотов и преторианцев.

Это ужасно!

Как же так — одно и то же качество прекрасно и ужасно?

Это и объясняет Закон Личности, ведь общество начинается с Личности. Совершенствуя Личность, совершенствуется общество.

Закон личности

Для каждого человека есть своя дорога, которая кажется ему наиболее желанной — и везде путь к совершенству будет ли это кузнец или скульптор, но конца пути нет, нет и тупика в творческом пути.

Не бойся погрузить руки в грязь для того, чтобы вырастить на ней прекрасное.

Ничтожество свое сознавай перед умом, мастерством, красотой, но не перед людьми.

Со словом самолюбие у человека связано представление о себялюбии таким, каким я есть. Это представление связано с извлечением из всего личной выгоды, с равнодушием к окружающим и даже за счет окружающих.

Наше самолюбие имеет совершенно иной характер. Это стремление прославить себя, сделав большое дело, которое на пользу людям, а от людей истекает и признание заслуг или то, что мы называем славой.

Бывают люди, которые занимают, по-видимому, самое маленькое, самое узенькое местечко в жизни и все жмутся к сторонке, чтобы кому-нибудь не тесно было от них, и только когда такой человек умирает, окружающие начинают понимать, как он нужен был всем и какое огромно пустое место остается после него.

Елпатьевский

P.S. Такой была ваша бабушка.

Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть

Делакруа

Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим самого себя действовать лучше других

Белинский

Увидеть подлеца и не указать на него пальцем, — значит и ты такой же подлец.

Ганди

Будь гражданин!

 Служи искусству!

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

И если ты богат дарами,

Их выставлять не хлопочи:

В твоем труде заблещут сами

Их животворные лучи...

Закон гражданина

Желай только того, что трудно, даже недоступно — в этом подвиг.

Никто еще одной могучей силой

Не стал велик и не был ли унижен.

Ведь в этом мире лишь дела людские

Несут почет или ведут к презренью

 Панчатантра

Пусть никто — даже на мгновение не убоиться, что изучение других убеждений может пошатнуть или ослабить его собственные. Пошатнуть можно лишь то, что основано неустойчиво. Изучение и должная оценка других убеждений лишь ведут к упреждению и совершенствованию своих убеждений.

Ганди

Закон гражданина

Понеже добродетель есть вершина деяний человеческих, то исполнение ее ничем не долженствует быть препинаемо. Не бреги обычаев и нравов, не бреги законов гражданских... Не дерзай николи нарушение их прикрывать робостью благоразумия. Благоденствен без нее будешь во внешности, но блажен николи...

Старайтеся поче всего во всех деяниях ваших заслужить собственное свое почтение, дабы, обращая во уединение взоры свои внутри себя, не токмо не могли бы вы раскаяться о сделанном, но взирали бы на себя со благоволением. Следуя сему правилу, удаляйтеся елико то возможно, даже вида раболепствования...

Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на земле власть подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколебимо. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти...

Пробуждения к добродетелям общественным нередко имею начало свое в тщеславии и любочестии, но для того не надлежит останавливаться в исполнении их... В спасшем Курций отечество свое от пагубные язвы никто не зрит ни тщеславного, ни отчаянного ироя. Если же побуждения наши к общественным добродетелям начло свое имеют в человеколюбивой твердости души, тогда блеск их будет гораздо больший...

Радищев

Закон исканий

Человек должен искать знаний, как хозяин, требующий у природы расширения ее тайн, а не как раб, просящий со стола знаний. Поэтому первое знание должно быть знание самого себя.

Из Раджа-йога

Не бойся продвигаться медленно, бойся стоять на месте.

Закон поисков

 Иди сам!

К этому стремится Сам ребенок. Ради того, чтобы стоять твердо на ногах и ходить, — быть самостоятельным, — ребенок преодолевает страх, трудности и стойко переносит ушибы. Самостоятельность расширяет мир, но пока этот мир ограничивается комнатой, двором. Но вот человек выходит в поле, в широкую степь, в густой лес, где легко заблудиться. Бывает, что неопытный путник не достигает цели, а пройдя трудный путь, возвращается на то же место. Еще труднее в море, где штормы сбивают с курса и нет ни указателей ни ориентиров.

Идущий по незнакомому пути спрашивает встречного о правильном направлении. Но может встретиться шутник обманщик или невежда и направит на ложный путь. Чтобы избежать этого# специалисты составляют карты, навигации, лоции, а путешественники изучают топографию, географию, астрономию.

В жизни еще трудней.

В жизни еще трудней. Недаром жизнь называют дремучим лесом и морем житейским.

Для того, чтобы избежать зла в жизни, народ составлял свою Правду и делал ее священным законом. Но звери и животные, объявив себя священниками и вождями, переделали ее по-своему — запретили или ограничили для народа земные блага и земной путь направили в пустоту неба или в постоянно отдаляющиеся светлое будущее, чтобы самим пользоваться земными благами до прихотей и излишества. Так жизненный путь людей переплелся со звериными тропами.

Правители, священники, философы составили ложные, запутанные карты и лоции, объявили их правдой, понятной лишь избранным, заставляя людей верить и слепо следовать их указаниям. Но Правду нельзя было уничтожить и народ защищал ее.

В Светогории ей даны были все права.

Правда стала лоцией жизни.

Но Правда требовала самостоятельности.

Слепого последователя нельзя отпустить в самостоятельный путь.

Закон поисков

Обрывки

— Жизнь полна тягот и мучений. Но каждый, кто ищет правду, не должен бояться страданий. Тот, кому легко живется, кто в тяжелую годину не несет креста лишений, тот не может отречься от мелких личных целей ради общей пользы.

— Будь внимателен к чужим мнениям и подозрительным к своим.

— Учиться можно у черта и вора так же, как у святого отшельника, потому что изучение не значит подчинения.

М.Горький

— Четыре спасительных истины: познать страдания, изучить их причины, стремиться к уничтожению их, найти против них средства.

Сакий Муний

Мысли оформляются в действия, а деятельность совершенствует их и порождает новые мысли.

Йоги

Философия приводит нас к входу, но не вводит в мир, который мы ищем, куда мы стремимся. Для этого нужна практическая деятельность.

— Идеал философии — практическое воплощение. Философия — проект, по которому нужно строить здание. Это строительство неминуемо влечет поправки.

Белинский

— Мудрость — это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом приложенных к жизни.

— Несправедливости надо бояться. Надо быть чистым в смысле справедливости, совершеннее чистым.

— Заблуждение, пусть оно продержится сотни лет, не заключает в себе истины в силу одной своей давности.

— Тот, кто учится, но не применяет науку к делу, подобен крестьянину, который пашет, но не сеет.

— Есть подвиг-порыв, когда в какие-то часы, даже минуты выплескивается огромный душевный заряд и человек проявит свое "Я". Есть подвиг другого рода, когда всю жизнь ровно и сильно горит душа и пламень этот не остывает. Ничто не может поколебать убеждения, взглядов, которые опираются на дела и подкрепляются все новыми поисками.

— Превращая людей из терпеливых служащих в творцов — великолепный процесс расцвете личности. Открыть в себе это "Я" — значит открыть людям лучшее, что в нас есть.

Ищите вое. Ищите себя для людей.

— Знаний надо самому желать. Тогда достигните желаемого. Кого принуждают двигаться, тот ничего не достигнет.

— Всяким другим людям хорошо учиться мудрости из практического опыта, не полезно это владыкам. В практическом опыте человек учится ошибками, но ошибки начальника и государственного мужа влекут за собой бедствия народные.

— Чистая цель требует чистых средств.

Всегда!

Только иезуиты могли утверждать, что во имя великой цели разрешены любые средства. Но ведь и цель у них была грязная: убить живую мысль. Вместо справедливости они утверждали мрак... Чистые средства необходимы в политике, и даже в войне они — верный путь к победе. И никогда, никого высота цели не обелит. Грязные приемы способны загрязнить любую истую цель. Они, правда, могут недостойного деятеля сделать "калифом на час", но это пиррова победа, после которой такие герои тонут в грязи, созданной ими же, или же, как Геростраты, Нероны, Ироды живут с клеймом проклятия и презрения.

М.Горький

— Не бойся врага — в худшем случае он может убить тебя; не бойся друга - в худшем случае он может предать тебя; бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательства и убийства.

Антал Гидаш

— Без пользы жить — безвременная смерть.

 Гете

— Знания и опыт усиливают уверенность и убежденность, но и они не должны создавать самоуверенности в своей непогрешимости.

— Любовь к человечеству тогда лишь плодотворна, когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей.

— Не надо смешивать два понятия: дарование и талант. Дарование — это то, что дается даром, от природы — врожденное или привитое случайно; талант — это данное тебе богатство, пущенное в оборот и умноженное многократно. Талант — это неутомимый, самозабвенный труд, который становится самой жизнью.

Многие завидуют таланту и хотели бы иметь его сейчас же, немедленно, но им — одаренным — советуют учиться, все обещая со временем, а хотелось бы не учась и сейчас.

Талант — это неограниченное трудолюбие, исключающее все, кроме самого труда и связанных с ним трудностей. Работать до тумана, до обморока, надо падать и вставать, умирать с отчаяния и опять понемногу оживать, вскакивать ночью, забывать о еде.

— Высшая мудрость таланта — недовольство самим собой.

— Кто не стыдится спрашивать, — узнает многое, кто стыдится спрашивать, — завывает то, что знал.

— Усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше.

Л.Толстой

— Учится нужно постоянно. Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключ к образованию. Всю жизнь человек должен заниматься самообразованием, потому что идеал далек.

— Что значит усвоить: сделать своим, сделать элементом своего богатства. Настоящее богатство человека есть то, что усвоено.

Луначарский

— Истина не может быть постигнута без знаний, а знания укрепляются в процессе практической деятельности, следовательно практика и дает понятие о правильности знаний.

Добролюбов

— Ни одна пчела не станет слушать деловых советов клопа.

Э.Кабберд

[Рис.] У зверей цари царствуют, вельможи вельможествуют, между вами да не будет так, но кто хочет господствовать, пусть будет слугою всем.

[Рис.] Кто не может отличить вреда от пользы, кто не хочет исполнять законы, кто стремится лишь к своим удовольствиям, чем отличается он от скотины?

Панчатантра

[Рис.] Кто для личных довольствий крадет чужой труд, пренебрегает несчастьем людей, чем отличается от зверя?

Панчатантра

Кто только справедлив, тот жесток.

 Кони

Насилие — закон зверей. Душа зверя спит, и он не знает иного закона, кроме физической силы. Достоинство человека требует от него подчинения высшему закону силы духа.

Закон для законодателей

Отрывки

Честолюбие — это стремление подняться над людьми... Это естественное и благородное стремление, но для этого надо иметь чистое сердце. Радость человека, достигшего преимущества перед многими заключается в том, чтобы делать добро, давать радость другим.

* * *

Чтобы вести людей, нужно самому искать пути, проверить их знаниями и опытом, нужны терпения и испытания. Обучая правильному, надо предостеречь себя от ошибок.

* * *

Политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им. Этого он часто не хочет, но ответственность ложится на него.

Ленин

* * *

Для того чтобы убеждения были неоспоримы, надо чаще подвергать их сомнениям и проверять обсуждениями с людьми, чтением книг, фактами самой жизни.

* * *

Человек лишь в той мере и степени может оказаться руководителем и влиять на других, в какой сам следует во всей своей жизни выдвигаемой им идее.

* * *

Он лишь до тех пор будет способен руководить людьми, пользоваться их доверием и уважением, пока во всем следует истине.

* * *

Не всегда истина приобретается усвоением определенной программы знаний. Важно, чтобы эти знания стали убеждением. Важно чем ты являешься сам, а не то, что ты знаешь. Можно добиться успеха только благодаря таким знаниям, которые стали нашим "Я", сделались нашим свободным духовным достоянием, о которых так же верно можно сказать, что они владеют нами, как то, что мы владеем ими; или еще лучше — об обладании которыми вообще нельзя говорить, потому что мы никогда с ними не расстаемся, не в состоянии от них отказаться, не можем от них отречься и поэтому всегда и повсюду посредством их действуем, так как сжились с ними.

Дистервег

* * *

Кто когда-либо должен управлять другими то им прежде всего необходимо проникнуться мудростью. Равным образом нужно просвещать и подчиненных, чтобы они умели разумно повиноваться мудрым правителям не по принуждению, не по ослиной покорности, а добровольно, из любви к порядку. Ведь разумным творением нужно управлять не с помощью криков, тюрьмы, палок, но опираясь на разум. Если это происходит иначе, то бесчестие падает на правителя...

Ян Амос Коменский

* * *

Надо быть недюжинным человеком, чтобы приобрести полную доверенность людей, но надо быть еще более недюжинным человеком, чтобы сберечь это доверие и укреплять его все новыми и новыми делами, постоянно сомневаясь в заслуженности своего авторитета.

* * *

[Рис.] Сказки русского леса

Природа — для народа

[Рис.] Максиму — отец

Мордовия — 1968 г.

[Рис.] Продолжение сказок русского леса

Город света

5 книжка

А знаешь, парень, какая это радость землю обихаживать, никакой другой радости больше этой на Земле нету. Будто родная она тебе земля, будто это дитя твое кровное, кусок от самого себя...

Максиму отец.

Мордовия — 1968 г.

Здесь, в городе, душно жить, — каменный лес! И люди тут как звери, стенами друг от дружки на всю жизнь отгорожены, не могут друг к дружке сердцем прислониться... А там — ширь, покой и каждый человек словно на ладошке... Кто как живет, с чем нынче щи у шабра варят, какие сны завтра кто увидит — все каждому известно, нет там никакой тайности...

Рутько "Пленительные звезды"

[Рис.] Вот она горная страна!

 Земля обетованная!

Страна, куда стремились дети Труда и Правды.

Страна, которая казалась им недоступной мечтой. Страна, путь к которой был так труден и опасен.

Казалось бы, что так можно стремиться только в страну изобилия, страну чудесных садов, долин необычного плодородия, холмов, где на злачных лугах пасутся тучные стада. В страну, которую представляли в виде сказочной Аркадии, Эдема, рая, где все дается без труда, где жизнь — сплошное наслаждение. Именно такая страна должна бы быть заслуженной наградой за все перенесенные муки.

А вместо этого голые камни, отвесные скалы, опасные тропинки, снежные обвалы, лавины, сносящие все на своем пути.

Чему же радуются пришедшие сюда путники?

[Рис.] Нет, не корыта с вкусной едой, не теплого стоила искали эти люди, победившие в себе животного и зверя. Им нужна была только пустыня, мирная земля, где можно было установить царство Истины. Люди, ставшие людьми, подобны мифическим богам и способны сами создать землю.

[Рис.] Homo homini Lupus est.

Много звериных стран повидал Нов и его спутники.

Видели они Зверманию, где хищники мечтали покорить себе весь мир. Видели Волкобратанию уже покорившую большую часть мира. Эти бульдоги считали себя львами нападали на слонов и буйволов, много лет питались Индиками и совсем было покорили Кита. Видели Леопардовиль, где хищники беспощадно истребляли жителей Жирафрики. Видели Бизонию, где на чужих полях-плантациях отъедались стада быков, обладавших огромной силой и слепой яростью. Видели Тигерию, где жители добровольно приносили своему владыке в жертву самих себя. Видели Змейландию, где силой гипноза владыки держали свои жертвы в оцепенении. Видели Питонстан, где причудливо раскрашенный властелин гордился блеском своей чешуи, назвал себя шах-ин-шаром (царем царей) и душил кольцами своего тела жертвы гораздо крупней его. Видели Якистан — царство дикого быка подобного Миносу, превратившего свои владения в полупустыню. Эти страны были наглядным образцовом неразумно устроенной жизни.

Впрочем, чего можно ожидать от зверей и животных.

Человек и очеловечившиеся существа не должны опускаться до состояния дикости, уничтожая и грабя жителей лесов и полей, уродуя и уничтожая саму природу.

Конечно, нет! Светогорцы своими глазами рассмотрели все уродства дикого мира, который звери называли свободным миром, а одичание высшей формой свободы.

Этому одичанию нужно было противопоставить мир разума и счастья. Создать его и показать всем.

Архитектор О'Ленин составил проект Города Света. Город-дом напоминал муравейник, но был полон света, напоминал пчелиные соты, но здесь не было однообразия, напоминал строения бобров, но от подземных этажей поднимался высоко к солнцу.

В обсуждении проекта принимали участие врач Аистов, педагог Есельман, земледельцы Кобаницкий, Хомяков, Ежович, работник индустрии Слонов, работница пищевой промышленности Лягушинская, деятельница искусства Белочкина, художник Фонзан, синоптик Козлевич.

все было учтено, и все же проект удивил всех своей смелостью и необычностью. Проект показался даже фантастическим, но Крот достал из своих архивов статью из журнала "Наука и жизнь" № 12 за 1967 год. Статья архитектора Танкаяна была озаглавлена "Город на Крайнем Севере".

"Огромные пространства тундры Крайнего Севера — это наиболее недоступные территории, а тундра занимает больше трети площади всей страны и считается богатейшим краем..."

Освоение Севера — дело трудное. Одна из причин — основная — суровый климат.

Можно ли в столь суровом климате создать хорошие условия для жизни людей, и не останется ли северная тундра навсегда пустыней?

Этот вопрос решают архитекторы.

Архитектурный проект предусматривает такую организацию жизни населения, чтобы люди не зависели от климата и не испытывали лишений в быту.

Проект необычен для нашего представления о поселке. Здесь нет ни улиц, ни площадей, ни центра, ни окраин, ни отдельно стоящих домов, а поселок имеет 3,500 жителей. Поселок устроен в едином объеме. Здесь большие зимние сады с постоянным климатом и плавательный бассейн, и школа, и детсад, и столовая, зрительный и спортивный залы.

Так в белом безмолвии" люди могут жить высококультурной жизнью..."

"Наука и жизнь" № 12, 1967 года.

[Рис.] ...Коммуны

  дома

  прорастают...

[Рис.] ПЛАН ПОСЕЛКА В РАЗРЕЗЕ

ПЛАН ПОСЕЛКА

Пояснения к плану поселка

1 — Жилой дом для семейных

2 — Жилой дом для одиночек

3 — Детский сад-ясли

4 — Школа

5 — Общественный центр

6 — Клубный зал

7 — Зимний сад

8 — Открытый двор

9 — Крытая улица к пирсу

Город должен быть построен так, чтобы обеспечить своим жителям счастье

Аристотель

Я знаю:

 город будет,

Я знаю

 саду цвесть.

[Рис.] 1 — Жилой дом на 1500 человек

 2 — Школа-лицей, аудитории, лаборатории

 3 — Театр, кино, кружки, студии

 4 — Библиотеки, рабочие кабин.

 5 — Металлургический завод

 6 — Завод обработки продуктов

 7 — животноводческие фермы

 8 — Парк с животными

 9 — Спортивные и игровые площадки

10 — Оранжереи-сады с экзотическими птицами

11 — Парк-цветник, дендрарий местных деревьев

12 — Парк-заповедник, уголки сказок, лодки, острова рыбалки и отдыха.

Население поселка — 2000 ч.

Пахотной земли — 1000 га

Лесных и водных угодий — 1000 га

Комбинационных земель — 25 га

— Основа экономики — цех промышленного предприятия

— Подсобное многоотраслевое сельское хозяйство включающее:

 земледелие,

 скотоводство,

 птицеводство,

 рыбоводство,

 пасека,

 лесное хозяйство

— Подсобные предприятия:

 завод по обработке сельхоз продуктов,

 завод стройматериалов,

 мастерские бытового обслуживания.

[Рис.] Город на 200000 жителей

"Техника-молодежи" № 10, 1967 г.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова