Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Гавриил Кротов

СТАТУТ КАВАЛЕРОВ ОРДЕНА ПОВЯЗКИ

Положение ордена Повязки.

= Орден Повязки учрежден для рыцарей духа, служащих народу, идущих вместе с народом к новым высотам жизни, к единой общей цели наиболее кратким и правильным путем.

= Принадлежать к ордену повязки великая честь и великий труд, доступный только исполинам духа.

= Посвящение в рыцари ордена Повязки производится только по настоянию народа.

= Символ ордена Повязки - горящее сердце, истекающее кровью, исключающее покой, равнодушие к судьбе народа и к судьбам отдельных людей.

= Алая повязка из тончайшего шелка повязывается на левую руку, отправляясь в бой и на подвиг.

= Во все остальное время кавалеры ордена ничем не отличаются от остальных людей.

= Кавалеры ордена Повязки входят в состав проторианцев герцога Норфолькского, для охраны его от... ошибок гнева, проявления несправедливости.

#-1

Основа ордена Повязки - народ, который выдвигает из своей Среды титанов духа, мысли и творчества, известных всему народу, испытанных временем.

Уделом кавалера ордена Повязки может быть смерть, но, смертию смерть поправ, они получают бессмертие.

Мы мало знаем об арийцах (иранцах), но имя кузнеца Кауэ дошло до наших дней и продолжает вдохновлять на подвиги, срывая с его кожаного фартука нашитую временем мишуру.

Их удел - вечная юность. Вечно юными останутся и Муций Сцевола, и Леонид, даже Ванька Жуков навеки останется девятилетним мальчиком, а Жанна д’ Арк - девушкой.

#-2

В орден кавалеров Повязки принимаются все без различия нации, пола, общественного положения. Может быть принят и раб-отпущенник, Спартак и патриций Тиберий и Гай Гракхи, монахи Роджер Бэкон и Копанэлло и разбойники Робин Гуд и Мандрен, лорд-канцлер Мор и бродяга Урсус, купец Вальд и крестьянин Клаас, негр дядя Том и американец Джон Браун.

#-3

Вступающий в орден Повязки не нуждается в поручительстве отдельных личностей, ведь поручительство за них - признательность народа. Поручительство требовалось в тайных обществах, отдаленных от широких народных масс из опасения допустить в свои ряды предателей и провакаторов.

Отдельные люди могут быть пристрастными и легковерными, народ - никогда.

#-4

Кавалеры ордена Повязки не проходят искуса, потому что свою преданность они доказывают всей своей жизнью.

Искус - кратковременную проверку - может выдержать и лицемер. Даже зверь в течение года сможет питаться ягодами, но поздно или рано его натура скажется, а натуру невозможно скрыть от народа.

#-5

Кавалер ордена Повязки не делает взносов в кассу, а в тяжелую годину отдает все. В обычное время кавалер потребляет не более обычного рыцаря.

Орден же настолько богат, что не нуждается в отчислениях сотых частей, владея всем, отдавая всем. А все готовы отдать все для самих себя.

#-6

Почетное право кавалера ордена Повязки - это быть впереди во всех боях, принимая на себя всю ярость врага, всю тяжесть труда, облегчая путь идущим за ним.

#-7

Кавалер ордена Повязки не должен пользоваться насилием. Если не сумел убедить человека, он должен воплотить свою мысль в реальность и показать свою правоту в неопровержимой реальности. Действительность - неопровержима.

#-8

Чем выше звание кавалера ордена Повязки, тем больше труд и забота о чистоте звания ордена. По поступку отдельного кавалера ордена повязки. И не только по поступкам кавалера, а и по действиям подчиненных ему людей. Всякий окрик, нескромность, грубость - пятно на честь начальника и самого ордена. Ответственная работа - это ответственность за поступки людей.

#-9

Командир должен в совершенстве владеть всеми видами оружия своего подразделения.

Начальник должен в совершенстве выполнять все работы общего хозяйства, чтобы начать работу и показать пример ее выполнения.

#-10

Кавалер ордена Повязки не должен для достижения благородной цели употреблять бесчестные средства: обман, умалчивание, деспотизм.

Чистая цель требует чистых средств.

Всегда!

Помните уроки прошлого!

Только иезуиты могли утверждать, что во имя великой цели разрешены любые средства. Но ведь и цель у них была грязная: убить живую мысль. Вместо человеческой справедливости они утверждали господство.

Свободе не нужны коварные приемы...

...Чистые средства нужны в политике и даже в войне...

Никогда выокая цель не обеляла грязных средств. Грязные средства способны загрязнить любую чистую цель. Тем более, что на чистом грязь заметней...

Грязные средства могут недостойного деятеля сделать "клифом на час", но это - Пиррова победа, после которой такие люди тонут в грязи, созданной ими же, как Герострат, Нерон, Ирод живут в истории с клймом проклятия и презрения.

#-11

Кавалер ордена Повязки не принимает наград и почестей. Возможность быть кавалером ордена Повязки, возможность соверщть подвиги во славу народа - высшая награда и честь. Победа - всегда усилия всего народа.

"Наполеон победил под Ватерлоо, зачем же я сунулся и потерял руку?" - рассуждал французский солдат.

Вспомним балладу о гвозде и подкове. Если бы все было благополучно, победу приписали бы полководцу, а кузнеца заметили при неудаче.

Граф Клейнмихель строил дорогу, но он взял на себя не самый тяжелый труд.

#-12

Принадлежность к ордену повязки постоянно кнтролируется народом, который заботится о чистоте священного для него знамени.

Известны случаи, когда Золушка, выйдя замуж за принца, становилась ленивицей и деспотом, то есть противоположнотью того, чем она была мила народу.

Ромео, благополучно женившись на Юлии, становился придирчиво-деспотичным мужем, да и Юлия превращалась в сварливую бабу (иначе не назовешь).

Рыцари огня и стали.

Твердость и любовь.

Чтобы облегчить труд слабым, отважные берут на себя самую тяжелую работу, это достоинство подлинного рыцаря без страха и упрека.

Огонь и сталь - два извечных врага человечества. Эти великаны пожирали целые города и страны. Кому же, как ни самым отважным, бороться с этими великанами? Чем труднее победа, тем больше чести.

И вот великаны взяты в плен. Они бушуют в тесных стенах доменных печей.

Вот огненный металл хлынул в приготовленные для него формы.

Вот огненные полосы тянутся через станки, становятся красными, фиолетовыми и застывают в той форме, какую им дал Человек. Теперь огонь и сталь буду покорно служить Человеку.

Кто создает Человека.

Человек создает все, но прежде надо создать самого человека.

Построен город. Подвалы полны продуктов. Украшена жизнь. Мгновение, ты прекрасно! Остановись! И человек падает мертвым.

Трагедия Фауста - трагедия человечества. так погибли люди Вавилона, Сибариса, Рима.

Люди смогли добиться богатства, создать висячие сады Семирамиды, Акрополь, Форум, Версаль, Эпайр стейт билдинг и заполнить их злом. Зло разрушило все и погубило Человека. Сколь ни совершенна архитектура, искусство, техника, наука они ничто без человека, очищенного от жестокости зверя, жадности животного, равнодушия растения. Привить ему лучшие качества. Только тогда Человек создаст все прекрасное, сохранит и умножит красоту. Этого невозможно достичь без рыцарей просвещения.

Они равны божеству!

Нет, я не оговорился и не заговорился, упомянув божество.

Бог - это самая ранняя сказка человека. Его поэзия. Но он же и высшая власть, потому что в божестве люди олицетворяли справедливость, правду, красоту, счастье и видели в божестве идеал самого себя. Даже тогда, когда деспоты создали религию для угнетения народа, народ сохранил в божестве идеал человек. Как ни запуганы, как ни суеверны были люди, они мало поклонялись богу-отцу, строгому влстителю, и почти забыли имя Саваофа. Людям стал ближе его сын, который сам пожил среди людей и перенес все страдания человечества. Но ближе всех людям стала женщина-мать, которую назвали своей госпожой (mao donna). Она стала олицетворением сострадания, принявшая на себя всю скорбь человеческую, ставшая матерью всех людей, готовая помочь во всем своим детям.

Культ религии - слепой веры - чужд норфолькцам, но они на первое место поставили женщину-создательницу и хранительницу жизни. Только ей дана власть над людьми, потому что власть родительницы священна и направлена к добру.

Доверчиво идите по пути, указанному alma mater! Он ведет к счастью!

Рыцари красоты и радости.

Не славы - ради жизни на Земле.

Это не длинноволосые, в бархатных блузах, особая каста служителей муз, успокаивающих себя тем, что "скована жизнь, но искусство свободно", а они "рождены для вдохновленья, для звуков сладких и молитв", а потому пусть "работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, науки, предаваться мечтам и страстям", а борцы, которые знают, что "надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать".

Пока не была проделана жизнь, рыцари красоты не припудривали язвы, не одевали пороки в сверкающие ризы, а стали борцаами, срывая все и всяческие маски, показывая то, что не видели люди. Это Перов и Маковский, Пукирев и Ярошенко, Гаршин и Решетников, Некрасов и Чернышевский, Антакольский и Ренуар. Разве не рыцари отказались от дипломов и организовали коммуну передвижников, Крамской стал вдохновителем на подвиги, Верещагин остался рядовым, Максимов вместо командировки в Рим и Париж уехал в деревню, обучая детей и помогая бедным. Чехов ради каторжников поехал на Сахалин - вот рыцари красоты и радости, непримиримые ко всему, что уродует жизнь. А их множество, этих рыцарей без страха и упрека.

...Жизни вольным впечатленьям

Душу вольную отдай,

Человеческим стремленьям

В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою -

Возлелей их, сохрани!

Братством, Равенством, Свободою

Называются они.

Возлюби их! На служение

Им отдайся до конца!

Нет прекрасней назначения,

Лучезарней нет венца.

И не надо бояться памяти

Тех не очень далеких лет,

Где затерян по снежной замети

Нашей жизни горячий след...

Как же мне не писать об этом?

Как же свой рассказ не начать?

Нет! Не быть мне тогда поэтом,

Если я

Смогу

Промолчать!

Скитальцы вселенной.

Бороться и искать! Найти и не сдаваться!

Не верьте, что человек ищет покоя!

С детских лет он мечтает о прериях, завидует судьбе Монготимо Ястребиного Когтя, последнего из могикан, Гатераса и Немо, Робинзона, героям Джека Лондона и Сетона Томпсона, Арсеньева и Федосеева.

Люди вырастают и идут в геологи, топографы, океанографы, моряки. Только изуродованные - закрмленные, обезволенные с детства буржуа не идут дальше мягкого вагона или самолета, чтобы лежать и покоитья на пляже. Разве сменяешь черепах Тасмании на лежбища ожиревших покойников? И люди ищут и находят, борются и сдаются трудностям.

***

Норфолькцы - не покойники. Это искатели и покорители. Они бывают во льдах ледовитого океана, в дебрях тайги, на плантациях юга. Они чувствуют, действуют - они счастливы.

Земледельцы.

Full larders and empty arsenals.

- Земледельцы Норфолька! - объявил гарольд, и перед герцогом прошла его гвардия, краса и гордость Северного Народа.

Их зеленые шелковые плащи развивались по ветру, зеленые бархатные береты колыхались стройными рядами, зеленые кольчуги отливали изумрудом. Ряды гвардейцев напоминали нежную весеннюю траву, которая так радует глаз.

Все любовались гвардией, прелесть которой была не только в их одежде, а в самой юности. Каждому из них было от 18 до 20 лет.

Счастливый возраст6 когда человек рвется в бой и готов овладеть всеми знаниями, всеми мертвыми землями, бурными потоками, словом, всем тем, что требует подвига. Они еще бедны, но они знают, что в боях они добудут сокровища знаний, навыков, умения.

- Слава земледельцам! - кричали восторженные зрители. Ведь все ожидали увидеть крестьян Вандеи, какими их описал Виктор Гюго.

Нет, это были не крестьяне.

Кто же такие земледельцы?

Почему именно они стали гвардией герцога Норфолькского?

Потому, что сам герцог Норфолькский носит высочашее звание: земледелец всея земли.

Земледелец - не тот, кто обрабатывает верхний слой земли, который мы называем почвой, а тот, кто изменяет почву и весь вид Земли.

Да и земли на Земле не так уж много, всего одна шестая часть поверхности земного шара. А изо всей суши обрабатывается незначительная часть. Остальная поверхность называется "Неудобной землей". Это горы, пустыни, леса, болота.

даже та земля, которую обрабатывают люди, не очень-то удобная. Равнины встречаются редко, а на склонах вода не держится. Прошел дождь, почва не успела впитать влагу, а вода потоками стекает со склонов, унося с собой плодородный слой почвы, то удобрение, которое люди вносили в почву. Это называется водной эрозией.

Вот гвардия земледельцев и взялась воевать со стихией Земли.

Трудная это война!

До сих пор люди предпочитают воевать друг с лругом, чтобы захватить плодородные земли, и только норофолькцам под силу отвоевать землю у Земли.

Война - как война.

Она потребовала мобилизации огромной армии отборных людей, орудий (не оружия), техники, напряжения сил, как на войне.

Начался бой со склонами, оврагами, болотами, берегами рек.

Но вот и победа!

Склоны превращены в террассы Обрывы террасс - в теплоустойчивые склады, овощехранилища, стойла для скота, птичники, гаражи, мастерские и даже некоторые заводы спрятаны под землю.

Хлебодары.

Изобилие без излишеств.

Один в поле не воин - говорили раньше. Но не таковы воины Норфолька. Один из хлеборобов может за день вспахать, обработать или убрать сотни гектаров. Хлебороб - это крестьянин, но он не такой, каким описывали его Гюго, Некрасов, Толстой - темный, забитый, пропитанный страхом перед барином, богом и силами природы.

Нет, это всесторонне развитый человек, знающий, как вырастить десять колосьев там, где раньше рос один. Он одинаково глубоко изучил химические и физические свойства почвы, биологию растений и животных, управление моторами и электричеством.

Он - господин стихий огня, воды и воздуха. Не просто господин, но и друг природы, любовью и лаской заставляющий землю приносить обильные плоды.

Но хлебороб - не навеки прикованный к одной работе человек. Он может быть металлистом, учителем, шофером, художником и любым другим.

Сказка ли, игра ли могут и должны быть привлекательными, звать в мир, где все лучше, прекрасней, но ни сказка, ни игра не должны врать, лгать, обманывать.

Мы это знаем и помним, а потому будем говорить о том, что не только возможно, но уже и есть кое-где, пусть как редкость.

Чтобы игра не увела нас от жизни, запомним некоторые цифры.

= Средний урожай по нашей стране в 1962 г. был 10,9 ц. с га.

= Рекордный урожай 1967 г. на Кубани был 72 ц. с га.

= Средний урожай в Канаде в 1957 г. был 35 ц. с га.

= В Китае и Японии опытные участки дали 170 ц. с га, риса 280 ц. с га.

= Гектар земли МОЖЕТ давать до 200 ц. с га., ДОЛЖЕН давать 100 ц. с га.

Кроме того: баклажанов или помидор, или перца 20 ц., моркови или редьки, или свеклы 20 ц., лука или чеснока 15 ц., мака 2 ц., соломы на корм или поделки 200 ц.

Вот это - победа! Разве сравнишь ее с победой под Ватерлоо или под Верденом?

Но это бой, дающий честь и славу воинам, избавлющим человечество от голода, от заботы о куске хлеба.

Как достигнута эта победа?

Посмотри внимательно на рисунок, а потом я объясню подробно.

Кавалеры золотого руна.

Золотое руно надо не искать, а выращивать.

Все дорогое и прекарсное находится где-то далеко. Путь к сокровищам труден и опасен. Найти сокровища почти невозможно, и даже отыскав, трудно овладеть им, потому что оно охраняется огнедышащим драконом. Так представляли древние греки поиски счастья, создавая миф о Золотом руне.

Но не так представляют его Кавалеры Золотого Руна. Нет, нет, не аргонавты, не Язон и не Арфей. Самые обыкновенные пастухи, свинарки, зоотехники6 ветеринары. Они не искали мифическое руно, а знали цену овечьей шерсти, тонкой, длинной, шелковистой, прочной, мягкой, красивой - удобней и красивей золота. Но не сразу шерсть стала такой. Ее искали десятки и сотни лет, пока овцы не покрылись золотым руном. Слишком мало шерсти росло на одной овце, а ограниченность пастбищ не позволяла увеличивать стада. Тогда решили на тело барана одеть шубу быка. Появились мериносы, шленки, цигейки, которые стали давать вместо трех кило грубой шерсти 25 кг. тонкой. Так одна овца заменила 8 овец.

Одна корова швицкой, симентальской, холмогорской, кароваевской породы вместо 500 литров стала давать до 12000 литров. (средний надой - 6000 л.)

Лошади першероны, битюги, владимирские тяжеловозы вместо обычного груза в четверть тонны везут 3-5 тонн.

Свиньи йоркширской, асканийской породы вместо 50 килограммов мяса дают по 250-300 кг. мяса и до 150 кг. сала.

Появились ангорские, кашмирские, оренбургские козы, дающие драгоценный пух.

Раньше кочевники-скотоводы спрашивали: "Сколько у тебя скота?", кавалеры Золотого Руна спрашивают: "Какой у вас скот?"

Рыцари зеленого мира.

Даю, чтобы брать.

Что делает человека лесоводом, земледельцем, летчиком, пчеловодом и тому подобное? Конечно, степень его влюбленности в свое дело, когда дело становитя радостью, счастьем, горем и заботой, когда ради дела можно забыть сон и еду, усталость. А влюбиться в лес нетрудно, труднее, полюбив, покинуть его с его покоем и тревогами, с его запахами, звуками, красками. Это не делает человека односторонним. Лесник, как никто иной, может быть поэтом, музыкантом, художником и по самим условиям работы должен быть и зоологом, и ботаником, и механизатором, а главное, заботливым хозяином, способным украсить землю и получить от нее возможно большее количество богатства и радости для людей.

Больше половины нашей страны покрыто лесами.

Но как быть, если лес "созревает" медленно и только через 30-50 лет после посева можно "снимать урожай", то есть рубить деревья, годные для строительства и изделий. Значи 50 лет надо ждать, не получая пользы от земли, занятой лесом? Не слишком ли это убыточно? Не лучше ли сократить леса, а расширить площадь посевных земель?

Нет! Нет!! Нет!!! Это было бы безумием!

Земля, покрытая лесом, может давать огромную прибыль, если по-хозяйски организовать лесное хозяйство.

Что же сделали норфолькские Рыцари Зеленого Мира?

Хранители голубх глубин.

Чистота и прохлада.

Только в нашей стране более 150000 крупных рек и больше 250000 крупных озер, не считая болот, торфяных выработок, ручьев, оврагов, прудов. Огромное пространство занимают плавни и лиманы. Здесь гнездятся комары и мошки, делая жизнь невыносимой. Эти земли называют неудобными и даже бросовыми.

А ведь это - богатство.

***

Огромные флотилии кораблей отправляются на длительный срок в моря и океаны вылавливать рыбу, а потом эту рыбу везут поездами, автомашинами, на телегах, а в иные заболоченные места только зимой на санях. Тюлька и комса - деликатес.

Меж тем гектар водной поверхности через пять лет после оборудования и заселения водоема рыбными мальками может давать ежегодно доход, равный по стоимости 200 тоннам хлеба или 5 тоннам мяса, или 4 тоннам сливочного масла.

Разве не чудо?

Конечно чудо! - такой урожай не соберешь с самой плодородной почвы, а это получют с земли, которая не давала ничего, кроме удушливых испарений, болезней и гнуса.

Мало того, на этом не кончается прибыль.

= Такой водоем - основа для разведения домашней водоплавающей птицы.

= Обитатели водоемов: лягушки, насекомые, ракушки и водоросли служат пищей для рыбы, раков, водоплавающей птицы.

= Берега, обсаженные ракитами и тальником, украшают природу и дают материал для плетения корзин и мебели, легкой, удобной, с которой у нас связано воспоминание и пионерском лагере, санатории, доме отдыха, летнем кафе, словом - об отдыхе.

= Отходы рыбного производства - целебная приправа к корму домашнего скота и птицы.

Выгода, прибыль, доход. Для белоручки и чистоплюя это покажется вульгарным, но этим не приходится пренебрегать, если это носит характер общественного подвига, совершаемого рыцарями голубых глубин. И разве не славная выгода - оздоровление воздуха, смягчение климата, украшение Земли.

Чудо! Но не выдумка, хотя и сказка.

Кусочек этой сказки ты можешь увидеть на ВДНХ и поймешь, что этот труд - радость. Это заметил уже давно старый волшебник Максим Горький. Вот его разговор со своим сотрудником:

- Вы любите рыбу?

- Очень люблю.

- А она вас?

- Живая убегает, а та, что на прилавке лежит, та будто любит.

- Э! Мертвая рыба - это харч! А вот кормить рыбу в пруду - радость.

Защитники жизни.

Яд защищает жизнь, боль прекращает страдания.

[глава отсутствует]

Строители городов и жизни.

Строя для Человека, перестраивать Человека!

Самый обычный, не романтичный, привычный род войск - это пехота. Она не аристократична, как кабальерио, риттеры, рейтары, гусары, уланы, кирасиры; не столь мудра, как артиллерия; не столь почетна, как авиация и космонавтика, но это - главный род войск, без которого нет победы.

Строители - это пехота герцога Норфолькского. А так как второй девиз этого общества - Egalite, то у них нет и серой массы. Здесь ве красочны и ярки.

Нельзя стать рыцарем, не послужив оруженосцем. Нельзя стать рыцарем красоты и радости, не побывав строителем. Тот не достоен звания Человека, кто не построил ни одного дома, не вырастил ни одного дерева, не воспитал ни одного ребенка.

Это почетно, но это обыденно.

Почетна победа строителя. Кто, как ни я способен построить город, в котором я буду жить? Кто, как ни я сможет создать условия для меня. Пусть это выполнит каждый и жить станет удобно для всех.

Бухенвальд.

Здесь нет печей, газовых камер, нет и набата. Тишина. Безмолвие. таинственность. Кажется, нет ничего страшного. Ведь это das Buch - книга, der Wald - о лесе. И все же страшно заблудиться. Слишком густой и таинственный лес. Здесь легко забрести и погрязнуть в болоте мещанства, в дебрях философии, в горах науки, в бесплодной пустыне развлекательства, повиснуть в воздухе лилетанства (верхоглядства).

Присмотрись к этому лесу! Все же он прекрасен и в нем много деревьев, из которых можно строить прочное здание, быстроходный корабль, на котором не страшно выйти в безбрежный океан. только внимателно выбирай деревья, чтобы не попали с гнилой сердцевиной, источенные червями, с ядовитым соком, легко гниющие.

Давай вместе пройдемся по лесу.

На опушке детства растут беые, чистые березы, полные сладкого весеннего сока. Этот сок пьянит, но не затуманивает, а просвещает ум. Это - целебный сок, он предохраняет от гнили капризов, лени, жадности, грубости и других гадостей. Лес стал светлей и красочней, чем лес моего детства, потому что в нем начисто вырубили развесистые деревья Лидии Чарской, графини Салиас, а разрослись Маршак, Михайлов, Заходер.

Вот могучие вековые деревья: "Золушка" - дающая сок трудолюбия, "Рике Хохолок" - напоит соком любви, "Царевна-Лягушка" - научит видеть не внешность, а душу человека, "Сын Звезды - напоит уважением ко всему доброму и предохранит от чванства, "Снежная Королева" - защитит теплоту твоего сердца, "Ундина" - покажет чистый источник человеческой души, незамутненный чванством, злобой, ревностью.

Много, ой как много таких деревьев, но они никогда не надоедят.

Вот мы вступаем в строный лес очаровательной юности. Прямые стволы торжественно устремляются в высь, наполняя воздух ароматом жизни, заглушая запах гнили и прели. Посмотрим некоторые деревья отдельно. В каждом из них особая прелесть, голос жизни, порой трудной, но почему-то именно эти трудности и делают жизнь привлекательной.

Возможно6 что нам попадутся здесь "Медная пуговица" и "Кукла миссис Бар", можно прочитать и их, пожевать и выплюнуть и заесть их "Каменным цветком".

Виктор Гюго.

Целая роща дубов-великанов. Не знаешь, которому отдать предпочтение. И все же невольно восхищаешься могучим древом - "Отверженные". Хочется подражать любому из титанов духа т епископа до гамена, от умирающего опального политического деятеля до Мариуса, вступающего в жизнь. Вы бирай любого, если хочешь вырасти сильным. Начни хотя бы с Гавроша, опекавшего двух малышей.

"Человек, который смеется."

Восхищает каждая ветвь, хотя каждая из них имеет наросты и кривизну. Гуинплен изуродован и "голос крови" влечет его от Дэи к герцогине. Дэя слепа и не видит ни физического, ни морального уродства Гуинплена. Том-Джим-Джек благодарный в одном и пошлый в другом, и только ствол дерева Урсус (медведь) восхищает своей прямизной, хотя и покрыт грубой корой. Он так высоко ценит звание Человека, что отказался от этого звания, запятнанного зверством, присвоив его волку. Если люди свои зверства прикрывали ханжеством, лицемерием, законом, то Урсус свою доброту прикрывл ворчливостью.

"Труженник моря"

Сила всегда восхищает, но такая сила любви не модет не поразить. Любить и не быть деспотом! Отдавать возлюбленной не избыток чувств, силы, богатства, а все. Кажется просто, но доступно немногим. Чья любовь подлинно сильна, тот не своим счастьем, а счастьем любимого человека живет.

Здесь ты увидишь не ручей, а тем более не болото, а море.

Генрих Сенкевич.

Два старых могучих дуба: "Quo vadis’ и "Огнем и мечем". Чья-то злая рука пыталсь срубить их, но злая сила оказалась ничтожной по сравнению с силой духа. И шумят старые иссохшие дубы своими жесткими листьями, рассказывая о забытом и незабываемом, о силе слабых людей, о величии идеи, принятой народом, против которой слаб и меч Юлия Цезаря и власть Нерона.

Бялик Хаим-Нахман.

Поэмы, написанные кровью: "Мертвецы пустыни", "Сказание о погроме", "Огненная хартия", четырехтомник "Еврейские легенды". Бялик Хаим-Нахман (1873-1936) жил в России. Друг Бен-Гуриона. Уехал к нему в 1920 году. Знать эти поэмы - узать судьбу народа, понять его.

Книги Жюль Верна до сих пор числятся в рубрике научной фантазии, хотя его фантазия давно осуществилась. Нынешняя техника гораздо выше предположений его романов, но почему-то произведения Жюль Верна до сих пор волнуют читателей. Оказывается в его романах привлекает не столько техника, сколько благородство людей. "Натилус" выглядит сегодня убогим по сравнению с нынешними "полярисами", но их капитанов нельзя сравнить с капитаном Немо - благородным мстителем за угнетенный народ.

Уже нет на Земле таинственных островов. Острова Океании имеют аэродромы и комфортабельные отели, но дух борцов и преобразователей Земли до сих пор волнует отважных. "Таинственным островом" никого не удивишь, а вот содружество инженера и мальчика, журналиста, негра и матроса не всегда удается.

Устарел Робур Завоеватель, капитан Гатерас, Барбикен и Грант, а вот доктор Саразен до сих пор недосягаем со своим Франсвилем.

Не все достигнуто!

Вперед, мечтатели!

На книжных полках

стоят,

спорят,

воюют,

но приближают к истине Гегель и Кант, Декарт и Спиноза, Гераклит и Дарвин, Бруно и Дидро, Ленин и Платон, Оуэн и Ницше.

Овод. Лилиан Войнич.

Овод, он же доверчивый юноша Артур, он же непреклонный Риварес. Изуродованный человек с грацией хищника. Меняющий перо журналиста на пистолет инсургента, изящную одежду на грубую одежду горца и рубище нищего. Любя жизнь, шел на верную смерть, любя свободу, не боялся тюрьмы, любивши падре, отказался от него, влюбленный в девушку, жившую памятью о нем, не открылся ей.

Он любил красивую одежду, домашний комфорт, утонченную еду, цветы - саму жизнь, но только жизнь прекрасную, чистую, свободную, счастливую для всех, беспощадно борясь против всего, что загрязняет ее.

Он шел к счастью через лишения, самоотречения, невероятные муки, и ради жизни спокойно пошел на смерть.

А сколько людей прошли по пути Овода!

Тиль Улиеншпигель. Шарль де костер.

Весельчак, он принял на себя боль народа.

Он не похож на привычный тип революционера - мученика и аскета. В этом нет ничего странного. Кто может защищать жизнь и утверждать радости жизни, как не любитель радостей жизни. Он боролся за веру, но не был ханжой и его рай был на Земле, рай для простых людей. Ради общего рая он шел на бой, будучи лакомкой, он оголодал, оставид свою возлюбленную, но попутно он мог балагурить, повесничать, обдурить знатных господ, пошутить над простаком, только изменить народу не мог.

Тиль Улиеншпигель возродился через несколько веков, в другой стране в образе Василия Теркина.

Такими Бывают народные борцы, когда пепел Клааса стучит в их сердце.

Вильгельм Тель. Шиллер.

Народ Швейцарии мог ослабеть душой и кланяться не только наместнику, но и его шляпе, одетой на шест. Наместник казался великим, но Вильгельм Тель увидел, что он кажется великим только тем, кто стоит перед ним на коленях.

Это была кратковременная слабость народа. Вильгельм Тель не мог допустить себе и самой кратковременной слабости души. Он не склонился перед шляпой и шестом, не склонился и перед самим наместником. Рискуя жизнью сына, он показал твердость руки швейцарца и не думал угодничетвом спасти себя, а сказал правду в глаза наместнику, правду острую и меткую, как его стрелы.

Душа Вильгельма Теля стала навеки душой швейцарского народа.

Камоэнс. Жуковский.

Поэт родного народа лузианов (португальцев). Всю жизнь он посветил воспеванию подвигов народа. Чтобы поэма "Лузиана" не была фльшивой, он сам участвовал во всех больших боях в первых рядах. Он не считал себя героем, хотя получил множество ран, лишился глаза. Не считал героями личности, а весь народ. Обиженные правители Португалии при жизни предали забвению Камоэнса, и он окончил жизнь в госпитале для нищих. Но его "Лузиана" не погибла. Нашлась смена поэту, и имя его сияет много веков.

Но лучше прочесть о Камоэнсе у Жуковского.

Мексиканец.

Есть подвиг-порыв, когда в какие-то часы и даже минуты выплескивается огромный душевный заряд. Это эффектно и сравнительно легко. Во всяком случае, доступно для людей с ограниченным запасом чувств.

Есть подвиг дргого рода, когда всю жизнь ровно и сильно горит постоянное чувство, и пламень этот не слабеет. Ничто не может тогда поколебать убеждений и они проявляются не в форме кратковременного взрыва, а требуют постоянных действий, пусть самых будничных, изнурительных. Попробуйте для дела революции взять тряпку и мыть полы, тогда вы сможете победить и на ринге.

Неоконченная легенда.

Любовь!

Сколько перьев обломали поэты, писатели, философы об эту тему! Создали образы Отелло, Алеко, Арбенина. Написал подленькую книжонку и Отто Венингер и под этой чесоточной коростой стяжательства сердца исчезло главное - любовь к любимому человеку. Эту коросту талантливо снял Джек Лондон, показав подлинную любовь, когда невозможно любимого человека лишить его счастья.

Джек Лондон

На писателя не учатся, их делает опыт жизни. Самые лучшие литературные произведения не придуманы в тиши кабинета, а записаны из пережитого. Таким литературным произведениям веришь и отдаешься в плен. Нужна сила, чтобы пережить многое, а если хватит силы, то талант не погибнет ни на тяжелой службе матроса, ни в суровых условиях Аляски, ни в широких степях ковбойского царства, ни в удушливом смраде портовых кабаков. У сильных натур талант не померкнет даже в зареве славы и богатства. Талант не погибнет, а вот сохранить любовь к простым людям могут немногие. Таким был Джек Лондон, насадивший целую рощу рассказов про сильных и больших людей. Смело иди за ними и, клянусь черепахами Тасмании, ты будешь Человек!

Мартин Иден.

Прочти, перечти, сделай его своей настольной книгой и следуй за ним до... Нет, конец надо делать достойным начала. Правда, это трудно. Можно победить Масляную Рожу, справиться с работой в прачечной, изучить курс основных наук в один год, перемочь голод и лишения, труднее всего победить разочарование в идеалах.

Простим же Мартину Идену его конец. Ведь тебе-то не придется жить среди Морзов и мистеров? Он готовил себе пищу на примусе, нажил себе миллион и диспепсию, и доказал, что можно остаться своим парнем для тружеников, а вместе с собой поднять Лизи Коноль до высот культуры, тем более, что для этого не понадобятся услуги Пигмалиона.

Фауст и Город.

- Фауст?

Знакомое имя! А, это тот, что часто поет по радио лирическим тенором: "О, Маргарита, здесь умру у ног твоих!" Который тратит жизнь на скандалы в кабачках, на дуэли и богатые подарки.

- Нет, это не Фауст композитора Гуно. Это Фауст чародея Гете, но еще более мудрый, устремленный к ясной цели, взявши из прошлого все лучшее.

Его подруга - Прекрасная Елена, которая когда-то была причиной Троянской войны и разрушения Илиона. У них родился прекрасный сын, способный завершить заложенный Фаустом город.

Злые силы не могут овладеть душой Фауста, потому, что он не хочет покоя и остановки: "Время, ты прекрасно! Вперед!"

Василиса Премудрая.

Простая женщина, труженица, создательница и хранительница жизни. Мудрый законодатель, охраняющий счастье своих детей, которых она предохраняет от позорной гибели при жизни, от лени и покоя. Она направляет своих детей в жизнь, полную деятельности. Украсив Землю, выходи во Вселенную. Ведь нет предела творческому разуму, кк нет легких путей в творчестве. Губит самодовольство. Счастье в поисках:

... Звенья и двойственны, звенья и спаяны,

Цепь протянулась к звезде Изумруд.

Верь, никакие пути не отчаянны:

Те, кто в пути, никогда не умрут...

Луначарский.

Он посадил первые деревья литературы на новой почве освобожденной земли. Луначарский взял лучшие саженцы из старого леса и, освещенные ярким солнцем свободы, они выросли могучими и сильными, пропитанные правдой.

***

"Город Солнца".

Удивительно красивая и невероятно тяжелая жизнь Томазо Компанелло, стремившегося очистить Землю от зла и наполнить ее радостями жизни. За то, что он добивался счастья для всех ег заключили в тюрьму, где он провел 27 лет, перенес 11 пыток. Но в сырых и темных казематах он видел чудесный Город Солнца и при самых невероятных условиях написал книгу, которая до сих пор волнует умы читателей. Довольствуясь грубой и скудной пищей, он не мог жить без цветов, истинную радость он испытывал в обществе детей, танцующих "Тарантеллу".

И вот через хребты веков образ Компанелло ожил для нас под волшебным пером Анатолия Васильевича Луначарского.

Эптон Синклер. "Самюэль Искатель".

Красота дворцов, обстановки, одежды, красота слов философии, литературы, статей, журналов и газет, кино и других видов искусства гипнотизируют и заставляют напрячь все силы, чтобы заглянуть в этот сверкающий мир. Но когда за этим блеском обнаруживается самая зловонная грязь, человек переживает трагедию напрасно загубленной жизни и разбитой веры.

Этот роман - надежный путеводитель по тому миру, который его защитники хвастливо называют "свободным миром", "миром народного капитализма". Синклер показывает трагедию разочарования сободного человека.

"Меня зовут Плотник".

"Если ты не можешь задушить врага - обними его". Так поступают капиталисты. Для того, чтобы уничтожить сильную идею, они начинают восхвалять ее и с восторженными кликами уводят ее со своей дороги, а если она появляется снова в своей первородной чистоте, ее объявляют преступлением.

***

Пусть "Джим Хиггинс" - революционер, а "Самюэль Искатель" - искатель. А при чем тут мы? Нам с фордами и шилетами не жить, детей с ними не крестить.

Шилет и Форд - это грандиозные фигуры, и расти до таких размеров они могут только на капиталистической почве. Но маленький-малюсенький буржуа может вырасти и в нас самих. Это даже не сор, а соринка. Соринка - дело плевое, да только не в глазу. Немедленно удаляйте такую соринку, чтобы не испортить зрение.

Эптон Синклер.

Эффектна фигура революционера на баррикаде, водждя на трибуне, полководца на коне. Даже смерть не страшна, когда знаешь, что твое имя будет увековечено. Но великие подвиги совершает масса, которую так и называют "безликой". И Эптон Синклер талантливо показал лицо самого простого революионера. А не больший ли подвиг быть простым бойцом революии, обеспечить митинг, выполняя роль ламповщика, рассыльного, расклейщика афиш. Таким изображен Джим Хаггинс. Он оставался простым, но непоколебимым революционером в Союзе, на заводе, н ферме, на фронте и умер он без эффекта, и мы не знали бы о нем, если бы не роман "Джим Хаггинс".

Роман "100%" - противоположность Хиггинсу: трусливый, подлый предатель, провокатор, вор, развратник, он гордится тем, в чем нет его личных заслуг, что он родился американцем, не замечая, что национальная принадлежность не возвелиивает его, а он оскорбляет нацию.

"Король уголь".

Великое мужество сменить все блага жизни миллионера на борьбу за права угнетенных. Таков герой романа "Король уголь", таков и сам Эптон Синклер.

"400" - роман из жизни четырехсот семей, которые обладают большей частью национальных богатств Америки. Их жизнь - сплошной блеск, но сколько в ней грязи. Чистая душа молодого лейтенанта не модет мириться с этой грязью.

Аромат Белла Донны.

В Бухенвальде есть и ядовитые деревья, подобные анчару.

...К нему и птица не летит,

И зверь нейдет...

Эти деревья обходят люди и берут яд лишь для научных исследований и приготовления лекарств. Но есть деревья, которые распускают нежные цветы и распространяют приятно-дурманящий запах, от которого человек пьянеет, теряет сознание и вилит прекрасные сны. Окружающая жизнь ему кажется серой и скучной, и он снова тянется к дурманящему дереву.

Сказка!

Конечно. А вот действительность:

"...Так все сложилось, что Лида осталась одна сосвоими настроениями. Всем было не до нее. Это раздражало и злило Лиду.

Зарывшись в диванные подушки, она читала случайно подвернувшуюся под руку книгу, которая заинтересовала какой-то строчкой на открывшейся нечаянно странице.

Пробежала глазами строчку, чтобы "дочитать до главы". Так и осталась неумытой, непричесанной. Звонил телефон, кто-то подходил к двери, о чем-то спрашивал. Лида мотала головой, мычала и погружалась с новым азартом в события романа.

Гле-то там, в пространстве, повис беспомощно реальный мир. Как китайский цветок фокусника, расцветал на плоских страницах мир вымысла, и Лида легко, как бывает во сне, перешагнула в него и побежала по его фантастическим тропинкам.

...Восхитительная, нежная, как утро, дочь маркиза де Шамполь обручена с очаровательным, стройным, как кипарис, маркизом Косса. Ожидается блестящая богатая свадьба. Но это слишком обычно, а в этом мире нет обычного и скучного, - и вот каскад сверкающих брызг.

Появляется мрачная фигура тоже стройного, как кипарис, тоже неотразимого, но преступного Жюлена. Он разбойник, хотя, конечно, разбойник знатного происхождения. Он в конфликте со всем существующим миром. Он мстит человечеству по каким-то весьма благородным побуждениям. Он попадает в парк маркиза, прячась от преследования. Дочь маркиза переполняется жалостью к нему и прячет его в своей комнате.

Лида читает о том, как девушка в складках платья приносит пищу, перевязывает раны и, сама того не замечая, проникается любовью к благородному разбойнику. Ей не удается прочитать о том, как бла решена проблема прозаических и нескромных отправлений организма, будни и проза не проникают в этот плоский шелестящий мир.

Лида в восторге. Лида восхищена. В скучный мир жизни, весь пафос которой в необходимости готовить уроки и обед, стирать белье и учить сопромат, а в будущем - готовить обеды и класть бетон, появилось что-то яркое, идущее вразрез всему. Мечта зовет Лиду плести из реальной жизни красочную ткань необычного и яркого сплетения.

Лида хочет цветения личности.

И она цветет, как заброшенная корка хлеба.

Она не хочет строгого однообразия.

И вот она ходит в узких туфлях на шпильках, одевается во все необычное и страшно неудобное и становится одной из многих, кто, объевшись шоколадом, хочет цвести среди серой массы.

По Дм. Четверикову. "Голубая река".

Лида надышалась ядовитым ароматом.

Это нередко случается и случается со многими. Правда, опьянение бывает неодинаковым. Иные, прочитав книгу, вздохнут о том, что не живут в то время, в котором были возможны переживания Анны Карениной и Наташи Ростовой. Мы не будем вздыхать. Нам проще - сделать. Взмах волшебной палочки - и мы в конце 1867 года.

Хорошо, что волшебная палочка у нас всегда под руками! Раз - и мы вернулись в наше время.

Но если мы ничего не можем исправить в прошлом, то мы должны опасаться испортить будущее.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова