Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Владимир Лосский

ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ

ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

К оглавлению

ПРИМЕЧАНИЯ (Часть 2)

174.PG, t. 44, col. 177 D, 180 A.^

175.PG, t. 34, col. 557-561.^

176.Prosopopeiae: PG, t. 160, col. 1361 С. Произведение, приписываемое св. Григорию Паламе.^

177.Там же, col. 1145-1148.^

178.См. прим. 167.^

179.Против ересей, IV, предисл., § 4; PG, t. 7, col. 975 В, § также IV, 20, 1 (1032); V, 1, 3 (1123); V, 5, 1 (1134-1135); V, 6, 1 (1136-1137); V, 28, 3 (1200).^

180.PG, t. 37, col. 452.^

181.Там же, col. 446-447.^

182.Там же, col. 761-762. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с. 214-215.]^

183.PG, t 36 col. 364 ВС. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 226.) ^

184.PG, t 44, col. 184 AC.^

185.Там же, col. 184 В.^

186.Там же, col. 185-204.^

187.PG, t. 79, col. 1193 С. [Русск. пер.: Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 222.]^

188.PG, t. 86, col. 1277 CD. Те же идеи развивает св. Максим Исповедник (PG, t 91, col. 557-560) и св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, 1, IX, 53).^

189.PG, t. 46, col. 244 С.^

190.PG, t. 36, col. 560 A.^

191.Там же, col. 632 С. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с. 129.]^

192.PG, t. 91, col. 45 D - 48 A.^

193.Там же, col. 48 A - 49 A, 192 ВС. Ср.: св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, III, 14. ^

194.PG, t. 94, col. 924 A. ^

195.PG, t. 91, col. 1608 В.^

196.Это выражение принадлежит Диадоху Фотикийскому (см. Диадох Фотикийский. Слово подвижническое. Греческий текст с русским переводом. Киев, 1903, т. 1, с. 363).^

197.Св. Тихон Воронежский, Творения, т. II, с. 191^

198.Слово подвижническое, т. I, с. 24-25.^

199.PG, t. 44, col. 197-200, 1161 D-1164 A.^

200.Там же, col. 200 C.^

201.Откровения преп. Серафима Саровского. Париж, 1932.^

202.Место, в котором говорится о трех волях, находится в письме XX, опубликованном у Galland, Vet. Patrum Bibl. Venise, 1788, IV, с. 696 и сл.^

203.Для детального анализа этих терминов см. работу С. М. Зарина "Аскетизм по православпо-христианскому учению", СПб., 1907, все еще сохраняющую свою ценность.^

204.PG, t. 65, col. 1020 A.^

205.Там же, col. 921-924.^

206.PG, t. 120, col. 499 АВ.^

207.PG, t. 44, col. 164.^

208.О темных силах, охватывающих человсческий дух, см. Духовные беседы, XXIV, 2; XLIII, 7-9 и-др.: PG, t. 34, coil. 664, 776-777. [Русск. пер.: Творения преп. Макария Египетского, с. 181-182, 280-281.]^

209.Скончавшийся в России в начале революции автор «Смысла жизни» (М„ 1918) неизвестен на Западе. Он является единственным «софианцем», богословская мысль которого осталась вполне православной.^

210.Св. Ириней Лионский. Против ересей, V, предпел.: PG, t 7, col. 1120: св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, 54: PG, t. 25, col. 192В; св. Григорий Богослов. Роem. dogmatica, X, 5-9: PG, t. 37, col. 465; св. Григорий Нисский. Большое огласительпое слово, 25: PG, t. 45, col. 65 D.^

211.PG, t.150.^

212.PG, t. 90, col. 621 AB. 213^

213.PG, t. 91, col. 1308.^

214.Там же col .1309^

215.H. U. von Balthasar. Kosmische Liturgie, s. 267-268.^

216.PG, t. 90, col. 1108 АВ.^

217.PG, t. 94, col. 1464 A. ^

218.PG, t. 123, col. 1156 С.^

219.PG, t. 3, col. 640 С; 648 D; 1072 В.^

220.Три слова о Премудрости, к еп. Игнатию (по ркп. 431 Синодальной библиотеки в Москве), изд. еп. Арсением, греч. текст и Русск. пер., Новгород, 1898. ^

221.PG, t. 94, col. 1029, 1032.^

222.Творения, т. III, с. 101; Христианское чтение, 1842, IV, с. 395.^

223.Беседа на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Опубликовано в сборнике проповедей св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 216.^

224.М. Jugie. Homelies mariales bizantmes. Patrologia orientalis, XIX, fasc. 3, Paris, 1925, p. 463. ^

225.PG, t. 94, col. 985 ВС - 988 A.^

220.PG, t. 90, col. 312-316.^

227.PG, t. 91, col. 604 ВС.^

228.Mansi, coil. consil., VII, col. 116; Denzinger, Enchiridion, Wurzburg, 1865, n. 134, p. 44-46. [Текст приведен здесь по «Книге правил» в русско-славянском переводе.]^

220.Главные «кенотические» места у св. Кирилла: Quad unus sit Chriatus: PG, t. 75, col. 1308, 1332; Apologeticus contra orientales: t. 76, col. 340-341; Apologeticus contra Theodoretum: col. 417, 440; Adversus Nestorium, III, 4: col. 152; De recta tide, ad reginas, II, 19; col. 1357-1359; Homil. pasch., XVIII t. 77, col. 773 et passim.^

230.PG, t. 73, col. 361 D.^

231.PG, t. 91, col. 844, 345 D-348 A.^

232.PG, t. 94, col. 1013 В.^

233.Там же, col. 1013 С - 1016 А, 1105 АВ.^

234.PG, t. 91, col. 337 С-340 A, 1060 A.^

235.PG, t. 94, col. 1057 A.^

236.Св. Максим Исповедник, Opuscula theologica et polemica. Ad Marinum: PG, t. 91, col. 48 A-49 A.^

237.PG, t. 94, col. 1060 ВC.^

238.Там же, col. 1073 ВС.^

239.PG, t. 91, col. 1044 ВС, 1048 С.^

240.Там же, col. 156-157, 1040, 1049 D-1052, 1317 D-1321.^

241.[Все эти песнопения приведены здесь по тексту славянской Триоди постной.]^

242.См. выше, прим. 216.^

243.PG, t. 90, col. 408 D, 633 D, 684 A-685 В.^

244.PG, t. 36, col. 653 АВ.^

245.Там же, col. 661 С.^

246.Там же, col. 664 A.^

247.Св. Григорий Богослов. Песнь Христу после безмолвия, в Пасху: PG, t. 37, col. 1328.^

248.PG, t. 91, col. 1392.^

249.Cм. выше, прим. 216.^

250.Cм., напр., у св. Григория Богослова, Письма, 101: PG, t- 37, col. 181.^

251.Св. Григории Богослов. Слово 41, ва св. Пптидесятиицу, 5: PG, t. 36, col. 436-437.^

252.PG, t. 7, col. 966 С.^

253.PG, t. 32, col. 157 AB.^

254.Слово 62. Мы цитируем данный тенет по русскому переводу еп. Феофана Затворника, изд. 2-е Афонского русского Пантелеимонова монастыря. Творения св. Симеона Нового Когослова были опубликованы в Смирне в 1886 году. Это издание не удалось найти, и Крумбахер признается, что никогда его не встречал (Geschichte der bizantinisclien Lilteratur. 2. Aufl., Munclien, 1897, s. 194). Минь опубликовал частично творения св. Симеона в латинском переводе, сделанном Понтаном в 1603 г.: PG, t. 120, col. 321-694. Некоторые гимны св. Симеона были изданы в журнале Vie spirituelle, XXVII, 2 и 3; XXVIII, 1 (1931, май-июль) в переводе г-жи Лот-Бородиной.^

255.PG, t. 44, col. 1316.^

256.PG, t. 94, col. 856.^

257.PG, t. 120, col. 507-509.^

258.PG, t. 36, col. 161-164.^

259.Антифон 4-го гласа на утрени.^

260.PG, t. 36, col. 159 ВС.^

261.PG, t. 32, col. 133 С.^

262.Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная молитва.^

263.PG t 94, col. 821 ВС.^

264.PG, t. 7, col. 1082.^

265.PG, t. 8, col. 229 В.^

266.Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit., p. 27. Cм. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах Греческой Церкви.^

267.PG, t. 59, col. 361-362.^

268.PG, t. 74, col. 560.^

269.PG, t. 32, col. 108 ВС.^

270.Там же, col. 108-109.^

271.PG, t. 44, col. 1116-1117.^

272.PG, t. 160, col. 617 AB.^

273.PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.]^

274.Выражение, взятое из «Слова 41-го, на св. Пятидесятницу» св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу.^

275.[О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.]^

276.Там же.^

277.Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.]^

278.Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.]^

279.М. J. Congar, О. P., Chretiens desunis, р. 14.^

280.PG, t. 46, col. 244 С.^

281.PG, t. 70, col. 1144 CD.^

282.PG, t. 7, col. 966.^

283.PG, t. 90, col. 1209 A.^

284.PG, t. 91, col. 668-672.^

285.PG, 1. 90, col. 609 ВС; 1312 С.^

286.Св. Григорий Богослов. Слово 30-е: PG, t. 34 col. 132 В.^

287.PG, t. 45, col. 88 и сл.^

288.PG, t. 25, col. 393-396.^

289.Св. Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан, 8: PG, t. 26, col. 996 С.^

290.Таково заглавие творения Николая Кавасилы о таинствах.^

291.Текст, цитируемый о. Г. Флоровским; Восточные отцы IV века. Париж, 1931, с. 232.^

292.PG, t. 59, col. 260.

293.PG, t. 94, col. 1153 В.^

294.Св. Симеон Новый Богослов, франц. пер. в Vie spirituelle, XXVII, 3, juin, 1931, p. 309-310.^

295.Там же, р. 304.^

296.PG, 1. 91, col. 1308 В.^

297.PG, t. 91, col. 688-697.^

298.PG, t. 151, col. 468 AB.^

299.Там же, col. 472 В.^

300.Там же, col. 472 D-473 A.^

301.Догматик 1-го гласа.^

302.О цели христианской жизни. Беседа проп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 5.^

303.PG, t. 46, col. 289 С.^

304.Впрочем, на Западе его также долго почитали как святого; на него ссылается папа св. Григорий Великий; папа Урбан V еще в XIV веке называет его в одной из своих булл «святым Иоанном Кассианом».^

305.PG, t. 34, col. 757 A,^

306.Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. Афонского Паптелеимонова монастыря, с. 19, 65, 67, 83.^

307.PG, t. 34, col. 528 D-529 A.^

308.Wensinsk, указ. соч., с. 13. Сирийский текст сочинений св. Исаака впервые был опубликован P. Bedjan, Маг Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa (Paris, 3009); греческий текст (перевод IX века, единственно известный до издания Bedjan'a) издан N. Theotoki (Leipzig, 1770).^

309.PG, t. 88, col. 634 С.^

310.Там же, col. 644 A.^

311.PG, t. 34, col. 597 В.^

312.Там же, col. 776 D.^

313.Там же, col. 589 В.^

314.См. выше, гл. VI - «Образ и подобие».^

315.Творения преп. Исаака Сириянина, изд. 3-е, 1911 с. 204, 331.^

316.Не стоит здесь говорить о том, что этот термин, обозначающий то познание, которое человеческая личность стяжает Духом Святым, не имеет ничего общего со спекулятивным мышлением гностиков.^

317.PG, t. 90, col. 1341-1344.^

318.Ed. Theotoki, XVII, p. 87-88. ""^

319.PG, t. 40, col. 124.4 AB; ср. там же, col. 1221.^

320.Wensinck, цит. соч., p. 310.^

321.Ed. Theoloki, LV, p. 325.^

322.PG, t. 88, col. 804 AB.^

323.О даре слез смотри статью Lot-Borodina. Le mystero du don lo lai'mes dans l'Orient chreticii. Vie spiriluellle, XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936), Etudes et documents, p. 65-110.^

324.PG, t. 88, col. 816.^

325.PG, t. 94, col. 976 A.^

326.Wensinck, цит. соч., p. 338.^

327.Там же, p. 320; ср. р. 211.^

328.Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и cл.^

329.PG, t. 79, col. 1169 АВ [Русск. пер.; Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 208.]^

330.Wensinck, цит. соч., р. 294-295.^

331.PG, t. 160, col. 1117 В.^

332.Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301 D.^

333.Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402.^

334.Wensinck, p. 113.^

335.Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207.^

336.Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511.^

337.Ed. Theotoki, XXXII, p. 202.^

338.Там же.^

339.Слово 45, 10.^

340.PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические сотницы св. Психия Синайского опубликованы Минем, PG, t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского.^

341.См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de l'Hesychasme bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre 1938, p. 61-67. Cм. также важный источник по исихазму «Сотницы Каллиста и Игнатия», опубликованный в немецком переводе Ammann, Wurzburg, 1938. Выпуск в свет этих двух работ знаменует начало более углубленных и беспристрастных работ об психазме, сильно недооцениваемом на Западе до наших дней.^

342.Еп. Феофан Затворник. Собранно писем, вып. V, М., 1899, с. 189 (письмо 911).^

343.PG, t. 79, col. 1192-1193.^

344.PG, t. 65, col. 1040 С.^

345.Слово подвижническое, гл. 59, изд. Попова, т. 1, с 340, 303.^

346.Там же, гл. 16, т. 1, с. 43. '""^

347.PG, t. 88, col. 1156.^

348.Там же. col. 1160.^

349.Беседа 53, 2; Русск. пер., вып. II, с. 7.^

350.PG, t. 46, col. 96 С.^

351.PG, t. 31, col. 908 CD.^

352.PG, t. 91, col 1308.^

353.Wensinck, p. 342.^

354.PG, t. 120, col. 425.^

355.PG, t. 34, col. 761.^

356.PG, t. 88, col. 1776-1780.^

357.PG, t. 40, col. 1268 A.^

358.Слово 79, 2. Русск. пер. еп. Феофана вып. II, с. 318-319.^

359.PG, t. 32, col. 513 В, 565 АВ, 673.^

360.PG, t. 160, col. 823.^

361.Св. Григорий Палама. Слово на Преображение: PG, t. 151, col. 448 В. См. прекрасный очерк афонского монаха о. Василия Кривошеина (впоследствии архиепископ Брюссельский) «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» в Seminariuni Kondakovianum, VIII, Прага, 1936, с. 99- 154.^

362.Творения св. Симеона Нового Еогослова, Смирнское изд., 1886, ч. II, с. 1.^

363.PG, t. 150, col. 1833.^

364.Слово 57, 1; изд. Русского Афонского Паптелеимопова монастыря, вып. II, с. 36; св. Григорий Палама. Главы физические: PG, t. 160, col. 1169 A.^

365.PG, t. 151, col. 268 АВ.^

366.PG, t. 160, col. 1232 С.^

367.PG, t. 151, col. 433 В.^

368.Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 22 беседа св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 175-177; цитируется у о. Василия Кривошеина в Seminai'ium Kondakovianum, VIIT, с. 138.^

369.Разговоры души и тела: PG, t. 160, col, 1361 С. Подлинность этого произведения, приписываемого св. Григорию Паламе, оспаривается; во всяком случае оно принадлежит тому же духовному направлению.^

370.PG. t. 160, col. 1233 В.^

371.Л. И. Денисов. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 3704, с. 420.^

372.Слово 90. Русск. пер. еп. Феофана, вып. II, с. 487-488.^

373.Противополагая пути обожения, свойственные Западной и Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много различных оттенков, ускользает от всякой попытки схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака совсем не характерно для таких святых, как, напр., св. Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней мере один довольно типичный пример «мистической ночи», а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.).^

374.О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 17-20.^

375.Там же, с. 10, 33.^

376.Wensinck, hom. II, p. 8-9.^

377.Там же.^

378.Слово 90, изд. Русского Афонского Пантелеияопова монастыря, вын. II, с. 488-489.^

379.PG, t. 160, col. 1225-1227.^

380.Слово 57, 2, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 37.^

381.Там же.^

382.См. выше с. 134^

383.Ed. Theotoki, LXXXIV, p. 480-481; Wensinck, XXVII, P. 136.^

384.PG, t. 34, col. 544 D.^

385.Слово 27.^

386.Слово 37: PG, t. 36, col. 370 ВС.^

387.Ed. Theotoki, XLIII, LXIX; Wensinck, horn. LXII, p. 289, horn. LXVII, p. 316.^

388.PG, t. 59, col. 721-724.^

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова