ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
[ПЕРВЫЙ ДЕНЬ]
190
ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
Оно совершается в полночь: как Христос, Господь наш, отправился
из Вифании в Иерусалим на последнюю Вечерю, (см. 289).
[Это созерцание] содержит подготовительную молитву, три вступления, шесть пунктов
и одну беседу
Обычная подготовительная молитва.
191
Первое вступление: Вспомнить содержание - как Христос
Господь наш послал двух учеников своих из Вифании в Иерусалим, чтобы приготовили
Вечерю; как затем Сам пришел на нее с другими учениками; и как, после вкушения
пасхального Агнца и после Вечери, Он омыл ноги своим ученикам и преподал им святейшее
Свое Тело и драгоценнейшую Свою Кровь; как беседовал с ними, после того как ушел
Иуда, дабы предать своего Господа.
192
Второе вступление: Представление места. Здесь рассмотреть
дорогу от Вифании до Иерусалима: широкая она или узкая, ровная ли и тому подобное;
также представить себе горницу для Вечери, большая ли она или нет, и какого она
вида.
193
Третье вступление: Просить о том, чего желаешь. Здесь
следует [просить] о печали, сокрушении и стыде, так как именно за твои грехи Господь
идет на страдания.
194
Первый пункт: Увидеть участников Вечери, и, обращаясь
[мыслью] в себя, постараться извлечь из этого какую-либо пользу.
Второй пункт: Слушать то, что они говорят, и подобным
же образом постараться извлечь из этого какую-либо пользу.
Третий пункт: Смотреть на то, что они совершают, и извлечь
из этого какую-либо пользу.
195
Четвертый пункт: Подумать [над тем], что Господь наш претерпевает
своим человечеством или что хочет претерпеть сообразно той части страданий, о
которых размышляю; и тогда начать с великим прилежанием побуждать себя к сокрушению,
скорби и слезам, и таким же образом потрудиться и в последующих пунктах.
196
Пятый пункт: Обратить внимание на то, что Божество таится
[во время страстей], а именно - имея мощь уничтожить врагов своих, этого не делает
и попускает [Своему] Святейшему Человечеству столь ужасно страдать.
197
Шестой пункт: Понять, что все это Господь терпит за мои
грехи и так далее и что я [сам] должен делать и терпеть ради Него.
198
Закончить беседою с Иисусом Христом, Господом нашим, и молитвою
Отче наш.
199
Необходимо иметь в виду, как отчасти было уже сказано выше, что
в беседах следует рассуждать и просить сообразно с темой [размышления], соответственно
тому, находится ли кто в искушении или в утешении; хочет ли иметь ту или иную
добродетель; желает ли себя склонить в ту или иную сторону; желает ли обрести
печаль или радость, сообразно предмету созерцания; прося единственно того, что
наиболее усиленно желает достигнуть. Таким образом, можно совершить либо только
одну беседу с Иисусом Христом, либо, если само размышление или усердие к тому
побуждает, совершить их три: одну с Богоматерью, другую с [Ее Божественным] Сыном,
третью с [Богом] Отцом, в той форме, которая указана во второй Неделе, в размышлении
о Двух знаменах и в примечании, помещенном в конце размышления о Трех
Мужах.
200
ВТОРОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
на рассвете - [событий, совершившихся] после Тайной Вечери
до Гефсиманского сада включительно
Обычная подготовительная молитва.
201
Первое вступление: Содержание - как Господь наш Иисус
Христос спустился со своими одиннадцатью учениками с горы Сион, где совершил Вечерю
[и направился] в долину Иосафата, как оставил восемь из них в долине и троих в
одной из частей сада; и погрузился в молитву, и был пот Его, как капли крови,
падающие на землю; и после, как трижды помолился Отцу и пробудил от сна троих
своих учеников; и как от гласа Его поверглись ниц враги; и как Иуда поцеловал
Его, и как святой Петр отсек Малху ухо, которое Господь [прикосновением] водворил
на место; как, наконец, взят был, подобно разбойнику, и как повели Его обратно
через долину, и оттуда под гору и вверх до дома Анны [первосвященника].
202
Второе вступление: Представление места - здесь рассмотреть
дорогу от горы Сион в долину Иосафата, также к [Гефсиманскому] саду, широкая ли
она, длинная ли, имеет ли такой вид или иной.
203
Третье вступление: Просить о том, чего желаешь, [того],
что подобает просить во время [размышления] о Страстях, то есть о печали со Христом,
полным скорби, о сокрушении с изнемогающим Христом, о слезах, о внутреннем страдании
[при мысли] о толиких страданиях, которые Христос переносит ради нас.
204
В этом втором созерцании после подготовительной молитвы и трех
указанных вступлений сохраняется та же последовательность пунктов и бесед, как
и в первом созерцании Вечери. Во время литургии и вечерни делаются два повторения
первого и второго созерцаний, а перед ужином - приложение чувств к этим двум созерцаниям,
всегда начиная с подготовительной молитвы и с трех вступлений, согласно с содержанием,
сохраняя форму и указания, данные во второй Неделе.
205
Сообразно тому, насколько возраст, темперамент и здоровье упражняющегося
позволят, он должен ежедневно совершать пять Упражнений или менее.
206а
В эту третью Неделю нужно изменить второе и шестое добавления.
Второе [будет] таким: сразу по пробуждении, вопрошая себя, куда иду и зачем, вспомнить
вкратце созерцание [данной тайны], которое хочу совершить, и постараюсь, вставая
и одеваясь, возбудить в себе сострадание и печаль о столь великой скорби и страданиях
Христа, Господа нашего.
206б
Шестое добавление изменится так: не возбуждать [в себе] приятных
мыслей, хотя бы добрых и святых, как, например, о Воскресении и о небе, но, напротив,
настраивать себя на печаль, скорбь и сокрушение, часто поминать труды и скорби
Христа, Господа нашего, которые Он перенес от рождения до Тайны Страстей, о которой
теперь размышляю.
207
Частичное испытание совести, относящееся к [исполнению] Духовных
Упражнений и данных добавлений, должно совершаться так, как это происходило на
предыдущей Неделе.
208а
ВТОРОЙ ДЕНЬ
В полночь будет созерцание того, что происходило после
Гефсиманского сада и до дома Анны включительно (см. 291);
на рассвете - от дома Анны до дома Каиафы включительно (см. 292);
после чего - два обычных повторения и приложение чувств способом, указанным выше
208б
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
В полночь - от дома Каиафы до Пилата включительно (см.
293); на рассвете - от Пилата до дворца
Ирода включительно (см. 294); после
чего обычные повторения и приложение чувств способом, уже указанным выше
208в
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ
В полночь - от Ирода к Пилату (см. 295),
созерцая также половину тайн, происшедших в доме Пилата; затем во время Упражнения,
совершаемого на рассвете, созерцаются остальные тайны, происходящие там же; после
чего - повторения и приложение чувств, как о том сказано выше
208г
ПЯТЫЙ ДЕНЬ
В полночь - от дома Пилата до распятия на кресте (см.
296); на рассвете - от воздвижения его на
кресте до кончины Господа Иисуса (см. 297);
после чего два обычных повторения и приложение чувств
208д
ШЕСТОЙ ДЕНЬ
В полночь - от снятия со креста до положения во гробе (см.
298); на заре - от погребения до [возвращения
в] дом, в котором сокрылась Владычица наша после погребения ее Сына
208е
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ
Созерцание всех Страстей [Христовых] во время Упражнений
в полночь и на рассвете
Вместо двух повторений и приложений чувств в течение всего этого
дня думать, по возможности чаще, о том, как святейшее тело Христа, Господа нашего,
пребывало отделенным от души, где и как оно было погребено; представить себе также
одиночество, великую скорбь и истощание Владычицы нашей; и, с другой стороны,
- одиночество учеников.
209а
[Примечание.] Нужно заметить, что если кто захочет продлить время
размышления о Страстях Господних, то должен взять на каждое созерцание меньшую
часть тайн, например для первого созерцания - только Вечерю; на второе - омовение
ног; на третье - причащение апостолов; на четвертое - беседу Христа с учениками;
и так [поступать] в иных созерцаниях и тайнах.
Затем, окончив созерцания Страстей Господних, посвятить весь
день первой части Страданий, а следующий день - другой части; а в третий день
[взять] все Страдания.
209б
Напротив, если кто пожелает сократить время созерцания Страстей
Господних, то пусть возьмет в полночь - Вечерю, на рассвете - сад [Гефсиманский];
во время литургии - дом Анны; около вечерни - дом Каиафы; перед ужином - дом Пилата;
так чтобы, не совершая повторения и приложения чувств, делать ежедневно пять различных
Упражнений, и каждое из них сопрячь с отдельной тайной Христа, Господа нашего.
Окончив таким образом [созерцание] всех Страстей [Христовых], можно на следующий
день созерцать всю совокупность их в одном Упражнении или в нескольких, смотря
по тому, что окажется более [способным] принести [духовный] плод.
ПРАВИЛА,
[позволяющие] в будущем стяжать порядок [умеренность] в
еде
210
Первое правило: От хлеба можно менее воздерживаться, ибо
это пища, которая обычно не вызывает особой жадности или искушения, в отличие
от иных родов пищи.
211
Второе правило: Что касается пития, то, по-видимому, тут
более надлежит соблюдать умеренность, нежели в употреблении хлеба, - поэтому нужно
строго различать, что полезно, и этим пользоваться, и что вредно, чтобы от этого
отказываться.
212
Третье правило: Что касается иных кушаний, то надо хранить
большую и более целостную воздержанность, ибо здесь [скорейшая причина] неумеренности
и сильнейшее искушение чувствами. эту воздержанность в пище, во избежание неумеренности,
можно в себе воспитать двумя способами: во-первых, приучаясь есть более простую
пищу, во-вторых, употребляя более изысканную пищу в малом количестве.
213
Четвертое правило: Тот, кто будет более ограничивать себя
в необходимой пище, остерегаясь при этом подвергнуть организм ослаблению, тем
скорее дойдет до нормы, которой должен придерживаться в пище и питии. И это по
двум причинам: во-первых, потому, что таким образом себе помогающий и себя приспособляющий
часто ощущает большее внутреннее просвещение, утешения и божественные вдохновения,
которые укажут соответствующую среднюю меру; во-вторых, если человек будет видеть,
что при таковом воздержании у него не будет ни телесных сил, ни способности к
Духовным Упражнениям, то легко оценит меру, которая ему необходима для поддержания
плоти.
214
Пятое правило: Во время еды взирай [умственными очами]
на Христа, Господа нашего, вкушающего со своими апостолами; на то, как Он пьет,
как смотрит, как говорит; и старайся Ему уподобляться так, чтобы ум более был
занят размышлением о Господе нашем и менее поддержанием тела; этим достигнешь
лучшего способа и порядка, которыми ты должен руководствоваться.
215
Шестое правило: Иной раз, когда ешь, можешь заняться и
иным размышлением - или о жизни святых, или о благочестивом созерцании, или о
каком-либо духовном деле, которое тебе надлежит сделать, ибо тогда внимание, в
них углубленное, менее воспримет наслаждение и ощущение пищи телесной.
216
Седьмое правило: Прежде всего надо остерегаться, чтобы
ум не был целиком занят едой и чтобы не было в еде торопливости из жадности, но
необходимо господствовать над собой как в способе еды, так и в ее количестве.
217
Восьмое правило: Чтобы устранить [всякую] неупорядоченность
[в еде], весьма полезно, если после обеда или ужина, либо в иное время, когда
не ощущаешь желания есть, назначить себе соответственную меру на ближайший обед
или ужин и придерживаться ее ежедневно, не изменяя [ее] ни из-за страсти, ни из-за
искушения; но, напротив того, чтобы лучше победить всякое неупорядоченное желание
и искушение врага, если искушает съесть больше, съесть меньше установленного.