Цикл проповедей Великого Поста. Подготовительный период перед Великим Постом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Воскресенье за неделю до Великого поста получило название воскресенья Страшного
Суда. Это предпостовое праздничное время, которое принято у нас называть Масленицей
и которое является издревле временем веселья, совпадает с еще более древним обычаем
Церкви - читать Евангелие о Суде Божием и размышлять на тему о Суде.
Господь говорил, что Он пришел не судить мир, а спасти его. И все-таки с тех
пор начался Суд над миром, и не только над миром, а над каждым из нас потому,
что перед нашей совестью образ Христа Спасителя стоит всегда как живой суд. Бог
не похож на земного судью, Он не судит и не осуждает нас бесчеловечно, бездушно,
следуя букве закона. Нет, к нам приходит Божья любовь, приходит ко всему роду
человеческому и к каждому из нас. И тогда что-то с нами происходит - с каждым
человеком по-разному.
Когда извергается вулкан, из огнедышащей горы летят раскаленные камни, лава
течет как огонь, и вот на ее пути - река. Огненные раскаленные камни падают в
реку, и там происходит как бы взрыв - вся вода испаряется иногда в мгновение ока.
Подобно тому - любовь Божия, которая к нам ко всем идет, вдруг попадает в грязь
и холод немой души, и тогда происходит взрыв. Не потому, что у Бога есть ярость
или гнев, это есть только у человека, а потому, что встретилось чистое и нечистое,
безгрешное и грешное - и происходит буря.
Суд начался с того момента, когда Господь призвал людей, когда Он всех воззвал
в Свое Царство, а мы не пошли - по лености, по равнодушию, по суетности. Нам казалось,
что есть более важные вещи, чем Царство Божие, чем жить рядом с Богом, в Его любви
и по Его заповеди. А Он говорил: ''Покайтесь, приблизилось Царство Божие". Он
и сейчас нам говорит: "Покайтесь, приблизилось..." - а значит, ныне суд миру сему.
Конечно, мы могли бы сейчас вспомнить о прошлом, как рушились храмы, как гибли
целые страны потому, что они отвернулись от Бога, нарушили Божий закон. Но это
далеко нас с вами уведет, и нам будет казаться, что виноваты люди древние, скажем,
жители Византии - Господь дал им великую благодать: сонмы подвижников, святых,
тысячу лет существовала их Церковь, мы называем ее греческой Церковью. И у нее
был храм великий, посвященный Святой Софии, самый большой храм православного мира.
Он стоял в центре Константинополя, и приезжали тысячи людей со всего света, чтобы
посмотреть на это чудо. И наверное, многие из вас знают, что когда князь Владимир
решал какую веру ему принять, он отправил послов в Константинополь, и те, побывав
на богослужении в этом великом храме, вернувшись, сказали: "Мы не знаем, были
ли мы на Земле или на Небе".
И где теперь этот храм? Он был превращен сначала в музей, потом в мечеть -
уже много веков, почти пятьсот лет, он не является христианским храмом. Это Суд
Божий, он начался еще в древности, в Ветхом Завете; когда люди оказываются недостойными,
святыни отнимаются или рушатся.
Люди нередко спрашивают: "Почему Господь допускает столько ужасов и зла?" То,
что мы видели в наше время - жестокая тирания, беззакония, террор, убийства, предательство,
лагеря, духовное разложение людей - Господь знал и предвидел. В Священном Писании
сказано, куда приведет людей ложная дорога. Люди все-таки вступили на ложный путь
- теперь они пожинают то, что посеяли. И это есть Суд Божий. Повторяю, это не
уголовный суд, не приговор, а тот нравственный порядок, который Господь создал
для народов и для каждого человека. Много страшного и горького произошло с людьми
именно потому, что они отвернулись от истинного пути.
Но подумаем о себе. Когда Господь говорит: "Ныне Суд миру сему", - это значит,
что каждому из нас этот Суд дается. Его любовь приходит к нам и говорит: "Живи
со Мной, трудись, радуйся, молись, действуй в жизни. Старый человек - помогай
кому можешь, живи в молитве. Молодой человек - приложи все свои силы, чтобы послужить
людям". Как сказал Господь наш Иисус: "То, что вы сделали Моим братьям, вы сделали
Мне". В молитве, в познании Слова Божия, в любви к красоте мира, красоте жизни
человеческой, в умножении всего доброго в злом мире, всего светлого в темном мире
- мы живем рядом с Господом.
Но мы часто отступаем, опускаем руки, плывем по течению, и нам кажется такая
жизнь нормальной. На самом деле она оказывается нудной, серой, скучной, падшей,
в конце концов греховной потому, что далеки мы от Бога. А раз далеки, значит суд
над нами свершился, и мы обессилели, ослабели. И каждый день у нас происходит
Суд Божий. Когда ты выбираешь, как поступить: пойти направо или налево - это Суд
Божий, когда просыпается в тебе совесть - это Суд Божий, когда долг требует поступить
так, как тебе не хотелось поступать, - это тоже Суд Божий. И, наконец, когда тебе
приходится терпеть испытания - это тоже Суд Божий, благословенный, милостивый
суд, потому что Он хочет из нас выковать чад Божьих и не оставить нас в пыли,
прозябающих, как вчерашняя трава, как осенние листья, как никому не нужный сор
дорожный. Ибо для Господа каждая душа дорога, Он хочет каждую душу вознести в
Царство Божие уже здесь, в жизни, а мы противимся этому и хотим жить серо, скучно,
в грехах. И вот мы встречаемся с ним и хотим убежать.
Я вспоминаю слова блаженного Августина. В своей книге "Исповедь" он пишет,
что когда он еще был язычником, но уже потянулся к Богу всем сердцем, он молился:
"Спаси меня, Господи, спаси меня - только не сегодня, а завтра, а сегодня я буду
жить по-прежнему". Таковы мы все. Нам хочется жить по инерции, а жизнь коротка.
И представьте себе - вот пробьет наш колокол, наступит наш Суд. Что нам думать
о конце света, когда конец нашего света у нас при дверях, когда уже завтра нас
могут позвать. Все отпадет, что нас привлекало и радовало в жизни: честолюбие,
гордость, как мы перед людьми выглядели, суета всякая житейская - все это улетит,
как ветром сдует, и останемся мы обнаженными перед Богом. Все, что в душе собрали,
то и будет.
А что мы собрали? - Горсточку. Даже мыслей хороших нет, а дел и тем более хороших
нет... Как же мы можем к Нему прийти, у нас и дороги к Нему нет - мы все растеряли
в течение жизни. И, видя эту правду, чувствуя суровый суд собственной совести,
мы с вами сегодня должны молиться Господу о милосердии: "Боже, милостив буди нам,
грешным. Не по нашим заслугам, не потому, что мы это заработали своими подвигами
- какие уж у нас подвиги? - а просто по милосердию Твоему, Христос наш Спаситель,
потому, что Ты нас пришел избавить, грязных, ленивых, себялюбивых, покрытых пылью
жизни - к таким Ты сошел".
У нас есть икона "Сошествие Спасителя во ад", так вот, думается, что Он во
ад сходит всегда. Сходит в ад нашей жизни, нашей души для того, чтобы нас всех
оттуда извлечь. И в этом единственное спасение. Как говорит псалмопевец: "Видевши
все концы Земли спасение Бога нашего".
Аминь. |