Публикации: Свет во тьме, 34-36 , год не установлен.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Не успели кончиться дни праздничные, святочные, уже подходит время Великого
поста. И это прекрасное время, замечательное время, которое мы все любим — время
покаяния, когда начинают петь этот дивный молитвенный гимн «Покаяния отверзи ми
двери, Жизнодавче». Отверзи, потому что трудно нам бывает каяться, осознать, почувствовать
себя бессильными и нищими, несостоятельными перед Богом.
И поэтому Церковь вновь открывает перед нами драгоценную страницу Евангелия,
где рассказано о двух молившихся людях: о праведнике и грешнике. Праведником был
фарисей, человек благочестивый, исполнявший заповеди, предписанные законом. И
он был уверен, что этим как бы сквитался с Господом Богом и теперь может предъявить
Ему счет, что он все выполнил и сделался выше других людей. Молился он с чувством
самодовольства, гордыни, а там, где гордыня, там рядом и осуждение. Поглядывая
на стоявшего сзади мытаря, фарисей говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не
такой негодяй, как этот человек». Чувство собственной праведности, собственного
превосходства распирало его, он стоял перед Богом, гордый, довольный собою. Ему,
казалось, было, чем гордиться: посты он соблюдал, на храм жертвовал, особых грехов
не совершал — ну чистый праведник! Стоял он перед Богом — а в то же время был
от Него так далек, потому что он был доволен собой, успокоился и его душа не приближалась
к Господу. Казалось бы, и слова-то он говорил благочестивые: «Благодарю Тебя,
Боже, что я не такой, как иные разбойники, прелюбодеи и грешники». Бога благодарил,
как бы понимая, что это ему от Господа дано, но гордился, будто он сам это завоевал.
В ветхозаветные времена люди молились не в храме, а во дворе храма. Так вот,
фарисей стоял впереди, а мытарь где-то у ворот, опустив голову, не поднимая глаз,
потому что гордиться ему было нечем, и только повторял: «Боже, милостив буди ко
мне, грешному». Потому что он искал у Бога не справедливости, а только милосердия.
Он понимал, что по справедливости не может оправдаться перед Богом. Какие у него
были грехи, кроме его скверной профессии (он собирал налог в пользу чужеземных
завоевателей), мы не знаем, но мытарь чувствовал себя недостойным и только говорил:
«Боже, милостив буди мне, грешному».
Рассказ Свой об этих людях Господь Иисус закончил так: «Эти два ушли из храма,
но оправдан был мытарь и грешник, а не фарисей и праведник». Мы можем удивиться:
как же так получается — человек, который соблюдал заповеди, оказался далек от
Бога, а грешник был оправдан Господом и принят? В том-то и дело, что ни один человек
не может выполнить все и своими силами стать совершенно чистым от какого-либо
греха. И еще одно: человек, который выполняет заповеди внешне, а в сердце сохраняет
гордыню, осуждение и злобу, все равно стоит от Бога далеко. От Бога нельзя «откупиться»
ни постами, ни жертвами, потому что — говорит нам псалом — «жертва Богу дух сокрушен»,
то есть печаль о своих грехах, «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит»,
не отвергнет.
И снова мы спросим: как же нам быть? Неужели, видя, что усилия фарисея были
напрасны, мы должны отбросить соблюдение заповедей, а просто жить, как придется,
грешить и потом у Господа просить прощения? Нет, конечно. Совсем другое имел в
виду Спаситель, рассказывая эту притчу. Надо стремиться, стараться, прилагать
усилия, каждый день и каждый час бороться с собой, со своими грехами, падать,
вставать, снова падать, снова вставать, достигать чего-то, но помнить, что завтра
мы можем это потерять, и вновь надо будет бороться, не ослабевая, но помнить:
по справедливости мы все равно недостойны, а принимает нас Господь по своему милосердию.
И поэтому никакого успокоения, никакой гордыни не должно быть у нас. Тот, кто
остановился — уже не может двигаться к Богу; кто сказал себе: «Вот, я достиг всего,
что нужно, я никого не убивал, не грабил, не нарушал никаких других заповедей,
все у меня хорошо», — такой человек не придет к Господу. Всегда чувствовать, что
мы от Него далеки, всегда жаждать приблизиться к Нему, чтобы любовь к Господу
двигала нами, чтобы мы стремились, даже когда мы бессильны и упали — все равно
идти к Нему, повторяя слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Это оправдание
не по закону и не по правде, а по Божией любви. Наше желание прийти к Нему встречается
с Его желанием принять нас.
Через эту притчу мы понимаем, что имел в виду апостол Павел, когда говорил,
что человек спасается, то есть к Богу приобщается, не делами закона, а верою в
Господа Иисуса Христа. Вновь повторяю: нужны и дела, и усилия по борьбе с грехом,
но никогда не надо думать, что только своими силами мы себя усовершенствуем. Благодать
Божия, милующая, прощающая, спасающая — вот наша надежда; не на себя уповаем,
а на Него; трудимся, но знаем, что в итоге все зависит от Его спасения. И поэтому
приходим к смирению, которое не осуждает, смирению, которое живет в нашем сердце,
рождая простоту, скромность и трезвое видение себя в ясном свете. И в этом смирении,
в этой надежде будем теперь повторять слова мытаря: «Боже, милостив буди мне,
грешному». Аминь.
|