Цикл проповедей Великого Поста. Подготовительный период перед Великим Постом.
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче"
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается словами:
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче," -приближается время Великого поста. Как
после долгой дороги, приближаясь к реке, путник чувствует свежесть воды, так и
мы с вами приближаемся к великому очистительному времени. И каждый пост мы должны
встречать так, как будто он последний в нашей жизни, чтобы хотя бы на это сравнительно
короткое время остановиться, задуматься, вырваться из постоянной суеты, непрерывного
бега, из которых состоит наша жизнь. Посмотрите, как мы живем сегодня: в каком
озлоблении, в каком изнеможении, в какой бесконечной спешке - мы стремимся, стремимся
куда-то, но все кончается раньше, чем мы думаем. Вот среди нас уже один человек
, который покинул свое жилище, свое тело, и, быть может, еще не начнется время
поста, как кто-то из нас будет здесь же на середине храма.
Давайте подумаем о том, как нам душу свою открыть Господу, начать жить настоящей
жизнью. А какая же жизнь - настоящая? Это жизнь в любви к Богу и к людям, это
жизнь, в которой главное находится на первом месте, и мелочи его не заслоняют.
Когда мы стоим перед лицом Божиим, мы как будто бы стоим перед ярким светом, который
освещает наше недостоинство, мелочность и немощь. Перед лицом Божиим мы оказываемся
несостоятельными, ибо Господь есть любовь, излитая на нас. Как мы Его можем отблагодарить
иначе, чем ответной любовью? Но у нас ее нет, и мы только видим при свете Божественной
Славы, как мы недостойны. Закон Божий, по слову апостола Павла, открывает, изобличает
нашу смертность и греховность.
Но что же может сделать человек? Какие усилия воли, какие старания могут избавить
нас от греховности? Мы с вами уже не дети и хорошо понимаем, что они чаще всего
бесполезны. Мы обычно возвращаемся все к тем же мелким, нудным повседневным грехам,
и все так же нас пожирает раздражительность, уныние, мрачность, зависть, суетность,
озлобленность. Кто нас выведет из тупика, вытащит из болота, в котором душа наша
погибает и погрязает? Нет у нас иной помощи и иного спасения, кроме Господа Иисуса
Христа, кроме его любви - второй любви. Первая нас создала, первая дала нам жизнь
и мир, а вторая Его любовь, видя, что мы не способны этим воспользоваться, что
мы все доброе обращаем во зло и живем во зле, вторая любовь Его протягивает нам
руку и говорит: "Встань, спящий, пробудись, пробудись, Я, Господь, к тебе пришел.
Я умер, хотя бессмертен, Я все испытал твое, кроме греха, чтобы быть с тобою рядом
и тебя очистить и оживотворить. Вот перед твоими глазами Мой Крест, на котором
Я принимаю твои страдания и твои грехи, чтобы ты очистился Моею благодатью".
Кто верует Христу - тот спасен, кто призывает имя Иисусово - тот спасен, кто
идет за Господом - тот спасен. Но для этого надо пойти за Ним. А для того, чтобы
пойти, надо увидеть, что мы недостойны, что мы не можем сами себя спасти, а для
этого надо постичь покаяние, т.е. увидеть себя правдиво и честно. Поэтому мы молимся
этой молитвой: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодав-че," - ибо мы уже привыкли
ко всему, и двери покаяния для нас закрыты. Нам кажется, что мы живем обычно,
как и все, и иногда, подобно фарисею из притчи, гордимся перед другими и превозносимся,
но чем нам гордиться? И сегодня, читая Евангелие, Церковь призывает нас: "Встань,
как мытарь, не думай о своих заслугах, о своей силе, о своих добродетелях, а только
встань, как он, и повтори: "Боже, милостив буди мне, грешному".
Аминь. |