ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
О СТРАШНОМ СУДЕ
Публикации: Свет во тьме,
39-42.
I
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Нынешнее воскресенье, за неделю до Великого поста, получило название воскресенья
Страшного суда или недели о Страшном суде. Так получилось, что предпостовое праздничное
время, которое принято у нас называть Масленицей и которое является издревле временем
веселья, совпадает с еще более древним обычаем Церкви — в это время читать Евангелие
о Суде Божием и размышлять о Суде.
Господь говорил, что Он пришел не судить мир, а спасти его. И все-таки с тех
пор начался Суд над миром, но не только над миром, а и над каждым из нас, потому
что перед нашей совестью образ Христа Спасителя стоит всегда, как живой суд. Бог
не похож на земного судью. Он не судит и не осуждает нас бесчеловечно, бездушно
следуя букве закона. Нет, к нам приходит Божия любовь, приходит ко всему роду
человеческому и к каждому из нас. И тогда что-то с нами происходит — у каждого
человека по-разному.
Когда извергается вулкан, из огнедышащей горы выбрасываются раскаленные камни,
и лава течет, как огонь, и вот на ее пути река. Огненные расплавленные камни попадают
в реку, и там происходит подобие взрыва и вся вода испаряется, иногда в мгновение
ока. Подобно тому любовь Божия, которая к нам ко всем идет, вдруг попадает в грязь
и в холод немой души, и тогда происходит взрыв. Но не потому что у Бога есть ярость
или гнев (это есть только у человека), а потому, что встретилось чистое и нечистое,
безгрешное и грешное — они встретились, и происходит буря.
Суд же начался с того часа, когда Господь призвал людей, когда Он всех позвал
в Свое Царство, а мы не пошли — по лености, по равнодушию, по суетности. Нам казалось,
что есть что-то более важное, чем Царство Божие, чем жить рядом с Богом, в Его
любви и по Его заповеди. А Он говорил: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие».
Он и сейчас нам говорит: «Покайтесь, приблизилось...» — а значит, ныне “суд миру
сему».
Конечно, мы могли бы сейчас вспомнить о прошлом: как рушились храмы, как гибли
целые страны, потому что они отвернулись от Бога, нарушили Божий закон. Но это
далеко нас с вами уведет, и нам будет казаться, что виноваты люди древние, скажем,
жители Византии. Ведь какую дал им Господь великую благодать: сонмы подвижников,
святых; тысячу лет существовала эта Церковь, мы называем ее греческой Церковью.
И у нее был храм великий, посвященный Святой Софии, самый большой храм православного
мира. Он стоял в центре Константинополя, и приезжали тысячи людей со всего света,
чтобы посмотреть на это чудо. И, наверное, многие из вас знают, когда князь Владимир
решал, какую веру ему принять, он отправил послов в Константинополь, и те, побывав
на богослужении в этом великом храме, вернувшись, сказали: «Мы не знаем, были
ли мы на Земле или на Небе».
И где теперь этот храм? Он был превращен сначала в музей, потом в мечеть —
уже много веков, почти пятьсот лет, он перестал быть христианским храмом. Это
Суд Божий, он начался еще в древности, во времена Ветхого Завета; потому что когда
люди оказываются недостойными, святыни отнимаются и рушатся.
Нередко спрашивают: почему Господь допускает столько ужасов и зла? Вот то,
что мы видели в наше время: жестокая тирания, беззакония, террор, убийства, предательства,
лагеря, духовное разложение людей — Господь все это знал и предвидел, и в Священном
Писании предсказано, куда приведет людей ложная дорога. Но люди все равно вступили
на ложный путь, — и вот они пожинают то, что посеяли. И это есть Суд Божий. Повторяю,
это не уголовный суд, не приговор, а тот нравственный порядок, который Господь
создал для народов и для каждого человека. И мы знаем, как много страшного и горького
произошло с людьми именно потому, что они отвернулись от истинного пути.
Но подумаем о себе. Когда Господь говорит: «Ныне суд миру сему», это значит,
что каждому из нас этот суд дается. Его любовь к нам приходит и говорит: «Живи
со мной, трудись, радуйся, молись, действуй в жизни. Старый человек — помогай,
кому можешь, живи в молитве. Молодой человек — приложи все свои силы, чтобы послужить
людям, ибо как сказал Господь наш Иисус: “То, что вы сделали Моим братьям, вы
сделали Мне”». В молитве, в познании Слова Божия, в любви к красоте мира, красоте
жизни человеческой, в умножении всего доброго в злом мире, всего светлого в темном
мире — мы живем рядом с Господом.
Да, мы часто отступаем, опускаем руки, плывем по течению, и нам кажется такая
жизнь нормальной. На самом деле, она оказывается нудной, серой, скучной. В конце
концов греховной, потому что далеки мы от Бога, а раз далеки, значит суд над нами
совершился, и мы обессилели, ослабели. И каждый день у нас происходит Суд Божий.
Когда выбираем, как поступить: пойти направо или налево — это Суд Божий; когда
просыпается в нас совесть, — это Суд Божий; когда долг требует поступить так,
как бы нам не хотелось поступать, — это Суд Божий; и, наконец, когда приходится
нам терпеть испытания, — это тоже Суд Божий, благословенный, милостивый суд, потому
что Он хочет из нас выковать чад Божиих и не оставить нас, в пыли прозябающих,
как вчерашняя трава, как осенние листья, как никому не нужный сор дорожный. Ибо
для Господа каждая душа дорога, Он хочет каждую душу вознести в Царство Божие
уже здесь, в жизни, а мы противимся этому и продолжаем жить серо, скучно, в грехах.
И вот мы встречаемся с Ним и хотим убежать...
Я вспоминаю слова блаженного Августина, который в своей книге «Исповедь» вспоминает,
что когда он был еще язычником, но уже потянулся к Богу всем сердцем и молился
так: «Спаси, меня, Господи, спаси меня — только не сегодня, а завтра, а сегодня
я буду жить по-прежнему». Вот таковы и мы все. Нам удобно жить по инерции, а жизнь
коротка, и представьте себе: вот пробьет наш колокол, наступит наш Суд. Что нам
думать о конце света, когда конец нашего света у нас при дверях, когда уже завтра
нас могут позвать? Все отпадет, что нас привлекало и радовало в жизни: честолюбие,
гордость, как мы перед людьми выглядели, зависть, суета всякая житейская — все
это отойдет, улетит, как ветром сдунет, и останемся мы обнаженными перед Богом.
Все, что в душе собрали, то и будет.
А что мы собрали? Даже мыслей хороших нет, а дел и тем более хороших нет...
Как же мы можем к Нему прийти, у нас и дороги к Нему нет — мы все растеряли в
течение жизни. И, видя эту правду, чувствуя суровый суд собственной совести, мы
с вами сегодня должны молиться Господу о милосердии: «Боже, милостив буди нам,
грешным. Не по нашим заслугам, не потому, что мы заработали своими подвигами —
какие у нас подвиги? — а просто по милосердию Твоему, Христос наш Спаситель, потому
что Ты нас пришел избавить, грязных, ленивых, себялюбивых, покрытых пылью жизни
— к таким Ты сошел». У нас есть иконы Сошествия Спасителя во ад. Так вот, думается,
что Он во ад сходит всегда, в ад нашей жизни, нашей души — для того, чтобы нас
всех оттуда извлечь. И в этом единственное спасение, как говорит псалмопевец:
«Видевши все концы Земли спасение Бога нашего». Аминь.
II
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сейчас часто говорят, что земля наша хрупкая, может легко погибнуть, и вполне
может так случиться, что мы с вами окажемся свидетелями гибели мира. В самом деле,
силы природные, которые создал Господь, — это слепые силы, равнодушные к добру
и злу. Выпущенные из-под контроля, они могут сметать со своего пути все живое.
Прежде чем появились жизнь и человек, явились эти силы — силы стихии, воды, огня
— и у них нет жалости. Когда лавина катится с горы, она может погрести под собой
и деревню, и город, и людей, и здания, которые люди так долго и трудолюбиво выстраивали;
и ураган, пришедший с моря, может погубить сотни и тысячи жизней.
Живые существа не таковы. Охотники не раз видели, как волчица-мать жертвовала
своей жизнью, чтобы только спасти детеныша; как животные вступали в неравный бой
с хищниками, чтобы защитить своих детей. Звери могут переживать страх, радость,
любовь, благодарность, у них нет равнодушия. Конечно, их чувства не похожи на
человеческие, но все-таки мы знаем, что живые существа способны помогать друг
другу. Когда бушует пожар в тайге, спасаются все твари, и в это время волк бежит
рядом с оленем и не трогает его.
Много можно привести примеров того, как помогают друг другу животные и растения.
Но мы с вами — люди, и самый великий грех против нашего человеческого достоинства
— это равнодушие, когда мы становимся подобны стихии, или камню холодному, или
огню пожирающему, или топящей воде. Это равнодушие есть унижение человека, который
создан не только разумным, но и чувствующим, переживающим, способным сострадать
другому человеку.
И Господь приводит нам притчу о том, как будут судить каждого из нас и всех
людей: по какому признаку и каким мерилом Царь Небесный делит всех на черных и
белых — как пастух разделяет в стаде козлов от овец. В чем же Он обвиняет тех,
кого поставил по левую сторону? В том, что они были равнодушны: «Вы видели Меня
больным и не навестили, видели голодным и не накормили, видели страдающим и не
поддержали». А тем, кто стоит у Него по правую руку, говорит: «Придите, благословенные
Отца Моего, потому что вы Меня накормили, вы Меня утешили и поддержали». А те,
другие, говорят: «Господи, когда же мы видели Тебя нуждающимся и страждущим?»
И Он отвечает им: «То, что вы сделали или не сделали Моим меньшим братьям, то
есть своим же братьям и сестрам, то вы сделали или не сделали Мне». Это главный
и основной закон жизни евангельской.
Заметьте, Господь говорит, что Судья собирает все народы, все языки, это значит,
что люди могут быть и язычниками, и неверующими, но по совести своей каждый человек
этот закон знает. Каждый верующий должен понять, что если он остается равнодушным
перед лицом зла и страдания, то он тем самым предает своего Господа. А тот, кто
не ведает Бога, чувствует, что он предает себя, свою совесть, какую-то высшую
правду. Значит, этот закон распространяется на всех.
Господь говорит нам: «Мало произносить слова — любовь, доброта, доброжелательство.
Любовь должна быть действенной, в чем-то проявляться в жизни». Так и апостол Павел
говорит, что самое главное в жизни нашей — это вера, движимая любовью. Вера действующая
— не спящая, не равнодушная. Наверное, тот священник и тот левит, церковнослужитель,
которые в притче о добром самарянине шли по дороге и видели лежащего раненого,
считали, что верят в Бога, но они были черствыми и немилосердными: посмотрели
на человека, который взывал о помощи, и, не повернувшись к нему, прошли мимо.
И это равнодушие Господь сурово осуждает. А благословляет Он отзывчивость сердца
— вот и весь закон Евангелия.
Поэтому будем просить у Господа, чтоб Он дал нам сил, чтоб Он дал нам свою
печать Божественную в сердце, чтобы мы не оставались равнодушными, как вода, как
камень, чтобы мы были живыми людьми, отзывающимися на страдания и на нужду тех,
кто нас окружает. И еще одно. В притче люди делятся на черных и белых, а чаще
всего бывает так, что в нас живет и черный, и белый, и равнодушный, и отзывчивый,
поэтому иногда разделение и борьба происходят в одном сердце человеческом. Так
пусть же победит в нас вот это белое, светлое, доброе, любовное начало, чтобы
мы услышали глас нашего Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.
|