Общая исповедь
Ты дал нам залог дивной жизни, возможность жить с Тобой
(Предположительно 2.11.86 г.)
Господи, помилуй и спаси.
Вы все знаете, что дом Божий, куда мы с вами собираемся на молитву, потому
и есть дом Божий, что сюда к нам приходит Господь, а мы к Нему идем для встречи
с Ним. И это создает Церковь Христову. Церковь Христова — место, где пребывает
на земле Господь Иисус. Церковь Христова — это мы сами, объединенные силой Духа
Божия, любовью Христовой. И мы должны быть объединены любовью между собой. Итак,
когда мы приходим к Тайной Вечере, которая есть знак Церкви, самый важный знак,
мы должны вспомнить, что говорил Спаситель на первой Тайной Вечере, которую Он
Сам совершил во время земной жизни. Он сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите
друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Если раньше Он
говорил, что Он создаст Церковь на камне Петровом, на камне веры, то здесь Он
добавляет, что Церковь должна жить вот этой новой заповедью. И еще говорил Он:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Вот основание, самое главное, самое незыблемое и прочное. И казалось бы, что же
нам остается, как только с радостью принять Его, с радостью войти в это Царство,
к этой святой трапезе. Но мы идем не сразу к Чаше, а идем сначала сюда, к кресту
и к Евангелию. Потому что мы, по слову апостола, оставили свою первую любовь,
потеряли то, что в самом начале было в нашем сердце, то, что действительно делает
нас подлинными членами Церкви. Церковь не стоит без веры и любви.
Господи, прости нас, грешных, что мы обо всем этом забываем и приходим сюда,
и живем в Церкви как бы только для себя. Чтобы успокоить себя, чтобы вымолить
себе мир, защиту, благополучие.
А ведь что самое главное? — то, что есть Господь и Его мир. И нас через некоторое
время на земле не будет, а дело Божие будет всегда совершаться, оно самое главное.
Не мы — главное, а дело Божие. И вот мы можем Господу на Его любовь ответить тем,
что мы будем создавать, укреплять Его Церковь, служить ей, а значит, служить друг
другу.
Вот каждый из вас имеет своих родных, близких, семью, окружающих людей, соседей
— тех, с кем приходится вам быть рядом, работать. Вы все перед ними свидетели
и представители Церкви Христовой. Значит, каждый из вас — своими словами, поведением,
отношениями — служит Богу. Служит, потому что показывает миру, что такое христианин
и христианка. Вернее сказать, должен показывать миру. Но что показываем миру мы?..
Господи, прости нас, что показываем часто мы совсем обратное. Что в нас гораздо
больше иной раз бывает и сухости, и жестокости, и себялюбия — эгоизма, чем в иных
людях, которые вне Церкви. Каждый церковный человек — а вы все церковные люди
— должен нести в себе этот дух, чтобы это чувствовалось окружающим миром. И тогда
мы действительно послужим Богу.
А мы можем не только послужить ему, а можем, наоборот, оскорбить Его дело,
унизить в глазах людей. Сколько было тысяч и миллионов христиан, которые позорили
имя христианское. Сколько было такого, что людей отталкивало от веры. Кто отталкивал?
Не вера, а верующие люди, христиане. Вот эта горькая правда должна в нас с вами
пробудить чувство великой ответственности перед людьми, перед миром и перед Господом,
Который послал нас в эту жизнь.
Вы все хорошо помните, что молитва наша, драгоценная молитва Господня, которую
мы все повторяем ежедневно, она ведь начинается не с «подай, Господи», — она начинается:
«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя». Значит, мы хотим прежде всего,
чтобы Божье совершилось. Но если мы хотим, чтоб Божье совершилось, мы должны Ему
помочь, ибо Он хочет, чтобы мы были соучастниками Его. Господи, прости нас, грешных.
Кто свидетель Божий? Человек, в котором живет любовь к Богу. Любовь к Богу
живет вместе с молитвой. А как у нас с молитвой? Нам трудно, мы как будто камни
собираем, как будто бы нам надо тащить что-то очень тяжелое — вот такова наша
молитва. Господи, прости нас, грешных.
Человек, который несет в себе веру, должен ее любить и знать. Мы знаем плохо.
Мы знаем плохо Священное Писание, мы нерадивы и ленивы к этому. Господи, прости
нас, грешных.
Мы нерадивы к святыне. Господь дает нам Себя! К встрече святой Чаши, к причастию
мы готовимся плохо. Плохо. Вспомним, кто вчера как проводил время. Далеко не все
чувствовали, что «вот завтра у меня святой день». Господи, прости нас, грешных.
Для чего есть молитвы к причастию? — для того, чтобы настроить душу. Мы этим пренебрегали.
Господи, прости нас, грешных.
Когда человек хоть один день попостится накануне причастия, он уже чувствует,
что что-то такое в жизни изменилось. Уже тело начинает участвовать в этом. И мы
и этим пренебрегаем. Господи, прости нас, грешных. Иногда и на один день нам здесь
не хватает сил и рвения. <...>
Я уже много и много раз говорил вам, что в доме молитвы у нас должна быть,
особенно во время литургии, глубокая тишина. А как ее сохранить, когда многие
не понимают? Заходят люди посторонние, которые бывают редко в храме, не знают,
как себя вести, разговаривают, ходят, идут, там, к ящику, назад, — не будем же
мы их всех одергивать и оговаривать. Как же тут быть? Как помочь? Есть помощь!
Когда человек войдет и увидит, что все во время освящения Святых Даров стоят на
коленях и молятся, у него (во всяком случае, у большинства) язык не повернется
в это время разговаривать и ходить. Мы все должны сосредоточиться. И этого у нас
не бывает. Господи, прости нас, грешных.
Храм Божий — это наш дом любимый и дом молитвы. Для чего храм украшается? Не
потому, что Богу нужна позолота, а чтобы мы видимо проявили нашу любовь к святыне.
Для этого существуют наши общие усилия. Общими усилиями мы поддерживаем, украшаем
храм. Ваша свеча, которую вы ставите, это есть жертва Церкви. На эти свечи она
содержится и украшается. Это ваш храм, поэтому приходящий человек всегда, если
у него есть малейшая возможность, должен поставить эту свечу — как свою малую,
ничтожную жертву на храм. Это долг христианина, потому что это наш храм. Так же,
когда вы берете просфору и даете малую свою жертву к записке о наших живых и усопших,
— это не потому, что вы платите, как в магазине, за эту молитву. Нет. Мы молимся
и так. Но когда вы эту просфору подаете с запиской и с деньгами, это все является
жертвой на храм. И все, что в нем украшено, убрано, приготовлено соответственно
дому молитвы, — все это сделано на эти ваши малые деньги. И этим также не надо
пренебрегать. Когда мы об этом забываем, мы не радим к нашему дому и дому Божию.
Господи, прости нас, грешных, за то что мы об этом забываем. Простые вещи, но
нужно всегда их иметь в виду.
Далее. Когда мы готовимся придти в храм к исповеди, как хорошо бывает просмотреть
собственную совесть. Но нам бывает лень заглянуть в собственную жизнь и в прошлое.
Господи, прости нас, грешных.
Я начал с того, что признаком настоящей Церкви является взаимная любовь между
людьми. Вот у вас есть мужья, жены, дети, родители, друзья, близкие. Вот посмотрим,
как мы с ними живем. Сейчас вспомните. Если бы человек пришел и проверил семью
каждого из нас, нашел ли бы он там дружелюбие, доброжелательность, любовь и поддержку
друг друга? Чаще всего бывает у нас наоборот: война, ревность, зависть, соперничество
даже какое-то, которое бывает часто между мужем и женой, которые как бы ведут
некий спор между собой: кто будет обязательно главенствовать, чья будет правота.
И так война эта идет смолоду до престарелых лет. И потом люди убеждаются, что
они прожили просто в постоянном соперничестве друг с другом. Какая же это любовь;
если любящие не могут жить между собой, то что говорить о прочих. Господи, прости
нас, грешных.
И еще одно... Ведь мы связаны все во единую Церковь не только узами родства,
но и узами принадлежности к этой Церкви. Поэтому, если ты знаешь, что страдает
твой брат или сестра, страдает или нуждается в твоем сочувствии, в помощи, или
просто в добром слове или в чем-то еще, мы должны к этому стремиться, это есть
наш первейший долг, мы должны так сделать, чтобы вот каждый из нас не чувствовал
себя ни заброшенным, ни одиноким, ни находящимся вне ограды! У нас, как говорит
нам сам Господь, «единое стадо и один Пастырь», — это Господь. Но если стадо вместе,
то, значит, каждый должен подать руку другому. Господи, прости нас, грешных. Как
нам это трудно! Как мы нехотя друг другу эту руку протягиваем! Как иногда надо
долго стучаться человеку, прежде чем мы откликнемся. И вот сейчас вспомним покаянно
о тех людях, которым мы причинили обиду, боль, огорчение, которых мы, может быть,
оттолкнули своей холодностью, своим равнодушием, своей черствостью. Господи, прости
нас, грешных.
Еще раз повторяю: Церковь, которая не имеет добра внутри себя, — она не стоит,
она не настоящая Церковь. Господи, прости нас, грешных.
Ну и все остальное, что нашу жизнь отравляет. Мысли, которые безумны, нелепы,
смешны; зависть, гордость, тщеславие, всевозможные помыслы нечистые, богохульные.
Господи, прости нас, грешных.
Виновны мы перед своими близкими, перед своей семьей, виновны, может быть,
и перед своими детьми, если мы что-то в них не вложили. Перед своими женами, мужьями,
если мы посягали на чистоту и целостность брака, который свят; если мы, может
быть, не дали жить детям, которые должны были по воле Божьей родиться. Во всем
этом мы каемся. Господи, прости нас, грешных.
Мы должны сегодня с вами внутренне решиться твердо стоять, чтобы быть лучше
других, чтобы исполнилось на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред
людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Чтобы у вас на работе люди, знающие вас, захотели быть похожими на вас, захотели
бы вам подражать во всем, видели бы в вас образец и идеал для жизни, — вот тогда
бы мы, действительно, Господу послужили, тогда действительно мы были бы настоящими
членами Его семьи, то есть Его Церкви. Как это было бы драгоценно и важно. И как
этого у нас мало и нет. Господи, прости нас, грешных...
Самое последнее. Мы много раз с вами говорили об этом, молились об этом, думали
об этом. И много раз бывало, что, поднявшись куда-то, мы снова сваливались назад.
Поэтому на пути здесь нужно терпение и глубокое стремление к тому, чтобы найти
помощь Духа Божия. Вот когда совершится переворот полный, тогда все станет по-другому.
Тогда зло и грех как бы будут отсечены. И хоть мы всегда можем споткнуться, всегда
можем проявить слабость, но все-таки стена будет прочной, и никогда зло по-настоящему
через нее не просочится.
Господи, прости нас, грешных. Ты дал нам залог счастливой жизни, залог дивной
жизни, возможность жить с Тобой. Мы это все имеем в малой степени, половину растеряли.
Просим Тебя, Господи: снова восстанови нас, снова возроди нас, дай нам почувствовать,
что Ты с нами и мы с Тобой, Господи. Прости наши прегрешения, вольные и невольные.<...>
|