Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Александр Мень

Общая исповедь

 

НЕ БОЙСЯ, ТОЛЬКО ВЕРУЙ

Господи, помилуй.

Каждый человек стремится к благу, к счастью, каждый человек хочет жизни полноценной, полной, светлой. И это нам уже дано. Дано в Евангелии, которое есть радостная весть о настоящей жизни. Настоящая жизнь и дает человеку благо — то, что мы называем в просторечье счастьем, то, к чему человек стремится. Но вот противоречие: мы как бы имеем это счастье, но им не пользуемся. Наоборот, мы все время отступаем туда, где нас ждет беда, огорчения, уныние, мрачная жизнь. Потому что то, что мы предпочитаем, — грех — всегда в конце концов ввергает нас в зло, зло житейское, зло душевное. Получается, что наш главный враг — это мы сами.

Иногда нам кажется, что заповеди Божьи — это то, что надо выполнять как бы с трудом, по обязательству. Но это совершенно неверно. Потому что заповеди даны для блага человека. Ничего дурного, ничего такого, что противоречило бы жизни человека и его благу, нет в Слове Божьем.

Между тем в наших страстях, в наших грехах все враждебно человеку. Начнем с маловерия. Нам Господь указывает путь: «Не бойся, только веруй». Значит, тот, кто имеет твердую веру, стоит прочно. Кто допускает в свою душу маловерие, допускает в нее разрушение. Это как болезнь — как разрушается от болезни сердце, зуб, любые части тела, так разрушается душа от маловерия. Если мы не имеем твердого упования на Бога, кому мы приносим вред? Себе, конечно, в первую очередь. И Господь говорит: «Не бойся, только веруй», а мы постоянно боимся. Господи, прости нас, грешных. Боимся болезней, боимся старости, боимся обстоятельств, боимся людей, боимся что-то сделать... Постоянный страх. Господи, прости нас, грешных.

Мы склонны к унынию и даже к отчаянию. Почему? Потому что главную ставку мы делаем на то, что не может стать твердым основанием нашей жизни, на то, что мы не можем удержать при себе. Возьмите любое человеческое огорчение — оно проистекает из того, что мы что-то потеряли, что-то утратили, или, наоборот, боимся, возможно, потерять. Между тем если мы сердцем прикипели к Господу, то мы Его никогда не потеряем. Значит, мир всегда будет в нашем сердце. Господи, прости нас, грешных, за то, что у нас этого мира нет, мы сами себя его лишаем.

Ты заповедал нам не только ценить благо, которое Ты дал нам, но еще и отдавать его миру, который нас окружает, людям. А что мы отдаем? Мы отдаем раздражение, зависть, гордыню, превозношение, постоянное осуждение. И каков результат? Смятенная душа, наполненная горечью. Ведь это все яд, который наполняет нашу душу. Все скверные мысли, все глупые мечтания — чтобы себя как-то превознести, <высоко> поставить, — все это взбаламучивает душу, делает ее больной, ненормальной. И этого мы сами достигли. Господи, прости нас, грешных.

Итак, твердо сегодня мы должны понять, что есть две жизни: жизнь настоящая и жизнь больная, выдуманная, ненастоящая. Настоящая жизнь — в вере, в надежде и в любви. Больная наша жизнь — в сомнении, колебании, унынии, в отчаянии и в озлоблении. Господи, прости нас, грешных, за то, что мы стараемся поставить себя выше других, а потом падаем. За то, что мы стараемся других унизить, а потом нам горько. Прости нас, Господи.

Какое великое благо Ты даешь нам в жизни — раз, в благодатной жизни — два, то, что мы можем иметь Слово Божие, молитву, таинство Единого самог? Господа Иисуса Христа. Но вместо этого мы предпочитаем любые другие вещи, они заполняют нашу жизнь. И потом мы удивляемся, что мы приходим в итоге к разбитому <...> И нет у нас уже ни сил, ни уверенности. Господи, прости нас, грешных.

Как счастлив человек, который умеет ценить жизнь, ценить дары Божьи, ценить все то прекрасное, что в жизни есть. И как обделен, нищ, убог человек, который этого не видит, не ценит, не обращает на это внимания. Он подобен тому, кого пригласили в гости в прекрасный дом, но он даже не заметил красоты этого дома; ему предложили прекрасный стол, но он даже не заметил, что на этом столе поставлено. И он ушел голодный, унылый, без хорошего впечатления. Вот так и мы пришли в жизнь. Ведь Господь дает нам так много. И мы все это упускаем, пропускаем, только потом спохватываемся и говорим: как было хорошо. Зачем же спохватываться, когда надо сегодня, здесь и теперь, благодарить и ценить. Господи, прости нас, грешных.

Самая высокая цель для человека, самая желанная, самая вожделенная — это почувствовать Бога, Его живое присутствие, почувствовать Его небесную любовь к нам. В конце концов только к этому и стремится человек. И нам дан прямой путь к этому: только обратись, и очисти свое око души, чтобы оно увидело Господа, Который стоит перед тобой, Который распят перед твоими глазами, распят для тебя. И говорит Он нам: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Господи, прости нас за наше сердце нечистое, которое ничего не может разглядеть, ничего не может увидеть, потому что оно как бы похоже на закопченное стекло, через которое даже солнечные лучи едва-едва пробиваются. Господи, прости нас, грешных.

Чего только нет в этой копоти и саже. И просто праздномыслие, и блудные помыслы, и бесполезные, смешные мечтания о себе. Мелкое тщеславие, мелкое самолюбие, мелкие обиды — все это накапливается, и вот, действительно, как густая сажа на стекле оседает, и мы уже ничего не видим. Господи, прости нас, грешных. Не видим, значит сидим в слепоте в темноте. Кто же виновен, что мы в темноте? Что же мы потом приходим и говорим: «Господи, как тяжело на душе, как трудно!» Но ты же сам (или сама) себя отделил от света. Ты же сама (или сам) не приняла протянутую руку. Не услышала, не захотела услышать, не захотел услышать голос, который тебя призывает, ободряет, вразумляет. Господи, прости нас, грешных.

Вот почему Господь Иисус говорит нам: если не обратитесь, не будете как дети, — не войдете в Царство Божие. Еще и еще раз мы должны напомнить себе, что Царство Божие — оно дано человеку здесь теперь в этой жизни. Кто живет с Богом, тот живет уже сейчас в Царстве Божием. Но если мы посмотрим на себя, то увидим, как мы от него далеки, бесконечно далеки от Царства Божия. Что у нас царствует в душе? У нас царствует, во-первых, суетность и суета, во-вторых, себялюбие, и в-третьих, озабоченность, постоянная озабоченность. Нам все кажется, что мы <одно> сделаем, <другое> сделаем, и все думаем <об этом>, думаем, а в конце концов ничего у нас не выходит. Господи, прости нас.

Итак, жизнь в вере — это жизнь ясная, твердая радостная. Как говорит нам апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» — вот это жизнь. Можно ли так жить? Можно и должно. Потому что нам все для этого дано. Всегда радуйтесь, ибо открыта дверь к спасению. Непрестанно молитесь, потому что всегда Господь здесь рядом с нами. И всегда благодарите, даже тогда, когда в жизни трудно, потому что это помогает нам очиститься от лжи, от ложных надежд, ложных упований.

Но как у нас всего этого мало. Где уж нам всегда радоваться — нас <на> раз в неделю не хватит <порадоваться здесь в храме>. Потому что мы не приняли <Его>, не обратились. Вот об этом сегодня и будем все молиться. Господи, дай нам обратиться к Тебе, поворотиться всем сердцем, всем своим существом и сказать: «Господи, вот мое сердце, вот моя жизнь, вот все обстоятельства моей жизни, вот моя семья, мои близкие, мой труд, все мои обязанности, — все, что у меня есть, я приношу Тебе, чтоб Ты их освятил». Вот тогда все у нас пойдет с благословением. Тогда у нас <не будет> необходимости лишь изредка обращаться к Богу, как бы выполняя религиозный долг. Нет ничего хуже, чем выполнять религиозный долг. Мы живем так, вне, только иногда, пять минут в сутки, один раз в неделю, мы как бы любезность какую-то Господу Богу делаем, поворачиваем лицо в Его сторону; а потом становимся к Нему спиной...

Значит, обратиться всем своим существом. Вы скажете: как это сделать? Желать этого, по-настоящему желать. Не обманывать себя: ведь мы желаем себе чего-то другого, желаем себе от Него какой-то корысти, а до самого Бога нам дела нет. Искать не Его, а Его дары — это нам всем свойственно — просить даров Божьих, а на самого Господа даже не смотреть... Как один человек сказал: зачем мне Бог? — я молод, здоров, у меня хорошая работа, семья, все. Значит, ему Бог будет нужен, если он будет болен, стар, у него будут неудачи, — у Бога выпрашивать все это. Это порочно, это неправильно, это ложно. Жизнь с Богом должна быть для нас воздухом, которым мы дышим. Если этого не будет, то мы напрасно бьемся, напрасно стучимся. Все это окажется все равно не тем, не настоящим, а псевдоверой, не настоящей верой.

Если Господь сказал, то Он сказал истину. Если Он говорит нам, что Он уже здесь даст нам этот дар жизни вечной, если мы только захотим к Нему обратиться, — значит, это будет. Остается только всеми силами души просить об этом, молиться. И вот вы все, здесь собравшиеся сегодня на литургии, вы все готовитесь причащаться, — просите о том, чтоб это причастие сегодня было началом совсем новой — другой Божьей жизни. Жизнь Божья. Понимаете, это не значит, что имя святое надо каждую минуту трепать, употреблять. Это значит жить с Ним в сердце всегда, в любом месте.

Стоит этого по-настоящему захотеть, и сам Господь поможет — Своей благодатью, то есть той невидимой силой, которая наше сердце превращает из каменного, окаменевшего, в живое сердце, отзывающееся на голос нашего Отца, нашего единственного возлюбленного, пастыря и друга — Господа Иисуса Христа. Он зовет нас и говорит: это Я, не бойтесь. Когда мы в смущении, Он говорит: не бойся, только веруй. Он говорит: Я не оставлю вас сиротами, Я буду с вами, Я с вами во все дни. Значит, всегда Его искать, постоянно к Нему обращаться, постоянно к Нему стремиться, постоянно желать всей душой жить с Ним, в Нем и для Него — вот залог настоящей жизни. Тогда придет и уверенность, и здоровье души, и все станет на свои места. И мы сегодня все будем каяться в одном грехе, в одном, главном: что мы этот дар не принимаем, не ценим, что живем по-другому, далеко от Него, что мы отпали, что мы — холодные, равнодушные, осуетившиеся, что мы полны чем угодно, самым бессмысленным, ненужным, пустым, кроме главного, кроме веры — единственного, что приобщает человека к Богу, единственного, что спасает. «Вера твоя спасла тебя». Неверие нас губит, маловерие, малодушие.

Тот, кто просит истинно, с глубокой верой, что Господь даст, тот получит дар благодати. Стучите, говорит Господь, и вам откроется. И вот мы все должны сегодня к Нему стучаться, Его просить — и быть уверенными, что Он все это даст. Господь обмануть не может.

И помните, что, когда мы отходим от Него, отступаем от Него, мы теряем Его и порождаем весь тот сор, всю ту кучу грехов, которая на нас наваливается, потому что они рождаются от неправильной жизни. Тот, кто живет верным истине божественной, у того грехи сгорают сами. Потому что не может жить грех рядом с Божьим огнем. Будет у нас огонь Божий в сердце — грехи будут облетать, как листья, обожженные пламенем. Не будет этого — они будут покрывать нас, как плесень: сотрешь сегодня, завтра опять будет. Господи, прости нас, грешных. Дай нам хотя бы только одну силу — силу сделать к Тебе первые слабые, неверные шаги. Чтобы почувствовать, что Ты здесь рядом, что Ты нас ведешь, что Ты нас к себе принимаешь, что Твои объятия открыты нам, объятия Небесного Отца, Который ждет каждого из нас. Аминь.

(Дата неизвестна)

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова