Проповедь на Воздвижение Креста
Публикации: Свет во тьме, 145-146, год не установлен.
О ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ
Евангелие от Матфея 1.1-17
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Многие из вас, когда открывали Евангелие
впервые, наверное, смущались и удивлялись: для чего идет перечень старинных странных
имен, которые мы сегодня читали в Евангелии от Матфея? Зачем нужно перечисление
одних четырнадцати родов, потом еще четырнадцати и еще четырнадцати? А дело в
том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имен, напомнить
нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. За каждым именем
стоит история жизни: здесь и праведный Авраам, который ничего не жалел для Бога,
который пошел за Господом; здесь и праведная Руфь, которая оставила отечество,
и приняла веру в Единого Бога; тут и грешники и праведники — все они были предками
Господа Иисуса по плоти.
Вы скажете: откуда мы знаем, кто были эти люди? Трудно нам это все понять.
Почему сразу нам не говорится о том, что нужно для нашего сердца? А вот тут-то
самое главное: трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых
усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это слово Божие, а не газета какая-нибудь,
которую прочитал и тут же оставил, оно требует от нас сосредоточенности мысли,
сердца. И тот, кто преодолеет трудность первых строк, потом пойдет дальше, и ему
будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую книгу: «Какие-то непонятные тут
слова, дальше читать не буду», — тот так и останется без Слова Божия.
Значит, надо не кое-как почитывать, полистывать, а углубляться сердцем и умом
в Слово Божие. И вы увидите, что и имена эти нужны, и все это имеет значение,
и что книга родства Иисуса Христа говорит о Нем как о предсказанном Царе Избавителе.
Эта книга родства напоминает о том, что Господь стал сродником человека по плоти,
что Он стал одним из нас, что у Него, как и у нас, есть деды и прадеды по плоти,
что Он вошел в человеческий род. В эту книгу родства можно было бы вписать всех
людей, миллионы, миллиарды людей — все они стали сродниками нашего Спасителя по
плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.
Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам всегда
кажется, что Господь где-то на небе, что Он далек от человека, что наша молитва
может быть не услышана — как будто бы Господу Богу нужен сильный звук, или святость
какая-то необыкновенная, — чтобы Господь внял нашей молитве. И вот сегодняшнее
Евангелие нам отвечает: «Нет, не тревожьтесь, Бог здесь, Он с нами». Священное
тайное имя Христово — не только Иисус Спаситель, но и Еммануил, что значит «с
нами Бог» в переводе с древнееврейского языка.
Вот это Святое Имя Господа и нашу жизнь преображает. Когда мы с вами недоумеваем,
как нам жить и как поступать, помните: с нами Бог — Он поможет, если мы к Нему
обратимся. Когда мы с вами устаем, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда
мы страдаем, унываем, когда нам кажется, что жизнь наша напрасна, что усилия наши
тщетны, мы должны помнить, что с нами Бог. И это есть наша главная надежда, потому
что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего человеком, на Господа, Который
здесь, с нами, не далеко и не высоко, а близко — потому что Господь Сам захотел
приблизиться к нам.
Мы с вами уже приближаемся к дням Рождества Христова, мы уже поем песнопение:
«Христос рождается». И мы сегодня слышали евангельский рассказ про то, как Иосифу
было предсказано в ночном видении, что родит его жена сына, которому будет дано
имя Иисус, что значит «Спасение Господне», и что этот Сын спасет людей от их грехов.
И это означает, что с нами Бог. К нам приближается радость, приближается напоминание!
И все мы, согнутые под гнетом своих грехов, забот, печалей и болезней должны сейчас
распрямиться и посмотреть вперед, встречать Господа, как поется и говорится у
святителя Григория Богослова: «Христос рождается — срящите», что по-русски значит
«идите навстречу». И мы идем к Нему навстречу, потому что Он родился не только
тогда, но Он рождается для нас сейчас. Он живет среди нас.
Кто откроет Ему свое сердце, тот будет с Ним обитать и познает, что значат
слова: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся», то есть поймите, неверующие,
и преклонитесь перед Этим, яко с нами Бог, потому что вера наша есть вера во Иисуса
Христа, Сына Божия. Аминь.
|