Публикации: Свет во тьме, 181-183, год не установлен.
К Мф. 8, 28 (в Лк. 8, 26
бесноватый один). В тексте ссылка на апостол Евр. 13,8, который не читается ни
с тем, ни с другим зачалом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Евангелии мы часто читаем о том, как к Господу Иисусу обращались различные
люди: с просьбой, вопросом, требованием или даже с упреком и укором. Вот несчастный
отец больного мальчика говорит со слезами в голосе, с надеждой и в то же время
с сомнением: «Верую, Господи. Помоги моему неверию». А вот римский сотник, который
просит Господа, чтобы Он исцелил его слугу, — у офицера нет никаких сомнений.
Он говорит: «Как я приказываю своим солдатам, так и Ты имеешь власть приказать,
и болезнь оставит моего любимого слугу». А другой подходит и спрашивает: «Что
делать, чтобы достигнуть жизни вечной?» Третий приходит благодарить за совершенное
Господом исцеление. И каждый из нас, читая Святое Евангелие, легко может узнать
себя в одном из этих людей, потому что мы так же и ныне продолжаем обращаться
к Господу.
Недаром мы сегодня слышали слова апостола: «Иисус Христос — вчера, сегодня
и завтра тот же». Тот же. Как будто бы Он здесь с нами, как будто бы Он здесь
стоит, а мы к Нему обращаемся, каждый со своей нуждой, со своей думой, со своими
сердечным страданием, радостью или благодарностью. Каждое такое движение нашей
души это есть вид молитвы, обращенной к Господу
Но в сегодняшнем чтении Евангелия мы слышим удивительное, странное, казалось
бы непонятное обращение: молят Его жители гадаринские, чтобы Он ушел от них, покинул,
отошел от пределов их. Почему же они просили, чтобы Он ушел? Вспомним, как это
было. Бурный ветер разыгрался над озером, и лодка, на которой плыл Господь с учениками,
была отнесена к западному пустынному берегу, где жили язычники гадаринские. И
когда Господь вступил на этот берег, навстречу Ему выбежали два полуголых человека,
оборванных, страшных, диких, которых все боялись в окрестностях. Они жили в пустынных
пещерах, куда клали покойников, люди сторонились этих мест, опасались этих одержимых.
Их пытались связывать, но они рвали все веревки и цепи.
И вот эти два бесноватых, одержимых, бросились навстречу Христу, исступленно
крича: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришел сюда прежде времени
мучить нас». Прежде времени... Казалось, темные силы язычества знали, что они
будут повержены, они как бы вселились в этих людей и говорили с Господом: «Прежде
времени пришел мучить нас, сокрушать нас». Господь исцелил этих двух одержимых.
А пастухи, которые пасли свиней, там, на берегу озера, видели все, они побежали
в город и рассказали народу, и, как говорит евангелист, весь город высыпал посмотреть
на такое чудо. Что же они увидели? Они увидели больных, безумных, одержимых, спокойно
сидящих у ног учителя. И что же они сделали? Вместо того, чтобы прославить Бога,
благодарить чудотворца-исцелителя, они просили Его покинуть их местность. Они
испугались, не захотели слушать Его слов, это чудо их потрясло и устрашило.
Вот так и у нас: на души, которые не имеют веры, чудо
действует не укрепляюще, а напротив, устрашающе и разрушающе. Все равно человек
не хочет знать, все равно человек отворачивается: «Отойди от нас, не беспокой
нас, нашу душу, наш сон». Но так думают и так чувствуют не только древние язычники
гадаринские, а и многие из нас. Потому что, когда Господь стучится в наше сердце,
нам не хочется отозваться, мы отмахиваемся, мы думаем, мол, оставь нас.
Блаженный Августин до своего обращения к Богу, как он сам рассказывает, молился
так: «Господи, спаси меня, избавь меня от греха, но только не сейчас. Сейчас дай
мне побыть так»... Многие из нас так и рассуждают. Мы не хотим, чтобы нас тревожил
Господь. И даже когда мы приходим в Церковь, и делаем все что нужно, мы не хотим
пошевелить и пальцем, чтобы жить подлинно христианской жизнью, совершая поступки,
которые соответствуют воле Христовой. Нам лучше от себя это отодвинуть, отмахнуться,
отвернуться. Мы прямо не говорим: «Оставь нас», но поступаем именно так, как будто
бы нам хочется избавиться от этой, словно, давящей на нас власти, воли Господней.
Но Господь ведь никого не давит и ни на кого не накладывает тяжкого бремени, Он
только говорит: «Вот путь жизни, иди по этому пути, и обретешь счастье такое,
более которого нет на земле». А мы по косности, холодности, нерадивости и лености
своей души часто бываем неспособны услышать этот голос, воспользоваться указанием
пути в Царство Небесное.
Итак, вы видите, что слова людей, которые обращались к Господу, могут нас многому
научить: одни в нас поддержат веру — «Господи, помоги моему неверию», другие научат
благодарить, третьи научат вопрошать Господа о тайнах жизни и пути, а четвертые,
как слова гадарян, предостерегут нас, чтобы мы не упустили своего момента, своего
времени и, когда Господь посылает нам Свой дар, чтобы мы приняли его всем сердцем
и отозвались на него всей своей жизнью. Аминь. |