"Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся"
Общая исповедь от 10.11.83 г.
<Так мы> поем во время литургии, напоминая о том, что некогда Пасха
была временем общего нашего крещения. В этот день все, готовившиеся к крещению,
приходили в храмы, готовясь к таинству и принимая Христа-Спасителя в сердце
и в жизнь свою. Поэтому эти слова напоминают всем нам о том, что мы, крестившись,
«во Христа облеклись». Если мы крещеные люди, то значит, мы облечены во
Христа. Вот здесь, дорогие мои, решение той трудной задачи, которая стоит
перед нами: как нам победить свои грехи, как нам избавиться от них. Мы
не можем этого сделать своими собственными силами, но во Христа облекаясь,
мы это можем.
Что это значит? Это значит, что в ежедневной молитве мы должны
всегда так Его призывать к себе, чтобы Дух Его входил в нас, ждать Его,
как дорогого гостя. Между тем, наша молитва бывает формальной, холодной,
равнодушной. Господи, прости нас, грешных.
Облекаться во Христа значит всматриваться в строки Святого Евангелия,
вдумываться в то, как Господь ходил по земле, чему Он учил, что Он говорит
мне сегодня, постоянно иметь Его перед собой. Постоянно. Но потом уже все
остальное. Как говорит апостол: «...терпением будем проходить предлежащее
нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр 12.1)
Все время взирая, все время имея Его перед собой. Если мы не имеем, как
мы можем во Христа облечься?
Господи, прости нас, грешных, что мы читаем Слово Божие от случая к случаю,
не вдумываемся, не стараемся приложить эти святые слова к нашей жизни.
Мы не стараемся приблизить их к себе, нам кажется: там сказано одно,
а в жизни — другое, мы будем жить по-другому. Если мы так думаем,
то мы не можем во Христа облекаться. Мы не
можем получить от Него ни силу, ни прощение, ни дар Святого Духа. Тем самым
мы как будто бы от Него отказываемся, отворачиваемся. Господи, прости нас,
грешных.
Кто хочет облечься во Христа, принять Его в свое сердце, тот должен также
систематически, по возможности достаточно часто приходить к святым тайнам.
Потому что не только Слово Божие, но сам живой Христос-Спаситель присутствует
за каждой обедней, за каждой литургией. Он приходит к нам, снова воплощаясь
на алтаре святом, и в святых дарах отдавая Себя нам, так чтобы мы были
рядом с Ним, Он в нас и мы в Нем.
Мы можем быстро, душевно, сердечно соединяться с человеком, которого
мы любим, который нам дорог. Он страдает — и мы страдаем за него, он радуется
— и мы радуемся за него, мы смотрим на мир его глазами, он как бы соединился
с нами.
Вот так должен быть и Господь. Его крест и страдание за людей —
великое страдание, потому что Он страдает за каждого, за каждого из миллионов
людей, за грехи каждого из нас, — должны быть и нашим страданием.
Сопереживать с Ним. Но вместо этого у нас вялость сердца, равнодушие, маловерие.
Маловерие, которое сочетается с ропотом. Если мы хотим со Христом быть
и облечься в Его силу, значит, мы берем крест. Берем крест, который Он
возложил на нас. У каждого свой крест, у каждого свое терпение, для других
людей которое он несет. Заботы ли по дому, труд ли для других людей, что
бы то ни было, и иногда это бывает и горе, болезнь, испытание, но мы должны
его принимать так, чтобы это был крест, запечатленный на нас. А
мы, в общем, завидуем, постоянно недовольны своей судьбой. Господи, прости
нас, грешных.
Если мы имеем перед собой лицо Христа, вот как живого, то тогда мы должны
стараться подражать Ему. Я вам уже много раз напоминал слова апостола
Павла: «Подражайте мне, как я — Христу» (1 Кор 4.16). Подражайте! Апостол
говорил это без гордости — он стремился быть таким, как Господь,
то есть служить людям. И сам Господь говорил: «Научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем». Кроток и смирен сердцем. «Научитесь» —
это значит «подражайте». «Научитесь от Меня». Господи, мы не хотим от Тебя
научиться. Ты был кроток, а мы злобны, раздражительны, мы постоянно восстаем
на людей, на самых близких, нам трудно что-либо потерпеть. Господи, прости
нас, грешных.
Кроток и смирен. Смирен — это тот, кто готов выслушать другого человека.
Но мы не слышим, мы обычно слышим только себя, нам не хочется знать, что
переживают и что думают другие люди. Смиренный сердцем готов принять волю
Божию, когда она ясно нам выражена. А мы, как правило, хотим только свою
волю осуществить. Как, я помню одну женщину, которая, желая узнать волю
Божию (у нее не было решения), она пошла к одному священнику, думая: вот
пусть Господь мне через него скажет.
Он ей сказал. Но ей это не понравилось. Тогда она пошла к другому. Другой
ей сказал что-то другое. Это тоже ей не понравилось. Она пошла <еще
дальше>, и так она ходила и ходила, пока, наконец, не нашла такого,
который сказал ей по ее желанию. Теперь спрашивается: что она искала? —
воли Божией или своей? Она нашла свою волю, свое желание,
и только как бы подкрепленное словом священника. Но это был обман самой
себя и обман Бога и людей. Значит, смиренный сердцем — это тот, кто готов
принять волю Божью, кто хочет ее принять, кто обуздывает свою волю. Господи,
прости нас, грешных, за то, что мы к этому не готовы.
Когда мы общаемся с людьми, мы должны помнить, что Господь живет в нас.
Вот вы причаститесь сегодня — Он в вас живет. Значит, может ли Он сказать
какое-нибудь оскорбительное слово, может ли Он позавидовать или же причинить
несправедливую обиду или горе? — Не может. Раз в нас Господь живет, мы
должны охранять эту святыню. Вот когда в Великий Четверг мы несем
свечки домой, это как знак такой, мы несем и ограждаем их от ветра, чтобы
донести до дома этот огонек. То же самое — святыня, которую мы принимаем,
ее надо ограждать; не дай Бог, грубое какое-то слово, дело может все разрушить.
И все погаснет. И разлетится в дым. И Господь отойдет от нас. Господи,
прости нас, грешных.
Великая и непобедимая сила в том человеке, который соединился с самим
Господом. А мы с вами слабы, мы не можем себя понудить и заставить; мы
настолько слабы, что нам кажется чрезмерным трудом помолиться несколько
минут, чрезмерным трудом — сделать что-нибудь для ближнего. Все для нас
невозможно и трудно. Расслабленные. Господи, прости нас, грешных.
Свет может придти только в дом, где есть окна. А окна — это чистота нашего
сердца. Чистота сердца. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф
5.8). Даже если мы будем молиться, даже если мы будем призывать Христа
к себе, чтобы Дух Его вошел в наше сердце, а сердце будет черным, грязным,
темным, — то как это сердце может принять Господа. Как может оно принять,
если в нем живет зависть! Подумайте, разве мог Господь завидовать кому-то?
Как может сердце принять Его, если в нем есть темные, хульные помышления,
блудные, искусительные, всякая нечистота, недоброжелательство, злопамятство,
неумение простить человеку. Значит, если мы держим в себе вот эту ненависть,
как-то ее даже лелеем, оберегаем обиду — она нам кажется какой-то ценностью,
— можем ли мы представить Христа-Спасителя, чтобы Он всегда нес в сердце
обиду? Он даже для Иуды, который Его предал, не нашел обидного слова. Он
смог и его простить. Это не потому, что Он был Богочеловек, — Он нас
этому учил, людей. Людей! Чтобы уметь нам прощать друг друга. Если
бы Господь не прощал нас, то нам бы не было возможности иметь веру, иметь
благодать. Потому что, если бы Он сейчас стал здесь среди нас и заглянул
бы в сердце каждого из нас — а ведь Он так и делает, — то Он бы сказал:
кто вы? разве вы Мои? разве вы Мне принадлежите? Мы бы сказали: Господи,
каждое воскресенье мы приходим в Твой храм, мы крестимся, мы читаем молитвы
утренние и вечерние, мы в какое-то время приходим на исповедь и говорим
«грешен, грешен», а потом приходим к причастию — разве мы не Твои, Господи?
На что Он скажет нам: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!», войдет
в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф 7.21). Значит,
окажется, что все это мы делали зря, потому что не было у нас в сердце
главного. И если мы хотим с вами, чтобы действительно в тайнике, в глубине
нашего сердца вот совершилось это чудо: вошел туда Господь, и мы почувствовали
бы силу, Его, Его любовь, Его прощение, Его благодать, невыразимую благодать,
— то мы должны постараться очистить дом своей души.
Очистить в трех направлениях. Во-первых, не должно быть никаких мыслей
и чувств, которые недостойны христианина; как только они появляются, стремиться
гнать их. Не должно быть слов оскорбительных, злобных, которые недостойны
христианина. И не должно быть поступков, которые лишали бы нас права называться
христианами, языческих поступков, злых поступков. И вот если мы будем стараться,
мы почувствуем, что Господь помогает. Тот, кто не старается, тому это и
не приходит, но кто прилагает усилия, тому Бог дает Свою помощь. И вот
после этого, действительно, в приготовленный дом души войдет Господь
и будет с нами обитать.
Поэтому наше покаяние сейчас есть подготовка к встрече драгоценного гостя,
приведение в порядок, красоту, убранство нашего дома души. И сегодня, получив
разрешительную молитву, отойдя от креста, от Евангелия, стоя за литургией,
пусть каждый из вас думает: сегодня я готовлюсь, Господи, Тебя принять;
отгони от меня всякую нечистую мысль, прости мне всякое недостойное дело,
сделай меня чадом Твоим. Господу помолимся...
|