«И введи нас в Свой храм»
Общая исповедь от 04.11.87 г.
У нас сегодня праздник Введения во храм. Праздник храма,
места святого, того места, где особенно пребывает Господь, как бы снисходя
к людям. Потому что действительно надо снисходить. Мы — слабые, немощные,
грешные, противящиеся Ему. И вот Он все равно к нам приближается. И когда
Он приближается, мы это называем даром Божьим, благодатью. И благодать
эта пребывает там, где люди собираются на молитву. И мы сегодня с вами
собрались на молитву и поэтому верим, что Господь придет к нам сегодня
сюда. Пусть каждый из вас это вложит себе в сердце и скажет: «Господи,
я Тебя призываю, вместе со своими братьями и сестрами, вместе с Церковью
Христовой я призываю, чтобы Ты пришел сюда к нам». Значит, это помещение,
эта церковь становится домом Божьим! Не просто домом молитвы, где мы собрались,
а домом Божьим, куда Господь приходит. А раз это дом Божий, то это уже
дом особенный, дом святыни. И когда мы входим в него, мы должны оставить
за порогом все то, что нас сделало удаленными от Бога. Вы все помните сказание
о Матери Божией, когда она трехлетним младенцем поднялась по ступеням к
храму Господню. Оставила родителей — малое дитя — и потянулась к Единому
Небесному Отцу.
И вот сегодня мы с вами также к Небесному Отцу приходим и говорим: Господи,
Ты наш первый и последний, Ты наш единственный, и мы к Тебе идем. Но как
нам стыдно идти и страшно идти, потому что приходим мы не готовые, приходим
мы в гордости и самомнении, унынии и раздражении, приходим мы полные глупых,
суетных, пустых мыслей, мелкого тщеславия, мелкой мстительности, мелкой
зависти. Приходим, нарушившие все! Твои заповеди, все Твои призывы. И Ты,
Господи, не повелеваешь, а зовешь нас, зовешь к жизни естественной, святой,
светлой жизни. А мы предпочитаем жить в темной жизни. В злоречии, в обидах,
клевете, в праздности, полном невоздержании языка, болтливости и пустословии,
в неблагоговении в употреблении Его имени и вообще всего святого. Господи,
прости нас, что мы каждый раз как бы наступали на Твою пронзенную руку,
своими грубыми ногами попирая ее, топча своей злобой, своей нечистотой
сердца, в котором живут мысли и враждебные Тебе, Господи, хульные и блудные,
всякое невоздержание.
Сейчас наступил пост рождественский. Зачем пост нужен человеку? Ведь
Бог дал пищу, чтоб мы поддерживали свои силы. Он так создал, что человек
живет, питаясь от произведений земли, от плоти земли, от плоти растений,
животных. Мы питаемся ими, без этого нам жить невозможно. Поэтому, конечно,
пост не есть осуждение пищи. И пища скоромная не хуже, чем постная. А просто
пост есть короткое время воздержания — в чем-то надо упражняться в воздержании.
Потому что у нас все распущенное: язык, и сердце, и желания, мы ничем не
можем управлять. Мы похожи на <безумных> лошадей; ну уж теперь все
мы как-то забыли, как раньше на лошадях ездили, так вот было такое выражение,
что лошади «понесли»: вдруг испугается чего-то лошадь и — бежит! Она может
так налететь на стенку, упасть в яму, погубить и себя, и седока. Вот так
же ведет себя наша плоть: иногда «несет» ее, и мы не можем с ней справиться
и остановиться. Плоть — это не просто тело, а это и душа наша, это наши
страсти, чувства, и гнев, и ярость, и самодовольство — все это в нас кипит.
Причем мы можем легко это проверить: когда человек мало общается с людьми,
ему кажется, что он чуть не архангел; и только выйдет за порог своего дома,
одно-другое слово, что-то не так ему сказано — сразу все в душе вскипает.
Значит, мы еще очень далеки от света, мира, спокойствия.
Господи, прости нас за ложь и рассеянные молитвы, неблагодарность к людям
и к Тебе, Господи. Прости нас за праздность, леность, косность, нерадение
в молитве, общей молитве в святом храме. За плохую подготовку к таинствам,
к Твоей Святой Чаше, к Тайной Вечере. За всякого рода лукавство, недобросовестность
в своем труде. Прости нас, Господи, за все. За все, что нас мучит, уродует,
затемняет в нас образ и подобие Божие. И введи нас в Свой храм. Не просто
ногами, телесно, как мы сейчас вошли, а духовно, — чтобы войти и ощутить
силу Божию, ощутить любовь Божию, ощутить радость прикосновения.
И вот тогда мы будем стремиться, как младенец Мария, Матерь Господа будущая,
— как она потянулась к святому месту, так и мы устремимся к нему. Святое
место. Близко оно, а мы все к нему спиной, косные, ленивые и злые, обсасывая
свои пустые мысли, малые чувства. Как говорится, меняем золото на пыль!
А золото это есть любовь Божия. Радость благодати — вот что надо получить
— здесь, теперь, — не ждать, пока мы уже совсем ослабеем или умрем. Надо,
чтобы здесь она коснулась нас. Вот чтобы здесь мы почувствовали, что с
нами Бог. С нами Бог.
И еще одно, последнее. Вы знаете сказание, что, когда младенец Мария,
Матерь Божия, была введена во храм, то священник ввел ее за завесу храма
— туда, куда не полагалось вводить никого. Такое сказание есть. А почему
не полагалось вводить? Потому что скрыт был Господь тайный, скрыт был,
и люди не могли взглянуть на то место, где пребывает Его благодать. Закрыта
была завеса. От глаз человеческих. И вот в Церкви Христовой этой завесы
уже нет, она отдернута. Потому что Господне сердце открыто всем.
Но вы спросите: а почему же у нас на царских вратах опять завеса появилась?
И что же — она то откроется, то закроется? Что же это такое: вроде, мы
опять вернулись туда, в Ветхий Завет, в старину? Да, конечно вернулись.
Эта завеса напоминает нам о грехах, —что мы не по-настоящему по Евангелию
живем, а что мы его недостойны, что опять закрылся от нас Господь. Но не
насовсем. Та завеса, древняя, — она никогда не отдергивалась. А эта открывается.
Время от времени. Чтобы напомнить нам, что Господь все равно ждет нас.
Вот почему завеса есть и время от времени закрывается для нас. По грехам.
По недостоинству. Но когда Господь умер, в ту минуту завеса храма Иерусалимского
разодралась надвое — в знак того, что Бог открыл Себя людям. И кто из вас
захочет этого горячо, от всего сердца, тому Он открыт будет. И уже никакая
занавеска не будет вам мешать. Будет Он с вами, в вашем сердце. Главное,
чтобы в сердце не было завесы и перегородки.
Господи, прости нас, дай нам действительно сегодня почувствовать, пережить,
прикоснуться, вдохновиться. Уйти отсюда, а потом — как на крыльях! Чтобы
знать, что Ты с нами, что Ты нас благословляешь, что Ты нас любишь, что
Ты нас исцеляешь, что Ты нас спас —Своей кровью, Своим сердцем, Своими
страданиями. Господи, помилуй нас.
|