АЛЕКСАНДР МЕНЬ
Дионис, Логос, Судьба
Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра
Об авторе
Из цикла "В поисках Пути, Истины
и Жизни", том 4. К оглавлению тома.
о. Александр Мень. История религии. т. 4
Часть II
БОГ И ПРИРОДА.
НАТУРФИЛОСОФЫ
Глава шестая
МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР
Южная Италия, 540—500 гг.
Вселенная постепенно вырисовывается
скорее как великая Мысль,
чем как большая машина.
Д. Джинс
С именем Пифагора чаще всего связывают представление
об ученом-математике и астрономе. Когда Коперник отверг геоцентризм, он
ссылался на труды пифагорейцев, и хотя нет уверенности, что известная теорема
была выведена самим Пифагором, его школа, несомненно, внесла огромный вклад
в математические знания Запада (1). Говорят, Пифагор был
первым, кто назвал себя "любителем мудрости",
философом, и таким
образом место его — у преддверия античной мысли, рядом с его современниками,
натурфилософами Милета. Однако те немногие сведения об этом человеке, которыми
мы располагаем, рисуют Пифагора в первую очередь оккультным учителем и
религиозным реформатором (2).
В то время как Орфей и Меламп остаются фигурами совершенно неразличимыми
за пеленой мифов, Пифагор — лицо вполне историческое. Геродот, родившийся
несколько лет спустя после его смерти, называет Пифагора «величайшим эллинским
мудрецом» (3). Даже малодостоверные легенды, из которых
почти целиком состоят позднейшие биографии философа, помогают в чем-то
уяснить его характер. В них проглядывают черты яркой индивидуальности.
Появление Пифагора означало качественно новый этап в умственной жизни
греков. Прежде о Судьбе, богах, мире и людях говорили лишь поэты. Пифагор
же — первый религиозный мыслитель и наставник Эллады, своего рода пророк,
который стремился углубить и развить орфическую теософию.
История мысли — это в значительной степени история мыслителей. Личный
гений оплодотворяет нерасчлененную и бесформенную стихию традиции, созидая
нечто новое. Разумеется, вне стихии народного сознания и богословие, и
философию, и искусство едва ли возможно себе представить; они питаются
ею, как корни растения соками земли. (Даже такой «уединенный» мыслитель,
как Кант, несомненно, вырос на почве протестантской религиозности.) Но,
с другой стороны, без организующей силы индивидуального мышления эта стихия
обречена была бы оставаться бесплодной. Именно сила творческой личности
определяет значение Пифагора для античного мира.
«Религия,— по выражению Бердяева,— есть мистика, в которой засветился
Логос, началось прозрение смысла вещей». Дионисизм и мистерии были мистикой
подсознания; орфики первыми попытались внести в нее начало «разумения»,
но только Пифагор явился завершителем духовного течения, вышедшего из Дельф,
Элевсина и культа Вакха. Более того, он в свою очередь пробудил интеллектуальное
движение, которое привело к созданию философии Платона. Основатель религиозной
доктрины и отец философского идеализма, Пифагор стоит, таким образом, на
развилке путей эллинского духа.
* * *
По преданию, Пифагор родился около 580 г. до н. э. на острове Самос,
вблизи ионийского побережья Малой Азии. Первые познания он мог получить
от своего отца, ювелира: в те времена эта профессия требовала многосторонней
образованности. Есть указания, что его предки были сирийцами или финикиянами,
и, может быть, еще в своей семье он приобщился к религиозной традиции Востока
(4). Для тогдашней греческой молодежи посещение чужих
стран было главным способом расширить запас знаний, и поэтому юность свою
Пифагор провел в путешествиях.
Ему было лет тридцать, когда он приехал в Египет и там познакомился
с древней мудростью жрецов: медициной, математикой и метеорологией. Говорят,
что при вторжении персов в Египет Пифагор был захвачен в плен и отвезен
в Вавилон. Существует легенда, будто в то время он встретился с иранским
пророком Заратустрой и даже побывал в Индии (5). Но, по
мнению большинства историков, эти сведения (записанные, кстати сказать,
много веков спустя после смерти мудреца) являются скорее романом, чем историей
(6). Наиболее достоверными можно признать указания на
поездки Пифагора в Вавилон и особенно Египет, с которыми греки в то время
имели тесные отношения. Вполне понятно, что религии этих стран должны были
произвести большое впечатление на «любителя мудрости» и дать богатую пищу
его воображению и мысли.
Вернувшись на Самос, Пифагор нашел родину в руках диктатора Поликрата,
который упрочил свою власть, опираясь на союз с персами. Поначалу могло
показаться, что остров расцвел после трудных лет политических переворотов.
Поликрат, сам выходец из торговой среды, поощрял ремесла и искусства. Повсюду
сооружались обширные постройки, поражавшие своим великолепием. При дворе
правителя находили приют выдающиеся поэты и художники. Но Пифагор быстро
понял цену этой золотой клетки. Опека властей оказалась тяжким бременем
для свободы мысли. По словам Порфирия, философ «видел, что тирания слишком
сильна, чтобы свободному человеку можно было доблестно переносить надзор
и деспотизм» (7). Пифагор проникся отвращением к самосскому
режиму и задумал навсегда покинуть отечество. «Ненавидя душой тиранию,
сам он изгнанье избрал»,— говорил Овидий, читавший одну из древних биографий
философа (8). О подробностях этого переселения (или изгнания
?) ничего не известно. Мы знаем лишь, что в 540 г. Пифагор сел на корабль,
отплывавший в Италию, и через некоторое время прибыл в город Кротон.
Сюда, в богатый торговый порт у берегов Тарентского залива, в так называемую
«Великую Грецию», стремились многие путешественники, купцы и мастера. В
этом царстве колонистов общая атмосфера была намного свободнее, чем на
Самосе.
Трудно сказать, где окончательно сложились воззрения Пифагора и когда
он почувствовал в себе призвание духовного учителя, во всяком случае именно
в Кротоне он начал излагать свою доктрину и основал
Союз, или братство.
Его деятельность началась почти одновременно с проповедью Будды, Конфуция
и Исайи Второго.
В пифагорейском Союзе авторитет учителя был непререкаем: ссылка на его
мнение («Сам сказал!») решала все споры. Это объяснялось тем, что на Пифагора
смотрели как на чудотворца и вообще существо сверхъестественное. По-видимому,
в его личности было нечто такое, что внушало веру в его близость к таинственным
мирам. Он сам говорил о себе как о посланнике богов, подчеркивал свою исключительность,
одеваясь, как жрец, в белые одежды, поражая всех «важностью вида» (9).
Каждое его движение было отмечено достоинством и сознанием учительской
роли.
О нем рассказывали самые необычайные вещи: будто он появлялся одновременно
в разных местах, проникал в загробные области, беседовал с духами. Говорили,
что однажды, когда Пифагор переходил реку, из воды раздался голос, приветствовавший
его (10). Все это — свидетельства очень поздних легенд,
но они, по-видимому, верно отражали настроения, царившие в кругу первых
пифагорейцев. Бертран Рассел называет Пифагора чем-то средним между Эйнштейном
и Мэри Эдди, основательницей секты «Крисчен сайенс», но, пожалуй, если
уж сравнивать с современностью, он больше напоминает Штейнера с кругом
его почитателей — антропософов.
Находились люди, которые насмехались над Пифагором, называя его шарлатаном
и честолюбцем. Его импозантность казалась им игрой, рассчитанной на легковерие.
Гераклит презрительно отзывался даже об обширной эрудиции Пифагора. Но
влияние пифагорейства показывает, что оно представляло собой серьезное
течение, да и вообще нет оснований сомневаться в подлинной мудрости и мистической
одаренности основателя Союза. Если европейцы с доверием относятся к необычайным
способностям йогов, почему считать вымыслом подобные способности у Пифагора?
Скорее всего легенды о нем имели реальное основание, хотя утверждать нечто
большее вряд ли возможно.
До нас не дошло ни одной строчки, написанной самим Пифагором, а древние
авторы уверяли, что он вообще ничего не писал (11). Это
вполне вероятно, ибо в ту эпоху духовная истина считалась обычно уделом
посвященных избранников; писать означало отдать ее на всеобщий суд. Но
и устное учение Пифагора было эсотерическим. О его содержании, по словам
Порфирия, никто не мог сказать ничего определенного, так как пифагорейцы
«давали строгий обет молчания».
* * *
Тем не менее основные черты Пифагоровой доктрины не утеряны полностью.
С распадением Союза его члены меньше заботились о соблюдении тайны. Пифагорейские
школы и кружки существовали очень долго, вплоть до первых веков нашей эры.
Благодаря этому традиция не была прервана. Ряд важных ее положений сообщают
Аристотель, Овидий, Аэций, Диоген Лаэртский, которые могли получать сведения
непосредственно из пифагорейской среды.
Овидий в таких выражениях рисует Пифагора-учителя:
Постигал он высокою мыслью
В далях эфира — богов; все то, что природа людскому
Взору узреть не дает, увидел он внутренним взором.
То же, что духом своим постигал он и бдительным тщаньем,
Все на потребу другим отдавал, и толпы безмолвных,
Речи дивящихся той, великого мира началам,
Первопричинам вещей, пониманью природы учил он.
Что есть Бог; и откуда снега; отчего происходят
Молнии — Бог ли гремит иль ветра в разъярившихся тучах;
Землю трясет отчего, что движет созвездия ночи?
Все, чем таинственен мир (12).
Из этих строк явствует, что концепция Пифагора была натурфилософской. Он
искал божественное Начало в природе, не отделяя религиозного познания от
естественнонаучного.
Овидий излагает и сущность воззрений Пифагора:
Не сохраняет ничто неизменным свой вид; обновляя
Вещи, одни из других возрождает обличья природа,
Не погибает ничто — поверьте! — в великой Вселенной.
Разнообразится все, обновляет свой вид; народиться —
Значит начать иным быть, чем в жизни былой; умереть же —
Быть, чем был, перестать; ибо все переносится в мире
Вечно туда и сюда; но сумма всего — постоянная (13).
Порфирий, ссылаясь на философа Дикеарха, писал, что, согласно Пифагору,
«душа бессмертна, но переходит из тела в тело живых существ; далее все
происходящее в мире повторяется через определенные промежутки времени,
но что ничего нового вообще не происходит» (14). Это
взгляды, характерные для орфической теософии и восточных религий. Для грека,
искавшего цельное мировоззрение и соприкоснувшегося с Востоком, самым естественным
было обратиться к учению орфиков, которое сочетало в себе эллинские и восточные
элементы.
Приведенные свидетельства показывают, что Пифагор усвоил идею циклизма,
столь свойственную всем древним миросозерцаниям. Метемпсихоз являлся у
него лишь частным случаем закона «вечного возвращения».
Насколько конкретна была для философа теория перевоплощения, видно из
анекдота, сохраненного Ксенофаном: однажды, говорит он, Пифагор обратился
к прохожему с просьбой не бить щенка, так как по его голосу он якобы узнал
душу своего умершего друга. О себе Пифагор, подобно Будде, говорил, что
помнит многие свои прошлые жизни; в частности, он будто бы был троянским
героем Эвфорбом.
Но самосский мудрец интересен не этими взглядами, общими с орфизмом
и религиями Востока. Центром его учения было понятие гармонии, навеянное
культом Аполлона, бога искусств, света и соразмерности. Говорили, что Пифагор
— ученик дельфийских жрецов. К сребролукому богу прибегали еще Орфей и
Меламп, пытаясь упорядочить вакхическую веру. У Пифагора двуединство Аполлона
и Диониса, намеченное орфиками, оказывается основным принципом космоса.
Этим словом (от глагола «космео» — устраивать, украшать) впервые назвал
Вселенную Пифагор.
Если Дионис рассыпается фонтаном многообразных явлений, в котором бушуют
хаотические силы раздробленности, то Пифагор усмотрел божественное в порядке,
структуре, организации. Аполлон был для Пифагора создателем космического
строя. Таким образом, философ соединял две почти враждебные стихии греческой
религии: Хтонос и Олимп, ночь и день, иррациональное и разум.
Это, однако, не означало возврата к языческой мифологии. Пифагор презирал
ее за примитивность и вульгарность. Он утверждал, что видел в потустороннем
мире Гомера и Гесиода, которые терпели муки за то, что повторяли нелепые
басни о богах. Пифагор требовал уважения к богам, но, как и для Будды,
они не были для него высшими существами: они лишь олицетворяли ту или иную
сторону мироздания.
Верховным Божеством философ почитал некое огненное Единство, пребывающее
в самом средоточии космоса. Впивая потоки пустоты, окружающей Центр, это
пламенное Целое образует множественность миров, состояний и качеств. Полюсы
мира не исчерпываются Аполлоном и Дионисом. Стройная красота Вселенной
осуществляется через согласование двадцати противоположных ее частей, или
начал: предел и беспредельное, покой и движение, прямое и кривое, мужское
и женское, хорошее и дурное, чет и нечет, правое и левое, единое и множественное,
квадратное и разностороннее, свет и тьма (15).
Здесь, как и в китайской философии, дуализм старых мифов претворяется
в понятие о созидательной роли полярностей. Значение Пифагора заключается
в том, что на место каприза, произвола и неустойчивости, которые усматривала
в мире Олимпийская религия, он поставил идею закономерности. Но
как почитатель Аполлона он был одновременно и своеобразным продолжателем
Олимпийской традиции. Ведь именно она в лице своих богов освятила «человеческое»,
разумное начало. Пифагор очистил это начало от грубых черт, признав умопостигаемый
закон основой мира. Более того, он открыл, что человеческий дух причастен
этим законам и в самом себе переживает красоту и гармонию.
Не случайно поэтому музыка была в глазах Пифагора лучшей бессловесной
проповедью. Он утверждал, что она обладает способностью поднимать душу
по ступеням восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд.
Пифагор учил своих последователей слушать «гармонию сфер», вселенское звучание
космического строя.
Но не только музыка служит путеводителем к тайнам единого живого мироздания.
Один пифагореец говорил, что есть «божественное знание», приобщающее человека
к всеобщей гармонии, которая имманентно, внутренне «присуща вещам». Это
знание может быть выражено только на абстрактном языке математики. Математика,
по мнению Пифагора, нечто неизмеримо большее, чем подспорье для архитекторов
и мореходов. Погружение ума в чистый мир
чисел открывает ему то
измерение бытия, которое доступно не чувствам, а только интеллекту. Геометрические
формы и числа как таковые принадлежат умопостигаемой сущности природы,
они больше всех человеческих иероглифов отрешены от чувственных образов.
Открытие этого особого мира, сделанное Пифагором, впоследствии легло в
основание платонизма.
По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы провозгласили «принципы математики
принципами всего сущего». Она рассматривалась как каркас космографии, как
путь к выведению единой формулы мира, которая тождественна с музыкальной
гармонией. То была гениальная догадка, и мы знаем, что в XX веке математика
привела физику к понятию о металогической структуре природы.
Единица казалась Пифагору наилучшим знаком для божественного Единства.
Совершенна лишь верховная Монада. Однако космический дуализм остается у
Пифагора в силе. Он делит Целое на два извечных начала: деятельное
и пассивное, Божество и материю. В их взаимодействии и существует Вселенная,
основанная на числах и геометрических элементах.
Кроме музыки и математики, Пифагор указывал и на третий способ настройки
души-инструмента в унисон с небесной симфонией. Им являлся особый уклад
жизни, который требовал просветленности, гармоничности и меры в поступках,
чувствах и мыслях. Пифагореец должен был воспитывать в себе целомудрие,
сдержанность, миролюбие, уважение к древним учениям. На смену «орфической
жизни» пришла «жизнь пифагорейская».
Ученик обязан был строго следить за собой, заглядывая в свою душу, проверяя
совесть: «Что преступил я? Что натворил? Какого не выполнил долга?» (16)
Человеку следует помнить, что его бессмертная душа есть арена противоборства
враждующих сил. Их нужно привести в равновесие. Того, кто не смог перестроить
свою душу по принципам гармоничности, не минует возмездие. Лишь совершенная
жизнь может принести душе блаженство в этой жизни и будущих воплощениях.
Подобно орфикам, Пифагор проповедовал «неубиение». Овидий вкладывает
в его уста страстную проповедь, направленную против животной пищи. Некоторые
древние авторы, напротив, доказывают, что Пифагор запрещал употреблять
в пищу лишь отдельные части тела животных. Но достоверно известно, что
позднейшие пифагорейцы совсем отказывались от мясной пищи (17).
Это воздержание усложнялось многочисленными старинными табу народных поверий.
Общественным идеалом мудреца была аристократическая форма правления,
но имелось в виду господство не эвпатридов, а «аристократов духа». У кормила
власти, по мнению Пифагора, должны стоять люди, посвященные в высшее знание.
В какой-то степени ради этих целей и был образован Пифагорейский союз.
Он представлял собой не партию и не простое сообщество, а настоящий религиозный
орден. Некоторые историки любят сравнивать его с масонскими ложами.
Исключая буддийскую Сангху, он был единственным во всем древнем мире.
У пифагорейцев были не только своя иерархия, обрядность и эсотерические
доктрины, но их связывала строгая дисциплина и послушание. Члены Союза
проходили искус, пребывая несколько лет в молчании (18).
Много внимания уделялось развитию музыкальной культуры и математических
знаний. Особое значение придавалось углубленным размышлениям — медитациям.
Предметом их были, вероятно, изречения учителя. И хотя большинство из них
до нас не дошло, но благодаря медитациям учение Пифагора жило, передавалось
изустно.
В Кротоне Союз на какое-то время завоевал политическую популярность.
Пифагорейцы даже сумели взять в руки бразды правления и распространить
власть на соседние города. По свидетельству древних, проповедники гармонии
управляли хорошо. Но политика и мудрость редко сопутствуют друг другу.
За успехами Союза последовали неудачи, и наконец его постигла полная катастрофа.
В 510 году в Сибарисе, расположенном севернее Кротона, вспыхнуло восстание
демоса. Правители-эвпатриды были изгнаны. Несколько сот из них попросили
убежища у кротонцев. Принять их означало бросить вызов более сильному соседу.
Во время народного собрания кротонцы склонялись к тому, чтобы выдать беглецов.
Но Пифагор посоветовал взять их под покровительство. Он не одобрял демократии,
в которой, возможно, видел хаотическое начало.
Между городами вспыхнула война. Хотя у кротонцев сил было втрое меньше,
они победили: жестокое сражение кончилось полным разгромом Сибариса. Но
этим невозможно было остановить волну общественных перемен: по всей Греции
и в ее колониях свергалась власть аристократии. Дошла очередь и до Кротона.
Видя это, престарелый Пифагор покинул город.
Тем временем положение Союза становилось все более шатким. Руководители
его отчаянно сопротивлялись попыткам установить в Кротоне народовластие.
Это настроило против них большинство граждан. Один богатый кротонец, по
имени Килон, организовал настоящую травлю пифагорейцев. Говорили, что когда-то
он сам просился в Пифагорейский союз, но не был принят, а теперь беспощадно
мстил отвергнувшим его людям. Он распространял о братстве самые гнусные
небылицы и скоро достиг своей цели — полного падения власти пифагорейцев.
Развязка борьбы была трагической. Во время народного волнения старейшины
Союза срочно собрались на совет в доме одного знатного гражданина. Здесь
их настигла разъяренная толпа: дом подожгли, и лишь два человека успели
выбраться из пылавшего эдания (19).
Для пифагорейцев наступили годы гонений. Их доктрина подвергалась осмеянию,
а самих их повсюду объявляли врагами Отечества.
Тем не менее рассеявшиеся группы учеников Пифагора сберегли его учение.
Пусть оно и не привело к сколько-нибудь стойкой религиозной реформации,
но, даже ограниченное узкими кружками, оно воспитало плеяду талантливых
философов и ученых. Идеи Пифагора о Едином, о гармонии, вечных основах
мироздания, о бессмертии духа оказали плодотворное воздействие на развитие
античной философии и науки. Через Эсхила, Платона и Эвклида пифагорейство
передало свою эстафету будущим поколениям.
Таким образом, не обладая столь могучим религиозным даром, как Индия
или Израиль, Греция все же сумела завоевать для мира великие духовные сокровища
в сфере познания и религиозной мысли.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава шестая
МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР
1. В своем знаменитом труде Коперник прямо ссылается
на пифагорейцев (Филолая и Экфанта) как на своих предшественников (Н.
Коперник. О вращении небесных сфер. М., 1964, с. 12).
2. Пифагор, по определению одного из историков религий,
«единственный основатель религии, которого, поскольку нам известно, знает
греческий мир» (А. Гольверд.— В кн. «Иллюстрированная история религий»
Шантепи де ла Соссея, т. II, с. 265).
3. Геродот. История, I, 95.
4. Климент Александрийский. Строматы, I,
62.
5. А. Маковельский. Досократики, т. I, Пифагор, 4, 8,
11.
6. См.. F. Сорleston. А History of Philosophy.
N. Y., 1962, v. I, р. 45. В прошлом веке Л. Шредер пытался доказать,
что Пифагор заимствовал основы своей доктрины из Индии (см.: Л. Шредер.
Пифагор и индийцы.— Журнал Министерства Народного Просвещения, 1888, №
10—11,с. 1—73.). Попытку Шредера многие авторы считали неудавшейся (см.
Э. Целлер. Очерки по истории греческой философии. М., 1913, с. 41).
Однако в настоящее время есть некоторая доля вероятности того, что индийские
идеи могли проникнуть в Восточную Грецию через Иран (см.: А. С. Воиqet.
Comparative Religion. London, 1955, р. 74—75, 129).
7. Порфирий. Vita Pythagoris, 9.
8. Овидий. Метаморфозы, XV, 61. Пер. С. Шервинского.
9. А. Маковельский. Досократики, т. I, Пифагор, 5.
10. Там же, 7.
11. Есть указание, что Пифагору принадлежит книга «Священное
слово» (А. Маковельский. Досократики, т. I, 19). Но большинство древних
авторов знает Пифагора лишь как устного учителя. См., напр.: Иосиф Флавий.
Против Ариона, I, 63.
12. Овидий Метаморфозы, XV, 62—72.
13. Овидий. Метаморфозы, 252—258.
14. Порфирий. Vita Pythagoris, 19; см.: М. Еliade.
Тhe Мyth of the Eternal Return, 1965, р. 120.
15. Аристотель. Метафизика, I, 5, 986а, 15.
16. А. Маковельский. Досократики, т. I, с. 61.
17. Страбон. География, XV, 716, А. Маковельский.
Досократики, т. I, 9; Овидий. XV, 75 cл.
18. Климент Александрийский. Строматы, V, 11.
19. Полибий. Всемирная история, II, 38,
10; Ямвлих. Vita Pythagoris, 248.
далее
к содержанию
|