АЛЕКСАНДР МЕНЬ
Дионис, Логос, Судьба
Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра
Об авторе
Из цикла "В поисках Пути, Истины
и Жизни", том 4. К оглавлению тома.
о. Александр Мень. История религии. т. 4
Глава четырнадцатая
СОФИСТЫ
Афины и греческие колонии, V в.
Судьба метафизики всегда была такова:
начинают с предугадывания,
много времени проводят в спорах
и кончают сомнением.
Вольтер
Пути философской мысли в разные эпохи имеют нечто общее:
так, в частности, на смену универсальным моделям бытия приходят, как правило,
учения, которые восстают против метафизики, ссылаясь на ограниченность
человеческого познания. За Декартом и Лейбницем пришел Кант, за Гегелем
и материалистами XIX в.— позитивизм. То же самое мы видим и в Греции. Натурфилософия
во всех ее видах перестала удовлетворять разум. Сама она раздиралась борьбой
догматических систем. Даже то немногое, что сохранилось от книг досократовских
мыслителей, несет следы ожесточенной полемики: Гераклит нападает на Пифагора
и Ксенофана, Демокрит опровергает Парменида, элеаты воюют со всеми теориями
множественности и т. д. Понятно, что должны были появиться люди, которые
предложили бы своего рода «колумбово решение» споров: если все школы противоречат
друг другу, то не являются ли их теории о Первооснове и мире тем, что сами
они называют «мнением»?
Ведь никто не видел ни атомов, ни гомеомерий, ни Сущего... Не лучше
ли признать, что единственное данное нам — это наши ощущения?
Такова была позиция греческих
софистов.
Строго говоря, софисты в большинстве своем не были ни философами, ни
учеными. Само слово «софист» означало в то время профессионального преподавателя,
который обучал искусству красноречия (1).
Нам сейчас даже трудно представить, насколько велика была роль ораторов
в античных полисах. В Афинах, например, они обладали прямо-таки магической
властью. Политические речи не были проформой, а иной раз буквально решали
судьбу государства. Участие граждан в управлении выдвинуло множество ораторов
из народа. От их остроумия и находчивости нередко зависел исход голосования.
Особенно необходимо было умение убеждать на судебных процессах. Человек,
говоривший вяло и косноязычно, оказывался почти беспомощным в перипетиях
городской жизни. Отсюда острая потребность в «профессорах» риторики.
Софисты появились впервые в колониях и Восточной Греции, а потом наводнили
Афины, где их принимали с распростертыми объятиями. Ксенофан или Пифагор
были наставниками и энтузиастами своего учения, мысль о преподавании как
ремесле была чужда им. Но софисты, люди вполне деловые, не стеснялись брать
плату за труд и часто обогащались за счет учеников. Платон впоследствии
язвительно говорил, что они «торгуют мудростью оптом и в розницу».
Хотя эти новые «мудрецы» ставили себе задачи чисто прикладные, у многих
из них выработались свои, независимые философские взгляды. Они имели разные
оттенки, но в одном софисты были единодушны: в недоверии к возможностям
человека до конца познать истину.
* * *
Наиболее выдающимся среди софистов-мыслителей был соотечественник Демокрита
Протагор Абдерский (481—411). Он одним из первых со всей ясностью
поставил вопрос не о бытии, а о субъекте, его познающем. Человек имеет
дело лишь со своими ощущениями, и, следовательно, они и есть единственный
критерий истины. Протагор не хотел этим сказать, что чувства правильно
информируют нас о реальности, но он просто выбросил вопрос о ней за борт.
Чувственное восприятие, говорили натурфилософы, порождает лишь псевдознание,
«мнение». Пусть так, соглашался Протагор, и да будет «мнение» единственным
нашим достоянием.
Протагор отбрасывает любые космологии, построенные умозрительным путем.
Атомы, Логос, Нус — все это проблематично, в действительности мы имеем
дело лишь с тем, что прямо соприкасается с нами. «Человек есть мера всех
вещей, существующих, как существующих, и несуществующих, как несуществующих»
— вот его философское кредо (2). Он бы мог стать предшественником
Канта, если бы в своем релятивизме не дошел до последней черты, усомнившись
во всем, даже в закономерностях субъективного мира. По его мнению, каждый
человек есть мера вещей и истинно то, что он ощущает. Это уже ближе к учению
Давида Юма. Протагор ссылался на то, что нет людей, одинаково воспринимающих
мир: одному ветер может показаться холодным, другому — нет. Следовательно,
реальностей столько, сколько воспринимающих людей. И текучесть, и постоянство
— это лишь наши представления. Действительна только та вселенная, которая
создана каждым для себя (3).
Это было отрицание любой метафизики и любой достоверности, кроме прихотливого
«мнения».
Протагор не дал себе труда задуматься над вопросом: как возможно было
бы общение и взаимопонимание между людьми, если каждый индивидуум есть
«мера вещей»? Он оставил в стороне особенности процесса, который порождает
ощущения, и игнорировал тот факт, что беспорядочная масса субъективных
чувств никогда бы не стала связной картиной, не будь она организована интеллектом.
Но слушатели Протагора на первых порах не замечали этих пробелов в его
учении. Им импонировал его смелый подход к философским проблемам и отказ
от всяческих схем. Протагор позволял сомневаться решительно во всем и даже
требовал этого. Вместо, казалось бы, бесплодных фантазий он предлагал изящную
диалектику, занимательную, практически полезную, полную остроумия и вольномыслия.
В Афинах этот капризный скепсис неожиданно приобрел большую популярность.
Шла многолетняя и изнурительная война. Она питала у подрастающего поколения
чувство недоверия к прописным истинам и сознание непрочности всего в мире.
Дух осмеяния и критики усилился как никогда (4). Многим
нравилось, что Протагор не колеблясь распространяет свои сомнения и на
гражданские устои. Он утверждал, что законы — это не священная общеобязательная
истина, а человеческие изобретения, полные ошибок и несовершенства. Он
первый выдвинул принцип политического «макиавеллизма»: по его словам, что
каждому государству кажется справедливым и прекрасным, то и существует
для него как таковое (5). Этим оправдывался принцип пользы
и нравственной изворотливости. Раз не существует устойчивой истины — нет
и критерия для добра и зла. Недаром Алкивиад, стяжавший печальную славу
целой цепью измен, был внимательным слушателем Протагора.
Словесные турниры философа собирали массу слушателей и участников. Дом,
где он вел беседы, был постоянно наполнен народом. Афиняне, падкие на подобного
рода словопрения, старались не пропустить ни одного диспута. Особенно привлекали
они знатную молодежь.
Платон описывает живую сцену из этого периода деятельности Протагора
(6). Когда Сократ пришел в дом, где был Протагор, привратнику
уже надоело открывать двери приходящим, протиснуться сквозь толпу было
трудно. Из комнаты раздавался густой бас Протагора, и Сократ заглянул в
нее. Он увидел сидящих и стоящих слушателей — весь цвет Афин. Софист расхаживал
взад и вперед, а за ним, задавая вопросы, ходили ученики, тщетно стараясь
не путаться под ногами у «мэтра». Протагор был исполнен чувства собственного
достоинства, говорил красноречиво и длинно; в отличие от Сократа, он предпочитал
монологи. Свиту его составляли чужеземцы, которые, по замечанию Платона,
ездили за ним из города в город, завороженные его речами, как звери игрой
Орфея.
Ходил слух, что Протагор больше нажил денег своей «мудростью», чем Фидий
— искусством. Он получал ответственные задания от афинского правительства:
так, ему было поручено составить конституцию для одной из областей. Но
в конце концов Протагор был втянут в политические интриги и изгнан из Афин.
По преданию, ему поставили в вину речи против богов. Но сомнительно, чтобы
Протагор высказывался о религии столь категорично. Это противоречило бы
его позиции агностика. Гораздо более соответствуют учению Протагора уклончивые
слова, которые ему приписывает Цицерон: «О богах я не умею сказать, существуют
ли они или нет и каковы по виду. Ведь много препятствий для знаний — неясность
дела и краткость человеческой жизни» (7).
Религиозный агностицизм был логически обоснован другим известным софистом,
Горгием (483—375), тоже посещавшим Афины. Учение элеатов о Едином
он подверг чисто рассудочному анализу.
Поскольку Божество, рассуждал он, всеобъемлюще и не может быть описано
никаким термином, оно, как Начало неопределенное, не является предметом
мысли, а проще говоря, для человека его вообще нет.
Если же оно реально существует — познать его невозможно; пусть даже
кто-нибудь сумел познать его, он все равно не смог бы выразить своего знания
в понятиях. Одним словом, самое логичное — это вынести идею Божества за
скобки или вообще вычеркнуть ее.
Ход размышлений Горгия наглядно показывает, насколько рациональный метод
малопригоден в постижении Высшего, где нужны иные пути познания и иной,
символический язык для его выражения.
* * *
Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатав
привычные каноны мышления, изощрив искусство анализа, но в итоге они пришли
к самоотрицанию философии. И это было вполне закономерно. Раз действительность
испарилась, зачем вообще нужны рассуждения о мире и последовательный взгляд
на вещи? Главное — это подбирать наиболее убедительные и красивые аргументы
в споре, чтобы суметь защитить любой тезис. Все сводится к методу изложения.
Софисты недвусмысленно называли его «гражданской наукой» и очень часто
в спорах стремились лишь запутать противника (8). Ведь
если истины нет, то важнее всего одержать верх в словопрениях.
Говорят, что сам Горгий под конец жизни совершенно забросил занятия
философией и целиком отдался ораторскому искусству.
Отрицательное влияние софистов сказывалось быстро: люди, получившие
образование у них, приучались к интеллектуальной безответственности. Сомнение
во всем сулило им свободу и большие удобства. Люди с шаткими нравственными
устоями любили прибегать к приемам софистики. Именно с этого времени слово
«софист» приобрело нарицательный смысл. Софисты стали превращаться в целый
класс лжемудрецов, которые щеголяли умением вести дискуссии, подменяли
пустословием все ценности разума и веры. Они старались привлечь к себе
внимание толпы, прибегали к разным трюкам, нападали друг на друга, одержимые
духом конкуренции и стяжательства. Понятно, почему Платон считал, что софистом
быть стыдно.
Деятельность софистов подорвала и без того уже шаткие устои веры и гражданского
порядка. Смуты военного времени и соперничество партий довершили дело.
Поэтому годы, когда впервые выступил Сократ, были отмечены в Афинах разбродом
и растерянностью умов.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава четырнадцатая
СОФИСТЫ
1. О значении и метаморфозах термина «софист» см.: А.
Гиляров. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность. М., 1882,
с. 11.
2. Цит. по
А. Маковельскому (Софисты, вып. I,
1940, с. 15).
3. Платон. Теэтет, 152b, с.
4. См.: А. Солоникио. Кризис в духовной жизни
древней Эллады конца V в. до Р. X. — «Филологические записки», 1900.
5. Платон. Теэтет, 167 с.
6. Платон. Протагор, 314.
7. Цицерон.
О природе богов, I, 37, 118.
8. См.: Платон. Федр, 267 а.
далее
к содержанию
|