АВРААМ. ПАТРИАРХИ
(Бытие 11-50)
XIX-XVII вв. до Р.Х.
Библию можно считать первой книгой, где путь
человечества рассматривается со всемирно-исторической
точки зрения. Если нильские сказания говорят о происхождении
египтян, мифы Двуречья – о происхождении шумерийцев и вавилонян, то в Ветхом
Завете рассказу о судьбе народа Божия предпослано повествование о начале мира
и всего человеческого рода.
Основное содержание этого Пролога заключено,
как мы видели, в двух ведущих темах: премудрость благого Творца и падение
человека. С Быт 11 начинается подготовка к рассказу о людях, которые отзовутся
на призыв Божий и которым предназначено положить основание ветхозаветной Церкви.
Здесь намечен переход от символического "иконного" раскрытия духовной
сути истории к конкретным фактам. Место действия – святая земля. На протяжении
2000 лет – от Авраама до евангельских времен – она будет свидетельницей
событий истории спасения. Читать и изучать Слово Божие трудно без знания географии
и истории библейской страны.
1. Название и положение св. земли.
Палестина расположена в центре Ближнего Востока, на стыке трех материков,
между Сирией и Синайской пустыней. Древнее ее название – Ханаан (евр. Кенаан)
встречается в египетских и вавилонских документах с середины II тысячелетия
до Р.Х. Вероятно, название это связано со словом "киннахи" (пурпур).
На сиро-палестинском берегу издавна производили натуральную
пурпурную краску. Греческое слово "фойникс" (пурпур) дало название
Финикии. После того как в ХII веке западный Ханаан был покорен филистимлянами,
греки стали называть страну Палестиной. Библия, как правило, именует ее просто
Эрец Исраэль, Земля Израилева.
2. Деление на области. Территория
страны – около 26 тыс. кв. км. С севера на юг ее делит неширокая и несудоходная
река Иордан. Стекая с Ливанских гор, она пролагает себе путь по извилистой
лощине и в верхнем течении образует обширный плес Киннерет, или Генисаретское
озеро (20 на 9 км), затем река опускается к югу и впадает в Мертвое море.
Это море лежит в наиболее глубокой на земном шаре впадине. Из-за высокого содежания солей в Мертвом море невозможна никакая
жизнь.
К востоку от Иордана находится плоскогорье
Галаад – сильно пересеченная местность, славившаяся своими пастбищами.
Область на северо-западе от реки называется Галилеей (евр. Галил хагоим –
округ языников). Это плодородная, некогда цветущая земля, где равнины сменяются
холмами и небольшими горами. Галилея примыкает к горе Кармил – границе с
Финикией.
Южная часть Палестины, гористая Иудея, напротив,
отличается суровым засушливым климатом. Ближе к Мертвому морю она переходит
в бесплодную пустыню.
3. Климат. Для земли Израилевой характерны
климатические контрасты. В одних районах климат субтропический, в других
– более холодный: на горе Ермон круглый год не тает снег. Зимой в Иудее иногда
выпадает снег, но в целом – это сезон проливных дождей. Лето повсюду жаркое
и сухое; травяной покров полностью выгорает.
По словам знаменитого специалиста по библейской
археологии Уильяма Олбрайта (см. § 10,2), "сравнительно сухой климат
палестинских высокогорий делает ее одним из самых здоровых районов Ближнего
и Среднего Востока, но также одним из самых беднейших из занимаемых оседлым
населением. При таких условиях израильтяне стали исключительно суровым народом,
природному здоровью которого способствовало строгое следование пищевым и гигиеническим
предписаниям, а также высокие требования социальной и половой чистоты. Более
того, бедность этих холмов вынуждала постоянно бороться за право вести свое
спартанское существование. Древний Израиль был, таким образом, великолепным
образцом Тойнбианского закона "стимула суровых стран". В течение
всего периода его формирования при Судьях он был также поразительным примером
другого его принципа – "стимула ударов" ("География Палестины").
4. Флора. Палестина, в соответствии
с ее климатом, представлена растениями как южных, так и средних широт. По
берегам Иордана растут разнообразные кустарники: платаны, тростник, папирус;
в Галилее – дубы, тамариски, теребинты, орешник. Весной ее холмы и долины
покрываются цветами (среди них яркие анемоны – евангельские "лилии").
Из культурных растений распространены смоковницы, оливковые деревья, пальмы,
яблони, гранаты (цитрусовые были завезены позднее). Население издавна разводило
виноград, сеяло пшеницу, ячмень, просо, выращивало овощи.
5. Фауна св. земли в библейские
времена мало отличалась от фауны соседних стран. Там встречались львы
и медведи; до сих пор сохранились волки, гиены, шакалы, большеухие лисицы-фенеки,
газели и маленькие копытные даманы (евр. шафаны, в Пс 103, в синод. пер.
– зайцы). Из птиц встречались орлы, грифы, куропатки, аисты, пеликаны и совы.
Главными домашними животными были овцы, козы и ослы. Лошади и верблюды появились
лишь в эпоху царей. В Галилее разводили также крупный рогатый скот.
6. Население Палестины имеет многотысячелетнюю
историю. В галилейских пещерах найдены скелеты времен палеолита. Иерихон,
как показали раскопки, – не только самый древний (известный до сих пор)
город в стране, но и на земле: ему более 9 тысяч лет.
Географическое положение Палестины на перекрестке
военных путей и отсутствие естественных преград делало ее открытой для иноземных
вторжений. Население ее всегда было пестрым. Около 2300 года горные ее районы
заселили семитические скотоводы аморреи. Они не образовали единого государства,
но ряд городов в ту эпоху (средней Бронзы) уже существовал. В архивах Эблы
(см. § 12,5) упоминаются Содом, Гоморра, Сихем, Мегиддон, Газа и – предположительно
– Иерусалим.
Около 2000 года в страну с севера проникли
ближайшие родственники финикиян – хананеи.
Они, так же как аморреи, не создали государства и находились под контролем
царей Египта и Двуречья. В эпоху Авраама фараон Амененхет III дошел до Сихема
и покорил часть Палестины. Разрозненные племена не в состоянии были оказать
ему сопротивление. В ту же эпоху в Ханаане появились индоевропейцы: хетты (хеттеи), хурриты
(хорреи), а также другие, менее значительные племена.
Памятники ханаанской культуры показывают, что
она находилась под сильным влиянием Египта и Месопотамии.
7. Религия древнего Ханаана. В Палестине
найдено немало изображений египетских и вавилонских богов. До ХХ века представления
о собственной религии хананеев были неполны. Но в 1929 году, после раскопок
в Угарите (совр. Рас-Шамра), появилась возможность
восстановить картину ханаано-финикийских верований.
Главными божествами хананеев были боги плодородия.
Их называли Ваалами (господами) и Молохами (царями). Владыкой пантеона, отцом
основных семи богов был Эл (`Илу). Эл – "владыка вечности" –
именовался иногда Быком (символ плодородия). В его образе сохранились черты
древнего общесемитского культа. В мифах он уже отходит на второй план в сравнении
с новым поколением богов.
От Эла и его жены Ашеры родился бог грозы
Ваал-Хадад. Этот бог играл важнейшую роль в ханаанском
культе. Его называли "шествующим на облаках" и "князем"
(Баал-Зебул, откуда позднее возникло имя дьявола
– Веелзевул), а также Алийану, "могучим" (ср. библ. Элион).
Вместе со своей женой, богиней войны Анат,
Ваал одолел бога смерти Муту и бога моря Ямма. Эта борьба отражала смену
времен года, когда поочередно торжествовали бог процветания и бог засухи.
В стране, где урожаи давались с трудом, человек
чувствовал себя в полной зависимости от богов плодородия. Поэтому
хананеи практиковали человеческие жертвоприношения.
Для того, чтобы умилостивить богов, часто убивали детей. Хананеи возводили
храмы и делали изваяния богов. Места культа устраивались в священных рощах,
на холмах (евр. бам`от – высоты) и перед обелисками (евр. массеб`от). Разнузданные
праздники в честь весеннего пробуждения природы были постоянным источником
соблазна для израильтян, когда они осели в Ханаане.
8. Происхождение еврейских патриархов
(Быт 11,14-31). Если в Псалтири
обнаруживается влияние ханаанской литературы, а в Учительных книгах – литературы
египетской, то в древнейших частях Библии явно прослеживается связь с Двуречьем.
Эта связь отсутствует в эпоху Моисея и в эпоху первых царей. Недоумение объясняет
Кн. Бытия, указывая на Месопотамию как родину библейских патриархов, именно
от них идут древнейшие предания Ветхого Завета.
а) Фарра (евр. Терах), отец Авраама, сам
Авраам, его братья Нахор и Аран, внук Нахора Лаван жили в области Паддан-Арам
(или Арам Месопотамский). Эта область расположена в Северном Двуречье. В
центре ее, городе Харране процветал культ Луны (Сина), что связывало его с
другим средоточием этого культа – Уром. Библия свидетельствует, что предки
еврейского народа были язычниками. "За рекою (Евфратом) жили отцы ваши
издревле, – говорит Иисус Навин израильтянам, – Фарра, отец Авраама и
отец Нахора, и служили иным богам"
(Ис Нав 24,2).
б) Хотя родословие предков Авраама основано
на устном предании, в целом оно может рассматриваться как исторически достоверное.
Старая школа критиков считала его вымыслом, однако тексты, открытые в М`ари
(Двуречье), перечисляют города или местности, сохранившие память о еврейских
предках: Нахур, Фаррахи, Фалеки, Сарухи (ср. Нахор, Фарра, Фалех, Серух).
Около 2300 года до Р.Х. в Эбле правил царь Эбриум, чье имя созвучно имени
Евер (евр. Эбер) и которого называли родоначальником евреев (Быт 10,21).
Впрочем, возможно, слово "евреи"
(ибрим – пришельцы с того берега) связано с термином "хабири",
часто встречающимся в египетских и месопотамских памятниках. Так называли
разноплеменные полукочевые кланы, обитавшие в окрестностях городов. Их появление
было вызвано массовой миграцией племен на рубеже III и II тысячелетий. Некоторые
из них, придя из Сирийских степей, заселили Двуречье и основали там царства
Вавилонии и Мари, иные проникли в Сирию и Ханаан. Странствия патриархов,
по-видимому, были частью этих миграций. Согласно
Быт 11,31, Фарра вышел из Ура Халдейского, чтобы идти в Палестину, но поселился
в Араме (в г. Харране). В Септуагинте вместо
Ура Халдейского стоит просто "земля Халдейская". Действительно,
Ур расположен далеко к югу, к тому же в Быт 24,4 Авраам называет своей родиной
Арам Месопотамский. Но нет причин отрицать, то племя могло некоторое время
жить в Уре, этом городе почитателей Луны. Вероятно, идти туда его побудило
передвижение воинственных аморреев. Впрочем, некоторые историки считают, что
библейский город, названный Уром, не тождествен с шумерским Уром (на юге),
а находился на севере вблизи Эблы.
Примечание. Следует отметить, что израильтяне
сами себя "евреями", как правило, не называли. Это слово употреблялось
в основном тогда, когда о них говорили иноплеменники или когда они общались
с иноплеменниками (Быт 39,14,17; 40,15; 41,12; Исх 1,19; 2,6,7; 3,18; 1 Цар
4,6).
Либо по месту своего временного жительства
(в Араме), либо по родственной связи с арамеями, предки израильтян назывались
"странствующими арамеянами" (Втор 26,5). Арамеи, сородичи (или ветвь)
аморреев, появились в истории на рубеже III и II тысячелетий. Позднее столицей
их царства стал Дамаск. Если патриархи произошли от них, значит, они говорили
на арамейском языке и только в Палестине усвоили язык ханаанский, диалектом
которого являлся древнееврейский (ср. Ис 19,18).
в) Трудно установить теперь, кто из предков
Авраама был историческим лицом, а кто эпонимом (олицетворением клана), но
Авраам, Исаак и Иаков представлены в Библии как совершенно конкретные лица.
Еще недавно в них пытались увидеть фигуры мифические, чуть ли не древних богов
(см. Н. Никольский. Избранные произведения по истории религии. М., 1974, с.48).
Однако большинство современных историков отвергло эту гипотезу. Имена трех
патриархов нигде не приведены как названия родов или богов, зато довольно
часты в качестве личных имен семитов той эпохи (Абраму, Иаков-эль
и т.д.). Подробности сказания о патриархах отражают обычаи и условия жизни,
которые царили на Востоке задолго до Моисея.
"Авраам, Исаак и Иаков, – пишет У.
Олбрайт, – не кажутся теперь изолированными фигурами, а тем более какими-то
выдумками позднейшей израильской истории. Они предстают теперь перед нами
как истинные дети своего века и подлинные герои своей эпохи, носившие ее имена,
ходившие ее дорогами, посещавшие ее города (главным образом, Харран и Нахор)
и исполнявшие те же обычаи, что и их современники" ("Археология
Палестины").
Религия патриархов во многом другая, нежели
религия Моисея и пророков. Она несет на себе черты архаичности, указывающие
на глубокую домоисееву древность.
Вопросы для повторения
1. Чем отличается история патриархов от Пролога Бытия?
2. Какие названия носила св. земля?
3. Каковы ее размеры и особенности ее географического положения?
4. На какие части она разделяется?
5. Опишите климат, растительность и животный мир св. земли.
6. Какие народы населяли древний Ханаан?
7. Кто были главные боги хананеев?
8. Чем подтверждается достоверность сказаний о предках израильтян?
9. Чем подтверждается достоверность сказаний об Аврааме и патриархах?
1. Природа северного Ханаана в эпоху Авраама
В эпоху, близкую ко времени Авраама, египетский
царедворец Синухе бежал от царского гнева в Ханаан. Он обосновался у вождя
одного из сирийских племен.
"Там росли фиги и виноград, – пишет
Синухе, – и вина было больше, чем воды, и мед в изобилии, и много оливкового
масла; на деревьях всевозможные плоды... Доставляли мне хлеба и питье минт
ежедневно, и вареное мясо, и птицу жареную, и это – не считая дичи пустыни,
которую ловили для меня и клали передо мною, и не считая того, что приносили
мои собаки" (Рассказ Синухе. Пер. М. А. Коростовцева).
Однако следует подчеркнуть, что такие цветущие
области были главным образом в северном Ханаане.
2. Земледельческий календарь Палестины
Этот календарь был найден в 1908 году в 25
км от Иерусалима, датируется он эпохой Давида-Соломона (в переводе европейские
месяцы указаны в скобках):
Два месяца (сентябрь-октябрь) – собирание
плодов
Два месяца (ноябрь-декабрь) – сеяние
Два месяца (январь-февраль) – позднее сеяние
Месяц (март) – срезание льна
Месяц (апрель) – жатва ячменя
Месяц (май) – жатва всего прочего
Два месяца (июнь-июль) – обрезание виноградника
Месяц (август) – летние плоды (просо и
сезам)
(Пер. И. Н.
Винникова)
3. Хронологические вехи истории патриархов
4. Родословная патриархов
В Быт 18,11-12 сказано,
что Авраам и Сарра были "в летах преклонных". Но еще раньше (Быт
12,4), когда Авраам вышел из Харрана, ему было уже 75 лет. Современные экзегеты
обычно считают, что реальный возраст патриархов неизвестен, а указания Ветхого
Завета условны, цифры эти символичны.
§ 21. АВРААМ - "ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ"
(БЫТ 12-25)
1. Значение Авраама в священной истории.
Православная Церковь чтит в лице Авраама не только отдаленного предка
Иисуса Христа (Мф 1,1), но и духовного "отца верующих". В Новом
Завете имя Авраама встречается 72 раза. Сам Господь называет истинного Бога
библейской веры "Богом Авраама, Исаака и Иакова" (Мф 22,32). По
слову ап. Павла, Авраам, безгранично доверившийся Богу, "есть отец всем
нам". Ибо он "сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался
отцом многих народов" (Рим 4,16-18). Это значение патриарха было осознано еще в ветхозаветную
эпоху. В 2 Пар 20,7 автор называет Авраама другом Божиим, а Сирах пишет,
что он "в испытании оказался верным, поэтому Господь с клятвою обещал
ему, что в семени его благословятся все народы" (44,21-22). Таким образом, в личности и вере патриарха Слово Божие
усматривает такие черты, которые делают его подлинным родоначальником ветхозаветной
Церкви и через это связывают со вселенской Церковью Завета Нового. Начиная
с Быт 12, Авраам и его наследники становятся центром повествования. В них
сосредоточиваются замыслы Божии о духовном будущем мира.
2. Призвание Авраама (Быт 12,1-9;
15,1-6). Это произошло в ХIХ веке до Р.Х.,
задолго до Троянской войны и основания Рима. Маленький полукочевой клан (всего
ок. 300 человек, не считая женщин и детей, – 14,14) покинул равнину Паддан-Арама
и направился на запад в землю Ханаанскую. Вел его вождь, или шейх (арабск.
старейшина), Авраам. Многие племена переходили тогда из страны в страну.
Но переселение Авраама не было обычной сменой места. Он покинул своих родных
и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь призыву Божию.
Как совершился религиозный переворот в душе
патриарха, остается для нас тайной. Рационалисты пытались объяснить веру
Авраама в единого Бога природной склонностью семитов к монотеизму. Но факты
истории опровергают эту гипотезу. У всех семитических народов: вавилонян,
финикийцев, хананеев, ассирийцев: доисламских арабов, – мы находим ярко
выраженное многобожие.
Библия говорит о призвании Авраама как об
особом действии Божественного Промысла. Истоки библейской веры не в человеке,
а в воле Божией.
"И сказал Господь Аврааму: пойди из земли
твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я
укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу
имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя
и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные"
(12,1-3).
Иными словами, история ветхозаветной Церкви
начинается с призыва к исходу,
призыва, который повторится во дни Моисея и в конце вавилонского плена.
Авраам внемлет небесному голосу и смело отправляется в путь, в чужую ему страну,
не колеблясь и ни о чем не спрашивая. Лишь в Ханаане, где Бог уже не только
"говорит", а является Аврааму в видении, патриарх спрашивает: как
может совершиться обещанное, раз он бездетен. Но Бог еще раз подтверждает
обетование. "Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность"
(Быт 15,6).
3. Личность Авраама. Народных героев
в легендах обычно изображают в идеализированном виде. Библия, напротив, рисует
Авраама реалистично, со всеми его слабостями. Он не сверхчеловек. На первый
взгляд, он – обычный сын своего времени. Ему не чужды сомнения и уныние
(15,2), порой он проявляет малодушие (12,10-20, 20,1-8),
не может воспротивиться злым настояниям жены (16,1-6).
Однако тем рельефней выступают на фоне этих слабостей человеческие достоинства
Авраама. Он дружелюбен и стремится избегать ссор (13,8-10),
но, если нужно, готов с оружием в руках защитить сродника (14). Гостеприимство
для него – священный закон (18,1-8, ср. Мф 25,35) Он не желает породняться с распутными и нечестивыми
хананеями и посылает за невестой для сына в родной Арам (24). Как пророк (20,7)
он отвергает их мерзости. Недаром великий борец против ханаанских Ваалов Илия
будет взывать к "Богу Авраама, Исаака и Иакова" (3 Цар 18,36). Тем
не менее Авраам не испытывает никакой вражды к жителям Ханаана и охотно заключает
с ними союзы (21,22-34). Более того, он даже молит Бога, вступаясь за грешных содомлян
(18,22-33) и за Авимелеха Гегарского (20,7,17).
4. Вера Авраама. Сказание об отце
верующих построено на трех очень сходных преданиях (Я, Э, С). Оно
содержит четыре основные темы: 1) Бог Авраама; 2) Вера Авраама; 3) Обетование;
4) Завет.
БОГ АВРААМА (впоследствии именуемый "Богом
Авраама, Исаака и Иакова"). В собственных именах времени патриархов очень
часто встречается сочетание имени Бога с приставками: аб – отец, ах –
брат, ам – народ. Этот факт указывает на своеобразную традицию: считать
своим личным покровителем не божество той или иной страны, а бога, который
находится в тесной, как бы "родственной" связи с данной семьей или
племенем (напр., Авимелех значит "божественный царь – мой отец",
Илабиха – "бог твоего отца"). Подобные личные, семейные религии
впоследствии исчезают.
Авраам поступил так же, как его современники,
– признал своим Отцом и Покровителем Бога, Которого называл: Эль Элион –
Бог Всемогущий, или Эль Шаддай – Бог Вышний, или Эль Олам – Бог Вселенной
(Вечности), или Эль Рон – Бог Всевидящий – или, наконец, просто "своим
Богом" ("Богом Авраама", ср. Быт 14,18; 16,13; 17,1; 21,33;
28,13). Но Бог этот отличался от языческих божеств: Он требовал разрыва с
другими культами, у Него не было изображений, Он почитался владыкой неба и
земли (14,19).
Пытаясь проникнуть в тайну обращения Авраама
к вере в этого Бога, позднейшие предания изображали долгий процесс его духовных
поисков. По словам И. Флавия, патриарх пришел к вере в Творца путем "созерцания
изменяемости земли и моря, солнца и луны, и всех небесных явлений. Ибо (так
рассуждал он), если бы всем этим телам была присуща (собственная) сила, то
они сами заботились бы о сохранении порядка между собой; но так как этого-то
у них как раз и нет, то очевидно, что они полезны нам не в силу собственного
присущего им могущества, но вследствии власти Повелевающего ими, Которому
Одному подобает воздавать честь и благодарность" (Археология, 1,7,1).
Подобное же предание есть и в исламе, который ведет свою родословную от Авраама
(см. приложение).
Все заставляет думать, что библейские сказания
о начале мира и человека с их месопотамским колоритом восходят к Аврааму,
уроженцу Двуречья.
Примечание. Бытописатель, говоря о Боге
Авраама, употребляет св. Имя Ягве. Это сознательный анахронизм, призванный
показать, что "Бог Авраама, Исаака и Иакова" есть тот же Бог, что
и Бог Моисея (ср. Исх 3,6).
ВЕРА АВРААМА. "В праведность"
Аврааму вменяется не то, что он уверовал в Бога, в Его существование, а то,
что поверил Богу, доверился Ему. Библия не имеет в виду теоретическую веру
в бытие Божие. Такую веру могут обрести и язычники (ср. Рим 1,19). Но язычники
нередко представляли Божество равнодушным к человеку и даже злонамеренным.
Величие же Авраама заключалось в том, что он проникся доверием к Творцу. Безоговорочно
следуя по указанному Им пути, Авраам доказал свою веру в благость Божию. Еврейское
слово "эмуна" (вера) происходит от корня "аман", что значит
твердо, верно, надежно (откуда слово "аминь"). Авраам не сомневался,
что Бог будет верен Своему обетованию, что слово Его непреложно. И он сам
пребыл верным Богу.
ОБЕТОВАНИЕ. Обещание, данное Аврааму, заключается
в трех тайнах:
а) Тайна обетованной земли и народа Божия.
Речь идет о ветхозаветной Церкви в св. земле. Внешне этому противоречило
то, что Авраам был чужаком и странником
в этой земле и не имел детей.
б) Тайна Христа. Благословение придет через
"семя" Авраама (ср. Деян 3,25). В явлении Мессии осуществилось обещанное,
поэтому Пресвятая Дева в Своем славословии вспоминает об Аврааме (Лк 1,55), а Спаситель
говорит иудеям: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел,
и возрадовался" (Ин 8,56).
в) Тайна Вселенской Церкви. Благословение
Авраамово распространится на "все народы земли".
Знаком обетования была "клятва"
Божия. "Люди клянутся высшим, – поясняет апостол, и клятва во удостоверение
оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать
наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву"
(Евр 6,16-17).
ЗАВЕТ. В подтверждение открывшемуся Бог
"полагает", то есть Сам устанавливает,
Завет, или Союз, с Авраамом. Человек, в котором заключено будущее Церкви,
получает от Бога знамение того, что Слово Божие неотменяемо.
В древности, когда люди заключали между собой
договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками
(Иер 34,18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот "дым
как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными" (15,17).
Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником.
В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога
("напал на него ужас и мрак великий"). В вещем сне он слышит пророческие
слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким.
Но обещанное исполнится вопреки всему.
Что же требовалось от самого Авраама по этому
Завету? Первая его заповедь: "Я Бог Всемогущий
(Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен" (17,1). В Быт 18,19
Господь говорит: "Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал
сынам своим и дому своему после себя ходить
путем Господним, творя правду и суд" (т.е. правду и справедливость).
Знаком Завета стало имя патриарха – Авраам.
Прежде он именовался Аврам, что значит "Высший (Бог) – Отец";
новое имя переводится как "Отец множества". Само переименование,
как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §
17,б). Другим знаком было обр`езание.
Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян,
хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама
обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи
соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным
вероисповедным знаком иудеев.
В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний
религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных
церквах он, однако, сохранен).
5. Испытания Авраама. Долгая
жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает
Бог. Вера его проходит через очищающее горнило.
I. Ничто не доказывало, что у Авраама или
его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной
земле. До самой смерти патриарха на
это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует
по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться.
Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:
а) Перейдя границу св. земли, вероятно у
реки Яввока, Авраам раскидывает свои шатры в центре Ханаана, близ города Сихема, где Господь
является ему и где он сооружает первый жертвенник (12,6-7).
б) Далее патриарх двигается на юг и останавливается
у города, носящего название своего святилища Вефиль (евр. Бетэль) – Дом
Божий. Там он вновь возвигает жертвенник (12,8-9).
в) Голод, вызванный, по-видимому, вторжением
войск фараона, вынуждает Авраама искать убежища в Египте, как делали другие
кочевники (см. приложение 2). Боясь, что его убьют из-за красавицы-жены,
он выдает ее за сестру, и "взята она была в дом фараона". Но Бог
"поражает тяжкими ударами фараона и дом его", и Сару немедленно
отпускают. Здесь мы видим не только малодушную робость Авраама, но и покров
Промысла, Который охраняет его (13,10-20).
г) После возвращения в окрестности Вефиля
от Авраамова клана отделяется группа во главе с его племянником Лотом, поскольку
между их пастухами начались распри из-за пастбищ. Лот выбрал цветущую долину
Сиддим у города Содома, хотя его жители "были злы и весьма грешны перед
Господом". Зная это, Авраам не прельстился злачными пастбищами, а выбрал
суровые окрестности Хеврона, где он смог раскинуть шатры в теребинтовой роще
(синод. пер. "в дубраве") Мамре. Там Господь снова является ему,
и Авраам приносит Ему жертву (13).
д) Когда Авраам узнает, что Лот захвачен
проходившими по долине Содомской войсками эламитов, он собирает своих людей,
ночью нападает на неприятеля и освобождает пленников. Его подвиг вызывает
радость в городе Салиме. Царь его Мелхиседек выходит навстречу Аврааму и
выносит хлеб и вино (знак дружеского союза, скрепленного жертвой). Он благословляет
патриарха от имени Бога Всевышнего (Эля Шаддая) и предлагает воспользоваться
отнятой у врагов добычей. Но Авраам отказывается (гл. 14).
Примечание. Гл. 14 Бытия взята из независимого
источника (не связанного с Я, Э и С преданиями). "Аврам еврей" появляется
там как бы впервые. Сподвижники патриарха там названы "ханиким".
Этот термин употреблен в ВЗ единственный раз. Он встречается только в египетских
и ханаанских текстах перв. полов. II тысячелетия до Р.Х. Историки считают
гл. 14 отрывком из очень древней летописи.
а) Ни один из упомянутых в гл. 14 царей
не известен по внебиблейским источникам (прежде Амрафела ошибочно отождествляли
с Хаммурапи). Однако имена их, очевидно, подлинны. Так, Кедорлаомер есть слегка
измененное эламское имя Кудир-Лагомар, имя Ариаох встречается в текстах Мари
(Арибук), а Фидал, вероятно, тождествен хеттскому имени Тудхалиас. О владычестве
Эламского царства на Ближнем Востоке на рубеже ХХ и ХIХ веков до Р.Х. свидетельствует
ряд надписей и памятников. Пять царей долины Сиддим принадлежали к союзу городов,
вскоре погибших в результате катастрофы (см. ниже о Содоме и Гоморре).
б) Имя Мелхиседек
(евр. Малки-сэдек – мой царь – праведный) близко
по значению имени другого ханаанского царя Адониседека (Ис Нав 10,1). Мелхиседек
был царем-священником г. Салима. Полагают, что этот город тождествен Иерусалиму
(в клинописном документе ХIV века он назван Уру-салимом, что значит город мира; то же значение имеет и евр.
Иерушалаим). То, что Мелхиседек чтит того же Бога, что и Авраам, и что он
благословляет патриарха, заставляло толкователей смотреть на ханаанского царя
как на личность исключительную. Еще в ВЗ (Пс 109,4) власть, или "чин",
Мелхиседека рассматривались как сочетание власти царя и первосвященника. Ее
относили к грядущему Мессии.
В Кумранских текстах Мелхиседек представлен как небесное существо, орудие
Суда Божия (Тексты Кумрана. М.,1971, т. 1, с. 287 сл.). У Филона (Законы аллегории,
III,26) Мелхиседек олицетворяет Логос, а в Евр 5-7 власть его есть прообраз
двойной власти Мессии – Царя и Первосвященника.
Очевидно, эпизод с Мелхиседеком введен в
историю Авраама с целью связать патриарха с будущей столицей Израиля Иерусалимом.
е) После освобождения Лота Авраам снова приходит
в теребинтовую рощу Мамре (18,1), где ему являются три таинственных странника
(см. ниже). Оттуда он спускается на юг в Негев, останавливается в Гегаре (близ
Газы). Там, согласно северной (Э) традиции, с ним происходит почти то же,
что, по иудейскому (Я) преданию, было в Египте (20, ср. 12,10 сл.). Он заключает
союз с царем Авимелехом близ Вирсавии (евр. Беершебы).
ж) Только у Хеврона Авраам наконец получает
во владение собственный клочок земли (23). Эта область находилась под контролем
хеттских вождей. Желая похоронить жену, Авраам просит хеттов продать ему
пещеру в Махпеле для родовой усыпальницы (такого рода усыпальницы найдены
археологами в Палестине времен Авраама). Но хеттский вождь якобы из великодушия
продает Аврааму весь участок земли, прилегающей к пещере (Быт 23). Недавно
открытые хеттские законы объясняют этот поступок. Человек, приобретший все
поле, а не его часть, был обязан нести повинность князю (Хеттские законы,
44 б, ХДВ. 80, с.277). Следовательно,
владельцы имели намерение закабалить Авраама. Так или иначе, пещера в Махпеле
есть первый проблеск того, что обетование о св. земле начинает сбываться.
Но при этом Авраам попадает в зависимость от хеттов, и сам участок достаточно
мал. Однако патриарх твердо верит в обещанное Богом. Он заповедует похоронить
себя рядом с женой в том месте, откуда берут начало права его потомков на
Ханаан.
Примечание. Языческие боги считались обитателями
определенной страны. Бог Авраама не привязан к той или иной земле. Он обещает
Ханаан детям Авраама, подтверждая это Заветом. Но для конкретных поколений
это обетование условное. Подобно тому как Адам мог жить
в Едеме, только сохраняя послушание, так и "семя Авраамово" будет
владеть землей обетованной лишь при условии верности Завету (ср. Втор 28,63;
Ам 5,27; Ос 11,5).
II. Таким же образом испытывается и вера
Авраама обетованию о его потомстве:
а) Проходят годы, а жена патриарха остается
бесплодной. Авраам недоумевает. Как совершится предсказанное, когда он вынужден
будет оставить все свое имущество и наследство Елиезеру, слуге, которого он
взял в Дамаске (15,2)?
Согласно хурритским законам и кодексу Хаммурапи
(отражавшим восточное право начала II тысячелетия), усыновленный работник
имел право наследства в доме (Хаммур., § 191).
б) Следуя законам своего времени (хурритское
право, кодекс Хаммурапи, § 145), Авраам берет себе наложницу-египтянку Агарь.
Согласно закону Хаммурапи (§ 146), даже если эта наложница-рабыня родила ребенка,
она не должна "равнять себя со своей госпожой". Однако Агарь, зачав
дитя, "стала презирать госпожу свою" (16,4). По одному преданию
(Я), не выдержав притеснений госпожи, беременная Агарь убежала от нее в пустыню
(видимо, пытаясь добраться до родины, Египта). По другому (С)
– Агарь была изгнана уже после рождения Исаака. В первом случае Авраам
лишался единственной надежды, что рожденный от Агари сын будет его долгожданным
наследником.
Сын Агари Измаил получает Божие благословение
(его имя встречается в текстах Мари ХVIII в.). Его
потомки измаильтяне рассматривались как сородичи израильтян. Их судьба косвенно
связана с обетованием, данным Аврааму. Сыны Измаила
оставались кочевыми бедуинами Синайской пустыни. Последователи ислама считают
их своими предками, хотя само понятие "араб" было тогда более широким
и включало всех обитателей пустыни (евр. арава).
в) Когда Авраам состарился и надежда на наследника,
казалось бы, уже несбыточна, Бог снова подтверждает ее в особом явлении у
Мамре. Там патриарх принимает трех странников. Один из них оказывается Ангелом
Ягве, то есть явлением Самого Бога. Он пришел испытать как веру Авраама, так
и жителей Содома и Гоморры, грех последних исполнил меру долготерпения Божия.
Сарра засмеялась, услышав предсказание.
Оно казалось ей невероятным. Но Авраам непоколебимо уповает на Слово Божие.
Рождение сына у престарелых или бездетных родителей описывается в Библии несколько
раз (Иаков, Исав, Самсон, Самуил, Иоанн Креститель). Этим Писание показывает,
что и жизнь даруется человеку по воле Божией.
Сказание в образной форме излагает и библейскую
философию истории, согласно которой судьбы народов связаны с их нравственным
состоянием. Умоляя Бога о содомлянах, Авраам уверен в Его справедливости.
Патриарх не желает гибели грешников и смиряется, лишь убедившись, что тяжкие
грехи обрекают города у Мертвого моря на гибель (17).
Примечание. Данные геологии и археологии
подтверждают, что в районе Сиддим действительно произошла катастрофа, погубившая
прибрежные города. Часть суши опустилась и была затоплена водами Мертвого
моря. После ХIХ века названия городов долины исчезают из документов. Конкретный
характер катаклизма остается неясным.
Бегство Лота (еще один малый "исход")
знаменует повеление Божие отделиться от зараженных грехом хананеев. Лот вошел
в их среду, соблазненный удобствами благодатного края, но теперь вынужден
бежать, не оглядываясь и бросив все. Это был урок народу Божию, которого так
часто манили блага ханаанской цивилизации.
Бл. Августин видит здесь урок и для Церкви
новозаветной. "Какой имеет смысл, – пишет он, – запрещение со стороны
ангелов освобожденным озираться назад, как не тот, что если мы желаем избежать
последнего суда, то не следует возвращаться душою к ветхой жизни, которой
возрожденный совлекается благодатью?" (О Граде Божием, ХVI,30).
Сказание Быт 19,30-38
говорит о происхождении аммонитян и моавитян – народов, обитавших впоследствии
на востоке от Иордана и Мертвого моря. Поступок дочерей Лота объясняется тем,
что они полагали, будто в огне погибли все люди (ст. 31) и им предстоит возродить
человеческий род. Однако акт кровосмешения (запрещенного у израильтян – см. Лев 18,7 – и допускаемого у язычников) показывает,
что потомки Лота не сохранили этических принципов Авраамовой веры. Тем самым
они поставлены вне избранных поколений.
г) Последнее и самое тяжкое испытание Авраама
описано в Быт 22. Бог, Который обещал патриарху многочисленное потомство,
внезапно призывает отдать Ему в жертву Исаака, долгожданное дитя. Следовательно,
надежды снова рушатся. Но Авраам остается верным и здесь. И лишь в самый
последний миг Ангел Ягве, то есть Сам Господь останавливает руку Авраама.
"Верою Авраам, будучи искушаем, – говорит апостол, – принес в жертву
Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: "В
Исааке наречется тебе семя", ибо он думал, что Бог силен и из мертвых
воскресить, почему и получил его (обратно) в предзнаменование" (Евр 11,17-19).
Рассказ свидетельствует о непреклонной вере
патриарха, готовой на любую жертву. Он также указывает, что каждый первенец
принадлежит Богу (ср. Исх 34,19-20), но, в отличие от хананеев, сыны Авраамовы
должны приносить в жертву не детей, а животных. Сама жертва и посвящение первенца
призваны были напоминать о том, что все принадлежит Творцу. Отдавая Ему то, что поддерживает их жизнь,
древние израильтяне исповедовали свою веру в верховную власть Бога над жизнью
и смертью.
В лице Иисуса Христа Сам Бог принесет Себя
в жертву и этим уподобится жертве ветхозаветной (агнцу). Отсюда наименование
"Агнец Божий", которое Библия прилагает к Спасителю (Ин 1,29; Откр
5,12).
Примечание. В рассказе о женитьбе Исаака
(24) не просто изображается быт еврейских патриархов, а подчеркнуто твердое
намерение Авраама не вступать в родство с хананеями. Это намерение превратилось
позднее в строгий запрет, который был продиктован угрозой нравственного и
религиозного разложения, идущей от ханаанского язычества. Образ Исаака в Бытии
менее рельефен, чем образы Авраама и Иакова. Только подтверждается, что благословение
Авраамово почиет и на Исааке (26,2-5), и рассказывается
о случае с Исааком, который во всем аналогичен подобному эпизоду в истории
Авраама (26,6-33;
ср. 20). В обоих сказаниях допущен анахронизм: юго-запад Ханаана назван землей
филистимской, хотя филистимляне появились там на несколько веков позже.
6. Заключение. Авраам не случайно
назван "другом Божиим" (Иак 2,23). Его вера проникнута и духом
безоговорочного доверия к Создателю,
и чувством таинственной близости к Нему. Господь приходит в шатер Авраама,
чтобы разделить с ним трапезу. Эта трапеза, – когда патриарх догадывается,
что его посетил небесный Гость, – становится образом жертвы. Ведь жертва
в древности понималась как священный пир, на котором присутствует Сам Бог.
Трапеза – знак единения людей, трапеза-жертва – знак их соединения с Богом.
Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия,
символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного
Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы
духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой.
Вопросы для повторения
1. В чем заключено значение Авраама как "отца верующих"?
2. Когда произошло переселение Авраама из Месопотамии?
3. Каково было первое слово Божие к Аврааму?
4. Укажите четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама.
5. Как именовался Бог Авраама?
6. В чем заключалась вера Авраама?
7. В чем заключалось данное ему обетование?
8. Как был ознаменован Завет с Авраамом?
9. Чем характеризуется личность Авраама в Библии?
10. В чем заключались испытания Авраама?
11. Укажите основные пункты странствия Авраама.
12. Кто был Мелхиседек?
13. Какой залог содержался в приобретении Авраамом Махпелы?
14. Какие древние законы объясняют поступки Авраама?
15. В чем смысл сказания о явлении Бога в Мамре?
16. О чем свидетельствуют судьбы Содома и Лота?
17. Почему невеста для Исаака была взята не в Ханаане?
18. В чем смысл жертвоприношения Авраама?
19. Как связана икона Рублева "Троица" с рассказом Бытия и тайной
жертвы-трапезы?
1. Мусульманский рассказ об обращении Авраама
Показали мы (т.е. Бог) Аврааму царство неба
и земли для того, чтобы у него было истинное познание.
Когда ночь укутала его своими тенями, он
увидел звезду и закричал: "Вот владыка мой!" Звезда исчезла. И
он сказал: "Я не люблю тех, кто исчезает".
Он увидел, как восходила луна, и сказал:
"Вот владыка мой!" Но, когда она зашла, он воскликнул: "Если
бы мой истинный Господь не направил меня, я впал бы в заблуждение!"
Он видел, как поднималось солнце, и сказал:
"Вот владыка мой!" Но, когда солнце закатилось, он вскричал: "О
народ мой! Я не повинен в том языческом культе, который исповедуете вы! Я
обращаю лицо свое к Тому, Кто образовал небо и землю".
(Коран, VI,75-79)
2. Свидетельства о поселении семитических племен в Египте
В Бенихассане (270 км к югу от Каира) есть
фреска, изображающая караван семитов-кочевников, прибывших в Египет во главе
со своим шейхом Абишаром. Фреска датируется ХIХ веком до Р.Х. (время Авраама).
Кочевники изображены смуглыми, с короткими волнистыми волосами и небольшими
бородками. Все они – мужчины и женщины – одеты в яркие одежды простого
покроя. Свое имущество они везут на ослах, а в дар египетскому чиновнику преподносят
газелей. Египетский документ более поздней эпохи (ХIV в. до Р.Х.) говорит о подобном же событии. Чиновник сообщает
начальнику о бедуинах: "Они были разбиты, а город их опустошен, и пламя
брошено (в их хлеб)... Земли их пустуют, они живут, как горные козы... Некоторые
из этих азиатов, не зная, чем им жить, пришли (просить убежища во владениях)
царя, как отцы вашего отца делали издревле...
И царь отдает их в вашу власть для охраны их границ". В другом документе
ХIII века пограничный чиновник сообщает, что разрешил бедуинам "проход
через крепость Мернептаха в Секу (Суккот) к болотам Питома (Пифома)... чтобы
сохранить их жизнь и жизнь их стад во владениях царя". Таким образом,
переселение Авраама, а потом и Иакова, в Египет имело множество параллелей
в истории страны фараонов.
1. Эпоха Иакова. В конце ХVIII
века до Р.Х. мощь Вавилонского царства была подорвана нашествием горцев, а
в Палестину из северной Месопотамии двинулись орды аморреев и хурритов. Они
владели конницей, тогда неизвестной другим народам, что помогло им закрепиться
на "ничейных" землях Ханаана. Опорными пунктами пришельцев стали
Шарухен и Хеврон, где их войска стали готовиться к походу дальше на юг –
в Египет. Египтяне называли грозных завоевателей хека хасут, "царями
иноземных стран" (греч. гиксосы). По-видимому,
одновременно с ними из Двуречья пришла новая группа арамейских переселенцев
во главе со своим племенным вождем Иаковом (Израилем).
Имя Иаков (в более полной форме – Иаков-эль)
было тогда широко распространенным. Оно встречается и в вавилонских, и в
египетских документах. Один из гиксосских царей носил имя Иаков-эр.
Примечательно, что позднее в библейской истории имя Иаков исчезает вплоть
до евангельских времен.
Люди Иакова, помня о своем происхождении
от Авраама, твердо верили, что обетование, данное ему, распространяется и
на них. С клана Иакова и начинается история израильтян, которые, по обычаю
Востока, именовали себя Сынами Израилевыми – Бене-Исраэль (ср. названия других племен и этнических групп: Бене-Кедем, Бене-Лагаш, Бене-Ямин и др.).
2. Образ Иакова в Библии. Иаков,
каким его рисует библейское предание, в нравственном отношении стоит ниже
Авраама. Бытописатель, говоря о лукавстве Иакова, не оправдывает его неблаговидных
поступков. Но Иаков энергичен, настойчив, упорен в достижении поставленных
целей. Эти черты характера использованы Промыслом для того, чтобы Иаков и
его род выжили и утвердились в земле обетованной. К тому же, при всех недостатках,
Иаков изображен человеком, способным к духовному росту: жизненные испытания
смягчают его, делают чище и мудрее. Простодушный пастух, часто действовавший
по принципу "береженого Бог бережет", он постепенно все больше проникается
верой и надеждой на обетование. Это отличает его от брата – Исава. Противопоставление
их в дальнейшем обретает символический смысл (ср. Мал 1,2-3).
3. Религия Иакова. Бог патриарха
– это "Бог его отцов", Бог Авраама и Исаака. Он именуется также
– Абир Иаков, то есть "Могучий (Защитник) Иакова" (49,24) и Пахад
Ицхак (31,42), то есть "Страх Исаака", где "Страх" означает
благоговейный трепет. Впрочем, слово "Пахад" можно переводить и
как Сродник. Если принять это второе толкование, то оно означает, что Иаков
видел в Боге Авраама Отца-Покровителя своего клана.
Богопочитание у Сынов Израилевых в эпоху
Иакова было таким же простым, как при Аврааме. Иаков приносил жертвы на импровизированных
алтарях (35,1) и возливал елей на камни (28,18), как было принято у жителей
Палестины (такие священные камни-массебы найдены во многих ханаанских городах).
Все это сильно отличается от сложного централизованного культа поздних времен,
но предание с полной достоверностью сохранило память о патриархальных обычаях.
Иаков чаще, чем Авраам, задерживался на одном
месте и порой даже успевал засевать участки земли и собирать урожай. Его становища
находились у древних культовых центров Ханаана – Вефиля и Сихема. Впоследствии
иудеи, чтобы стереть память о языческом прошлом этих мест, связывали их почитание
с именами патриархов. Но в конце концов святилища там были уничтожены (4 Цар
23,15).
Именно в Вефиле Иаков услышал во сне голос
Божий, подтверждавший обетование: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего,
и Бог Исаака; (не бойся) землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству
твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю,
и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и семени твоем
все племена земные" (28,13-14).
Рассказ о сновидении в Вефиле содержит две
основные темы: первая – ступени таинственной лестницы, ведущей в небо. Она
как бы противостоит Вавилону, имя которого (Бабили) означает "Врата божии".
Воздвигая ступенчатую башню в центре города, язычники верили, что она будет
местом схождения Мардука к своим почитателям. Но Бог Авраама указывает Иакову
на иной "дом Божий" и "врата небесные" (28,17), которые
соединяют Небо и землю. Эти
незримые врата в св. земле знаменуют богочеловеческий смысл истории спасения.
Земля, обещанная Аврааму, есть место совершения Домостроительства Божия. И
как бы отзвуком видения Иакова звучат слова Христовы: "Истинно, истинно
говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих
и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин 1,51). "Лествица Иаковля"
в церковном сознании символизирует и Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова
читается в Богородичные праздники.
Вторая тема связана с избранничеством. Из
всех еврейских племен, которые происходят от Авраама (моавитян, аммонитян,
измаильтян, мадианитян, идумеев), только "Сыны Израилевы" станут
"благословением народов". Это предназначение не обусловлено ничем,
кроме воли Божий. С самого рождения Иаков отмечен особой печатью (25,23).
Пусть Исав старше его, пусть его потомки, идумеи, раньше израильтян создадут
свое царство (гл. 36, основание этого царства относится к 1400 г.), преимущество
Бог оставляет за Иаковом. На него и на его сынов ложится великая ответственность
содействовать делу Божию на земле. Впоследствии ап. Павел назовет избранных,
то есть членов Церкви, "соработниками" Божиими.
4. Сказание о юности Иакова (Быт
25,19-34; 27-28). Два рассказа о юности Иакова, соединенные в Бытии
(Я + С), единодушно свидетельствуют, что он много лет жил на родине предков,
в северной Месопотамии (Паддан-Араме), и лишь потом,
уже во главе целого клана, вернулся в Ханаан. Однако мотивы переселения в
преданиях разные.
Согласно священнической традиции (26,34;
28,1-5), Исаак был недоволен тем, что его старший
сын Исав взял в жены хеттских женщин, и заповедал младшему – Иакову –
идти в Месопотамию, чтобы жениться на арамеянке (о причине такого желания
см. § 21,5, примечание).
Более ранний рассказ называет иную причину:
Иаков бежал от гнева своего брата Исава, который легкомысленно продал свое
первородство Иакову за чечевичную похлебку (25,29-34; ср. Евр 12,16-17). Такие сделки
нередко совершались в ту эпоху; например, из текстов Нузи (сев. Двуречье)
мы узнаем, что некий человек купил право первородства за трех овец.
Отказавшись от первородства, Исав как бы
перестал быть наследником обетования. Иаков же верит в пророчество и хочет
любой ценой стать преемником Авраама. Наивное представление о магической
силе благословения толкает его мать на обман, и Иаков охотно участвует в обмане.
Бытописатель явно сочувствует Исаву, которого обошли таким коварным образом.
Но Божий план выше человеческих соображений. Судьба Иакова и его "семени"
входит в особые предначертания Промысла.
5. Иаков в Месопотамии (29-31).
На пути в Паддан-Арам Иаков видит во сне небесные ступени и слышит весть об
обетовании. Казалось бы, это должно укрепить в нем абсолютную веру. Но Иаков продолжает постоянно перестраховывать себя, словно
еще не имеет полного доверия к Богу.
Повествование о жизни Иакова у Лавана в Месопотамии
отличается драматизмом и ярким бытовым колоритом. Его характер освещается
с разных сторон. Он способен к глубокой любви и готов долгие годы служить
батраком за невесту. Ради нее он терпит несправедливости от Лавана. Экзегеты
отмечают, что в отношениях между Иаковом и его родственником есть нечто недосказанное.
Лаван утверждает, что у него есть некие права на племянника. Быть может, он
усыновил его и тем самым получил власть над ним и его имуществом. В конце
концов споры между родственниками кончаются тем, что Иаков со своими женами,
детьми и стадами тайно покидает Лавана.
Примечания:
1) У израильтян господствовала моногамия,
хотя в эпоху патриархов еще допускалось многоженство.
Поэтому Писание не осуждает Иакова, взявшего двух жен. "Сам Иаков,
– говорит бл. Августин, – как видно из Писания, не желает более одной жены...
Приходил он взять одну; но когда ему подставлена была вместо одной другая,
– он не бросил и эту" (О Граде Божием, ХVI,38).
Благословение, почившее на нелюбимой Лие, показывает, что Бог – защитник
обиженных. Причина ошибки Иакова (29,25) кроется в том, что невесту во время
свадьбы выводили к жениху с покрывалом на лице.
2) Рождение четырех детей от служанок (30)
соответствовало, как мы знаем, законам того времени (§ 21). Некоторые толкователи
отмечают, что эти дети наложниц (Гад, Ассир, Дан, Неффалим) были родоначальниками
колен, наиболее тесно связанных с хананеями (они расселились на севере Палестины
в соседстве с язычниками).
По Священническому преданию (35,22-26),
все дети Иакова родились в Месопотамии, а по Элогистическому, Вениамин появился
на свет уже в Ханаане (35,16-18).
6. Иаков в Ханаане. Воля Божия заключалась
в том, чтобы Иаков покинул Месопотамию. Как и Аврааму, ему было сказано: "Выйди
из земли сей" (31,13). Но если "исход" Авраама был бескорыстным
послушанием призыву Божию, то побуждения Иакова обрисованы в Бытии как двойственные:
немалую роль в них играют и земные соображения (в частности, желание освободиться
из-под власти Лавана). Этими же соображениями объясняется
и поступок Рахили, похитившей "терафимов" (в синод. пер. "идолов")
Лавана (31,19,34-35). Согласно Нузийским текстам, такие фигурки богов домашнего
очага давали их владельцу право на наследство. Оттенок пренебрежения к ним,
заметный в рассказе (Рахиль спрятала их под седло), отражает взгляд Бытописателя
на идолов.
После бегства и примирения с Лаваном Иаков
направляется в Палестину. Там он узнает, что навстречу ему идут люди Исава,
и его снова охватывает страх. Уповая на Бога, он в то же время принимает меры
предосторожности.
На границе обетованной земли, у реки Иавок,
совершается загадочное событие: Некто таинственный преграждает Иакову путь,
и он вступает с Ним в борьбу. Борьба эта символизирует как бы новое обретение
прав на св. землю. Дар Божий дается только тому, кто прилагает усилия (ср.
Мф 11,12).
"Не только борется сила Божия с духом
человеческим в лице Иакова, но и видит "яко не может противу ему".
Сила Божия может все, чего хочет,
Она может сокрушить и уничтожить человека, но не
хочет. Она хочет внутренней победы, чтобы человек сам, своею волею подчинился Богу и соединился
с Ним, и если человек борется и не хочет подчиниться прямому действию силы
Божией, она избирает косвенный образ действия: "и прикоснулся широте стегна его". Стегно означает
область материальной жизни в человеке... Лишь через познание своей природной
немощи гордый дух человеческий смиряется и вместо борьбы ищет благословения...
Итак, сила Божия достигла своей цели: человеческое начало само, собственною
волею, усиленно и настоятельно требует войти в богочеловеческий союз; он требует
благословения и тем самым признает свою подчиненность... Но в этом признании
своей подчиненности безусловному началу человек сохраняет свою относительную
силу и утверждает свою самостоятельность: что и требуется для целей Божиих"
(Вл. Соловьев. История Теократии, II, ХХIII).
С этой борьбой Писание связывает второе имя
Иакова – Израиль, которое означает одновременно: "Да владычествует
Бог" и "Боровшийся с Богом".
"Вероятнее всего, – замечает современный
комментатор, – "борение с Богом" представляет собой нравственный
кризис в жизни Иакова, описание которого дано в связи с близкой встречей с
братом, страх перед которым вызвал отчаянную мольбу о помощи. Здесь подвергается
испытанию вера Иакова, в значительной мере еще не испытанная" (Р. Д.
Фейли).
О внутреннем переломе, совершившемся в Иакове,
говорит то, что он, поселившись у Сихема (после примирения с братом), приказывает
"бросить богов чужих"
(35,2-4) и закапывает терафимов Лавана в землю.
Близ Сихема Иаков покупает себе участок земли
и ставит там жертвенник Богу Израилеву (33,18-20). Другой участок его клан
завоевывает в борьбе с аморреями (48,22). В оригинале этот участок назван
"Шакем ахад", то есть некоторая земля в области Сихема. Но эту
землю нельзя отождествлять с городом Сихемом, который захватили и разграбили
сыновья Иакова, мстя за поруганную честь сестры (34). Их коварство в отношении
к сихемлянам Иаков сурово осудил.
Примечание. Сихем, расположенный между горами
Гевал и Гаризим, стал со времен Иакова одним из религиозных центров израильтян.
Возможно, некоторые роды остались там и после того, как Иаков переселился
в Египет. Поэтому Иисусу Навину не пришлось завоевывать Сихем, и именно его
он сделал своим опорным городом (см. ниже). У Сихема совершались и обряды,
описанные во Втор 27.
7. Иосиф. Сыны Израилевы в Египте
(37,35-50). Около 1700 года до Р.Х. гиксосы (см. # 1 и приложение) двинулись
из Хеврона на Египет. Страна фараонов находилась в то время в состоянии разрухи
и раздиралась междоусобицами. Поэтому боевые отряды азиатов легко завладели
Дельтой и установили там свою власть. Они построили город Хетварт, или Аварис
(впосл. Джане, евр. Цоан, греч. Танис), который стал их столицей. Библия отмечает,
что Цоан был сооружен на семь лет позже крепости в Хевроне (Числ 13,23).
Гиксосские фараоны правили около ста лет.
Хотя они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли "проклятыми"
и "прокаженными". По-видимому, к этому времени относится возвышение
Иосифа при дворе фараона и переселение Сынов Израилевых в Египет. Не доверяя
коренным египтянам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из Ханаана.
В 1914 году вышла капитальная работа проф.
МДА Д. И. Введенского об Иосифе. Привлекая огромный исторический материал,
автор показал, насколько точно, даже в мелочах, воспроизводит Библия египетские
обычаи и среду. Должности хлебодара и виночерпия, значение, которое придавали
фараоны снам, положение Иосифа в государстве и многое другое – полностью
подтвердилось данными египтологии, хотя прямые египетские свидетельства о
самом Иосифе не уцелели. Объясняется это тем, что после изгнания гиксосов
египтяне истребили почти все памятники и летописи, напоминавшие об иноземном
иге.
Сказание об Иосифе, сохранившееся в двух
сходных вариантах, в художественном отношении является жемчужиной священной
библейской прозы. Оно издавна привлекало поэтов, художников и писателей (рассказ,
в частности, лег в основу романа немецкого писателя Томаса Манна "Иосиф
и его братья"). Бытописатель излагает предание в духе остросюжетной повести:
читающий Библию становится как бы свидетелем преступления братьев и отчаяния
Иакова, оплакивающего сына; он переносится с Иосифом в дом египетского чиновника,
где его ждет искушение и нравственная победа, потом в темницу, и наконец в
дом самого фараона. Волнующая сцена, когда Иосиф, достигший зенита славы,
открывается своим братьям, написана мастерски, в ней показаны его строгость
и великодушие, его понимание промыслительных путей Господних.
Смысл рассказа кратко выражен в словах Иосифа,
обращенных к братьям: "Вы умышляли против меня зло, но
Бог обратил это в добро" (50,20). Иосиф во всех своих
злоключениях был верен Богу, Который и сделал его орудием спасения израильтян.
Невзирая на трудности, испытания и злую волю людей, Господь сохранил ядро
будущего своего народа во время опустошительных нашествий и голода.
В конце истории Иосифа повествуется о смерти
Иакова и кончине самого Иосифа. Первого хоронят в Ханаане, а второй заповедует
в будущем перенести его гроб из Египта в землю обетованную. Осев на Западе
Дельты в земле Гесем (евр. Гошен), близ Авариса, Сыны Израилевы не хотят терять
связи со страной, которую Бог обещал их праотцу Аврааму.
Примечания:
1) В гл. 49 помещена поэма, именуемая "Благословением
Иакова". В нынешней своей форме она была написана позже, вероятно, в
эпоху Судей. Она дает характеристику 12 коленам Израилевым, среди которых особо
выделено колено Иудино. Слова
ст. 10 "доколе не придет Примиритель" буквально переводятся как
"доколе не придут в Силом". Силом – одно из первых мест богопочитания
после прихода Израиля из Египта в Ханаан (Ис Нав 18,9-10; Суд 18,31; Иер 36,12).
В библейской терминологии Силом означает мессианское Царство. Смысл фразы:
колено Иудино будет возвышено в народе Божием, доколе не осуществится обетование.
2) Число 12 – священное в Библии. Оно
означает полноту избранных. В древности 12 колен связывались с 12 знаками
Зодиака, которым соответствовали различные эмблемы, в том числе драгоценные
камни (ср. Откр 21,19-20). Эта связь указывает на вселенские замыслы Божии
относительно Церкви.
Вопросы для повторения
1. Какими событиями мировой истории отмечена эпоха Иакова?
2. Каким рисует Библия образ Иакова?
3. Как именует Иаков Бога?
4. В чем заключалось богопочитание в эпоху Иакова?
5. Как связана история Иакова с древними городами Ханаана?
6. Что означал сон Иакова?
7. В чем смысл его избрания?
8. Укажите две причины, побудившие Иакова идти в Месопотамию.
9. На чем основывалась продажа первородства?
10. Что побудило Иакова вернуться в Ханаан?
11. Что означала "борьба с Богом"?
12. Где Иаков впервые обрел собственную землю ?
13. С какими фактами египетской истории связан рассказ об Иосифе?
14. Чем объясняется возвышение Иосифа при дворе?
15. Каковы литературные особенности сказания об Иосифе?
16. В чем его основной смысл?
1. Рассказ египетского жреца Манефона о нашествии гиксосов
Сочинение Манефона (III в. до Р.Х.) "Эгиптика"
не сохранилось. Отрывки из него приводятся в книге Иосифа Флавия "Против
Апиона".
"Бог, неизвестно почему, прогневался,
и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения,
полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех
бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов.
С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе
с женами и детьми обращая в рабство. После всего этого они избрали царя из
своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию
в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю земли (т.е. Верхний Египет и Дельту)
и поставил гарнизоны в более подходящих пунктах. Но в особенности он укрепил
восточные окраины в ожидании, что ассирийцы когда-либо, собравшись с силами,
сделают нападение на его царство, желая завладеть им. Найдя в Сетроитском
номе (области), на востоке от Бубастийского рукава Нила, весьма удобно расположенный
город, который, согласно древнему религиозному сказанию, назывался Аварис,
он обстроил его, укрепил весьма сильными стенами и поместил в нем многочисленный
гарнизон" (1,14).
Согласно сведениям Манефона, дополненным
данными археологии, гиксосские фараоны (ХV-ХVI династия) носили следующие имена: Салитис, Бнон, Апахнан,
Апофис (Апопи), Ианнес (Хиан), Кертос (Хаумуди), Иакоб-эр,
Семкен, Анат-эр. Часть имен явно семитическая. Согласно
преданию, сохраненному в Хронике Евсевия, современником патриарха Иосифа был
фараон Апофис (Апопи). Манефон толкует слово "гиксосы" как цари-пастухи. Не исключено, что здесь отзвук того, что завоеватели
возглавляли скотоводческий народ. Отсюда понятны слова Быт 46,34: "Мерзость
для египтян всякий пастух овец". Предметы с именами гиксосских царей
найдены не только в Египте, но и на Синае, и в Палестине.
2. Из инструкций, касающихся визиря фараона
Должность Иосифа при дворе соответствовала
должности визиря. О правах этого чиновника подробно сообщает надпись из Фив
(ХV в. до Р.Х.):
"... Ему будут докладывать о каждом
просителе, обращающемся к владыке, после того, как он изложит свою просьбу
письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местных
князьям и градоправителям... Это он будет назначать исполняющих должности
сановников Верхнего и Нижнего Египта... Они будут докладывать ему обо всем
случившемся у них каждые четыре месяца... Это он будет устанавливать общее
количество войска, которое будет двигаться следом за владыкой при путешествии
на север и на юг. Это он будет устанавливать недоимки, имеющиеся в Фивах
и резиденции".
(Пер. Ю. Я. Перепелкина)
3. Семилетний голод в Египте и земельная реформа
Земледелие Египта зависело от разливов Нила.
Когда воды было мало и разлив не наступал, страна голодала. О голодных годах
сообщают многие египетские памятники, причем некоторые определяют длительность
голода в семь лет. Приводимый ниже текст относится ко времени фараона Джосера
(ок. 2700 г. до Р.Х.). Царь пишет своему наместнику:
Я весьма обеспокоен за тех, кто в моем дворце.
Сердце мое в великом беспокойстве по поводу бедствия, так как в мое время
Нил в продолжение семи лет не разливался.
Оскудели полевые злаки, не хватает травы, не хватает пищи. Каждый грабит
своего ближнего. Люди еле ходят. Дети плачут.
(Цит. по ANET, 31 сл.)
До вторжения гиксосов правители номов (областей)
считались собственниками своих земель. После их изгнания земли страны уже
централизованы. Очевидно, эта централизация произошла при гиксосах. Историки
связывают с этим фактом библейский рассказ о реформах Иосифа (Быт 47,20-26).
Следует отметить, что земли жрецов остались в их собственном владении (Геродот.
История, II,70), что вполне согласуется со ст. 22: "Только земли жрецов
не купил (Иосиф), ибо жрецам от фараона положен был участок".
Речь идет о теориях английского историка
Арнольда Тойнби, который, в частности, изучал влияние природы на цивилизацию.
Слово "сулам"
обычно переводят как лестница, однако более точный смысл термина – насыпь,
искусственное возвышение (от салал – насыпать).
Полигамия царей была
исключением и диктовалась политическими мотивами (на Востоке размер гарема
указывал на богатство царя).