Раздел III
ИСТОРИЧЕСКИЕ И УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ
(до эпохи пророков-писателей)
БОРЬБА С ДВОЕВЕРИЕМ. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ
§ 32. НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА. ПРОРОК ИЛИЯ 931 – 800 годы до Р.Х.
1. Разделенные царства в Х-IХ веках до
Р.Х. (3 Царств 15-22; 4 Цар 1-2). На протяжении первых ста лет после
раскола контакты между двумя еврейскими царствами не прекращались. Иногда их монархи заключали союзы, иногда враждовали. Иудея
в большей степени, чем Север (Ефрем), сохраняла верность единому Богу. Хотя
матери иудейских царей чаще всего были язычницами, сами они старались подражать
Давиду. Так, внук Ровоама Аса изгнал из своих владений языческих жрецов и
уничтожил святилище богини Астарты, которое воздвигла его мать.
Аса углубил пропасть между царствами, призвав
на помощь против северян сирийского царя Бенхадада I (греч. Венадад) и захватив
при его содействии часть Вениаминовой территории. Напротив, сын Асы Иосафат
заключил с Израилем мир. При этом он продолжал антиязыческую политику отца.
"Только высоты не были отменены", – замечает Библия. "Высотами"
(евр. бам`от) назывались холмы, на вершинах которых приносились жертвы; с
точки же зрения Второзаконнической истории местом культа должен был быть только
Храм иерусалимский.
Союз Иудеи с Северным царством имел, однако,
и отрицательные последствия. На Севере религия хананеев получила большее распространение,
и ее влияние стало теперь просачиваться в Иудею и продолжало усиливаться,
пока царя Езекия (VIII в.) не повел с ним решительной
борьбы.
Израильское царство Ефрема за Х-IХ века пережило
ряд дворцовых переворотов и смен династий. Наиболее могущественной из них
была династия Омри (греч. Амврий). Омри расширил свою территорию за счет
Моава и сделал столицей царства Самарию.
"Расположение Самарии превращало ее
в природную крепость. Самария лежит на конусообразной вершине, поднимающейся
на 100 метров над обширной горной котловиной. Нетрудно
было превратить ее в неприступную по тому времени твердыню. И действительно,
Самария неоднократно выдерживала осаду превосходящих неприятельских сил"
(Р. Киттель).
Примечательно, что ассирийцы, которые в то
время появились на политической арене, называли Израиль Бит-Хумри,
то есть дом, или царство, Омри. Этим названием они пользовались даже тогда,
когда династия Омри пала.
Сын Омри Ахав (874-853), опасаясь возросшего
могущества Ассирии, заключил союз с царями Дамаска, Финикии и Аммона.
Вместе с ними он отразил первый натиск ассирийского завоевателя Салманассара
III. После битвы при Каркаре в Сирии (854) Салманассар вынужден был временно
отступить.
Договор с финикийцами Ахав скрепил браком
с Иезавелью, дочерью Этбаала Сидонского, в прошлом – жреца Ваала Мелькарта.
Ей в угоду царь построил в Самарии храм финикийскому божеству и снабдил
его целым штатом жрецов и пророков. Иезавель – женщина властная и честолюбивая
– имела огромное влияние на мужа. Ее желанием было
превратить культ Мелькарта во вторую государственную религию Израиля. Таким
образом опасное двоеверие водворилось в стране вполне официально.
С новым наступлением язычества шли и социальные
перемены. Израильская знать богатела от торговли
с Финикией, возрастало имущественное неравенство, простые патриархально-пастушеские
нравы уходили в прошлое. Аристократы соперничали в роскоши, а царская власть
становилась все более деспотичной. В эту эпоху религиозного и социального
кризиса и выступил в Самарии пророк Илия Фесвитянин (т.е. уроженец галаадского
города Тишби).
2. Пророк Илия – защитник угнетенных
(3 Цар 21). Библейские сказания о пророке Илии являются частью
более обширного цикла рассказов о нем. Они включены в Книги Царств, чтобы
показать, что истинная вера не погибла даже в годы двоеверия. О происхождении
и юности пророка в Писании ничего не сказано. Он появляется внезапно и также
внезапно исчезает. Образ его овеян почти сверхъестественным ореолом. Само
его имя (евр. Элиягу) означает "Ягве – мой Бог". Возможно, оно
было принято пророком как знак его призвания и миссии. Как бы в противовес
разлагающему влиянию финикийско-ханаанской цивилизации, Илия одевается как
житель пустыни. На нем м`илоть из шкуры и кожаный пояс, какие носили пастухи.
Пустыня – излюбленное место его жизни. Поэтому преп. Антоний Великий называл
его образцом для подвижников (свт. Афанасий. Жизнь св. Антония, 7).
Один из рассказов об Илии повествует, как
он открыто выступил против Ахава. Царь желал приобрести виноградник, который
примыкал к его дворцу. Но владелец его, крестьянин Навуфей (евр. Набот), отказался
продать "наследие отцов своих". Царь огорчился, однако у него не
хватило смелости идти против закона. Иезавель была удивлена такой нерешительностью
мужа. Она привыкла к мысли, что царь есть самодержавный властелин подданных.
Она собрала фальшивые обвинения против Навуфея, и тот был побит камнями как
преступник, "хуливший Бога и царя". Сразу же после его казни Ахав
завладел желанным участком земли. Но у ворот виноградника его поджидал Илия.
"Так говорит Господь: ты убил и еще вступаешь в наследство?" Пророк
гневно обличил преступление царя и предрек гибель его дома.
Для Илии нарушение закона и справедливости
были оскорблением Бога. Вера в его лице становится защитницей социальной правды.
Этот мотив будет углублен и развит великими пророками-писателями.
3. Пророк Илия в годы голода (3 Цар 17).
Финикийские летописи упоминают о голоде, который свирепствовал в Сирии
в правление Этбаала (И. Флавий. Против Апиона, 8,13,2). Засуха опустошила
и Ефрем. Сам царь вынужден был скитаться по стране и поисках корма для своих
лошадей. Пророк Илия объяснил это бедствие тем, что царь и народ допустили
служение Ваалу-Мелькарту.
Илия действовал не один. Его поддерживали
Сыны Пророческие, которые ходили по городам и весям Израиля, грозя карой за
отступничество. К ним примыкала и община рехавитов, которые в знак протеста
против ханаанских обычаев отказывались от вина и жили в шатрах. Их проповедь
вызвала гнев Иезавели. Она начала яростно преследовать пророков: часть из
них была схвачена и убита, часть – скрыл у себя набожный царедворец Авдий.
Пророк Илия, по повелению Божию, удалился в пустыню к потоку Хорафу (Заиорданье),
где Господь чудесно питал его, а когда поток высох, Илия ушел в Финикию. Там
он жил в Сарепте у бедной вдовы. Он спас ее от голода и воскресил ее умершего
сына.
Библия подробно останавливается на этих событиях,
поскольку они указывают, что милосердие Божие распространяется и на иноплеменников.
Доброта финикийской женщины, приютившей Илию, угодна Богу, хотя она и не принадлежит
к избранному народу. На это обратит внимание и Христос Спаситель, обличая
маловерие назарян. "Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено
было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей
земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту
Сидонскую" (Лк 4,25-26).
4. Жертвоприношение на горе Кармиле (3
Цар 18). Когда срок вразумления истек, Илия появляется перед Ахавом и
на его вопрос: "Ты ли это – смущающий Израиля?" – отвечает:
"Не я... а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни
и идете вслед Ваалам". Пророк предлагает созвать народное собрание, чтобы
люди окончательно решили: кто истинный Бог – Мелькарт или Ягве.
На горе Кармиле происходит "состязание"
Илии с пророками Ваала. Пророк бросает народу гневные слова: "Долго ли
вам хромать на оба колена? Если Ягве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал,
то ему последуйте". Двоеверие невозможно. Нельзя служить двум господам.
Языческие пророки, призывая огонь на жертвенник, пляшут, кричат, ранят себя
до крови, как принято в экстатической религии хананеев. Но все их усилия
тщетны. Илия горько насмехается над ними: "Кричите громким голосом,
ибо он бог; может, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может
быть, и спит, так он проснется". В этих словах изобличаются низменные
антропоморфные представления язычников о своих богах.
Когда же доходит черед до Илии, то он воздвигает
жертвенник из двенадцати камней как символ всей ветхозаветной Церкви и призывает
Бога обетования – Бога Авраама, Исаака и Иакова. Он просит, чтобы Господь
явился в огне, как некогда на Синае. Чтобы Его явление было особенно явным,
пророк возливает на камни жертвенника воду.
И когда небесный огонь (образ Богоявления)
пожирает жертву Илии, народ в священном ужасе восклицает: "Ягве есть
Бог!" Пользуясь своей победой, Илия чинит расправу над языческими жрецами.
Представитель раннего пророчества, он считает допустимым употреблять насилие
в делах религии. Он еще живет представлениями "священной войны",
которую воспевала Девора. Но уже пророки-писатели откажутся от этого способа
защиты веры. А Христос скажет ученикам, которые захотят подражать ревности
Илии: "Не знаете, какого вы духа" (Лк 9,52-56).
Желанный дождь наконец оросил выжженные холмы
и долины. Охваченный экстазом, Илия бежит перед колесницами Ахава до самого
Изрееля. Царь плачет от радости, охваченный раскаянием. Но Иезавель, узнав
о гибели Вааловых пророков, начинает беспощадно мстить за них. Все Сыны Пророческие
умерщвляются по ее приказу. Илия вынужден бежать из страны на юг, в Вирсавию,
подвластную иудейскому царю.
5. Пророк Илия на Синае (3 Цар 19,1-18).
В глубоком унынии пророк предпринимает паломничество к Синаю (Хориву).
Он как бы возвращается к истокам израильской веры, к святой горе, где прозвучали
слова Господни. Пророку кажется, что вся его борьба оказалась напрасной, и
он желает себе смерти. "Возревновал я о Господе, Боге Саваофе, – обращается
он к Богу, – ибо сыны Израилевы оставили Завет Твой, разрушили Твои жертвенники
и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять
ее". И Господь является пророку. Сначала над Синаем проносится буря,
потом скалы колеблются землетрясением, затем вспыхивает пламя. Но ни в одном
из этих привычных знаков Богоявления нет Господа. Он приходит в "гласе
хлада тонка", в веянии тихого ветра, умиротворяющего полдневный жар.
Это неожиданно, ибо Бог всегда являлся среди грозы и бури, и сам дух пророка
был подобен этим грозным стихиям. Богоявление в "гласе хлада тонка"
предваряет новое понимание Бога – милующего и утешающего. Господь, по словам
бл. Феодорита, "за лучшее признал управлять родом человеческим кротостью
и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы"
(На Кн. Царств, вопр. 59). В синайской Теофании Илии содержится прообраз Нового
Завета.
Илия внимает воле Божией. Поскольку он пал
духом и поколебался, то, как и Моисей, однажды проявивший маловерие, не сможет
довести свое дело до конца. "Вместо себя" он должен помазать на
служение пророка Елисея. Эта трагедия двух древних борцов – Моисея и Илии
– станет особенно явной в свете Славы на горе Фаворской, когда они предстанут
перед божественным Пророком, Который пройдет Свой путь вплоть до муки и смерти.
6. Илия как предтеча Мессии. Память
о пророке Илии свято чтилась ветхозаветной Церковью. Он не мог многого добиться
во дни жизни. Но Господь изъял его из общей участи смертных для ожидания Дня
Господня (см. § 33). Как говорит Иосиф Флавий, пророк, подобно Еноху, избежал
Преисподней. Ему предстояло возвестить приход Избавителя. Об этом предрекал
прор. Малахия (4,5). Иудеи верили, что именно Илия совершит помазание Мессии
на царство. Когда же придет на Иордан человек "в духе и силе" Илии,
он будет, по словам Христовым, новым Фесвитянином, предтечей Искупителя.
Вопросы для повторения
1. Как складывались отношения разделенных царств?
2. Чем было отмечено правление Омри?
3. Что усилило позиции язычества при Ахаве?
4. Какова была цель Иезавели?
5. Каковы были социальные последствия финикийского влияния?
6. Из какого сказания Библии видно, что Илия выступил против самовластия
монархов?
7. Кто, кроме Илии, выступал против язычества в Израиле?
8. О чем говорят чудеса Илии в Сарепте?
9. Как происходило "состязание" на Кармиле?
10. Как ответила Иезавель на казнь пророков Ваала?
11. Какой смысл имеет Богоявление Илии на Синае (Хориве)?
12. Почему Илия должен был помазать на служение другого пророка?
13. Какой пророк говорил об Илии как о предтече Мессии?
14. Кто выполнил дело Илии на пороге Нового Завета?
1. Елисей – ученик пр. Илии.
На Синае пр. Илия получил повеление помазать пророка вместо себя и благословить
на царство в Дамаске Хаза`эля (Азаила), а в Израиле – Иег`у (Ииуя). По неизвестным
причинам Илия исполнил только первое повеление, а два других – Елисей. Но
бл. Феодорит поясняет, что, поскольку пророк помазал в преемники себе Елисея,
"то им помазал и прочих; потому что Елисей, приняв через него пророческую благодать, и на них
перенес дарование" (Вопр. 60).
Имя Елисея (евр. Элиш`а) означает "Мой
Бог – спасение". Он был простым крестьянином из Галилеи. Илия призвал
его, когда Елисей был занят пахотой на своем поле. Вместо помазания Илия прибегнул
к символическому жесту – накинул на Елисея свою пастушескую милоть. Это
означало, что отныне крестьянский сын становится продолжателем дела Илии.
Вначале ученик просто служит наставнику;
и лишь после того, как Елисей удостоился узреть таинственное взятие Илии на
огненной колеснице, он начинает дейтвовать со властью и силой Фесвитянина.
Служение пр. Елисея падает на вторую половину
IХ века. В отличие от Илии, он пользуется уважением и признанием во всем Израиле
и за его пределами. Библия рисует его человеком суровым и резким, но не лишенным
сострадания. Он не тяготеет к пустыне, а постоянно находится в многолюдстве
городов. Мы видим его в Самарии в дни осады, при войске Израиля (см. приложение),
беседующим с монархами; его называют "колесницей Израиля", то есть
предводителем народа. Характерно активное вмешательство пророка в политические
дела Израиля. По словам Иисуса, сына Сирахова, Елисей "во дни свои не
трепетал перед князем, и никто не превозмог его" (43,13).
2. Елисей и Сыны Пророческие. С самого
начала своей деятельности Елисей признается вождем Сынов Пророческих (4 Цар
2,9-15). Он посещает их общины, рассеянные по стране. Эти общины – наследники
воинствующего профетизма (от
греч. профетес – пророк) времен судей. Для них враги народа Божия – враги
Ягве. Они ходят толпами, возбуждая ревность народа и проповедуя против чужих
богов. Их прорицания совершаются в экстазе под звуки музыки.
Сам Елисей во многом напоминает Сынов Пророческих.
Когда в объединенном войске израильтян и иудеев у него спрашивают об исходе
битвы, он велит позвать гуслиста. "И когда гуслист играл на гуслях,
– замечает библейский летописец, – тогда рука Господня коснулась Елисея"
(4 Цар 3,15).
Кроме независимых Сынов Пророческих, в Самарии
были и царские "пророки Ягве". В духе тогдашнего двоеверия они мирились
с существованием при дворе языческих прорицателей. Их предсказания обычно
делались в угоду царю (3 Цар 22,6,10-12). Елисей, как и Илия, относился к этим царским пророкам резко
отрицательно (4 Цар 3,13). Следует отметить, что институт царского пророчества
сохранился вплоть до падения Иерусалима. Против придворных предсказателей
боролись великие пророки.
Таким образом, в IХ веке мы находим три категории
пророков:
- придворные прорицатели,
- воинствующие Сыны Пророческие, которые
выступали против язычества,
- избранные мужи Божии (Илия, Елисей, Миха
и др.).
3. Пр. Елисей и иноплеменники.
Как и Сыны Пророческие, Елисей настроен патриотически: он радуется военным
победам израильских царей (4 Цар 3,17-19) и скорбит о
поражениях Израиля (8,13). Но в то же время ему свойственна открытость к иноплеменникам:
он проявляет великодушие к сирийским пленным
(6,11-23);
идет по велению Божию в Дамаск и предсказывает
Хазаэлю, что он будет царем сирийским (8,7-15);
исцеляет сирийского военачальника Неемана,
при этом сурово наказывая своего слугу Гиезия за то, что он взял с Неемана
плату (4 Цар 5).
В этих поступках Елисея предваряется не только
учение великих пророков, он и слова Христовы: "Многие придут с востока
и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном"
(Мф 8,11).
Библия упоминает еще одного пророка-патриота
той эпохи: Иону, сына Амафиина (4 Цар 14,25). Он предрекал победы Израиля
в конце IХ века. Но именно он, согласно преданию, был послан в Ассирию, чтобы
там возвещать о покаянии. Рассказ об Ионе, направленный против религиозного
национализма, лег в основу Книги Ионы, написанной после Плена (см. том II).
4. Переворот Иегу (4 Цар
9-10). В 841 году династия Омри – виновница двоеверия
– была свергнута. Душой заговора стал пророк Елисей. Он не мог больше мириться
с капищем Мелькарта и множеством его почитателей – финикийцев и израильтян
– в Самарии. Иезавель была еще жива и пользовалась авторитетом у своего сына
Иорама, который воцарился после смерти Ахава (853). Библия
приводит полный драматизма отрывок из летописи, подробно описывающий переворот
Иегу.
Во время войны с сирийцами, которую совместно
вели израильский и иудейский монархи, Иорам был ранен и находился на излечении
в Изрееле. Елисей посылает в армию одного из своих помощников помазать на
царство военачальника Иегу (греч. Ииуй). Солдаты немедленно
провозглашают его царем, и он во главе отряда спешит в город Изреель. Там
он начинает действовать быстро и беспощадно. Оба царя – Иорам и Охозия
иудейский – убиты на месте, Иезавель выброшена из окна собственным слугой.
Затем начинается расправа над многочисленными князьями дома Омри. Все семьдесят
перебиты, и их головы доставлены Иегу. Гибель постигла не только родных царя,
но и "всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не
осталось от него ни одого человека" (10,11). Перебита и вся свита иудейского
царя Охозии. В Самарии Иегу действует с коварством и жестокостью. Он созывает
поклонников Мелькарта в храм якобы на богослужение и там уничтожает их всех.
Капище сравнивается с землей.
Казалось бы, наступило полное торжество Елисея.
Но он неожиданно порывает с Иегу, как раньше – Ахия с Иеровоамом. Идея "священной
войны" исчерпала себя. Жестокости узурпатора вызвали ужас во всем Израиле.
Господь осудил их через пророка Осию ("Я взыщу кровь Изрееля с дома Иегу";
1,4). Вера не может насаждаться насилием. К этой мысли ветхозаветная Церковь
приходила путем мучительного опыта. Разгул зла, даже во имя благой цели, только
увеличивает зло.
Как возмездие за грех Иегу "в те дни
начал Господь отрезать части от израильтян и поражал их Азаил во всем пределе
Израилевом" (10,32). Вражда Азаила к Иегу была продиктована отказом последнего
принять участие в коалиции против Ассирии. Узурпатор предпочел откупиться
богатыми подарками. На обелиске Салманассара III мы видим Иегу распростертым
перед ассирийским царем, а за ним идут вереницы вельмож с мешками серебра
и золота.
Тяжелые последствия вызвал мятеж и в иудейском
царстве. Убийство царя Охозии едва не привело к гибели
Давидовой династии. Царица-мать Гофолия (евр. Аталия), дочь Омри, убив всех
наследников, воцарилась в Иерусалиме единовластно. И лишь чудом преданные
династии люди спасли ребенка Иоаса, сына Охозии, которого через семь лет удалось
провозгласить царем.
Неудача Елисея, прибегшего к помощи военного
переворота, означала закат старого воинствующего профетизма. Он отжил свой
век как пережиток времен судей, "священной войны", Сынов Пророческих
и Деворы. Отныне борьба за чистоту веры никогда больше не должна превращаться
в войну.
Вопросы для повторения
1. Каким образом были исполнены все три повеления, данные Илии?
2. Как произошло призвание Елисея и кем он был до призвания?
3. Чем отличается образ жизни Елисея от образа жизни его учителя?
4. Какие общины считали Елисея своим вождем?
5. Какие три категории пророков были в Израиле в IХ веке?
6. Какие три события характеризуют отношение Елисея к иноплеменникам?
7. Кто был Иона?
8. Как совершился переворот Иегу?
9. Каковы были его последствия?
10. С чем связан упадок воинствующего профетизма?
Пророк Елисей находился в стане израильского
войска, когда оно шло против Моава. "Меша (Меса), царь моавитский, был
богат скотом и присылал царю израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч
неостриженных баранов. Но когда умер Ахав, царь моавитский отложился от царя
израильского" (4 Цар 3,4-5). Иорам в союзе с Охозией
иудейским и царем Едома выступил против Меши, чтобы принудить его к покорности.
Елисей предсказал поражение Меши. Войско его действительно было разбито, но
сам царь заперся в крепости. Видя, что ему не выдержать осады, он вывел на
стену своего наследника и принес его в жертву богу Кемошу. Это так ужаснуло
израильтян, что они сняли осаду.
В 1868 году немецкий миссионер Ф. А. Кляйн
нашел в Заиорданье памятник Меши, связанный с этими событиями. Памятник был
поврежден, но значительная часть его сохранилась. Он содержит одну из древнейших
надписей, выполненных староеврейским (финикийским) письмом. Как это делали
властители всех времен, Меша изображает свое спасение полной победой:
"Я Меша, сын Кемошкана, царь Моава
Дибонец. Мой отец был царем Моава тридцать лет, и я воцарился по смерти отца
моего; и построил это святилище Кемошу в Керихоте (библ. Кир-Харешет),
святилище для убежища, ибо он избавил меня от всех притеснителей моих и дал
мне власть над моим врагом. Омри был царем Израиля и притеснял Моав многие
дни, ибо Кемош гневался на свою страну. А его (Омри) сын наследовал ему. И
он тоже сказал: я буду теснить Моав. Он сказал это в мои дни. Но я одолел
его дом. И Израиль погиб навсегда... У меня есть рвы в Керихоте, выкопанные
израильскими пленниками..."
Как полагают историки, слова о гибели Израиля
содержат намек на переворот Иегу и его покорность перед Ассирией. Памятник
Меши датируется первыми годами правления Иегу (ок. 840 г.).
Высоты, как правило,
были староханаанскими культовыми центрами. Поэтому пророки видели в них
угрозу чистоте веры и в конце концов добились (в VII
в.) полной централизации богослужения.