ОПЫТ КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
К оглавлению
Том второй
Эпоха пророков
Священная письменность времен Второго Храма
Загорск. 1983
Раздел I
ЭПОХА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ
ДО ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО
V III-VI века до Р.Х.
1. Личность пр. Амоса и
его эпоха. Амос – один из величайших пророков ветхозаветной Церкви.
Его можно считать основоположником нового этапа в истории профетизма. В учении
Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение. Он первым
из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его
влияние. Книга Амоса занимает исключительное место в Библии.
Сведений о жизни пророка сохранилось
немного. Он не принадлежал ни к Сынам Пророческим, ни к царским прорицателям.
До своего призвания он жил в Иудее в местечке Фекоя (евр. Текоа) близ Вифлеема.
Этот городок находился на границе пустыни. "Далее, – говорит бл. Иероним,
живший в тех краях, – нет ни одного селения и даже грубых, похожих на печи
лачуг, которые африканцы называют "мапалиа". Это столь обширная пустыня,
что она простирается до Красного моря... На этой сухой и песчаной земле совсем
не родится никаких плодов. Поэтому вся она наполнена пастухами, так что бесплодие
земли вознаграждается обилием скота. Из числа этих пастухов был и пророк Амос"
(Толк. на Амоса. Пролог).
Сам Амос говорит о себе: "Я
не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы" (7,14). Неизвестно,
пас ли Амос чужие стада, зарабатывая на жизнь, или был их владельцем. Современные
экзегеты считают, что слово "нокед" (пастух; 1,1) следует переводить
как торговец скотом. Но богатым человеком Амос не был. Подрезанием сикомор (род
фиг), которое ускоряло их созревание, занимались обычно батраки. Таким образом,
будущий пророк проводил свои дни в уединении пустыни и за работой в пригородных
садах. Амос был начитан в священных книгах, обладал широким кругозором; ему
хорошо знакомо положение дел в Израиле и соседних странах.
Призвание пришло к нему внезапно.
Подобно Иоанну Крестителю, которого Господь избрал для проповеди покаяния, Амос
получил повеление идти к людям и возвещать Суд Божий. "Господь взял меня
от овец, и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю"
(7,15). Пастух знал, что никто не может противиться велению Божию:
Лев начал рыкать –
кто не содрогнется?
Господь Бог сказал –
кто не будет пророчествовать?
(3,8)
Амос отправился в Самарию,
которая переживала тогда свой последний расцвет (4 Цар 14,23-28). Иеровоам II
(783-743) вернул Израилю все потерянные области и подчинил Дамаск. Столица его
была отстроена и богато украшена. Две резиденции Иеровоама (летняя и зимняя)
славились роскошью убранства. До сих пор археологи находят в руинах Самарии
детали инкрустаций из слоновой кости, которые изготовляли для царя египетские
мастера. Но внешний, показной блеск Ефрема не мог обмануть Амоса.
Он явился в Северное царство
с проповедью покаяния и пророчествовал в Вефильском святилище, где встретил
ожесточенное сопротивление со стороны духовенства. Главный священник Амасия,
не смея взять его под стражу, доносил царю: "Амос производит возмущение
против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо
так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен
будет пленным из земли своей" (7,10-11). Получив указание из Самарии, Амасия
велел иудейскому пророку покинуть Вефиль: "Провидец! пойди и удались в
землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй,
ибо он святыня царя и дом царский". Амос возразил, что он пророчествует
в Ефреме не по своей воле, а по повелению Божию. Он предсказал страшный конец
всему дому Амасии и повторил пророчество о крушении Израиля.
Это единственное биографическое
свидетельство в Кн. Амоса, кроме вступительных слов, где время служения пророка
отнесено к правлению Иеровоама II и указано, что Амос выступил "за два
года перед землетрясением" (1,1). Вероятно, это землетрясение было воспринято
как знак гнева Божия, и тогда неведомые последователи Амоса собрали воедино
все его писания.
Память пр. Амоса празднуется
Церковью 15 июля по старому стилю.
2. Книга пр. Амоса занимает
третье место в сборнике ХII Малых пророков. Она состоит из отдельных кратких
прорицаний, помещенных без хронологической последовательности. По темам она
разделяется на 4 части:
1. Суд над народами (1,1
– 2,16).
2. Суд над Североизраильским
царством (3,1 – 6,14).
3. Символические видения
(7,1 – 9,8а).
4. Эпилог (9,8б – 15).
Боговдохновенные писания Амоса
имеют поэтическую форму; некоторые из них – запись речей, которые произносились
им во время храмового богослужения. Стиль пророка величествен и строг. Он свидетельствует
о натуре суровой, цельной, непреклонной. Амос беспощаден к грехам общества.
За исключением эпилога, в его речах господствует идея Суда Божия.
3. Основные положения богословия
Амоса могут быть сведены к пяти темам:
1. Пророк провозглашает абсолютный
монотеизм и учит о Боге как единственном Творце Вселенной. В этом он – продолжатель
Моисеевой традиции.
2.
Развивая учение Декалога, Амос считает человечность и правду главным в служении
Богу. Обряды и жертвы не могут заменить добрых дел.
3. Пророк страстно обличает
общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога.
4. Он рассматривает все народы
как равные перед Творцом; предназначение же Израиля лишь увеличивает его ответственность
в очах Божиих.
5. В Кн. Амоса впервые появляется
тема "Дня Ягве", то есть близкого и страшного Суда Господня, и в то
же время выражается надежда на спасение "остатка Иосифова" (5,15)
и восстановление "скинии Давидовой" (9,11).
4. Учение пр. Амоса
о Боге. Если прежде многие израильтяне смотрели на "Бога отцов"
как на Бога Израиля, Который лишь превосходит Своим могуществом других богов,
то Амос полностью порывает с таким архаическим воззрением. Хотя глас Господень
гремит "с Сиона", это не значит, что Бог обитает только на Сионе.
Он Творец и Властитель всей Вселенной:
Ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер,
и объявляет человеку
намерения его,
Утренний свет обращает в мрак
и шествует превыше
земли;
Господь Бог Саваоф – имя Ему.
(4,13)
Кто сотворил семизвездие и Орион
и претворяет смертную тень в ясное утро,
а день делает темным, как ночь,
Призывает воды морские
и разливает их по лицу земли?
- Господь имя Ему!
(5,8)
Власть Божия не ограничена
ни местом, ни временем. Напрасно грешники думают, что можно укрыться от Его
очей:
Хотя бы они зарылись в преисподнюю,
и оттуда рука Моя возьмет их;
Хотя бы взошли на небо,
и оттуда свергну их...
И хотя бы они скрылись на вершине Кармила,
и там отыщу и возьму
их.
(9,2-3)
Для многих философов древности
высшее Начало было слишком далеким и непостижимым, чтобы иметь отношение к событиям,
происходящим среди людей. Но Амосу открыто, что именно Тот Бог, Который "устроил
горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле" (9,6), не
остается равнодушным к человеческому роду. Люди – предмет Его особых промыслительных
деяний, и они призваны осуществлять Его волю.
5. Истинное служение Богу.
В эпоху Иеровоама культ принял полуязыческий характер. Люди наивно
полагали, что Бога можно задобрить приношениями и праздниками. Наряду с этим
подспудно продолжало сохраняться влияние ханаанских ритуалов и верований. Уставное
национальное благочестие постепенно превращалось в пустую форму, в "отеческую"
традицию, из которой исчезал дух. Человек, совершая преступление, грех, стал
надеяться, что культ и дары Богу покроют все. В противовес этому пророк от лица
Господня объявляет, что обряд без соблюдения заповедей – кощунство:
Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во
время торжественных собраний ваших.
Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
Я не приму их
И не призрю на благодарственную жертву
из тучных тельцов
ваших.
Удали от Меня шум песней твоих,
ибо звук гуслей
твоих Я не буду слушать.
Пусть, как вода, течет суд
и правда – как
сильный поток!
Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение
сорока лет, дома Израилев?
(5,21-25)
Это одно из самых сильных обличений
магического подхода к вере, которое только знал древний мир. Главным в богопочитании
должны быть "суд" (евр. мишп`ат), то есть правосудие, и "правда"
(евр. эм`ет), то есть справедливость. В них проявляется истинное следование
Завету, и лишь при этом условии Богу угодны жертвы и обряды. Когда же человек
забывает о своем долге, его лицемерное "благочестие" превращается
в глумление над святыней:
Идите в Вефиль – и грешите,
в Галгал – и
умножайте преступления;
Приносите жертвы ваши каждое утро,
десятины ваши
– хотя через каждые три дня.
Приносите в жертву благодарения квасное,
провозглашайте
о добровольных приношениях ваших
и разглашайте о
них;
Ибо это вы любите, сыны Израилевы,
говорит
Господь Бог.
(4,4-5)
Для христианской Церкви эти
обличения пророка имеют непреходящее значение. Речи Христа Спасителя против
фарисейства были как бы подтверждением правоты пророка (Мф 23,13-18; Лк 11,37-54;
см. также: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи, Господи!" войдет
в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" – Мф 7,21).
Не случайно на Амоса ссылался первомученик Стефан, обращаясь к Синедриону (Деян
7,42). В духе пророка выступали и такие мужественные светильники Церкви как
Иоанн Златоуст, бл. Иероним, свт. Филипп и прп. Максим Грек.
6. Пророк против социальной
неправды. Амос не ограничивался бичеванием личных грехов, а указывал на
порочность в общественных отношениях. Он не страшился власть имущих, хотя знал,
что они сочтут его мятежником. "Поэтому разумный, – говорит Амос, –
безмолвствует в это время, ибо злое это время" (5,13). Однако сам пастух
не хотел быть в числе этих трусливых и "благоразумных". Он язвительно
описывает беспечно пирующих богачей, разнаряженных женщин, корыстных судей,
которые "продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий"
(2,6; речь идет об обращении в рабство за деньги). Воастители народа "не
умеют поступать справедливо... насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги
свои" (3,10). В этом пророк видит отступление от Моисеева Завета: "Отвергли
Закон Господень и постановлений Его не сохранили" (2,4). Жизнь общества,
так же как и жизнь отдельного человека, тесно связана с высшим нравственным
миропорядком. Между тем люди, которые суд превращают в отраву и правду повергают
на землю (5,7), не только попирают Божий закон, но и противятся его ревнителям:
Они ненавидят обличающего в воротах
и гнушаются тем,
кто говорит правду.
Итак, за то, что вы попираете бедного
и берете от него
подарки хлебом,
Вы построите домы из тесаных камней,
но жить не будете
в них.
(5,10-11)
Богатые остаются равнодушными
к повелениям Торы, которая защищает права неимущего, сироты и вдовы:
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,
и путь кротких
извращают...
На одеждах, взятых в залог,
возлежат при всяком
жертвеннике,
И вино, взыскиваемое с обвиненных,
пьют в доме богов своих.
(2,7-8)
Здесь впервые появляются два
библейских понятия: "бедные" (евр. эбион`им) и "кроткие"
(евр. анав`им). "Эбионим" – не просто бедняки, но люди истинного
благочестия. Эти древние "нестяжатели" предпочитали довольствоваться
малым во имя правды Божией. Впоследствии в псалмах очень часто слово "бедный"
будет синонимом "праведного". Примечательно, что первые христиане
Иерусалима называли себя "эбионим", памятуя о том, что Господь Иисус
в Нагорной проповеди обращался к "нищим" и "кротким".
Обличение общественной несправедливости
в духе Амоса мы находим у ап. Иакова (5,1-6). А Отцы Церкви заклеймят погоню
за богатством как тяжкий грех. "Все богатства, – скажет бл. Иероним,
– происходят от несправедливости... Богатый или сам несправедлив, или наследник
несправедливости" (Посл. 120).
Примечание. Слова об одежде,
взятой в залог, содержат намек на нарушение Моисеевой заповеди, которая предписывала
возвращать на ночь одежду, взятую у неимущего (Исх 22,26).
7. Универсализм и избранничество.
Пророк Амос первым из священных писателей Ветхого Завета четко сформулировал
идею универсализма, противопоставив его национальной исключительности.
Если в Кн. Бытия эта идея выражена косвенно (через показ кровного родства всех
народов), то у Амоса она возвещается непосредственно – как важный элемент
Откровения. Более того, сам иудейский пророк сознает себя посланным не только
к Израилю и Иуде. Книга его начинается речами, обращенными к сирийцам, филистимлянам,
финикийцам, едомитянам, аммонитянам и моавитянам. Гнев Божий грядет на них не
за то, что они язычники. Ведь они не имели Откровения, и поэтому их религиозные
заблуждения не есть их главный грех. Он заключается в жестокости и бесчеловечности.
Захватнические войны, расправы с мирным населением, изгнание людей из родных
земель – вот в чем состоят преступления этих народов (1,3 – 2,3; "три"
и "четыре" означают полноту времени, в которое испытывалось долготерпение
Божие). Язычники, не имея верного понятия о Боге, способны отличать добро от
зла, ибо закон совести написан в их сердцах (Рим 2,14-15).
Израиль же ответствен вдвойне
перед Богом; ведь он получил Закон Господень (2,4) и предназначен служить Богу:
Только вас признал Я
из всех племен
земли;
Потому
и взыщу с вас
за все беззакония ваши.
(3,2)
Слово "признал" (точнее
"познал") означает возлюбил, то есть приблизил к Себе, вступил в тесное
общение. Речь идет о великом даре Откровения, который получил народ Божий и
который требует от него полного напряжения нравственной воли.
Израиль не выше и не лучше
других племен. Выделяет его лишь Божие избрание. Даже великое событие исхода
не имеет в очах Божиих исключительного характера. Нечто подобное совершалось
и в истории других наций:
Не таковы ли, как сыны ефиоплян,
и вы для Меня, сыны Израилевы? – говорит Господь.
Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской,
и филистимлян – из Кафтора, и арамлян – из Кира?
(9,7)
Этим навсегда отвергается национальное
превозношение, которое было свойственно цивилизациям древнего мира (как и последующих
веков).
8. Суд Божий есть
ответ святости Сущего на неправду человеческую. Вся проповедь пр. Амоса стоит
под знаком ожидания этого Суда. Господь "многомилостив" (евр. рав
хэс`ед), но Его правда рано или поздно проявляет себя.
Израильтяне верили в наступление
"Дня Ягве", когда, как они надеялись, их царство станет славным и
могущественным. В земном торжестве видели истинное благословение Божие. В каждой
религии мы находим подобные взгляды. Хананеи и другие народы, окружавшие Израиь,
смотрели на богов как на гарантов своего процветания. В этом отношении евреи
не составляли исключения. Бог, Который явился бы лишь благоустроителем земной
жизни, не мог быть истинным Богом Завета. Он не только обещает, но и требует.
Конечная Его цель – не дарование побед, урожаев, благополучия, а создание
"народа святого", Церкви, живущей по Его заветам. Поэтому люди жестоко
ошибаются, когда ждут, что в День Ягве на них, как из рога изобилия, посыпятся
дары Всевышнего:
Горе желающим Дня Господня!..
он тьма, а не свет.
(5,18)
Однако в пророчествах Амоса
День Суда еще не имеет эсхатологического характера. Он является возмездием
за зло в рамках конкретной истории:
Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф,
воздвигну народ против вас, дом Израилев,
И будут теснить вас от входа в Емаф
до потока в пустыне.
(6,14).
Пророк не называет имени этого
народа. Но скоро по всему Востоку пронесется страшное слово: ассирийцы. Быть
может, пр. Амос в конце своей жизни стал свидетелем начала всеобщей катастрофы,
когда непобедимые армии Ассура хлынули на юг и на запад, сжигая нивы и угоняя
тысячи пленных. Предвидя это бедствие, пророк не считает его случайностью. Иго
народа-поработителя открылось ему как историческая кара за грех:
Горе беспечным на Сионе
и надеющимся на гору Самарийскую
Именитым первенствующего народа,
к которым приходит дом Израиля!..
Вы, которые день бедствия считаете далеким
и приближаете торжество насилия;
Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости
и нежитесь на постелях ваших,
Едите лучших овнов из стада
тельцов с тучного пастбища,
Поете под звуки гуслей,
думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид,
Пьете из чаш вино,
мажетесь наилучшими мастями
и не болезнуете о бедствии Иосифа!
За то ныне пойдут они в плен во главе пленных
и кончится ликование изнеженных.
(6,1,3-7)
И все же нашествие врагов и
плен не являются в глазах пророка самым тяжким бедствием. Страшнее всего –
утрата милости Божией, удаление грешных от Его лица:
Вот наступают дни, говорит Господь Бог,
когда Я пошлю на землю голод –
Не голод хлеба, не жажду воды,
но жажду
слышания слов Господних.
И будут ходить от моря до моря
и скитаться от севера к востоку,
Ища слова Господня,
и не найдут его.
(8,11-12)
Не следует думать, что пр.
Амос хотел, чтобы предсказанное им совершилось. Он говорил не от себя, а повинуясь
голосу Духа Божия, и при этом с тоской взывал: "Господи Боже! пощади; как
устоит Иаков? Он очень мал" (7,2). Провидец оплакивал "деву Израилеву",
которая повержена и некому ее поднять (5,2). Он умолял людей: "Взыщите
Господа – и будете живы!" (5,6). И ему было открыто, что Суд Божий станет
только вразумлением, а не гибелью.
9. Эпилог Кн. пр. Амоса.
Пророчество о спасении. В видении (7,3,6) пророк узнает, что Господь сжалится
над грешниками. Подобно тому как пастух "исторгает из пасти львиной две
голени или часть уха" (чтобы отчитаться перед хозяином), так после бедствий
будет сохранен
некий остаток народа Божия.
Учение об "остатке"
будет развито в пророчестве Исайи. Но сама мысль об уцелевшем ядре ветхозаветной
Церкви уже присутствует у Амоса (5,15). Она смягчает грозный тон всей его книги,
эпилог которой (9,11-15) дышит надеждой. Бог обещает, что падший шатер Давидов
будет восстановлен, изгнанники возвратятся из плена и вновь застроят опустевшие
города. Это произойдет во исполнение обетования, ибо слово Господне не может
быть отменено.
В пророчестве о царстве Давида,
объемляющем "все народы" (9,12), ап. Иаков, Брат Господень, видел
прообраз Вселенской Церкви, которая включает как иудеев, так и эллинов (Деян
15,15-18).
Вопросы для повторения
1. К какому разделу Ветхого Завета относится Кн. пр. Амоса?
2. В чем исключительное значение пророка?
3. Когда он жил и что известно о его личности?
4. Откуда происходил пр. Амос и где проповедовал?
5. Каковы основные разделы его книги и как она была составлена?
6. Каковы основные 5 тем Кн. пр. Амоса?
7. Чем характеризуется учение пр. Амоса о Боге?
8. Как понимает пророк истинное служение Богу и почему осуждает
народное обрядовое благочестие?
9. Чем продиктован социальный протест, запечатленный в Кн.
пр. Амоса?
10. В чем особенности универсализма пророка?
11. Как понимает он избранность Израиля?
12. Каково было популярное представление о Дне Ягве?
13. Чем является для пр. Амоса этот День?
14. В чем конкретно должен выразиться Суд Божий над народами
и Израилем?
15. В чем заключалась надежда пр. Амоса на будущее?
16. Прообразом чего, согласно ап. Иакову, являлось пророчество
о возрождении Дома Давидова?
|