ОПЫТ КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
К оглавлению
Том второй
Эпоха пророков
Священная письменность времен Второго Храма
Загорск. 1983
Раздел I
ЭПОХА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ
ДО ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО
V III-VI века до Р.Х.
Благодаря чудесному спасению
Иерусалима от ассирийцев ожило старое, народное понимание Завета. Пророчество
Нафана толковалось в том смысле, что Бог при любых обстоятельствах защитит
Свой святой град. Древнее поверие о неприкосновенности Иерусалима еще больше
укрепляло эту мысль. Пр. Исайя знал, что град Давида спасен лишь ради Остатка.
Общее же мнение сводилось к тому, что Господь обязался во что бы то ни стало
возвысить власть "сынов Давида". Предупреждения о последствиях нарушения
Завета (Втор 29,16-28) оставлялись без внимания. Против
этого взгляда и выступил пророк Михей.
1. Пр. Михей: человек и
книга. Пророк Михей (евр. Миха) происходил из города Морешета (отсюда его
прозвище Морашети, Морасфитянин), расположенного к юго-западу
от Иерусалима. Он был современником пр. Исайи и проповедовал между 740 и 700
годами. О жизни пророка ничего не известно. Язык его книги безыскусный и лишен
поэтического блеска, свойственного писаниям великого иерусалимлянина. Скорее
всего, пр. Михей был человеком из народа, как Амос. Он принимает близко к сердцу
нужды крестьян и простых иудеев, которые страдали от неурядиц, войн и угнетения.
Это тоже сближает его с Амосом. Нет никаких указаний, что Михей был непосредственным
учеником пр. Исайи, но, несомненно, он принадлежал к тем "беднякам Господним",
которые поддерживали пророка и сочувствовали его замыслам.
Древнееврейский текст книги
пр. Михея имеет сравнительно плохую сохранность. Но основные положения его проповеди
вполне ясны. Попытки найти в книге поздние вставки не дали бесспорных результатов.
В целом она есть подлинное произведение Морасфитянина и написана им в VIII
веке. Как и другие пророческие писания, она создавалась в виде небольших свитков-пророчеств,
которые потом были объединены книжниками и включены в сборник Малых Пророков.
В нынешнем виде Кн. пр. Михея
состоит из трех частей: 1. Обличение грехов общества (гл. 1-3), 2. Утешение
Сиону (гл. 4-5), 3. Суд и спасение (гл. 6-7).
Память пророка празднуется
Церковью 14 августа.
2. Изобличение ложного взгляда
на Завет. Пророк Михей резко выступал против тех, кто успокаивал народ
ложными обещаниям. Особенно сильное негодование вызывали у него "пророки",
которые говорили, что ради Завета Бог будет неизменно содействовать Израилю.
Михей разоблачал их корыстные побуждения, их желание угодить толпе и получить
за это награду:
Так говорит Господь на пророков,
вводящих в заблуждение
народ Мой,
Которые грызут зубами своими –
и проповедуют мир,
А кто ничего не кладет им в рот,
против того объявляют
войну.
(3,5)
Но и сами верующие создавали
почву для таких "пророков". Ложно понятый патриотизм и превратное
толкование Завета побуждали народ охотно слушать людей, говорящих ему по сердцу:
Если бы какой-либо ветреник выдумал
ложь
и сказал: "я буду
проповедовать тебе о вине и сикере",
То он и был бы угодным проповедником для этого народа.
(2,11)
Слово же правды – горькое
слово. Оно исходит от Бога и не может угождать людям, ослепленным ложью. Завет
сохраняет силу только для тех, кто стремится его соблюдать, для "Остатка
Иакова" (5,7). А основная масса людей, особенно власть имущие, оказались
недостойными Завета. Они уповают на несокрушимость Сиона, но "они не знают
мыслей Господних" (4,12).
Могут ли считать себя "Остатком"
идолопоклонники и насильники? Князья уверены, что "есть в их руке сила".
Они пренебрегают заповедями:
Пожелают полей и берут их силою,
домов – и отнимают
их;
Обирают человека и его дом,
мужа и его наследие.
(2,2)
За это Самария превратится
в "груду развалин" (1,6) и даже Иерусалим не будет пощажен:
Слушайте же это, главы дома Иаковлева
и князья дома Израилева...
Созидающие Сион кровью
и Иерусалим – неправдою!
Главы его судят за подарки,
и священники его учат
за плату,
и пророки его предвещают
за деньги,
А между тем опираются на Господа, говоря:
"не среди ли
нас Господь?
не постигнет нас беда!"
Посему за вас
Сион распахан будет,
как поле,
и Иерусалим сделается
грудою развалин,
и гора дома сего будет
лесистым холмом.
(3,9-12)
Итак, Завет и Обетование останутся
незыблемы только в отношении тех, кто не будет отступать от путей Господних.
3. Истинный путь Господень.
Следуя традиции Амоса и Осии, пр. Михей провозглашал, что Богу Израилеву
не угодны дары, если их приносят люди, противящиеся Его воле. Он не похож на
богов языческих, которые довольствуются жертвами и в награду за них гарантируют
своим поклонникам благоденствие. Что же есть добро в очах Божиих?
С чем предстать мне пред Господом,
преклониться пред
Богом небесным?
Предстать ли пред Ним со всесожжениями,
с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов
или неисчетными потоками
елея?
Разве дам Ему первенца моего за преступление мое
и плод чрева моего
– за грех души моей?
(6,6-7)
Так рассуждали многие. Царь
Ахаз сам принес своего сына на алтарь в подражание язычникам (таков смысл слова
"проводить через огонь" в 2 Пар 28,3). Казалось бы, это величайшая
жертва, которая должна безусловно смягчить гнев Божий. Но пр. Михей дает на
поставленные вопросы совершенно другой ответ:
О, человек! Сказано тебе, что – добро
и чего требует от
тебя Господь:
ДЕЙСТВОВАТЬ СПРАВЕДЛИВО, ЛЮБИТЬ ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ
И СМИРЕННОМУДРЕННО
ХОДИТЬ ПРЕД БОГОМ ТВОИМ.
(6,8)
Подобное утверждение не было
"религиозным переворотом" или новшеством. Оно коренилось в учении
Моисея. Пр. Михей лишь повторил и дополнил слова Второзакония (10,12-13): "Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог
твой? Того только, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, и ходил всеми путями
Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей
души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его".
Три заповеди как бы суммируют суть
закона Божия. Они касаются:
- общественных отношений (справедливости),
- личной нравственности (милосердия),
- и отношения к Богу (смиренномудрия,
которое есть благоговение перед волей Господней).
Только при этих условиях жертвы
будут иметь смысл как внешнее выражение духовной и нравственной жизни.
4. Спасение. Вождь-Мессия.
Пр. Михей остается верен надежде на грядущее торжество Царства Божия. Пусть
князья "сдирают кожу" с народа, пусть народ пленен заблуждениями,
пусть придет на них неизбежное возмездие – цели Творца будут достигнуты вопреки
всему. Остаток будет спасен. Бог соберет вокруг Себя верных и "будет царствовать
над ними на горе Сионе отныне и до века" (4,7). Совершится это руками
таинственного Вождя. Срок испытаний не кончится, "доколе не родит имеющая
родить" (5,3). Мессия родится от земной Женщины в отечестве Давида:
И ты, Вифлеем-Ефрафа,
мал ли ты между тысячами
Иудиными?
Из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть
Владыкою в Израиле
И Которого происхождение из начала,
от дней вечных.
(5,2)
К откровению Исайи в Кн. пр.
Михея добавляются две черты: Мессия произойдет из Вифлеема и происхождение Его
будет чудесным. Слова пророка стали основой ветхозаветной веры в предвечное
бытие Мессии. Эта вера предвосхищала евангельскую тайну Слова, Которое "было
в начале у Бога" (Ин 1,2).
5. Языческая реакция при
Манассии и Амоне (687-642). В 687 году, вскоре после второго похода Синахериба,
Езекия умер. При его наследнике Манассии (евр. Менаше) в Иудее восторжествовала
проассирийская партия. "Партия реформ", группировавшаяся вокруг Исайи,
надеялась, что великий враг Израиля и поработитель народов Ассур утратит силу.
Но события развернулись иначе. Правление сына Синахериба Ассаргадона стало временем
расцвета Ниневии. Ассаргадон восстановил Вавилон и тем приобрел его верность.
Царства Сирии-Палестины не могли и думать о сопротивлении. Надпись Ассаргадона
перечисляет 22-х покоренных монархов; в начале списка
стоят имена Баала Тирского и "Манаси, царя Иауади" (Манассии).
При нем религиозные реформы,
начатые Езекией, были приостановлены. Манассия и его окружение распространили
свою вассальную зависимость от Ассирии и на религию. Вновь в Храме появились
статуи богов. Особенно широкую популярность приобрел культ "воинства небесного",
то есть звезд, которые издавна чтились в странах Двуречья. Бог Израилев стал
в глазах народа национальным Божеством, наряду с Которым можно чтить и других.
Протесты "партии реформ"
жестоко подавлялись. По словам пр. Иеремии, заставшего в юные годы эти гонения,
меч пожирал пророков, как лев (2,30). В 4 Кн. Царств сказано, что Манассия пролил
"весьма много невинной крови, так что напоил ею Иерусалим от края до края"
(21,16).
Тайным ревнителям веры оставалось
лишь ждать и надеяться. Они сумели спасти священные рукописи пророков, и, вероятно,
именно они спрятали в Храме свиток Второзакония, который в 622 году нашел царь
Иосия.
По-видимому,
это мрачное сорокалетие отражено в псалме 93:
Боже отмщений, Господи,
Боже отмщений, яви
Себя!
Восстань, Судия земли,
воздай возмездие гордым.
Доколе, Господи, нечестивые,
доколе нечестивые
торжествовать будут?
(1,3)
В 642 году Манассия умер.
Ему наследовал его сын Амон, который вскоре пал жертвой дворцового переворота.
Князья-заговорщики, убившие его, пытались посадить на трон своего ставленника, но простые иудеи, "народ
земли", поднялись на защиту дома Давидова и в 640 году провозгласили царем
сына Амона – Иосию, который в то время был еще восьмилетним ребенком (4 Цар
21,19-26). С этого момента пророческое движение возрождается вновь.
6. Пр. Софония и
его книга. Небольшая книга пр. Софонии целиком написана самим пророком.
Она состоит из четырех частей:
1. День Гнева, грядущий
на Иудею (1,1 – 2,3).
2. Суд над народами (2,4-16).
3. Пророчество об Иерусалиме
(3,1-8).
4. Обетования (3,9-20).
Основная мысль его пророчества
заключена в том, что человек может жить, лишь не теряя связи с Богом. Утрата
этой связи ввергает мир в хаос – природный и исторический. Но среди бурь и
катастроф уцелеет "Остаток" (3,13), "бедняки Господни",
люди "смиренные и простые" (3,12). С ними пребудет Бог и дарует им
полноту жизни. Эта весть о торжестве кротких и смиренных прозвучит в молитве
Девы Марии, Дщери Сионовой, над Которой исполнится Обветование (Лк 1,52).
Вопросы для повторения
1. В чем заключалось ложное представление о Завете?
2. Что мы знаем о пр. Михее?
3. В чем упрекал Михей пророков своего времени?
4. Как определяет пр. Михей истинное благочестие?
5. Какие черты носит мессианское пророчество Михея?
6. С чем была связана языческая реакция при Манассии?
7. В чем она проявилась?
8. Какие события сопровождали начало проповеди пр. Софонии?
9. Каков основной смысл Кн. Софонии?
|