Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 1
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы
показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное
через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса
Христа и что он видел.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие
написанное в нем; ибо время близко.
1, 1a. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» — эти
слова означают, что откровение принадлежит самому Христу, идет через Него,
потому что Он Сам был высочайшим откровением Божественного в мире. «Вскоре»
— это апокалиптический библейский термин. Для Бога это может означать и
тысячу лет, и десятки тысяч лет. История человечества в сравнении с историей
мира, которая насчитывает сотни миллиардов лет, показывает, насколько все
происходившее скоротечно. И когда Бог говорит «вскоре», то даже если это
совершится через миллион лет, с Божественной точки зрения это будет «вскоре».
1, 1b–2. Христос послал «через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» —
не обязательно имеется в виду явление Ангела, как мы его обычно представляем;
ангел — это любой посредник между небом и землей. Древний библейский
термин «раб» означает «служитель», «служащий», «отрок», как иногда это
слово переводят по-славянски, поэтому, употребляя выражение «раб Божий»,
мы вкладываем в него старый библейский смысл — «Божий служитель». И это
вносит совершенно иной оттенок, иную смысловую окраску, потому что для
нас раб — всегда что-то унизительное, но, как мы знаем, Христос отвергает
для нас такое название, говоря «вы не рабы, но сыны».
1, 3. Это обращение к читателю. «Пророчество» в данном случае не означает
предсказания будущего, хотя некоторые считают, что Апокалипсис сводится
к такому предсказанию и, значит, был написан не для всех времен, а только
для какого-то определенного, скажем, для нашего или для более позднего
времени. Но «пророчество» с библейской точки зрения есть возвещение воли
Божьей через человека, поэтому здесь так и сказано: «соблюдающие написанное
в нем», то есть в пророчестве. Ведь никакое предсказание соблюдать нельзя,
это есть воля Божья, выраженная в словах.
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того,
Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом
Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых
и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов
наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу
Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать
вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся
перед престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец
из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас
от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему,
слава и держава во веки веков, аминь.
1, 4а. Асия — римская провинция, занимавшая большую часть
Малой Азии. Почему автор обращается к семи церквам? Ведь церквей в Асии
было гораздо больше, и они были основаны апостолами Павлом и Петром. Но
для того чтобы изобразить полноту вселенской Церкви, Иоанн берет
семь главных церквей Малой Азии. Семь — древнее священное число, обозначающее
полноту. Очевидно, это те церкви, которые были более ему подначальны, в
которых он подвизался и был с ними больше знаком. «От Того, Который есть
и был и грядет» — это истолкование имени Божьего, которое дано в Книге
Исхода. Когда Моисей вопросил Господа: «Каково имя Твое?» — Господь сказал:
«Я есмь, Который буду». Вот этот странный для нас оборот и переводится
как «Сущий» (Исх 3,14). «Я есть, Который буду», то есть «Мне принадлежит
время, вечность и все бытие». И апостол Иоанн придает этому определению
Бога, владеющего прошлым, настоящим и будущим, то есть всем, что есть в
мире, эсхатологическое значение: будущее принадлежит Богу в особом, специфическом
смысле — это будущее, которым Он будет владеть полностью, над которым Он
воцарится.
1, 4b. Семь духов, согласно древним представлениям, обозначают
полноту небесных иерархий.
1, 5а. «Свидетель верный» — говорится в противовес ветхозаветным пророкам,
которые были свидетелями немощными, сознававшими свою слабость. Вы помните,
что в Книге пророка Исайи говорится: «Горе мне! погиб я! ибо я человек
с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза
мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6,5). Иеремия говорит: «Я не умею
говорить, ибо я еще молод» (Иер 1,6). Все они были свидетелями, но немощными.
Есть только один Свидетель о Боге, Тот, Который несет Его в Себе, «первенец
из мертвых и владыка царей земных». Есть единственная настоящая, высшая
власть — это власть Христова, власть Того, Который сказал: «Дана Мне всякая
власть на небе и на земле» (Мф 28,18).
1, 5b–6. Слова «соделавшему нас царями и священниками» напоминают о
Синайском призыве, когда Бог говорит народу: «а вы будете у Меня царством
священников и народом святым» (Исх 19,6), то есть народом, посвященным
Богу. Из этой горстки людей вырастает впоследствии вселенская Церковь,
и отныне все мы, посвященные Богу, принадлежим Христу, следовательно, являемся
царством священников.
7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и
те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей,
аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который
есть и был и грядет, Вседержитель.
9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и
в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие
и за свидетельство Иисуса Христа.
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий
голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и
Последний;
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся
в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию,
и в Лаодикию.
1, 7. Облако — это символ Богоявления. Значит, Бог является в силе
и славе. «Узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его» — намек на слова
из книги Захарии: «Воззрят на Него, Которого пронзили...» (Зах 12,10).
Это Творец, от Которого люди отвернулись, Которого пронзили своей неблагодарностью,
и потом они будут плакать о том, что сделали; это прообраз Креста Христова.
1, 8. «Альфа и Омега» — начальная и конечная буквы греческого алфавита.
Значит, автор обращается к людям, которые говорят по-гречески.
1, 9. Патмос — не символическое, а конкретное географическое место,
скалистый, пустынный остров в Эгейском море. Места ссылок были различные,
но, очевидно, Иоанн был выслан именно туда. Возможно, там были каменоломни,
в которых работали ссыльные.
1, 10. «Был в духе» — библейское выражение, обозначающее исступление,
экстаз, сошествие некой духовной харизмы на человека, когда он словно начинает
говорить не от себя. «День воскресный»*: интересно, что уже в первом веке,
через два-три десятилетия после Пятидесятницы первый день недели, который
потом стал называться воскресеньем, посвящается Господу Иисусу Христу.
Звук труб был древним символом явления Божьего — мы знаем, что над Синаем
гремели трубные звуки.
--------------------------------------------------------------------------------------------
* В греческом оригинале «день Господень». (Прим. ред.)
1, 11. Существует точка зрения, которая отстаивается в некоторых
наших книгах, например, у Льва Тихомирова, и в переводных, в частности
баптистских, что эти церкви на самом деле обозначают различные эпохи в
истории христианства. Но в новозаветном богословии она совершенно не принята.
Все эти церкви были тогда славными, знаменитыми, известными, и ничего символического
в них не было. Поэтому у нас нет ни малейшего основания считать, что они
символизируют эпохи. Более того, если бы послания к этим церквам мы стали
прилагать к различным эпохам, то всегда нашли бы нечто общее, и это не
случайно, ибо все послания относятся к каждой церкви, к каждому веку и
к любому из нас. Замечательные, драгоценные строки этой главы обращены
не только ко всем церквам, но и к душам человеческим.
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший
со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому,
облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи
Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи,
и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил
острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый.
И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый
и Последний,
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и
имею ключи ада и смерти.
19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после
сего.
1, 12–20. Перед нами описание видений. Сын Человеческий предстает
в виде гигантского исполина с белыми волосами и с огненными ногами. В какой-то
степени Он антипод истукана, гигантской статуи, обозначающей языческую
империю, о которой рассказывается в Книге пророка Даниила (Дан 2,31-35).
Гигантский идол с золотой головой и с глиняными ногами — символ царств,
держав мира сего, а противостоит этому великану некто, подобный Сыну Человеческому.
В той же Книге Даниила говорится о том, что эти чудовищные царства сменятся
Царством Сына Человеческого.
И вот, Сын Человеческий, подобный первосвященнику, предстает в одеждах
первосвященнических, потому что Он ходатайствует за народ. «Лицо
Его, как солнце, сияющее в силе своей», напоминает нам о Преображении на
горе Фавор. В деснице Его семь звезд, и тут же семь светильников. Что они
означают? В то время, когда на церкви обрушились гонения, когда христиане,
как и в наши дни, думали о том, что же с ними будет, Христос этим показал,
что церкви — у Него в руках, как эти звезды. Семь церквей, семь звезд,
семь светильников, семь ангелов неколебимы, потому что поставлены Христом.
Если они сами не изменят Ему, то останутся защищенными несмотря на все
бури. Христос стоит среди светильников! Если бы мы могли себе
это как-то представить, то, конечно, это было бы огненное видение: халколиван*
значит медь расплавленная, медь текущая, как магма из вулкана, горящая,
сияющая. А что же видел апостол, что было перед его глазами? Я думаю, что
это было внутреннее видение, которое он пытался выразить символически,
как на иконе, и никаких иных, кроме этих сияющих, ярких, огненных, ослепляющих
человека образов, он подобрать не мог.
--------------------------------------------------------------------------------------------
* Неизвестно, что представлял из себя «халколиван». Вероятно, это был
какой-то высокоценимый в древности сплав драгоценных металлов. (Прим. ред.)
Далее
|