Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 17
1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш,
и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою
блудницею, сидящею на водах многих;
2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния
упивались живущие на земле.
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую
на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью
головами и десятью рогами.
Семнадцатая глава касается судьбы империи. Перед нами проходят
картины, рисующие всемирное государство того времени, Римскую империю.
Именно на это намекают слова о жене, которая сидит на семи холмах,
— это семихолмный Рим (Откр 17,9). Почему империя называется Вавилоном
и блудницей? Вавилон связан со смешением языков и одновременно это
символ насильственной власти, объединяющей многонациональное царство,
каким был во времена апостола Рим.
17, 1–2. Воды многие — образ, взятый из древних пророчеств, обличавших
Вавилон (Иер 51,13). Но Рим действительно находился на «водах многих»:
окруженный морями, он правил средиземноморским кругом. «Блудодействовали
цари земные...» Блуд, разврат — очень древний символ измены Богу,
это образ язычества. Язычество Римской империи, преимущественно
культ кесаря, охвативший почти все страны средиземноморского мира,
в данном случае называется блудодеянием. Но если мы продолжим эту
временную линию, то увидим, что насаждение ложного духа империи
совершалось неоднократно в самые различные эпохи вплоть до нашей.
17, 3а. Пустыня, по очень древним представлениям людей Востока,
была местом обитания демонов, и легко понять, откуда возникла эта
мысль. Когда жители плодородных земель попадали в пустыню, где не
видели ничего, кроме неба и камней, они приходили в ужас: им казалось,
что Бог навсегда отверг это место, что оно проклято, и поэтому они
населяли пустыню демонами. Царем пустыни был демон Азазел, были
там и другие демоны, представляемые в виде козлов. Вспомните слова
Евангелия: когда изгоняется бес из человека, то он выходит и бродит
по пустынным местам (Лк 11,24). Таким образом, пустыня становится
в Писаниях символом внеблагодатного, антибожеского места, и поэтому
апостол созерцает антихриста и империю именно в пустыне.
17,3b. Она сидит «на звере багряном...» Красный цвет, багрец всегда
обозначал богатство. Пурпур, очень прочную красную краску, добывали
в Финикии из некоторых видов моллюсков, и эта драгоценная краска
шла только на царские одеяния. Отсюда слова: «И жена облечена была
в порфиру и багряницу». Красный, багряный зверь — символ владычества,
царства, власти, и он преисполнен «именами богохульными». Прежде
«имена богохульные» были только на головах, а здесь все тело чудовища
покрыто ими — божественными титулами, которые со времен Августа
давались римским императорам (в последующие эпохи эти имена могут
быть уже иными). Речь идет о распространении богохульства на всю
империю, на все народы.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена
золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу
в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать
блудницам и мерзостям земным.
6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей
Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.
7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну
жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны,
и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена
которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь
был, и нет его, и явится.
17, 4–5. Внешний блеск империи скрывает ее разлагающуюся сущность.
Жена одета в порфир и багряницу, а в руке у нее золотая чаша. Таким
образом, она является как бы лжецерковью — она противостоит «жене,
облеченной в солнце» (Откр 12,1), она лишь подобна священнодействующей
Церкви, и золотая чаша в руках подобна евхаристическому потиру.
Но сама она, хоть и одета в драгоценности, — блудница, а чаша ее
полна мерзости, и на челе написано, что это великий Вавилон, мать
блудницам и мерзостям (намек на обычай римских проституток писать
на головных повязках свои имена). Мерзость запустения — старое выражение,
взятое из Книги пророка Даниила (Дан 9,26-27; нарушение Завета называется
мерзостью перед Господом и в Пятикнижии). Эти слова повторил потом
Господь в пророчествах об Иерусалиме, и оно обозначает язычество
(Мф 24,15).
17, 6–8. «Я видел, что жена упоена была кровью святых…» Это мученики,
первые жертвы гонений Нерона, а потом и все мученики, павшие от
любой тирании.
«Дивился удивлением великим...» Ясновидец не скрывает того, что
ему непонятны эти торжествующие силы зла, ему трудно вместить, что
Бог дает такую силу темным стихиям. А ангел говорит: «Что ты дивишься?..
Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет
в погибель...» Заметьте, какая здесь интересная гротескная параллель
с Мессией, Который был, есть и грядет, Которому принадлежит вечность.
И зверь Ему в этом как бы уподобляется.
Зверь, который «явится» вновь, погибший и снова оживший — это антихрист,
антипод Христа, переживший какие-то потрясения и возродившийся,
возвращающийся. Исторической подоплекой этому послужила легенда
о лженеронах: после смерти Нерона многие не верили, что он умер
(как и после смерти Гитлера и других вождей-тиранов говорили, что
они где-то скрываются, прячутся и т.д.). И народ боялся, потому
что ходили самые невероятные слухи — впоследствии Фейхтвангер описал
все это в псевдоисторическом романе «Лженерон».
9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь
гор, на которых сидит жена,
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой
еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из
числа семи, и пойдет в погибель.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые
еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари,
на один час.
13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
17, 9–10. «Семь голов суть семь гор...» Это семь холмов Рима. Семь
царей, из которых «пять пали, а другой еще не пришел...», толкователи
пытаются увязать с историей римских императоров. Но их было больше
семи: это Август, Тиберий, безумный Калигула, слабый Клавдий, его
пасынок Нерон, после которых прошли, как мимолетные тени, военачальники,
захватившие власть, — Гальба, Отон и Вителлий, — затем Веспасиан.
Тит правил всего год или полтора, а за ним воцарился Домициан, при
котором и был написан Апокалипсис.
Я думаю, что здесь есть действительно прямой намек на императоров,
хотя одни утверждают, что семь — не более чем символическое число,
обозначающее полноту власти, и его можно отнести к любому времени
и к любому царствованию. Другие же полагают, что вести отсчет надо
прямо с Нерона: Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан, Тит и
Домициан. Ведь думали, что в лице Домициана возродился Нерон. Домициан
был таким же жестоким человеком, и в его правление было второе гонение
на христиан, правда, слабее по сравнению с нероновым. Образ Домициана
представлен в художественной литературе, опять же у Фейхтвангера
в его романе «Настанет день». Когда говорится «не долго ему быть»,
полагают, что это намек на императора Тита, который, будучи тяжело
больным человеком, вступил на престол в 79 году, а в 81 году скончался,
и кесарем стал его брат Домициан.
17, 11–13. Восьмой зверь, то есть антихрист, «из числа семи и пойдет
в погибель...» Он принадлежит к тому же роду, что эти семь. Действительно,
Домициан был из рода Флавия. «Десять рогов, которые ты видел, суть
десять царей, которые еще не получили царства...» Полагают, что
речь идет о десяти парфянских сатрапиях, хотя некоторые думают,
что о провинциях Рима, которые восстали против него. В данном случае
это не имеет значения, важно, что мощный враг — снаружи или изнутри
— обрушивается на империю...
14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит
их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые
с Ним, суть званые и избранные и верные.
15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница,
суть люди и народы, и племена и языки.
16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят
блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут
ее в огне;
17 потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его,
исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся
слова Божии.
18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий
над земными царями.
17, 14. Замечательные слова «Агнец победит их» вселяют в нас надежду.
В какую бы эпоху ни привелось нам жить, и о какой бы эпохе ни приходилось
нам думать, мы всегда должны помнить эти слова. Мы удивляемся разгулу
зла, но мы не должны забывать, что «Агнец победит», победит не воюющий,
не дракон, а именно Агнец. Это очень важные слова. Победит Агнец,
Который, казалось бы, бессилен, к тому же заклан.
17, 15. Воды, на которых сидит блудница, означают конкретно воды
Средиземного моря, но это и старый апокалиптический образ: воды
моря обозначали народы. Шумят народы, как море, говорится в Писании
(Ис 17,12).
17, 16. Это, конечно, больше похоже на внутреннее поражение, нежели
на вторжение иноземных народов. Мы знаем, что большинство империй
пало не только от ударов извне, но и от внутренней непрочности.
Участь всех вавилонских башен всегда одна и та же, и отчего бы она
ни зависела — от врагов, идущих с востока, или от врагов, поднимающихся
внутри, — так или иначе судьба Вавилона решена.
17, 17–18. Рим нигде в Апокалипсисе прямо не упоминается, но не
надо забывать, что эта книга переписывалась и распространялась в
разгар преследований при жестоком и подозрительном императоре, и,
конечно, она содержала иносказание, которое о. Сергий Булгаков называет
«тайным политическим шифром».
Далее
|