КРЕДО
Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина
и, разумеется, священника, уже выражено в Символе Веры, Ваш вопрос
вполне законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время
мы находим целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга.
Итак, если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую,
есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны
жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я
воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение
двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее.
- Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет
и оценивает все (Откр. 1,8).
- Оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним
божественным актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию
(Откр. 3,20).
- Оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также
в жизни вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях
(см. притчи Господни, в частности, МФ 6,28-29);
- знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества
оправдываются тем, что человек является творением Божиим (Пс.
8);
- видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим.
4,3);
- не требует ощутимых знамений (Мк. 8,11-12), памятуя о том,
что творение - чудо (Пс. 18,2);
- Оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но
остерегается буквально толковать каждую строчку Библии, особенно
Ветхого Завета (Рим. 7,6);
- верит, что один и тот же Бог открывался в обоих Заветах, однако
открывался постепенно, в соответствии с уровнем человеческого
сознания (Евр. 1,1);
- различает грань, отделяющую Предание (дух веры и учения) от
"преданий", среди которых есть немало фольклорных и преходящих
наслоений на религиозной жизни (Мк.7,8;Кол. 2,8).
- Оно верит, что Церковь живет и возрастает силой Христовой (Мф.
16,18; 18,20);
- верит, что Христос являет Себя в таинствах Церкви, в ее освящении
мира, в ее учительстве и в делах служения (1 Кор. 11,26; Мф. 18,20,19-20;
Рим. 6,11; Мф. 18,18; Лк. 10,16), но знает, что ни одна из этих
сторон церковной жизни не является самодостаточной, ибо Христос
пришел и как Спаситель, и как Целитель, и как Наставник;
- чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение,
что они вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям (Мф. 23,23-24;
Мк. 12,28-31);
- верит в значение иерархического и канонического принципа в
Церкви, видя в них свойство структуры деятельного организма, имеющего
практическое призвание на земле (1 Кор. 11,27-30);
- знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на
протяжении веков и в будущем не смогут (и не должны)
- оставаться абсолютно неизменными (Ин. 3,8; 2 Кор. 3,6,17).
Это же относится и к богословскому толкованию истин веры,
- которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления (так
Отцы Церкви и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет
в Писании).
- Оно не боится критически смотреть на прошлое Церкви, следуя
примеру учителей Ветхого Завета и Св. Отцов;
- расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского прошлого
(и настоящего): казни еретиков и т.п. как измену евангельскому
духу и фактическое отпадение от Церкви (Лк. 9,51-55);
- знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый
архиерей, фанатичный приверженец старины) не принадлежат только
евангельской эпохе, а возрождаются в любое время, под разными
обличиями (Мф. 16,6);
- остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся
не в духе веры, а в чертах присущих человеческой падшей природе
(Мф. 20,25-27; 23,8-12);
- исповедует свободу как один из важнейших законов духа, рассматривая
при этом грех как форму рабства (2Кор. 3,17; Ин. 8,32; Рим. 6,17).
- Оно верит в возможность стяжания человеком Духа Божия, но чтобы
отличить это стяжания от болезненной экзальтации ("прелести"),
судит по "плодам духа" (Гал. 5,22);
- вслед за ап. Павлом смотрит на человеческое тело как на Храм
Духа (1Кор. 6,19), хотя и несовершенный в силу падшего состояния
природы; признает необходимость попечения о нем (1 Тим. 5,23),
если оно не переходит в "культ плоти";
- в соответствии с соборными решениями смотрит на брак и на монашество
как на "равночестные", если только монашество не принимается под
влиянием честолюбия и других греховных мотивов;
- отказывается объяснять зло в человеке только его несовершенством
или "пережитками звериной природы", а верит в реальность метафизического
зла (Ин. 8,44).
- Оно переживает разделение христиан как общий грех и нарушение
воли Христовой (Ин. 10,16), веря, что в будущем грех этот преодолеется,
но не на путях превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти,
а в духе братской любви, без которой призвание христиан не может
быть осуществлено (Мф. 5,23-24);
- открыто всему ценному, что содержится в христианских исповеданиях
и нехристианских верованиях (Ин. 3,8;4,23-24);
- не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных,
но отвергает насилие, диктат, ненависть, даже если они прикрываются
именем Христовым (Мф. 7,21; Мк. 9,40; Мф. 21,28-31);
- рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее
Богу, как сокровенное действие благодати Христовой;
- считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может
служить поводом для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение
Царства Божия должна вестись в средоточии жизни.
- Оно "аскетично" не столько тенденцией бегства от мира, сколько
духом самоотвержения, борьбой с "рабством плоти", признанием господства
непреходящих ценностей (Мф.16,24);
- видит возможность реализовать христианское призвание человека
во всем: в молитве, труде, созидании, действенном служении и нравственной
дисциплине;
- верит в святость человеческой любви, если она соединена с ответственностью.
Верит в святость семьи и брака (Быт. 2,18,23-24; Мф. 19,5);
- признает естественной и оправданной любовью к отечеству и отечественной
культуре, памятуя, однако, что духовное выше национального (Евр.
13,14; Гал. 3,28; Кол. 3,11).
- Оно ценит национальные облики церквей как конкретные индивидуальные
воплощения человеческого духа и богочеловеческой тайны. Однако
это не заслоняет вселенского характера Церкви;
- оно относится к многовековому культурному творчеству Церкви
не как к ошибке, а как к реализации даров Божиих.
- Оно не считает разум и науку врагами веры. Просвещенное духом
веры знание углубляет наше представление о величии Творца (Пс.
103, 3; Цар. 4, 33; Пс. 88,6);
- отвергает попытки найти в Писании или у Отцов Церкви естественно-научные
сведения, пригодные для всех времен;
- рассматривает научное исследование Библии и церковной истории
как важное средство для уяснения смысла Откровения и реальных
обстоятельств св. истории;
- открыто ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может
быть оценена и осмыслена в свете веры;
- утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть
прежде всего свидетельство служения и действенной любви (1 Кор.
13);
- смотрит на общественную жизнь, как на одну из сфер приложения
евангельских принципов;
- признает гражданский долг человека (Рим. 13,1), поскольку он
не противоречит требованиям веры (Деян. 4,19);
- не объявляет ту или иную систему правления специфически христианской.
Ценность системы измеряется тем, что она дает человеку: целесообразностью
и гуманностью;
- считает отделение Церкви от государства оптимальной ситуацией
для веры и усматривает опасность в самой идеи "государственной
религии";
- верит в историю как поступательный процесс, который через испытания,
катастрофы и борьбу восходит к грядущему сверхисторическому Царству
Божию;
- относится сдержанно к концепции "неудавшейся истории", то есть
к убеждению, что правда Божия потерпела на земле полное поражение
(против этого говорит Откр. 20,1-6);
- верит, что когда бы ни наступил последний Суд миру, человек
призван трудиться на благо других, созидая царство добра, Град
Божий;
- верит, что Суд уже начался с того момента, когда Христос вышел
на проповедь (Ин. 3,19; 12,31);
- смотрит на посмертное состояние души человека как на временное
и несовершенное, которое в грядущем восполнится всеобщим воскресением
и преображением (Дан. 7,13; Ин. 5,28; Рим. 8,11; Откр. 20,11-15);
- знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может
воцариться "внутри нас" (Мк. 17,21; 9,27).
Думаю, что в этом Вы не найдете ничего нового, а просто одно их преломлений
Христианства изначального, древнего и, по слову Златоуста, "присно
обновляющегося".
|