Cвященник Александр Мень
ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ
Об авторе - Оглавление
Краткая библиография
1. Тексты и переводы
Leitourgikon. Ierousalhm, 1956 (Служебник с греческим текстом вечерни,
утрени и Литургии).
* * *
1. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 13.
СПб., 18551856 (пер. Е. Ловягина; переизданы в 1947).
2. Божественная Литургия, рецензированная по чинам древних Литургий. М.,
1923 (русск. пер.).
3. Православный богослужебный сборник. М., 1976.
4. Собрание древних литургий в русском переводе. СПб., 18741878.
5. Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык. М., 1885.
Примечание. Типикон (Устав), а также основные богослужебные книги на церковнославянском
языке (Следованная Псалтирь, Окгоих, Триоди, Общая Минея, Часослов) имеются
в новых изданиях Московского Патриархата. Кроме них, изданы «Богослужебные
указания» и службы на отдельные праздники (Успение, Всех святых, в земле Российской
просиявших, и др.). Месячные Минеи есть лишь в старых и зарубежных изданиях.
2. Литература
6. Антонов Н., свящ. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения
для средней школы. СПб., 1912.
7. Арранц М. Как молились древние византийцы (диссертация). Л., Дух.
Акад., 1979.
8. Арсеньев Н. О Литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1927.
8а. Афанасьев А., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952
9. Боголепов А. Рождество, Страстная и Пасха в православном богослужении.
1973.
10. Божественная Литургия (объяснение). Брюссель. «Жизнь с Богом», 1963.
11. Божественная Литургия (серия статей разных авторов, помещенная в «Журнале
Московской Патриархии» за 19771979 гг.).
12. Булгаков С., прот. Настольная книга для священноцерковнослужителей.
СПб., 1900.
13. Вениамин (РумовскийКраснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или
объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утвари церковной. СПб.,
1908.
14. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную Литургию. СПб.,
1895.
15. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной Церкви.
Сущность, система, история, II т. НьюЙорк, 1980.
16. Георгиевский А. И. Божественная Литургия. М., 1949.
17. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии (есть во всех
полных собр. соч. Гоголя и отдельные издания).
18. Голубцов А. П. Литургия в первые три века христианства. — «Богословский
вестник», 1913.
19. Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I.
Казань, 1884.
20. Желудков С., свящ. Литургические заметки. М., 1971 (машинопись;
часть книги издана в «Вестнике Русского Христианского Движения» в Париже).
21. Закон Божий. Вторая книга о православной вере. Париж, ИМКАПРЕСС (YMCAPRESS),
1952
22. Зандер В. Христос — Новая Пасха. Брюссель, 1964.
23. Ильин В. Запечатанный гроб. Пасха нетления. Объяснение служб страстной
недели и Пасхи. Париж, ИМКАПРЕСС (YMCAPRESS), 1926.
24. Его же. Всенощное бдение. Париж, ИМКА, 1927.
25. Кавасила И. Изъяснение Божественной Литургии. Пер. с греч. — ЖМП,
1971, № 1, 3, 5.
26. Карабинов И. Евхаристическая молитва (Анафора). СПб., 1908.
27. Катанский А. История Литургии нашей православной Церкви и очерк
истории древних национальных литургий Запада. СПб., 18681870.
28. Кеклидзе, прот. Литургические памятники. Тифлис, 1908.
29. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947.
30. Муравьев А, Письма о богослужении. Париж.
31. 1963. Настольная книга священнослужителя. T.I. M., 1977.
32. Никольский Н., прот. Пособие к изучению устава богослужения православной
Церкви. СПб., 1907 (переизд. Рим, 1960).
33. Орлов М. Круг церковных праздников. — ЖМП, 1970, № 9, 10
34. Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл.
богослужения. СПб., 1857.
35. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1915.
36. Его же. Христианские праздники. Кн. 16. Киев, 1916.
37. Спасский Ф. Русское литургическое творчество. 1951.
38. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историколитургического анализа).
— Богословские Труды. Сб. 13. М., 1975 (там же указаны и все работы Н. Д.
Успенского по литургике, вышедшие до 1975 г.).
39. Его же. Литургия Преждеосвященных Даров. — Богословские Труды.
Сб. 15. М., 1976..:.
40. Его же. Чин всенощного бдения. — Богословские Труды. Сб. 19. М.,
1978.
41. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия (Лекции по философии
культа). — Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977.
42. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. Париж, ИМКА,
1961.
СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (см. рис. на с. 2122 и
3637)
АВТОКЕФАЛИЯ (греч. — самовозглавление) — независимый статус поместной национальной
церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).
АГНЕЦ (слав. — ягненок) — средняя часть просфоры (см.), вынимаемая для совершения
Евхаристии.
АКАФИСТ (греч. — несидение) — молитвословия, которые можно слушать стоя в
противоположность кафизмам (см.), при чтении которых полагалось сидеть. А.
состоит из 12 кондаков (см.) и 12 икосов (см.). Первый А. был написан в VII
в.
АЛЛИЛУЙЯ (евр. — хвалите Господа) — припев к псалмам и гимнам. Восходит к
временам В.З.
АЛТАРЬ (лат. — жертвенник), или ПРЕСТОЛ, — деревянный
(реже металлический или каменный) стол, на котором совершается Литургия (см.).
А. также называется все пространство вокруг престола (см.).
АМВОН (греч. — возвышение) — в современных храмах это
центральная часть солеи (см.), расположенная напротив царских врат (см.).
АМИНЬ (евр. — истинно, верно) — возглас, которым обычно заканчивается каждая
молитва. При общественном богослужении слово А. произносит народ (или хор).
АНАЛОЙ (точнее АНАЛОГИЙ) — высокий столик с покатым верхом. Употребляется
для богослужебных книг и икон.
АНАФОРА (греч. — возношение), или КАНОН ЕВХАРИСТИИ, — последование молитв,
которые читают и поют во время таинства Евхаристии (см.).
АНТИДОР (греч. — вместо дара) — остатки просфоры (см.), из которой вынут
Агнец (см.).
АНТИМИНС — частица мощей (см.), вшитая в ткань. А. лежит на алтаре. На А.
совершается Евхаристия.
АНТИФОН (греч. — противогласие) — песнопения, которые поются на два хора.
Аное пение ведет начало из Иерусалимского Храма. В Церковь введено св. Амвросием
Медиоланским (IV в.).
АПОСТОЛ — книга, содержащая Деяния и Послания св. апостолов, разделенные
на зачала (см.). А. употребляется при богослужении.
АПСИДА — ниша в восточной стене храма, где находится алтарь (см.).
АРТОС (греч. — квасной хлеб) —хлеб, освящаемый на Пасху в воспоминание братских
трапез. Раздается обычно в субботу Светлой недели.
ВОЗДУХ — плат, или «покровец», которым покрывают
потир (см.) и дискос (см.) во время Литургии (см.).
ВОНМЕМ (славянск. — будем внимательны) — богослужебный возглас, призывающий
к вниманию.
ГЛАСЫ — система из 8ми церковных мелодий, разработанная св. Иоанном Дамаскином
и св. Феодором Студитом. Г. меняются в зависимости от вида песнопения: ирмоса
(см.), тропаря (см.) и т. д. Г. меняются также каждую неделю. Собрание Г.
называется Октоихом, или «Восьмигласником».
ГОРНЕЕ МЕСТО — пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло
епископа.
ДАРОНОСИЦА — небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают
запасные (преждеосвященные) Св. Дары для причащения больных на дому (см.).
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором
хранят запасные (преждеосвященные) Св. Дары. Находится на престоле (см.).
ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. — моление). Ряд икон, в центре которых триптих:
Христос, справа от Него Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, молитвенно простирающие
руки ко Христу.
ДИКИРИЙ — подсвечник в две свечи, который вместе с «трикирием» употребляется
во время архиерейского богослужения.
ДИСКОС — небольшое блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца (см.).
В наши дни Д. для удобства крепится на подставке (см.).
ДОГМАТИК — церковное песнопение в. честь Богоматери, которое поется на всенощной
накануне воскресенья (перед «Свете тихий»). Название Д. связано с его содержанием
(догматическое учение о Боговоплощении). Всего Д. — 8, по числу 8 гласов.
ДЬЯЧОК — старинное, вышедшее из употребления название псаломщика (см.).
ЕВХАРИСТИЯ (греч. — благодарение) — одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря
Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются
с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.
ЕКТЕНИЯ (греч. — прошение, усердное моление) — ряд призывов к молитве, произносимых
диаконом (или священником).
ЕЛЕЙ — масло оливы (или другое растительное масло), которое употребляется
в церкви для помазания. Знак Божия благословения, как указано в Библии.
ЕПИКЛЕЗИС — призывание Св. Духа, часть евхаристических молитв (см. анафора).
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. — нашейник) — отличительный знак
иерейского сана.
ЖЕРТВЕННИК — стол, находящийся слева от престола (см. алтарь).
На нем совершается проскомидия (см.).
ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — читается священником в конце Литургии, «за амвоном».
ЗАЧАЛА — рубрики, на которые разделен текст церковнославянской Библии.
ЗВЕЗДИЦА — два металлических полукружия, которые
устанавливаются на дискосе (см.), чтобы воздухи (см.) не прикасались к Агнцу
(см.).
ИЕРЕЙ — греческое наименование священника (архиерей — епископ).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ — псалмы, которые поются антифонно (см.) в начале Литургии
и читаются после великопостных часов (см.).
ИКОНОСТАС (греч. — место, где стоят иконы) — ряд икон, отделяющий алтарное
пространство от храма. И. бывают одноярусные и многоярусные.
ИКОС — церковная песнь, или молитва, в которой прославляется подвиг святого
или празднуемое событие.
ИПОДИАКОН — церковнослужитель, помощник диакона. Носит стихарь, повязанный
крестообразно орарем (см.). И. прислуживает при епископе.
ИРМОС — греческое название песен канона утрени (см. канон).
ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА (греч. — многая лета, Владыко) — приветствие, которое
поется епископу.
КАНОН (от арам. кане — правило) — обозначает: 1) перечень книг, принятых Церковью
в качестве Св. Писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв, анафора
(см.); 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен).
КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками,
перед которым служатся панихиды.
КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири
на утрени.
КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие.
ЛИТИЯ — поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается
в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб,
пшеницу, вино и елей (см.).
ЛИТУРГИЯ (греч. — общее дело; общее служение): 1) общее название для всякого
богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.).
МИНЕЯ (греч. — месячник) — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке
дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи-Минеи — жития святых,
расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым,
для которых нет особых чинопоследований в месячных М.
МИРО — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год
(в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания.
МИТРА (греч. — повязка, тюрбан) — парчовый головной убор епископа, а также
архимандрита или заслуженного священника.
МОЩИ (слав. — прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых,
в каком бы виде они ни сохранились.
НЕДЕЛЯ — славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» — поцерковнославянски
«седмица» (см.).
ОГЛАШЕННЫЕ — люди, которые проходят подготовку к крещению.
ОМОФОР — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского
сана.
ОРАРЬ (от лат. ораре — молиться) — вышитая или цветная лента, знак диаконского
сана. Надевается через плечо. Во время ектении (см.!!!) диакон поднимает О.
Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а
диакон регентовал.
ОТПЕВАНИЕ — так в просторечии называется чин молитв над умершим.
ОТПУСТ — краткая молитваблагословение, произносимая священником по окончании
церковной службы.
ПАНАГИЯ — небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его
сана.
ПАНИХИДА — молитва за усопших.
ПАРЕМИЯ (греч. — чтение) — чтение из Ветхого Завета за всенощной.
ПАТРИАРХ — епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь.
ПОДРИЗНИК — см. стихарь.
ПОЛИЕЛЕЙ — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники.
ПОТИР — евхаристическая чаша (см.).
ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ — молитвы, расположенные в определенном порядке: утренние,
вечерние, ко причащению и пр.
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ — епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава
поместной автокефальной (см.) Церкви.
ПРИДЕЛ — дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали
(«приделывали»), откуда и название. П., так же как и центральный храм, посвящается
празднику или святому.
ПРИТВОР — западная часть храма, его преддверие. В древности там стояли оглашенные
(см.) и кающиеся. П. обычно расписан картинами из Ветхого Завета.
ПРОКИМЕН (греч. — предваритель) — стих из псалма, которым предваряется чтение
или пение в храме.
ПРОСКОМИДИЯ — приготовление к Литургии (см.), совершаемое на жертвеннике
(см.) в алтаре (см.).
ПРОСФОРА (греч. — приношение) — в современной практике небольшой хлеб (см.).
Сверху на П. стоит либо печать со словами ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает),
либо изображение Богоматери (реже — святых). Большая литургическая П. предназначается
для Агнца (см.).
ПСАЛМОДИЯ — распевноречитативное чтение Св. Писания.
ПСАЛОМЩИК — церковный чтец. В отдельных случаях епископ совершает над ним
«посвящение в чтецы».
САККОС — см. стихарь.
СВЕТИЛЕН — молитва, ведущая свое происхождение от древнего обряда благословения
светильника (на вечерней службе).
СЕДМИЦА — церковнославянское название недели (см.).
СОЛЕЯ — возвышение перед иконостасом. Центральная часть
С. называется амвоном, боковые части — клиросами.
СТИХАРЬ — длинная одежда священнослужителей (хитон).
У диакона и иподиакона (см.) С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос
епископов. У священников хитон — с узкими рукавами, называется подризником.
СТИХИРЫ — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.
ТРЕБНИК — богослужебная книга с чинопоследованием треб (см.).
ТРЕБЫ — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии (см.)
и Рукоположения, а также молебны, панихиды (см.), отпевания (см.), освящение
домов и пр.
ТРИОДЬ — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального
периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь
цветная).
ТРОПАРЬ — краткое песнопение, посвященное празднику или святому.
ФЕЛОНЬ (риза) — верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось
епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник.
ЦАРСКИЕ ВРАТА — врата в иконостасе, находящиеся между престолом (см. алтарь)
и амвоном (см.).
ЧАСЫ — у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) — первый,
третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие
чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией.
ШЕСТОПСАЛМИЕ — шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени.
ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена — населенная земля) — сотрудничество Церквей различных
исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение
всех христиан.
СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
(Составлен о. Ксавье ЛеонДюфуром)
Агнец Божий — символ, указывающий на Иисуса Христа как на прообраз
Отрока Ягве, вземлющего (берущего на Себя) грех мира и приносящего Себя в
жертву умилостивления.
Ад и преисподняя — по мнению древних и иудеев, до их просвещения Богом
место, где души усопших, добрых и нечестивых, вели ущербленную, неполную жизнь
(см. Земля).
Алтарь, жертвенник — престол и жертвенник. На них освящаются приношения,
предназначенные для жертвоприношения. Иисус Христос, единый Посредник — истинный
Жертвенник, символом которого являются жертвенники и престолы в церкви.
Ангелы — вестники, посланники Божий. Иногда выражение «Ангел Господень»
относится к самому Богу, являющемуся и действующему в мире.
Апостолы — Двенадцать учеников были избраны Иисусом спутниками Его
жизни и свидетелями Его воскресения. Они были посланы в мир для проповеди
Евангелия и для созидания духовного Израиля. Павел был сопричислен к ним как
апостол язычников.
Бедные, нищие — см. № 27, 28, 29.
Бог любит бедных, то есть не самонадеянных, а смиренных, кротких, отрешенных
от земных благ, уповающих на Него. «Дух Господень... помазал Меня благовествовать
нищим» (Лк 4,18; ср. Ис. 61,1).
Благодарение — благодарить Бога значит признавать Его совершенства,
относить полученные блага к их подлинному источнику; самое совершенное благодарение
— Литургия (Евхаристия). См. хвалебные стихи после чтения Евангелия: «Слава
Тебе, Господи, слава Тебе» и после псалмов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...»,
«Слава в вышних Богу...» и другие евхаристические молитвы.
Благословение — благословлять когонибудь
значит сообщать ему блага истинной жизни. Давать благословение могут причастники
отцовства Божия (священники, родители). Благословлять (т.е. освящать) какойлибо
предмет иногда значит посвящать его исключительно религиозному употреблению
(церковь, четки), испрашивать благословение, чтобы он поддерживал нашу духовную
жизнь. Всякое употребление освященного предмета тем самым приобретает религиозное
значение.
Благословлять Бога значит относить благословение к его Источнику.
Век — длительный промежуток времени; временный мир — люди века сего.
«Во веки веков» — навсегда.
Вера — принятие человеком Слова Божия и упование на Бога, исполняющего
все Свои обетования (см. Обетование). «Вера есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом» (Евр 11,1). Вера означает также совокупность Богооткровенных
истин.
Верный — тот, чье сердце утверждено в Боге. Бог дает ему силу быть
непоколебимым. Верующий говорит Богу: «Аминь!», т. е. «да, воистину, согласен».
Ветер — поевр. одно и то же слово означает «дух», «дыхание» и «ветер».
Есть ветры благодатные и ветры разрушительные —. наказание Божие.
Вино — часто называется кровью виноградных ягод (Втор 32,14). Евреи
считали его живым и действие его таинственным, ибо оно искрится, бродит, «веселит
сердце» и опьяняет.
Вино — входит в состав Евхаристической жертвы, приносящей нам единение
со Христом и в нем радость Божию и радость братской любви.
Вода — воды истребительные (воды потопа, истребившие грешников)
или воды как возмездие за поруганную славу Божию (Чермное море, потопившее
Египтян); воды очистительные, уничтожающие в корне грех Духом Св., оплодотворяющим
воды (см. Крещение); воды спасительные и даруемые безвозмездно:
воды орошающие (роса, дождь); воды напояющие (в пустыне, источник воды живой);
воды оплодотворяющие и обновляющие Духом Св.
Восток — на Востоке восходит солнце и на Востоке родился Спаситель.
Наши храмы воздвигаются в сторону Востока, где страдал и воскрес Иисус Христос.
Враги — до конца времен Церковь подвергается нападению врагов Божиих
(15, 36, 38). Главный враг — сатана или диавол.
Всесожжение — жертвоприношение, в котором жертва была целиком сжигаема
огнем на жертвеннике. В духовном смысле: полная отдача самого себя.
Гнев Божий — Бог не может благоволить к греху; Он всегда его искореняет.
Гнев Божий познается человеком в нарушении порядка, в хаосе этого мира (бедствия,
войны и т. д.) как справедливое последствие греха. Кающийся и восстанавливающий
общение со Христом грешник знает, что последнее слово принадлежит любви Божией,
ибо любовь, а не гнев, является сущностью Бога.
Гора — высокое место, избираемое Господом для откровения людям (Синай,
Фавор, нагорная проповедь) и совершения тайн (гора Елеонская, Голгофа), ибо
человек чувствует себя там ближе к небу. На малом возвышении — жертвеннике
— возобновляется новый ЗаветСоюз.
Десница (правая рука) — символ силы Божией, проявляющейся в истории
(человечества).
Дождь — Бог отверзает по воле Своей небесные скопления воды, которые,
по мнению древних евреев, находились над небом. Эта «вода с неба» особенно
необходима в Палестине для произрастания злаков; она —символ безвозмездной
и плодотворной благодати.
Дух — в Н.З. слова «дух» и «душа» не равнозначны. Дух — таинственная
глубина, где Дух Святой встречается с человеком, пребывает в нем и приобщает
его к жизни Св. Троицы. Мистики называют его тончайшим острием души. Богослужебное
выражение «и со духом твоим» означает, что Дух Святой пребывает со священником
в силу благодати, присущей священству.
Душа — дыхание жизни, начало жизни. Господь Бог вдунул в человека
дыхание жизни; воскресший Иисус дунул на Своих апостолов, чтобы оживить их
Духом Святым. «Душа» означает не только начало жизни, соединяющееся с телом,
но прежде всего человеческую личность в ее наивысшем проявлении. .
Евангелие — греч. слово, означающее: «Благая весть». Это — слово спасения,
принесенное Самим Христом. Оно было написано четырьмя евангелистами: Матфеем,
Марком, Лукой и Иоанном и поэтому называется «четвероевангелие». На каждой
Литургии читается отрывок из Евангелия.
Елей — проникает все, даже камень. По аналогии это Божественная сущность,
которою проникнут Христос (помазанник Божий) и которая проникает нас, делая
нас причастными к Божественному естеству. Елей укрепляет (состязающихся борцов)
и исцеляет, насыщает и радует своим благоуханием.
Евхаристия — возобновление Голгофской жертвы; совершенное выражение
поклонения Богу, благословения Его и благодарения Ему. Евхаристия есть жертва
и таинство Тела и Крови Христовых.
Жертва — во всех религиях можно наблюдать усилие приблизиться к божеству
и получить от него прощение и покровительство. Для этого человек приносит
божеству в жертву то, чем он дорожит, с чем ему тяжело расстаться. Высший
вид жертвы — готовность отдать свою жизнь. Мы не можем принести самих себя
в жертву Богу и поэтому приносим то, что поддерживает нашу жизнь. В Ветхом
Завете закопали животных и сжигали плоды и злаки (см. Всесожжение). В Новом
Завете Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, взяв на Себя
наши грехи и их последствия. Эта жертва Иисуса Христа освятила весь род человеческий,
дала силы бороться с грехом, примирила человека с Богом. После всесовершенной
Жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом Своей Крестной смертью, все другие
жертвы потеряли значение. Христиане приносят на Литургии бескровную Жертву,
возобновляющую Голгофскую Жертву, где Господь Иисус Христос есть «Приносящий
и — приносимый». Христианин должен переносить понятие жертвы в духовную сферу:
нести свой крест, бороться с греховными наклонностями.
Завет — непреложный союз, заключенный Богом ,с избранным народом.
Верность Божия восторжествовала над неверностью народа, когда Сын Божий, послушный
до смерти, запечатлел Своею Кровью Новый и вечный Завет.
Законник, законоучитель — во время Иисуса Христа
законоучители были официальными толкователями Закона. В наше время учителями
Церкви называют святых, прославившихся своим учением.
Земля — Евреи представляли себе землю как плоское
пространство. Под нею находилась великая водная бездна — преисподняя. Над
нею небо и воды небесные.
Знать Бога — согласно Библии в познании Бога участвует не только ум,
но все существо; знание предполагает общение, личную встречу. Только Бог
может дать нам познание Своей тайны.
Иерусалим — город мира. Он был завоеван Давидом и стал столицей его
царства. В земном граде Иерусалиме Церковь видит прообраз небесного Иерусалима.
Избранный — Авраам и его потомство — избранный Богом народ. Христос,
Воплощенное Слово Божие, воссиявший из Израиля, тот, Которого Бог избрал,
возлюбил, предпочел: Он Избранный по преимуществу. Соединенные с Ним и верные
своему призванию христиане являются избранными Божиими.
Изгнание злых духов — изгонять беса из человека или из какогонибудь
предмета значит изгонять диавола, во власти которого после грехопадения
находится все, что лишено благословения Божия (см. Благословение).
Израиль — имя, данное Богом Иакову и перешедшее к его потомству —
народу, происшедшему от него по плоти (израильтяне) или по духу (Церковь или
духовный Израиль).
Иисус — Спаситель, Освободитель.
Имя — выражает самую глубину существа; произнести чьелибо имя значит
неким образом прикоснуться к носителю этого имени; Отсюда — благоговение перед
именем Божиим: имя Его благословенно, чудно, свято. Призывать имя Божие (говорить
«во имя Отца...») значит освящать дело, совершаемое силой имени призываемого
лица. Это призывание свидетельствует принадлежность тому, чье имя призывается.
Имя может указывать на призвание (Иисус, Петр).
Искушение, испытание — 1) Искушать значит «испытывать». Бог испытывает
человека, чтобы открыть сокровенную сущность его сердца. В этом смысле Бог
искушает человека. 2) Если человек впадает в искушение отречься от Бога, он
искушается не Богом, но своей слабостью и диаволом; в единении со Христом,
победившим сатану, христианин преодолевает искушения.
Исповедовать — .провозглашать свою веру или признавать свою слабость
перед Церковью. 1) Церковь провозглашает исповедниками тех, кто Святостью
своей жизни свидетельствовал о Христе. 2) Верные исповедуют свои прегрешения
Церкви или священнику на исповеди.
Камень — Бог тверд, непоколебим как камень; Он — скала, наше «убежище»
в опасности. Иисус Христос — краеугольный камень по преимуществу, на котором
зиждется строение Церкви. Он также камень соблазна, о который претыкаются
неверующие. Апостол Симон наречен Христом «Петр», т.е. «камень», ибо на нем
Он создал Свою видимую Церковь. Христиане являются живыми камнями Церкви.
Кесарь — наименование римских императоров. Символ светской власти
государства.
Книжники — законники, толкователи права (см. Законник).
Культ — внешнее проявление поклонения Богу. В Ветхом Завете — принесение
в жертву крупного и мелкого скота; приношение муки, вина и елея. Иисус Христос
одухотворил культ, сосредоточив его в Себе: Он — Агнец Божий, принесенный
в жертву на Голгофе. Для совершения Таинства Евхаристии Он избрал хлеб и вино,
чтобы включить в Свою Жертву деятельность человека и освятить ее.
Лицо — лицо человека отображает присутствие разумной души, оно выражает
глубинные чувства его существа. Созерцать лицо Божие означает быть допущенным
в Его присутствие и радоваться общению с Ним. Просить Бога, чтобы Он явил
Свой благодеющий лик, значит — просить Его быть милостивым. Молитва есть искание
лица Божия. «Яви Свое Лицо» означает: «Будь милостив. Господи!»
Любовь — выражает любовь Отчую, проявленную совершенным образом в
Иисусе Христе, и братскую любовь, которая под действием Св. Духа возникает
в сердцах.
Мелхиседек — как царь и священник, он принес Аврааму хлеб и вино и
сказал: «Благословен ты от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли!» Церковь
видит в этом прообраз жертвы, принесенной Христом, «священником по чину Мелхиседека».
Мессия — древнеевр. слово, означающее «освященного помазанием, чтобы
быть священником или царем» (см. Христос и Елей).
Мир — не только отсутствие войны, но обладание благами, богатством,
счастьем и, прежде всего, здоровьем. Мир! — формула приветствия, равнозначная
нашему «добрый день».
Мученик — погреч. «свидетель» и «исповедник» (см.). Теперь слово «мученик»
применяется к исповедникам Христа, проливающим кровь свою за веру.
Мытари — сборщики налогов, презираемые или даже ненавидимые, за их
злоупотребления.
Надежда — добродетель, посредством которой Бог укрепляет в христианине
уверенность в Своей окончательной победе над врагами; она дает силу трудиться
для установления царства Божия и терпеливо ожидать Его торжества.
Нечестивый — отказывающий Богув должном Ему почитании.
Обетование — № 7, 36
— обещание Божие. Бог заключил союз, названный Завет, с Авраамом и обещал ему
землю («Землю Обетованную») и наследника, от которого произойдет бесчисленное
потомство; все племена земные будут благословенны в нем. Обетование исполнилось
совершенным образом в Иисусе Христе (см. 2 Кор 1,20).
Обращение — возвращение из рабства греху и восстановление общения
с Богом.
Обрезание — внешний знак Завета, заключенного Богом с Авраамом и всем
его потомством по плоти. Обрезание отличало его от язычников. В НЗ крещение
заменяет обрезание и запечатлевает духовным и неизгладимым знаком христиан,
потомков Авраама по духу.
Огонь — возмездие и очищение (молния, огонь на горе Синай) или свет
(пасхальный трикирий, лампады). Огонь выражает также Божественную ревность,
истребляющую всякую нечистоту; он наводит на мысль о преображающей любви Божией.
Одесную — восседать одесную — быть на самом почетном месте: так Христос
вознесся и воссел одесную Отца.
Осанна — означает прежде всего: «спаси»; впоследствии становится приветствием
ликующего народа, равнозначным нашему «да здравствует, ура!». Оно было в устах
толпы с ветвями в руках, приветствовавшей Иисуса Христа во время Его торжественного
входа в Иерусалим.
Первородный грех — Бог сотворил наших прародителей Адама и Еву безгрешными
и невинными, болезнь и смерть не имели над ними власти. Он дал им свободную
волю, так как без нее человек был бы автоматом, не мог бы понастоящему любить
Бога и других людей. Адам и Ева, обольщенные диаволом, нарушили волю Божию.
Этот их первый грех, после которого они изменились душой и телом (стали грешными
и подверженными болезням и смерти), получил название первородного греха.
«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла
во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5,12). Чтобы избавить
человека от власти диавола, греха и смерти, вочеловечился и принял крестную
смерть наш Спаситель — Господь Иисус Христос.
Плен — состояние грешного человека, символизируемое пребыванием евреев
в Египте и в Вавилоне на положении рабов. Христос пришел освободить пленников.
Плоть и кровь — 1) Обозначает всего человека («ядущий Мою плоть и
пиющий Мою кровь...»). 2) Кровь означает тоже принцип жизни, а плоть — кости
и тело. В более узком смысле плоть и кровь — физическая сущность человека
в противоположность внутреннему человеку, называемому духом, сердцем. 3) Выражение
«плоть и кровь» может означать человека, предо, ставленного своим собственным
силам.
Поклонение — 1) Первоначально — простое внешнее выражение почитания.
2) Признание того, что мы сотворены и что мы — грешники; отсюда проистекает
чувство зависимости по отношению к Творцу и потребность преклоняться перед
Ним. Богослужебные обряды подчеркивают нашу отдаленность от Бога и необходимость
очиститься, прежде чем предстать перед Ним: очищение, освященная вода, омовения,
исповедание грехов, священные предметы и т. д.
Правда, праведность — не только нравственная добродетель, воздающая
каждому справедливо должное ему, но религиозное расположение души, ставящее
человека пред лицом Божиим и побуждающее его стать таким, каким он должен
быть. Верующий, оживотворенный благодатью, праведен в очах Божиих. Бог — праведен,
ибо Он верен Своим обетованиям и справедлив в Своих судах.
Прелюбодеяние — в Библии часто означает неверность избранного народа
Завету, который Бог заключил с ним.
Притча — сравнение, заимствованное из обыденной жизни и помогающее
нам понять духовные реальности.
Прообраз — от греч. «типос» — рельефный отпечаток. Специфический термин,
обозначающий реальности В.З., возвещающие истины Н.З., как бы давая заранее
их очертание.
Пророки — избранники Божий, говорящие «слово Божие» и открывающие
Его волю и смысл истории: прошедшее, настоящее и будущее. Иисус — пророк по
преимуществу:/ не только говорящий, но Тот, Кто есть Слово (Логос).
Псалмы — Богодухновенные древнееврейские песнопения, ставшие теперь
молитвой христиан.
Пустыня — место неизбежного странствования перед вхождением в Землю
Обетованную (11). Место, где Бог открывается и испытывает (12, 13, 28) — (см.
Искушение).
Роса — она изобильна в Палестине и восполняет недостаток Дождей. Евреи
видят в ней своего рода Дождь — образ благодати (см. Дождь).
Саваоф — древнеевр. слово, означающее стройно расположенное множество:
напр., звезды небесные или воинство. «Бог Саваоф» есть Бог Всемогущий, имеющий
в Своем распоряжении «воинство» небесное — ангелов для исполнения Своих повелений.
Сатана — древнеевр. слово, означающее: противник. Особо применимо
к диаволу, лукавому, искусителю.
Светильник, лампада — символ присутствия Господня. Он напоминает огненный
столп, сопровождавший евреев, направлявшихся через пустыню в Землю Обетованную.
Сердце — у евреев сердце — средоточие умственной, чувственной и нравственной
жизни.
Синагога — место, где иудеи собирались по субботам, чтобы слушать
толкование Библии. В каждом селении была синагога, а Храм — место особого
присутствия Божия, место жертвоприношения и официальной молитвы всего народа
— был только в Иерусалиме.
Синедрион — верховный древнеевр. совет, состоящий из 71 члена и разделенный
на три категории: первосвященники (действительные или в отставке) и главы
священнических семейств; книжники и фарисеи; старейшины или знатные люди (Никодим,
Иосиф Аримафейский).
Скиния — палатка, шатер. Переносное святилище израильтян, в котором
находился ковчег Завета.
Слава — 1) Не только известность, но и то, что в глазах евреев было
ее основанием: богатство и влияние на общественную жизнь. 2) Бог славы — наивысшее
существо, богатое и всемогущее, наполняющее все творение Своей силою и Своим
светом. Полнота этой славы сосредоточена в Иисусе Христе; она проявится в
прославленных телах и будет неиссякаемой (ср. слава на Синае, Преображение,
Воскресение). Слава Божия есть явление Бога во плоти, во Христе Иисусе.
Смерть — без Христа смерть ненавистна, ибо, как наказание за грех,
она знак вечной смерти. Во Христе, победившем ее, смерть — освобождение от
греха и переход в вечную жизнь.
Соблазн — препятствие (напр., камень на дороге), поступок, пример
или слово, могущие быть камнем преткновения для верующего. Вводить в соблазн
значит ослаблять или даже убивать в комлибо веру.
Созидать — Церковь, Тело Христово, Храм Божий созидается Духом Святым,
действующим в христианах.
Солнце — символ Иисуса Христа, царя неба и земли.
Страх Божий — священный трепет, наполняющий творение при посещении
его Богом. Стремление грешника удалиться при явлении Святого Бога; любовь,
влекущая человека к Богу.
Боящиеся Бога — во времена Иисуса Христа это выражение означало: «язычники
доброй воли». Общий смысл — чтущие Бога и повинующиеся Ему (или Его закону),
служащие Ему с полным упованием.
Суббота — у израильтян день покоя (день седьмый), посвященный прославлению
Бога, в течение которого прекращается всякая работа.
Сын Человеческий — Иисус наименовал Себя Сыном Человеческим, чтобы
отождествить себя с образом Судии, возвещенного пророком Даниилом, т. е. самого
Бога. Он совмещает в себе и образ страждущего «Отрока Ягве», умершего за грехи
наши.
Таинство — священное символическое действие, установленное Иисусом
Христом, через которое невидимым образом подается человеку благодать Св. Духа.
Тайна —истина Откровения, источник света, просвещающего разум, и в
то же время неисчерпаемая бездна для разума, пытающегося исследовать ее и
дробящего на «тайны» единую тайну Божию. Бог открыл нам («снял завесу») Свои
тайные замыслы, говорил нам в Сыне (см.) Своем; литургия — «тайна веры».
Тело — означает видимую человеческую личность, то есть больше, чем
тело, в противоположность душе — наши «тела воскреснут». Тело (мистическое
— см. Церковь).
Фарисеи — первоначально: благочестивые люди, как Маккавеи; противополагаются
нечестивым (см.). Строго придерживаясь внешней обрядности и видя в ней сущность
религии, они возгордились и стали презирать тех, кто не разделял их взглядов
и не заботился о точном исполнении обрядов.
Херувим и серафим — небесные создания наивысшего (ангельского) чина,
служащие Богу и воспевающие славу Ему.
Христос — греч. слово, означающее «помазанный елеем», перевод древнеевр.
слова «Мессия». Цари, пророки и первосвященники назывались в ВЗ помазанниками
Господними и предвозвещали Иисуса как Христа — помазанника по преимуществу.
Христиане — верные ученики Христа.
Церковь — греч. слово, означающее собрание (см. Синагога). Собрание
всех христиан, призванных Богом. Церковь — Тело Христово. Здание, в котором
собирается община и которое символизирует ее единство (в таком значении пишется
с маленькой буквы).
Человек — 1) В отличие от западного понимания еврейское мышление не
рассматривает человека независимо от его связи с Богом: человек не просто
постоянный состав тела и души, но существо, само дыхание жизни которого зависит
от Бога (см. Дух и Душа). 2) В каждом христианине живет ветхий человек, влекомый
ко злу, и «новый человек», сотворенный Духом. Святым, который должен восторжествовать
над грехом.
содержание
|