Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Александр Мень

ОПЫТ КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

К оглавлению

Том первый

 

Священная письменность до эпохи пророков-писателей

Раздел III

ИСТОРИЧЕСКИЕ И УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ

(до эпохи пророков-писателей)

ЕДИНАЯ МОНАРХИЯ И ЕЕ РАСПАД

1000-910 годы до Р.Х.

§ 29. ЦАРЬ ДАВИД. ИСТОКИ МЕССИАНИЗМА (1 ЦАР 16-31;2 ЦАР)

     1. Образ Давида в библейской традиции.  В Евангелиях Иисус Христос назван "Сыном Давидовым", и не только в том смысле, что царь Давид был Его отдаленным предком. В родословии Спасителя есть немало других имен, однако именно Давид более всех царей связан с мессианской идеей. Образ человека, избранного Богом, призванного Им на царство из безвестности, помазанника, который до конца был верен Господу, стал прототипом грядущего Мессии.

     Библейский мессианизм имел долгую историю, претерпевая изменения в ходе духовного возрастания народа.  Но начало его тесно связано с царем, который был человеком веры и стремился служить Господу.

     Если Аврааму промыслительные цели Творца почти неведомы, если при Моисее полагается основание Церкви, "народа святого", а в дальнейшем замыслы Божии указывают на землю обетованную, то Давид есть основатель теократического Царства как Града Божия. С ним и его потомками заключается Завет, и Давиду предвещается вечное царство.  В его роде воля Господня будет окончательно осуществлена среди людей. Иными словами, держава Давида  –  земной прообраз Царства Божия, которое должно прийти на землю.

     Но боговдохновенный писатель 1-2 Кн. Царств далек от мысли, что сам Давид полностью воплотил в себе мессианский идеал. Напротив, он рисуется человеком бурных страстей, отмеченным многими слабостями. Как и в Кн. Судей, этим подчеркивается, что полнота мессианства  –  впереди.

     Еще менее соответствуют жизнь и поступки Давида меркам христианской святости. Великий царь Израиля  –  сын своего времени, порой грубый и жестокий, порой коварный и необузданный, и в этом мало отличается от прочих царей той эпохи. И все же Давид определенно стоит выше окружающей его среды. Он умеет прощать, способен на искреннюю дружбу, обладает большим обаянием и не боится унизить свое достоинство публичным исповеданием грехов. Но главная его черта  –  беззаветная вера в Бога. Давид сознает, что принял власть от Него, что он не самодержец, свободный от закона, а человек, несущий, как и любой израильтянин, ответственность перед Богом.  Поэт и псалмопевец, он запечатлел свою веру в гимнах, которые веками вдохновляли Церковь Ветхого и Нового Завета.

                              

     2. Избрание Давида (1 Цар 16-17).  Причиной отвержения Саула было его самоволие, отказ повиноваться пророку. Напрасно царь ссылался на жертвы, которыми он хотел умилостивить Господа. "Неужели всесожжения и жертвы,  –  говорит Самуил,  –  столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.  Ибо непокорность есть такой же грех, как волшебство, и противление  –  то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (15,22-23). Вместо Саула пророк избирает другого. Человек этот указан Самим Богом. Это не воин, не прославленный полководец, а никому не известный юноша из Вифлеема иудейского. Из сыновей Иессея Самуилу кажется более подходящим старший, но Господь судит иначе: "Не смотри на вид его и на высоту роста его... ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце".  Избранником оказывается самый младший  –  пастух Давид. Так с самого начала не земные соображения, а высшая воля указывает путь будущему помазаннику (см. приложение к этому параграфу).

     Согласно Кн. Руфь, прабабкой Давида была моавитянка. Предание о ней восходит к временам царствования Давида. Но сама книга была написана позже, поэтому мы рассмотрим ее во второй части. Из Мф 1,5 явствует, что хананеянка Раав (Рахава) также была в числе предков Давида.

     Избрание вифлеемского пастуха Самуил хранил в тайне, опасаясь мести Саула. Впервые получил известность Давид в битве с филистимлянами. Рассказ о ней (17) является самостоятельным эпизодом в 1 Кн. Царств, который по логике событий должен предшествовать рассказу о появлении Давида при дворе (16). Описание единоборства призвано показать, что Давид побеждает не силой оружия, а упованием на Бога. Он отказывается от доспехов и выходит против вражеского богатыря с одной пастушеской пращой. На глумления филистимлянина он отвечает: "Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которых ты поносил". Давид поражает великана пращой и отрубает ему голову его собственным мечом.

     Примечание.  Как полагают некоторые экзегеты, первоначально имя филистимлянина в рассказе не упоминалось, а было позднее перенесено из другого предания о богатыре Голиафе, которого сразил вифлеемлянин Елханан (2 Цар 21,19).

     3. Давид и Саул (1 Цар 16,14-23; 18-31).  Саул впервые знакомится с Давидом после его единоборства (ср. 17,55-58). Он приглашает Давида ко двору. Юноша должен своей игрой на арфе (киноре) успокаивать тяжкие приступы меланхолии, которые стали мучить царя.  После разрыва с Самуилом Саул терзается мрачными мыслями и временами им овладевает безумие. Говоря, что царю послан "злой дух от Господа", библейский автор подчеркивает, что в мире нет иной высшей силы, кроме Творца, и что даже болезни попускаются Им.

     Давид пленяет всех в окружении царя. Сын Саула Ионафан заключает с ним союз вечной дружбы, дочь Саула Мелхола  (Михаль) выходит за него замуж. Давид оказывается не только талантливым музыкантом и певцом, но и одаренным полководцем. Царь дает ему военные поручения, ставит его во главе отрядов, и Давид неизменно одерживает победы.  Постепенно в душу Саула закрадываются ревнивые подозрения. Триумф, с которым встречает народ нового победителя, настораживает царя. Не стремится ли его зять завладеть престолом? Но св. писатель ясно показывает, что Давид не мог помышлять об этом. Одной горячей привязанности к Ионафану было достаточно, чтобы Давид отклонял от себя такую мысль. Все совершается как бы помимо его воли.

     После нескольких попыток царя убить Давида тот вынужден бежать. Ему помогают Ионафан и Мелхола, навлекая на себя гнев отца. Гонимый скрывается в Одолломе, где вокруг него образуется мятежная "вольница", состоящая из недовольных и угнетенных.  Со своим отрядом Давид нападает на филистимлян и наносит им поражение. Саул же, забыв о борьбе с врагами, начинает изнурительную погоню за мнимым соперником. Несколько раз царь оказывается (не подозревая об этом) в руках Давида, но тот не причиняет ему зла, надеясь на примирение.  Однако желание умертвить Давида овладевает Саулом с силой мании.  Великодушие Давида не может его поколебать.

     Видя это, Давид со своими людьми вынужден пойти на унизительный шаг: просить убежища у врагов. Филистимский царь Анхус, правитель Гефа, с радостью принимает Давида в качестве вассала и отдает ему город Секелаг. Оттуда Давид совершает походы против амаликитян и поддерживает связи с иудейским коленом, из которого был родом.

     Около 1010 года филистимляне начинают массированное наступление на Израиль. Брать с собой Давида они боятся и тем самым избавляют его от трудного решения. У горной гряды Гильбоа (греч. Гелвуя) войска противников сходятся. Перед битвой Саул, тревожимый зловещими предчувствиями, идет к заклинательнице и вызывает дух Самуила.  Ответ, данный через некромантку, ясен: Саул будет убит. Действительно, сражение он полностью проигрывает. Ионафан убит, и сам царь, не желая попасть в плен, кончает с собой. Отныне филистимляне оказываются полными хозяевами страны(X).

     4. Воцарение Давида (2 Цар 1,1 – 5,5).  Весть о смерти Саула и Ионафана глубоко потрясла Давида. Старые распри были забыты. Песнь на смерть героев, которую сложил Давид,  –  лучший образец светской израильской поэзии (1,17-27)  –  показывает, что Давид умел любить и прощать.

     Но победа филистимлян не позволяет Давиду бездействовать.  Повинуясь Божиему гласу, он идет в Хеврон, где "мужи Иудины" провозглашают его своим царем. Южная часть страны таким образом обособляется от северной, где правит больной и слабоумный сын Саула.

     Семь лет филистимляне с радостью следят за расколом вассального царства. В конце концов Давид становится "царем над всем Израилем" (5,3). Старейшины народа принимают его как богоизбранного вождя. В это время ему было тридцать лет.

     Филистимляне, боясь усиления Израиля, немедленно начинают военные действия против Давида. Но он наносит им ряд поражений, после которых они никогда больше не смогут оправиться. Их колония останется небольшим островком в Палестине и постепенно растворится среди окружающего населения.

     Внешнеполитическая обстановка на Востоке благоприятствовала Давиду. Соседние великие державы переживали в то время полосу упадка, а Ассирия была занята борьбою с арамеями. Это позволило израильскому царю создать собственную небольшую империю. Она включала, кроме Израиля и Иудеи, земли Моава, Аммона, Едома и Сирии. Сам царь именовал себя "главою над иноплеменниками" (2 Цар 22,44).

     В связи с этим укрепляются контакты израильтян с ханаанским населением: Давид выполняет требования жителей Гаваона  –  выдать им их врагов из дома Саулова; в царской гвардии служат хетты и филистимляне. Хирам I, царь финикийского Тира ищет с Давидом дружественного союза.

     Однако Библия говорит о завоеваниях и светских успехах Давида очень скупо. Для нее на первом  месте стоит не политическая история, а "царство Давидово" как прообраз мессианской эры.

     5. Иерусалим  –  святой град народа Божия (2 Цар 5,6-16; 6-7).  Особое внимание 2 Кн. Царств уделяет основанию новой столицы. Давид устроил ее не на территории одного из колен, а выбрал пограничный город Иерусалим. Его главная крепость Сион находилась в руках ханаанского племени иевусеев (почему и город в те дни назывался Иевусом). Иевусеи не желали добровольно подчиниться Давиду.  Существовало поверие, что Сион никто не в силах взять приступом; даже слепые и хромые смогут отогнать врагов от его стен.  Тем не менее Давиду удалось захватить цитадель, и около 1000 года он провозглашает Иерусалим своей столицей. С помощью финикийских мастеров, присланных Хирамом I, он построил себе в Иерусалиме дворец, в котором расположилась его большая семья, телохранители и гвардейцы.

     Кроме того, Давид решил сделать Иерусалим  религиозным центром Израиля.   Для этого он велел перенести туда Ковчег Завета и сам  –  в священной пляске  –  возглавил торжественную процессию.  Отныне Слава Ягве, сопровождавшая народ Божий в пустыне, будет пребывать в граде Давидовом.

     Библия учит, что эта таинственная Слава являет себя во всем мироздании. Но есть и избранные места Теофаний, где Бог пребывает особым образом, открывая Себя людям. Такими местами были горы Синай и Феман, города Сихем и Силом. Водворение Ковчега в граде Давидовом означало, что его столица приобрела теперь значение святого города.

     Позднее, по велению пророка Гада, Давид соорудил жертвенник на участке, принадлежавшем иевусею Орне. Орна хотел отдать его царю в дар, но Давид предпочел купить землю у Орны, чтобы и это приобретение рассматривалось как жертва Богу.

     С тех пор как был разрушен храм в Силоме, Ковчег находился в частных домах или в шатре. Давид задумал воздвигнуть для него новый Храм, "Дом Божий". Пророк Нафан, духовный наставник царя, сначала одобрил этот замысел, но потом получил откровение, что Давид, проливший слишком много крови в войнах, недостоин быть строителем Храма (1 Пар 22,8-9) и честь эта уготована его сыну.

     Ковчег на Сионе знаменовал, казалось, осуществление обетования. Он окружил град Давида ореолом святости. Но еще в Ветхом Завете родилось предчувствие, что царство Давида  –  не предел домостроительства Божия. Образ святого града постепенно отделялся от своего исторического прототипа. В Книге Исайи это уже  –  "новый Иерусалим", воздвигнутый не Давидом, а Самим Сущим. Трагическая судьба израильской столицы укрепляла веру именно в этот грядущий Град Господень. Последняя книга Библии учит о мистическом Иерусалиме, "сходящем с неба", который есть "скиния Бога с человеками", где "Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откр 21,2-3).

     Уже современнику Давида пророку Нафану было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего.  Завет с домом Давидовым был возвещен через пророка Нафана:

Будет непоколебим дом твой,

      и царство твое на век пред лицем Моим,

      и престол твой устоит вовеки.

                                          7,16

     Но должны будут пройти столетия, прежде чем люди поймут, что это царство не уподобится земным империям и что "Сын Давидов" придет не как воин и монарх. Природу Его духовного владычества постигнут  –  и то лишь отчасти  –  великие пророки. Им откроется, что святая Отрасль корня Давидова возрастет только тогда, когда будет срублено древо династии (Ис 11,1-9). Ветхозаветная Церковь пройдет долгий путь, отделяющий Давида от Избранницы, Которая услышит слова Благовестника: "И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" (Лк 1,31-33).

     6. Грех Давида и его последствия (2 Цар 11-23).  Мессианская вера Ветхого Завета формировалась при сопоставлении реальной истории и идеала Помазанника. Через помазанника-царя, по словам С. Трубецкого, "осуществляется на земле Божия правда и сила,  –  сила и слава Израиля; он праведен, благочестив и могуществен по своему сану и званию. И чем более выказывается несоответствие отдельных царей этому помазанию... тем более идеальное значение получает образ "истинного" Мессии, освободителя народа, царя правды и мира, которого ожидают все плененные и угнетенные, все плачущие и обиженные, вдовы и сироты, притесняемые сильными, верные, томящиеся под игом язычников" (Учение о Логосе, с.203).

     Это несоответствие реальных царей с идеалом видно уже в истории Давида. Чем выше его призвание, тем больше ответственность.

     Поступок Давида, который отнял жену у своего военачальника, отправив его на верную смерть, прошел бы незамеченным для любого летописца Востока. Такие вещи считались нормой. Но библейский взгляд совершенно иной: о грехе Давида повествуется куда подробнее, чем о его победах. Нравственное падение помазанника есть измена заветам Божиим. Он обязан помнить, что истинная власть принадлежит Сущему, Который сурово судит за грех.

     И Давид сознает это.  Он смиренно выслушивает обличение пророка Нафана, а смерть сына и все дальнейшие бедствия принимает как заслуженную кару.

     На жестокую борьбу между наследниками престола, восстание Авессалома и других мятежников св. писатель смотрит как на результат вины Давида. Когда престарелый царь, спасаясь от собственного сына, вынужден бежать из столицы, он отчетливо понимает, что постигшее его несчастье  –  не случайность.  На пути родственник Саула Семей "злословит и бросает камни на Давида", называя его кровопийцей.  И Давид запрещает наказывать Семея: "Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему". Покаяние Давида было сильнее чувства царского достоинства. После битвы с повстанцами, когда Авессалом, вопреки воле отца, был убит, царь предается неутешному горю. Он знает, что наказан за отступление от заповедей Господних.

     Примечательно, что 2 Кн. Царств в большей степени, чем предыдущие исторические книги, подчеркивает роль человеческой воли в земных событиях. Хотя Господь есть Владыка истории, она творится не без участия людей, которые свободно избирают путь зла или добра.  Тем самым Библия указывает на богочеловеческий характер истории спасения.

     7. Давид-псалмопевец.  Псалтирь, или Книга Хвалений, слагалась веками (см. т. II, § 13-14). Но основу ее заложил Давид  –  св. поэт Ветхого Завета.  В Новом Завете он даже назван "пророком", ибо он слагал свои молитвы под действием вдохновения свыше.

     Псалмы, непосредственно принадлежащие Давиду (в частности, 17, 23, 50, 109 и др.), вводят нас в святая святых его души, в мир его личной веры. Одним из древнейших Давидовых псалмов экзегеты обычно считают 17-й. В нем сосредоточены основные темы, характерные и для других псалмов  –  он говорит о Боге, Который избавляет гонимого и протягивает руку страдающему избраннику. Вопль "из глубины" отчаяния завершается благодарственной хвалой и уверенностью в спасении. Не случайно на кресте Господь молился словами одного из таких псалмов (21).

     Псалом 17 начинается исповеданием веры в Господа  –  "твердыню и крепость" молящегося. Царь-поэт описывает свои бедствия и невзгоды, исторгшие из его сердца пламенную мольбу:

В тесноте моей я призвал Господа

      и к Богу моему воззвал.

И Он услышал от святого чертога Своего голос мой,

      и вопль мой дошел до слуха Его.

     Далее рисуется величественная картина: Господь спешит на помощь Давиду.  Среди бури и пламени шествует Он "на крыльях ветра", летит на херувиме. Он простирает руку и спасает погибающего. Не тем, однако, дорог Ему царь, что он владеет венцом и престолом, но тем, что любит справедливость:

Воздал мне Господь по правде моей,

      по чистоте рук моих вознаградил меня;

Ибо я хранил пути Господни

      и не был нечестивым пред Богом моим;

Ибо все заповеди Его предо мною

      и от уставов Его я не отступал.

Я был непорочен пред Ним

      и остерегался, чтобы не согрешить мне...

С милостивым Ты поступаешь милостиво,

      с мужем искренним  –  искренно;

С чистым  –  чисто,

      а с лукавым  –  по лукавству его.

Ибо Ты людей угнетенных спасаешь,

      а очи надменные унижаешь.

     Пусть Давид разделял многие представления своей эпохи, пусть он не всегда мог устоять перед искушениями, но он возвещал о Боге правды  –  Отце слабых и угнетенных, о Боге, Который требует милосердия и истины. Бог являет Себя в грозных знамениях, но Он не отдаляется от человека: подлинная молитва всегда достигает Его престола.

     Другой псалом Давидов связан с перенесением Ковчега на Сион (Пс 23). В нем еще звучат отголоски древних битв на рубеже пустыни, когда Господь, "сильный в брани", вел свой народ в землю обетованную.  Теперь Его святыня вступает во врата Давидовой столицы, на гору, которая станет "горой Господней":

Поднимите, врата, верхи ваши,

      и поднимитесь, двери вечные,

      и войдет Царь Славы!

Кто сей Царь Славы!?  – 

      Господь крепкий и сильный,

      Господь сильный в брани...

     Но из этого же псалма мы узнаем, кто достоин приблизиться к месту пребывания святыни:

Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто,

      кто не клялся душею своею напрасно

      и не божился ложно,  – 

Тот получил благословение от Господа

      и милость от Бога, Спасителя своего.

Вопросы для повторения

ПРИЛОЖЕНИЕ к § 29

Новооткрытый текст 151 псалма

     Образ Давида, силой Божией вознесенного на престол из безвестности, человека, сердце которого было проникнуто верой, запечатлен в двух псалмах, не вошедших в еврейский канон. Греческий переводчик сократил их и слил воедино (151 неканонический псалом). Но недавно в 11 пещере у Мертвого моря был найден оригинал этих псалмов, написанных, скорее всего, после Плена.  Приводим перевод первого из них:

Я был мал среди братьев моих,

      младшим сыном отца моего.

Он сделал меня пастухом овец своих,

      вождем своих козлят.

Руками своими сделал свирель я,

      пальцами своими  –  арфу

И так я вознес славу Ягве!

Сказал я себе:

      горы не приносят Ему свидетельства,

      холмы не возвещают о Нем,

И деревья  –  о деяниях Его,

      и стада  –  о Его делах!

Кто бы возвестил о Его деяниях?

      Кто расскажет о них?

Владыка мира, Он видел,

      Бог мира, Он слышал,

      приклонил Он ухо.

Он послал пророка  –  помазать меня,

      Самуила  –  чтобы сделать меня великим.

Говорили с ним мои братья,

      стройные и красивые,

      высокие и с прекрасными волосами.

Не избрал их Ягве Бог,

      вывел Он меня из-за стад;

Он помазал меня елеем священным,

      Он сделал меня князем Своего народа,

      вождем сынов Завета.

           (Журнал "Библейский мир". Париж, 1979, # 7)

§ 30. СОЛОМОН. ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (3 ЦАР 1-11; 2 ПАР 1-9).

КН. ПАРАЛИПОМЕНОН. КН. ПРИТЧЕЙ

     1. 3-4 Книги Царств  некогда составляли одно целое.  В еврейской Библии они носят название "Цари" (Малхим). Впервые их разделили на две части переводчики Септуагинты.

     Книги эти охватывают время от смерти Давида и воцарения Соломона (970) до Плена вавилонского (VI в.). Первая редакция книг была, по мнению большинства библеистов, закончена в правление Иосии (VII в.), а вторая  –  в 60-х годах VI в. до Р.Х.  Как и другие Исторические книги Ветхого Завета, 3-4 Кн. Царств основаны на подлинных документах и древних преданиях; их материал точно так же распределен неравномерно, поскольку подчинен главной богословской идее составителя. Эта идея кратко сформулирована бл. Феодоритом: "Пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприязненным нападениям" (На 3 Цар Вопр. 36). Таким образом, 3-4 Кн. Царств есть в первую очередь назидательные произведения, несмотря на то, что внешне имеют форму беспристрастной летописи.

     Следует подчеркнуть, что составитель не искажает фактов в угоду идее и местами смягчает свой жесткий схематизм.  Например, он описывает политические успехи царя Омри (евр. Амврий), хотя тот "делал неугодное пред очами Господа", напротив, благочестивый царь Иосия гибнет на поле боя. Тем самым автор дает понять, что тайна Промысла не целиком укладывается в проводимую книгой схему.

     Неравномерность распределения исторического материала выражается в том, что ряд эпизодов описан подробно, а основной ход истории ветхозаветных царств очерчен бегло, с использованием определенных стереотипов.

     Подробно сказано: 1) о воцарении Соломона и начале его царствования; 2) о построении Храма и богатстве Соломона; 3) о его грехах и разделении царства; 4) о пророках Илии и Елисее; 5) о нашествии Синнахерима; 6) о реформе Иосии; 7) о падении Иерусалима.

     История других царей Израиля (Ефрема) и Иуды сжато пересказывается по определенному плану: 1) дата воцарения, 2) имя матери, 3) скупая характеристика царствования в религиозном и политическом отношении, 4) смерть, погребение, преемник.

     2. 1-2 Книги Паралипоменон  служат дополнением к Книгам Царств.  В еврейской Библии они именуются "Дивр`ей хаям`им", "Дела (минувших) дней", и первоначально были одной книгой.  Септуагинта, разделив их на две части, дала им заглавие Паралипоменон, "То, что опущено" (имеется в виду опущенное в других Исторических книгах).  В Вульгате принято название "Хроника" (Летопись), однако оно не должно вводить читателя Библии в заблуждение. 1-2 Кн. Паралипоменон не есть летопись в обычном смысле слова.  Они представляют собой краткий очерк, или резюме, истории Ветхого Завета от Адама до Плена Вавилонского. К 1-2 Кн. Паралипоменон непосредственно примыкают книги Ездры и Неемии, составленные в нынешнем виде тем же автором, которого принято называть Хронистом.

     Труд Хрониста был написан в послепленную эпоху, около 350-300 годов.  По выражению прот. А. Князева, он является "преимущественно церковной историей Израиля". На первое место Хронист выдвигает Храм, левитов, богослужение. Основное внимание уделено Иудее и династии Давида. Иудейство изображено как единая, строго организованная Церковь, живущая по Закону и культовым уставам.

     С исторической точки зрения Хронист дает немного в сравнении с Кн. Царств, которые он часто пересказывает и цитирует.  Но некоторые события он дополняет сообщениями из собственных источников. Эти источники довольно многочисленны. Некоторые из них, по-видимому, были использованы и составителями Кн. Царств, другие  –  более позднего происхождения (напр., Книга царей Иуды и Израиля, Записи и дела царей Израиля, Записи пророка Нафана, Записи Гада-провидца, Записи Ахии-провидца и др.).  В 1-2 Кн. Паралипоменон включены списки служителей Храма и двора, военачальников и чиновников, которые взяты составителем из древних документов.

     Богословие Хрониста определяется главной его мыслью: народ Божий должен созидаться не как светская нация, а как религиозная Община, Церковь. В этом Хронист является наследником прор. Иезекииля.  Для него вера, молитва, богослужение и следование Закону есть средоточие народной жизни.  Он чужд сепаратизма и готов принять в Общину и раскольников-северян, и иноплеменников.

     3. Воцарение и мудрость Соломона (3 Цар 1-4; 1 Пар 29; 2 Пар 1).  Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит нарочито двойственный характер. Библия показывает величие и мудрость Соломона, однако это далеко не панегирик.  Читатель постепенно подводится к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия.  Он просил у Бога мудрости, и она была ему дана, но деспотизм и грехи царя постепенно разрушили то процветание, которое Соломон принес Израилю.

     Пророк Нафан был совестью Давида, его словам царь внимал с благоговением. Напротив, Ахия, пророк Соломонова времени, уже не находится при дворе и стоит на стороне оппозиции. Но во дни воцарения Соломона Нафан был еще жив и сохранял свое влияние. Более того, именно Нафану Соломон был обязан престолом.

     Надломленный горем (изменой и смертью Авессалома), Давид преждевременно одряхлел. Поэтому борьба за корону началась еще при его жизни. Один из сыновей царя, Адония, открыто готовился унаследовать власть. Но пророк Нафан, вступившийся некогда за Вирсавию, помнил, что Давид обещал царство ее сыну Соломону (евр. Шлом`о). В союзе с первосвященником Садоком и начальниками гвардии Нафан повел борьбу против притязаний Адонии. Он добился того, что Соломон был торжественно помазан на царство еще при жизни отца. Когда Давид умер, Адония предпринял попытки соперничать с Соломоном, но был убит. Сын Вирсавии единовластно "сел на престол Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо".

     Империя при Соломоне уменьшилась в размерах. От нее отпало Дамасское царство. Но царь не желал вести войн. Чтобы обеспечить мир с наиболее сильным соседом, он заключил союз с фараоном (вероятно, Псусеннесом II) и женился на его дочери.

     Библия говорит о мудрости Соломона как даре Божием, который он испросил в молитве. Царь сознавал, что молодой возраст и неопытность препятствуют мудрому правлению. "Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа... Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло" (3 Цар 3,7,9).

     Мудростью (евр. хокм`а) в то время называлось умение вести дом, хозяйство, а главное  –  управлять страной. Тонкости этой светской мудрости были неведомы Израилю, который только начинал свое государственное существование. Считалось, что доселе хокма была монополией иноземных царей и народов. Желая ее получить, Соломон обращается к Богу. Здесь  –  истоки богословия Учительных книг Писания, которые видят в Творце источник мудрости.

     Господь одобряет желание Соломона. Дар будет ему дан, но при условии соблюдения Завета. "За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное так, что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу... И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои" (3 Цар 3,11-14).

     В первый период правления Соломона, который считается золотым веком Израиля, молодой царь многообразно проявляет дарованную ему мудрость. В качестве примера Библия приводит решение, принятое Соломоном по делу двух женщин, споривших о ребенке (3 Цар 3,16-28). Писцы Соломона записывают его афоризмы и советы житейской мудрости.  Этим полагается начало  Учительной библейской письменности  (см. ниже, 5).  Но главным делом царя была административная реформа  –  создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Соломон завел необходимую для обороны конницу (остатки его конюшен найдены в развалинах Мегиддона). Он заключал договора с соседними царями, отправлял торговые корабли в дальние страны, разрабатывал медные рудники на берегу Красного моря. При дворе его появились иностранные послы.  Аравийская царица Савы прибыла в Иерусалим "испытать его загадками", на самом же деле  –  заключить торговый союз.  Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме.

     4. Храм Соломонов (3 Цар 5-8).  При Давиде Ковчег Завета находился в особой скинии (шатре).  Соломон, выполняя желание отца, приступил к сооружению Храма. Святилище строилось более семи лет.  Поскольку израильтяне не владели мастерством, необходимым для сооружения подобных зданий, Соломон пригласил финикийских мастеров. Царь Хирам I прислал ему кедровое дерево и другие строительные материалы.  Работа закончилась к 975 году до Р.Х.

     Как показали раскопки, по своей архитектуре Храм Соломонов был "типичным финикийским храмом" (Дж. Райт). Подобные храмы имели зал для служителей и святое святых, где обычно стояло изваяние божества.  Но Храм Соломонов такого изображения иметь не мог, поскольку заповедь Декалога это запрещала.

     Храм непосредственно примыкал к царскому дворцу и был сравнительно невелик (ок. 30 х 10). Его строили из заранее заготовленных каменных блоков, а внутри обшивали деревом. Делился он на три части, что отразилось и в планировке христианских церквей:

          а) Притвор (евр. Улам)

          б) Святилище (евр. Хекал)

          в) Святое Святых (евр. Двир)

     Для язычников храмы были "домами" богов.  Считалось, что они, покинув свои жилища, поселяются в этих домах и как бы оживотворяют свои изображения.  Иногда идолов даже приковывали цепями, чтобы они не покинули дома, построенного для них людьми.

     Хотя израильтяне тоже называли Храм "Домом" (евр. Байт), Библия имеет совершенно иной взгляд на культовое здание. Соломон в 3 Цар 8,27 сл. говорит: "Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя; тем менее сей храм, который я построил имени Твоему... Да будут очи Твои отверсты на Храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там".

     Храм  –  не жилище Бога, а место явления Его Славы, Его священного имени.  Слава есть, выражаясь на православно-богословском языке, "энергия" Божия, излияние Его сущности.

     Никто, кроме служителей, не дерзал входить в здание Храма. Народ молился и приносил жертвы перед его входом, во дворе. Схождение Славы в Храм означало продолжение Завета, осуществление близости Творца к человеку.  Принося жертвы, ветхозаветная Церковь исповедовала веру в чудесное Присутствие, в Бога, Который по своему великому снисхождению пребывает со Своим народом.  Но запрет переступать порог Храма означал, что страшная тайна Божества еще сокрыта от человека, что между ним и Небом воздвигнута преграда.  Только тогда, когда Бог явится во плоти, эта преграда будет разрушена. "Наступает время,  –  скажет Господь Иисус самарянке,  –  когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу...  Но... будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин 4,21,23).

     Как святилище истинного Бога  Храм  должен был быть не только национальной святыней ветхозаветной Церкви:  он Дом молитвы для всех народов.  Эта мысль выражена в словах Соломона, обращенных к Богу в день освящения Храма (3 Цар 8,41-43):

     "Если и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего,  –  ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой,  –  и придет он и помолится у Храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль".

     Тем самым Храм становится прообразом грядущей Вселенской Церкви.

     Однако в Ветхом Завете было открыто, что между земным Храмом и Богом нет той неразрывной связи, которая существовала в языческих религиях: гибель храмов была катастрофой для самих богов. Бог же, открывшийся в Библии, Сам мог покинуть Свое святилище, если люди оказывались недостойными Его Присутствия.  Не само убранство Храма и жертвы нужны Богу, а верность пути, начертанному Им (ср. Пс 49).  Творцу принадлежит вся Вселенная, и Он не нуждается ни в чем.

     Как бы подчеркивая эту истину, Храм Соломона имел космическую символику. Две бронзовые колонны у вдоха, а также орнамент из растений и животных означали мир живых существ, херувимы на стенах олицетворяли стихийные силы ветра и бури, светильники  –  звезды, огромный бронзовый бассейн во дворе, поддерживаемый изваяниями быков ("медное море"),  –  мировые воды, семисвечник (евр. менор`а)  –  Древо жизни.

     Двир, Святое святых, был кубической комнатой, отделенной от святилища стеной и завесой. Там царила полная тьма и находился Ковчег, трон незримого Бога.  Над ним простирали крылья два огромных изваяния. То были деревянные, обложенные золотом херувимы  –  небесные стражи с телом льва (или быка?), с человечьим лицом и орлиными крыльями.  Мрак Двира напоминал о священном мраке Синая, о неприступности тайны Сущего. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: "Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле" (8,12).

     Царь был уверен, что Слава Бога Израилева будет пребывать в его Храме "во веки". Здесь он отдавал невольную дань широко распространенным языческим представлениям. Но уже пророк Иеремия скажет, что грехи людские могут превратить святыню в мертвые камни. "Не будут говорить более: "Ковчег Завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет" (3,16). А пророк Иезекииль узрит в видении, как Слава Ягве покидает Храм, чтобы идти в странствие с верным "остатком".  Это учение о независимости Присутствия Божия от того или иного места проливает свет и на трагическую судьбу многих святынь Церкви новозаветной.

     Примечание.  Следует подчеркнуть, что, в отличие от более позднего правила, жертвы в Храме могли приносить не только священники. Так, Соломон совершал жертвоприношения и благословлял народ.

     5. Притчи Соломоновы.  Начало Учительной библейской письменности. Правление Соломона ознаменовалось расцветом израильской литературы. В этот период был, по-видимому, создан труд Ягвиста, составлены эпические сборники: Книга браней Господних и Книга Праведного; собраны сказания об Иисусе Навине и судьях, написаны биографии первых царей, а также Книга дел Соломоновых  –  своего рода официальная хроника.

     При Соломоне начинается сближение Израиля с Египтом, которое закрепилось на столетия. Многие еврейские цари в своей политике ориентировались на фараонов, а те в свою очередь смотрели на Палестину как на заслон от Ассирии и Халдеи. Женитьба Соломона на дочери египетского царя явилась фактом беспрецедентным (прежде фараоны не отдавали своих дочерей за иноплеменников). Такого рода контакты сказались и на культуре.

     В Египте издавна существовал наследственный класс писцов, которые ведали школами, библиотеками, служили чиновниками и администраторами, создавали и публиковали произведения литературы. Литература эта включала научные трактаты и летописи, поэмы и повести, лирику и сказки, притчи и афоризмы.

     По египетскому образцу Соломон завел у себя придворных писцов, или "соферов", во главе которых стояли Елихореф, Ахия и Иосафат (3 Цар 4,3). Вероятно, именно им было поручено сохранить для потомства изречения царя.

     Слово "машал" переводят обычно как притча. Но это не были притчи-рассказы, наподобие евангельских.  Они представляли собой краткие двустишия или трехстишия, содержавшие наставления житейской мудрости.

     С именем Соломона Библия связывает два сборника таких изречений (Притч 10,1-22,16; 25-29). Какие из них принадлежат самому царю, а какие анонимным мудрецам  –  установить невозможно. Часть "притчей Соломона" была собрана через двести лет после него соферами царя Езекии (Притч 25,1), другие принадлежат писцам, имена которых предание сохранило: это Агур, сын Иакеев, и Лемуил, называемый царем (Притч 30,1-33; 31,1-9).

     Многие из притч несут печать иноземного влияния и местами совпадают с аналогичными афоризмами египтян (см. приложение). Авторы их, ориентируясь на общечеловеческий опыт жизни, не ссылаются на Завет и св. историю. Они говорят о глупости и мудрости, о щедрости и скупости, о богатстве и бедности. Их заботят семейные отношения, поступки человека в быту, дружба, труд и правосудие. На первый взгляд изречения, собранные в Кн. Притчей, кажутся проповедью светской морали в том ее виде, в каком ее знало патриархальное общество.  На этом основании Феодор Мопсуетский отрицал боговдохновенный характер книги и считал ее плодом обычной житейской мудрости.

     Однако при более внимательном чтении и изучении Кн. Притчей предстает в ином свете. Идеал праведной жизни, который она рисует, не есть идеал светской нравственности. Он глубоко укоренен в вере.  Библейские соферы, рисуя  –  с помощью народных афоризмов  –  образ праведного человека, указывают, что источник добра  –  Господь. Служить Ему человек должен всей своей жизнью:

Страх Господень  –  источник жизни,

      удаляющий от сетей смерти.

                                           14,27

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его;

      чтущий же Его благотворит нуждающегося.

                                           14,31

Предай Господу дела твои,

      и предприятия твои совершатся.

                                           16,3

Господь взвешивает сердца.

Соблюдение правды и правосудия

      более угодно Господу, чем жертва.

                                           21,2-3

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета

      вопреки Господу.

                                           21,30

     Из этих изречений явствует, что в среде соферов на мудрость стали смотреть не просто как на искусство управлять домом, хозяйством и царством, а как на жизнь, угодную Богу.  В период после Плена иудейские мудрецы, хакамы (от слова "хокма"  –  мудрость), еще яснее указывали, что мудрость человеческая исходит от Премудрости Божией. Эта верховная Премудрость отображена во Вселенной.  В поисках истинной жизни человек может приобщиться к ней и познать волю Творца.

     Мудрецы послепленного периода и придали Кн. Притчей ее нынешний вид, снабдив ее прологом о божественной Премудрости. Им же принадлежат основные произведения Учительной библейской письменности (Кн. Иова, Екклесиаст, Песнь Песней и неканонические Сирах, Товит, Премудрость).  Поскольку зачинателями этой письменности были Соломон и его соферы, многие книги, входящие в ее круг, стали традиционно называть Соломоновыми.

     Собрание Учительных книг  –  самое позднее в Писании. Часть из них вошла  в канон уже после Р.Х.  В евангельские времена Библия называлась еще "Закон и Пророки".  Поэтому к изучению книг мудрецов мы обратимся во втором томе руководства.

     6. Грех Соломона и его последствия (3 Цар 11).  Сын Давидов не сумел до конца воспользоваться данной ему мудростью.  Если Давид считал себя теократическим, богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Ягве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа.  Повсюду стало назревать возмущение. Особенно тяготились деспотизмом царя северные колена.

     Библия отмечает и религиозное отступничество Соломона.  Торгуя с язычниками, заключая с ними союзы и беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы.  Рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища  финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении. "Сердце его,  –  говорит Кн. Царств,  –  не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его" (11,4).

     Недовольные деспотичной властью находили убежище в Египте, где новый царь Шешонк I был заинтересован в ослаблении Израильской державы.

     Одного из таких мятежников поддержал пророк Ахия из Силома. Неизвестно, пытался ли он воздействовать на самого царя. Если и пытался, то безуспешно. Ахия отыскал ефремлянина Иеровоама, царского надзирателя, и предрек ему власть над северными коленами. Бог "смирит" царя, лишив его династию половины царства.

     О готовящемся восстании донесли царю, и Иеровоам бежал в Египет, где жил до смерти Соломона. Когда же царь умер, он вернулся и возглавил мятеж северян против дома Давидова.

     Развенчивая Соломона, получившего от Бога мудрость, Библия показывает, что народ Божий должен ценить в правителях не земную силу и славу, а верность Богу и Его заветам.

Вопросы для повторения

1. Какой период обнимают 3-4 Кн. Царств?

2. Как они называются в еврейской Библии и когда были написаны?

3. В чем заключается их богословие и как это отразилось на книгах?

4. Как именуются в еврейской Библии 1-2 Кн. Паралипоменон и когда они были написаны?

5. Каков характер 1-2 Кн. Паралипоменон и как их автор смотрит на ветхозаветную историю?

6. В чем сущность сказания о Соломоне?

7. При каких обстоятельствах получил он власть?

8. Что говорит Библия об источнике мудрости Соломона?

9. Каковы основные черты его царствования?

10. Когда был построен Храм и кто участвовал в его сооружении?

11. На какие части он делился?

12. В чем отличие библейского понимания храма от языческого?

13. Что означала космическая символика Храма?

14. Что представляло собой Святое Святых?

15. Кто мог входить в Храм и где приносились жертвы?

16. Какими событиями в литературной жизни отмечено правление Соломона?

17. Кто такие соферы?

18. Что такое ветхозаветная притча ("машал")?

19. О чем трактуют изречения Кн. Притчей?

20. В чем религиозный смысл этой книги?

21. Почему  многие Учительные книги Библии названы Соломоновыми?

22. В чем заключался грех Соломона и каковы были его последствия?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к § 30

Некоторые параллели между Книгой Притчей

и египетской мудростью

 

     Наиболее яркий пример родства между библейскими и египетскими афоризмами дает сравнение Кн. Притчей и Поучений Аменемопе. Ученые не пришли к единому взгляду на то, какая книга возникла раньше.  Но египетский текст был написан, видимо, не позже Х в. до Р.Х.

 

Книга Притчей

Поучение Аменемопе

Приклони ухо твое, и слушай слова мудрые, и сердце твое обрати к моему знанию, потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем

22,17-18

Приклони ухо, внимай сказанному, обратись, чтобы истолковать это,  полезно закрепить это в твоей голове

3/9-16

    

 

Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою

22,24-25

Не братайся с вспыльчивым, не приближайся к нему для разговора... пусть он не завлечет тебя и не набросит петли на тебя

11/13, 11/17

    

 

Не заботься о том, чтобы нажить  богатство, оставь такие мысли твои. Устреми глаза твои на него, и  –  его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу

23,4-5

Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности.  Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уж нет... они сделали себе крылья, как гуси, и улетели к небу

9/14-19, 10/4

  

 

  

(пер. М. А. Коростовцева)

§ 31. РАСПАД ИЗРАИЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

(3 ЦАР 12-14; 2 ЦАР 10-12)

     1. Причины разделения.  Уже в правление Соломона угроза единству его державы стала вполне реальной.  Только силой царю удалось подавить зреющее недовольство, но его причины были слишком серьезными, чтобы целостность царства сохранилась после смерти Соломона. Важнейшими из этих причин был следующие:

     а) Сепаратизм северных колен лишь с трудом сдерживался Давидом и его сыном. Фактически власть Иерусалима над всем Израилем была очень непрочной.  Приоритет колена Иудина, к которому принадлежала династия, вызывал дух соперничества в области Ефрема и соседних с ним колен.  На севере сложились собственные традиции, восходящие к глубокой древности.  Север знал свои предания, своих героев, которыми гордился (Иисус Навин, Девора, Гедеон, Самсон, Самуил и др.). Иудея же была гористой окраиной станы, до сих пор ничем не проявившей себя.

     б) Если Давид  –  победитель филистимлян  –  еще смог поднять авторитет Иуды, то деспотическое правление Соломона (особенно в последние годы) и обременительные повинности, введенные им, породили ряд восстаний.

     в) Уступки Соломона язычеству вооружили против него пророков во главе с Ахией Силомским.  Ахия поддерживал притязания Иеровоама, царского чиновника, который составил заговор против Соломона. Пока царь был жив, Иеровоам скрывался в Египте, а в 931 году вновь появился в Израиле.

     г) Господствующее положение Храма иерусалимского вызывало сопротивление северян.  Они были привязаны к своим старым святыням в Сихеме, Вефиле, Дане. Хотя Храм в Силоме был разрушен, левиты тех мест продолжали считать этот город богоизбранным местом поклонения (заметим, что Ахия был родом из Силома).

     Достаточно было даже незначительного повода, чтобы все эти причины взорвали изнутри империю Соломона.

     2. Политический раскол.  Два понимания монархии.  До установления царской власти в Израле тяготели к теократической форме правления.  Колена составляли "союзную республику" (А. П. Лопухин), которая возглавлялась вождями-харизматиками. Их помазывали пророки с согласия народного собрания. По существу Саул был именно таким избранным харизматическим монархом. На наследственную власть смотрели с подозрением, считая, что в ней не отражена воля Божия и воля народа.

     Гедеон отказался от царского венца, предпочитая, чтобы Сам Господь был правителем теократической общины. Пророк Самуил недвусмысленно дал понять, что желание народа иметь царя есть грех. Он согласился помазать на престол Саула, только уступая требованию, причем на полный компромисс не согласился. Избранный вождь должен был подчиняться голосу Бога, говорящего через пророка. Когда же Саул вышел из повиновения, пророк отрекся от него.

     После смерти Соломона возродилась мысль о необходимости выборного царя. Наследнику Ровоаму (евр. Рехавам) пришлось ехать в традиционный центр Севера Сихем, чтобы народное собрание утвердило его права. Там старейшины колен потребовали от Ровоама облегчить оброки и подати, наложенные на страну его отцом. Только при этом условии они соглашались признать власть Давидовой династии.  Ровоам не внял советам ветеранов, которые уговаривали его уступить. Молодые царедворцы рекомендовали ему проявить твердость, и он надменно заявил, что "увеличит иго", а не ослабит.

     В результате старейшины разошлись с твердым намерением порвать с домом Давидовым. Сборщика податей забросали камнями, сам Ровоам, спасая свою жизнь, поспешно бежал в Иерусалим. Там он попытался собрать войско против непокорных, но "человек Божий", пророк по имени Самей, воспротивился этому. Он сказал, что случившееся произошло по воле Божией. Иеровоам же был провозглашен царем в Сихеме, который и стал его первой резиденцией.

     За Ровоамом осталась лишь область колена Иудина.  Правда, вскоре к этой области была присоединена часть территории Вениамина, поэтому северное царство стали именовать десятиколенным (или Ефремовым, по имени самого многолюдного колена).

     В Ефреме утвердилось неприятие идеи наследственной монархии. В результате ни одна из северных династий не удерживалась на троне долго.  Зато в Иудее дом Давида сохранил свои позиции вплоть до зохвата Иерусалима Навуходоносором в 587 году. И даже после Плена потомки Давида Шешбацар и Зоровавель пользовались верховным авторитетом у иудеев.

     Этот факт приверженности к династии не вытекал из веры в монархический строй как таковой, а был связан с мессианскими надеждами. Поскольку Бог заключил Завет с царем-псалмопевцем и обещал, что его потомок утвердит вечное царство, иудеи мирились с домом Давидовым, даже с худшими его представителями.

     Об этих надеждах и высокой требовательности к монархам свидетельствуют Псалтирь и 3-4 Кн. Царств. Краткое перечисление дел иудейских царей содержит суровый суд над ними. За исключением Иоасафата, Езекии и Иосии, все они изображены как нечестивые и грешные правители, далекие от идеала.  В целом "сыны Давидовы" были не лучше и не хуже других восточных царей, но Библия смотрит на них с точки зрения Закона Божия. И в свете Закона она оказывались недостойными обетования.

     Это недостоинство царей еще более заставляло ветхозаветную Церковь обращать свой взор к идеальному Сыну Давидову, приход Которого она ожидала. В так называемых "царских псалмах" эти чаяния выражены особенно сильно. Наследник Давида рисуется в них богопоставленным вождем, которого усыновляет Сам Господь. Так в псалме 2 Помазанник Божий говорит:

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;

      Я ныне родил Тебя.

Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе

      и пределы земли во владение Тебе.

                                      (7-8)

     Образ Помазанника постепенно приобретал сверхъестественные черты, в Нем соединялась власть и духовное служение, царство и священство.  Прототипом этой полноты мессианства считали Мелхиседека, древнего царя-священника Иерусалима:

Клялся Господь,

      и не раскается:

Ты священник вовек

      по чину Мелхиседека.

                          Пс 109,4

     Таким образом, в псалме прозревается грядущее явление истинного Сына Божия.  Однако в эпоху царей это прозрение все еще было связано с земными представлениями.

     3. Религиозный раскол.  Иеровоам I, воцарившись над Израилем, сознавал, что новый Храм в Иерусалиме, где находится Ковчег, не утратил притягательности для народа и после разделения царств. Он опасался, что паломничества в Иудею подорвут его престиж.

     Поскольку ханаанские влияния в Ефреме были сильнее, Иеровоам I,  идя навстречу народным склонностям, поставил в этих храмах изваяния позолоченных тельцов. Для библейского автора, составлявшего Второзаконническую историю, это было настоящим идолопоклонством. Он даже вкладывает в уста Иеровоама I слова из сказания о золотом тельце: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской" (3 Цар 12,28). И вообще наличие любого святилища, кроме Храма, рассматривалось после 621 года как нарушение воли Божией.

     Однако во времена Иеровоама и его преемников мало кто в Израиле разделял эту точку зрения. Пророк Илия и многие благочестивые мужи не видели греха в том, чтобы приносить жертвы вне Иерусалима. Грех Иеровоама заключался в том, что он закрепил раскол в религиозном плане. Храм иерусалимский был символом единства веры всей ветхозаветной Церкви. Его соперники в Дане и Вефиле ослабляли это единство и открывали пути ханаанским, языческим веяниям. Одним из признаков этого влияния и были тельцы, поставленные в храмах Иеровоама.

     Вопрос о происхождении самого культа тельцов долго дебатировался в библейской науке. Многие экзегеты считали, что он был заимствован из Египта, где чтили бога Аписа в виде быка. Но сегодня преобладает мнение, что символ тельца был общесемитским, и в частности  –  ханаанским. Соседи Израиля чтили верховное божество в образе быка, который олицетворял силу и плодородие.

     Являлись ли тельцы изображениями Самого Ягве?  Это сомнительно уже по той причине, что пророки Илия и Елисей, проповедовавшие в Ефреме, не выступали против тельцов. Будь они такими кощунственными изображениями, ревнители веры обязательно осудили бы их.  У. Ф. Олбрайт обратил внимание на то, что многие боги изображались стоящими на тельцах. Из этого он сделал вывод, что тельцы Иеровоама I играли в его храмах роль херувимов, были чем-то вроде священного трона незримого Бога (как и херувимы Ковчега).  Но суеверная толпа со временем стала смотреть на эти изображения как на идолов.  Во почему уже в VIII веке пророк Осия выступил с резкими нападками на почитание тельцов (8,5; 10,5 сл.).

     Так или иначе, религиозный раскол и культовые нововведения вызвали недовольство у пророка Ахии, который прежде был на стороне Иеровоама. Уже будучи слепым старцем, он предсказал, что "восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов" (3 Цар 14,14).

     4. Последствия разделения царств  сказались очень скоро.  Опасаясь попыток Иерусалима восстановить господство над Севером, Иеровоам I призвал на помощь своего союзника, фараона Шешонка (евр. Шишак, синод. перевод Сусаким). Тот немедленно воспользовался представившейся возможностью и в 936 году вторгся в Иудею. Ровоам, чтобы избежать осады, решил откупиться; контрибуция была немалой, царю даже пришлось взять сокровища Храма. Но Шешонку этого оказалось мало. Он хотел вернуть прежнюю власть над Палестиной.  Из его анналов явствует, что он не ограничился Иудеей, а захватил ряд городов, принадлежавших Иеровоаму I.

     Разделение царств с годами ведет к их постоянному политическому ослаблению. Потеряв единство, они оказываются неспособными противостоять более сильным соседям.  Через сто лет после Иеровоама I Палестина лишь недолгие десятилетия удерживает независимость.  Контроль над ее царствами переходит то к Ассирии, то к Египту, то к Халдее.

     Бл. Иероним сравнивал раскол ветхозаветных царств с церковными разделениями и распрями. И то и другое наносило существенный урон народу Божию. Тем не менее политический упадок Израиля имел и провиденциальный смысл. Он постоянно подрывал земные надежды и утопии, заставляя задумываться о духовных целях Промысла Божия; он давал простор великим пророкам, которые могли свободно обличать народ и царей. При более сильной власти их проповедь столкнулась бы с неодолимыми преградами.

Вопросы для повторения

1. Назовите четыре причины отпадения Севера от Иерусалима.

2. Как смотрели на царскую власть в северном Израиле?

3. Когда и при каких обстоятельствах произошло разделение царств?

4. Почему сохранился дом Давидов?

5. Как авторитет его династии связан с обетованием Давиду?

6. Как рисовался идеал мессианского царя согласно Псалмам и в чем его прообразовательное значение?

7. Что заставило Иеровоама I заботиться об авторитете северных святилищ?

8. Как толкуется в библейской науке культ тельцов?

9. Каковы были последствия разделения царств?

10. Какие положительные последствия имело ослабление политической мощи Израиля?



(X) Гибели Саула посвящена трагедия В. Альфьери "Саул" (русск. пер. см.: Библиотека Всемирной Литературы, т. 51).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова