Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Александр Мень

ОПЫТ КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

К оглавлению

Том второй

Эпоха пророков

Священная письменность времен Второго Храма

Загорск. 1983

Раздел I

ЭПОХА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ

ДО ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО

VIII-VI века до Р.Х.

ПСАЛТИРЬ

 

§ 13. ПСАЛТИРЬ: ОБЩИЙ ОБЗОР

     Ни в одной книге Библии не раскрыт так полно религиозный опыт ветхозаветной Общины, как в Псалтири; и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов.

     Сам Господь Иисус молился словами псалмопевцев (напр., Мф 27,46). С апостольских времен псалмы стали органической частью богослужения и молитвословий. Таким образом, псалмы не только "составили звено, связующее Исайю и Иеремию с Евангелием" (Б. А. Тураев), но и передали Церкви Нового Завета непреходящие духовные ценности Ветхого.

     1. Название и состав Псалтири.  Название "Псалтирь" (евр. "Тхилим"  –  Славословия, греч. "Псалтерион", слав. "Псалтирь") связано с названием струнного инструмента псалтири, игра на котором сопровождала пение псалмов. Как пишет свт. Василий Великий, слово "псалмос" (псалом) означает "музыкальную речь, при возношении которой ударяли в музыкальный инструмент" (Бес. на Пс 29).

     Всего канонических псалмов 150. Нумерация их в Септуагинте и Вульгате, принятая также в русском переводе, во многом не совпадает с нумерацией в еврейской Библии:

Пс 1-8 и 148-150 совпадают.

Пс 10-147 сдвинуты на единицу нумерации по отношению к еврейской Библии (напр., Пс 20 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 19 евр. Библии).

Пс 9 в Септуагинте и Вульгате соответствует

Пс 9 и 10 еврейской Библии

Пс 113              -

Пс 114 и 115

Пс 114 и 115        -

Пс 116

Пс 146 и 147        -

Пс 147

     Псалтири в настоящем виде предшествовали другие сборники псалмов, на основе которых она была составлена.  "Весь состав псалмов делится  на пять частей,  по подобию Пятикнижия Моисеева" (свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов, 1,4):

     I - Пс 1-40,

    II - Пс 41-71,

   III - Пс 72-88,

    IV - Пс 89-105,

     V - Пс 106-150.

Каждая заканчивается словами "аминь, аминь".

 

     Псалтирь была первой книгой Ветхого Завета, переведенной на славянский язык свв. равноап. Кириллом и Мефодием. Церковнославянская Псалтирь делится на 20 кафизм.

     2. Происхождение Псалтири.  Псалтирь сложилась как храмовая книга, как сборник гимнов и молитв, которые пелись во время богослужения. Однако первые псалмы появились еще до построения Храма и даже до Давида (напр., Исх 15). Из этих ранних псалмов в каноническую Псалтирь вошли не все. Древнейшая часть Псалтири написана самим Давидом (см. т. 1, § 29). Давид считался величайшим псалмопевцем, и поэтому псалмы, как правило, было принято называть "Давидовыми". Тем не менее далеко не все псалмы с надписанием "Давида" (евр. ле-Давид, слав. Давиду) принадлежат ему лично. Надпись эта указывает, что псалом пелся во время богослужения в присутствии "Давида", то есть царя из его рода. Многие из этих псалмов отражают уровень сознания более поздней, пророческой эпохи. Кроме того, упоминания о Храме, Плене и разорении Иерусалима свидетельствуют, что ряд псалмопевцев жил позже Давида (напр., Пс 5,8; 13,7; 14,1; 136; 137,2). Указанный факт был отмечен еще Феодором Мопсуестским.

     Однако относить Псалтирь целиком к послепленному периоду, как делали некоторые библеисты ХIХ века, нет оснований. Против подобной датировки есть немало доводов. В частности, после открытия гимнов Угарита (Рас-Шамра; см. т. 1, § 20,7) стало очевидно, что многие псалмы несут на себе отпечаток староханаанской литературы, которая в эпоху Плена окончательно исчезла (см. приложение).

     Большинство псалмов было написано, вероятно, в царскую эпоху, хотя некоторые относятся к периоду Плена (136) и годам после возвращения из Вавилона (123). Псалмы, сложенные в I веке до Р.Х. (Кумранские гимны, Псалмы Соломона и др.), уже не были включены в Псалтирь. Следовательно, все пять ее книг признаны каноническими не позднее II века до Р.Х.

     С литературной точки зрения псалмы относятся к жанру священной поэзии.  В них, однако, нет ни строгого стихотворного размера, ни рифм. Главные художественные средства псалмопевцев те же, что и у пророков: аллитерации, смысловой параллелизм и симметрия (т. 1, § 9,4).

     Вариации на тему Псалтири мы находим не только в Кумранских писаниях, Новом Завете (Лк 1,46-55,67-80) и у Отцов Церкви, но и в позднейшей литературе  –  у Мильтона, Ломоносова, Байрона и других поэтов.

     3. Музыкальное сопровождение Псалтири  есть древнейшая библейская традиция.  О музыке, звучавшей при пении священных гимнов, упоминается еще в Кн. Исход (15,20-21). К музыкальному сопровождению прибегали судьи, пророки, цари (напр., 1 Цар 10,5; 4 Цар 3,15). Царь Давид славился мастерской игрой на киноре (1 Цар 16,17-23).  При Храме были созданы большие левитские хоры (2 Пар 29,25), которые пели под музыку. В самих псалмах есть призыв славить Господа пением и игрой на музыкальных инструментах (149,3).

     Под музыку пели либо отдельные певцы (солисты), либо хор, а иногда все молящиеся повторяли за ними заключительные слова гимна (Втор 27,15-26). Музыкальную паузу обозначали словом "сел`а" (слово это опущено в синодальном переводе).

     Среди инструментов библейской эпохи важнейшими были следующие:

Кинора  (русск. пер. гусли)  –  доска с вырезом посередине, на которую натягивались струны.

Невела  (русск. пер. псалтирь)  –  разновидность арфы.

Цимбалы,  или кимвалы,  –  род литавр.

Трубы,  обычно металлические, прямые.

Шофар,  или рог, изготовлявшийся из витого бараньего или козлиного рога; издавал высокий, протяжный звук, наподобие звука горна.

Тимпаны  –  бубны, увешанные колокольцами или погремушками.

Угаб  (русск. пер. свирель)  –  род волынки с кожаным мешком, наполняемым воздухом.

     Эти и другие инструменты составляли оркестр ветхозаветного Храма. Их изображения сохранились на египетских и ассирийских памятниках.

     Псалмы исполнялись распевным речитативом  –  псалмодией,  которая послужила прототипом для древнецерковного пения (см. Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. М., 1960, ч. 1, с. 84-88).

     4. Надписания псалмов  часто связаны с музыкальными особенностями храмового богослужения.  Приведем несколько примеров:

     Слова "При появлении зари" (Пс 21) означают, что псалом поется на мелодию традиционной утренней песни.

     Слова "Начальнику хора" (Пс 18)  –  псалмы взяты из сборника, принадлежавшего руководителю храмовых музыкантов.

     Слова "Песнь восхождения" (Пс 119-133)  –  псалмы из сборника молитв, которые пели паломники, входя в Храм.

     Слова "Аламоф" (Пс 45)  –  от евр. "алм`а"  –  молодая женщина,  –  указывает на женский хор, исполняющий псалом.

    Слова "Не погуби" (Пс 56), как полагают современные экзегеты, указывает на мотив весны, связанный с уборкой урожая.

     Слова "При обновлении Дома" (Пс 29) связывают с праздником Обновления Храма.

     Слова "На гефском орудии" (Пс 83) могут означать филистимский инструмент (или мелодию). Некоторые экзегеты связывают слово "гитиф" со словом "гаф"  –  винный пресс, что указывает на время сбора винограда и приготовления вина.

     Прочие указания также относятся к хору и оркестрантам.  Они не всегда понятны, поскольку музыкальная культура древности недостаточно изучена.

     Надписания с именами Асафа, сынов Кореевых, Емана и других связаны с родоначальниками левитских хоров (ср. 1 Пар 6,33; 6,44).  Псалом 89 написан от имени Моисея, а псалом 71  –  от имени Соломона. Ряд псалмов вообще не имеют авторов.

     5. Основное содержание Псалтири.  Псалмы касаются почти всех сторон духовной жизни народа Божия. "Я думаю,  –  писал свт. Афанасий Великий,  –  что в словах сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение, все движения его помыслов" (Послание к Марцеллину). В книге отражено многообразие традиций библейского богословия. Она запечатлела учение пророков и священников, учителей Закона и мудрецов-книжников. Этим объясняется замечание свт. Василия Великого, что "Книга Псалмов объемлет все, что представляют собой все другие священные книги" (Беседы на Псалмы, Предисловие). Лютер метко назвал Псалтирь "малой Библией", так как в псалмах мы слышим:

     голоса гонимых праведников (эбионим, анавим);

     хвалебные гимны народа, уповавшего на Бога;

     о великих деяниях Господа в природе и истории;

     размышления о добре и зле, грехе и возмездии, об искушении и победе над ним;

     славословия Царству Господню, на престоле которого воссел "сын Давидов"  –  прообраз Христа.

     В силу живой преемственной связи двух Заветов, Псалтирь находит отклик и в духовном опыте христианина. Судьбы праведников Израиля, их предстояние Богу прообразуют судьбы верных и в новозаветной Церкви, совершающих свой жизненный путь среди скорбей и испытаний, но в твердой надежде на Господа.

     Христианского читателя могут смутить резкие выражения, относящиеся к "беззаконникам", "грешникам", "врагам" в некоторых псалмах (напр., "О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!" Пс 138,19). Но следует помнить, что Псалтирь связана с доевангельской фазой Откровения.  От эпохи Ветхого Завета было бы несправедливо требовать новозаветных понятий о прощении.  Кроме того, в любую эпоху насилие и бесчеловечная жестокость, тирания и массовые убийства вызывали и вызывают страстный протест. Для псалмопевцев люди, творившие зло, являлись врагами Божиими. Призывая на них небесные кары, авторы псалмов по-своему выражали веру в нравственный миропорядок, установленный свыше.

Вопросы для повторения

1. Каково общее значение Псалтири в церковной традиции?

2. Как именуется Псалтирь в еврейской и греческой Библии?

3. Что означают эти названия?

4. Сколько всего псалмов в Псалтири?

5. Совпадает ли нумерация псалмов евр. Библии с нумерацией Септуагинты и Вульгаты?

6. На сколько частей делится Псалтирь?

7. Существовали ли псалмы до Давида?

8. Почему псалмы именуют "Давидовыми"?

9. В какую эпоху было написано большинство псалмов?

10. Каковы литературные особенности псалмов?

11. Какие музыкальные инструменты существовали в ветхозаветное время?

12. Как отразилось музыкальное сопровождение в тексте Псалтири?

13. Как пелись псалмы?

14. Каково основное содержание псалмов?

15. Какие традиции ветхозаветного богословия нашли отражение в псалмах?

16. Почему в псалмах встречаются проклятия в адрес врагов?

ПРИЛОЖЕНИЕ к § 13

Образец ханаанской религиозной поэзии (ХIV в. до Р.Х.)

Когда звенит священный глас Господа (Ваала),

      когда раздаются раскаты Ваалова грома,

Земля дрожит, горы трепещут,

      пляшут холмы и скалы.

Враги его скрываются за склонами гор

      или в дремучих лесах.

От востока до запада в диком смятенье

      они бегут от лица его.

Скажите, враги Ваала,

      почему вы ныне в таком страхе?

Потому что глаза его зорки,

      рук его могучи.

                             (пер. Т. Гастера).

§ 14. ВИДЫ ПСАЛМОВ

     Попытки связать каждый псалом с тем или иным событием ветхозаветной истории удавались далеко не всегда.  Поэтому экзегеты обычно предпочитают рассматривать  группы псалмов,  связанных между собой особенностями темы и жанра.  У нас начало этому методу было положено П. А. Юнгеровым, на Западе  –  протестантом Г. Гункелем.

     1. Бог в мироздании и истории.  Эта тема пронизывает псалмы 8, 64, 89, 103, 138, 148 и другие, родственные им. Они возвещают о том, что Господь есть единственный, Кто обладает бытием по Своей природе.  Мир создан Им и все получает от Него.  По Его воле человек поставлен венцом творения.  В событиях истории проявляется Божественная воля.  Вселенная и человек возносят благоговейную хвалу Создателю.  В качестве примера рассмотрим Пс 64:

     Ст. 1-5. Радость возносящих славословие Богу в Храме. Он приблизил к Себе тех, чье сердце очищено Его спасающей силой.

     Ст. 6-9. Бог творит Свою правду по всей земле. Нет места в мире, где бы Он не являл Свою силу. Он укрощает злобу демонических стихий ("шум волн") и смиряет "мятеж народов", которые восстают против Его воли.

     Ст. 10-14. Все, что оживляет землю: роса и благодетельные воды, напояющие ее,  –  даруются Творцом. В этом явлено Его продолжающееся творение, ибо Он постоянно поддерживает созданное Им.

     2. Уроки священной истории.  Псалмопевцы часто обращаются к прошлому ветхозаветной Церкви. В нем они находят вразумляющие деяния Бога-Спасителя. Грехам и слабостям народа противостоит неизменная верность Ягве Своему Слову:

     Пс 43.  Ягве создал ветхозаветную Церковь, но Он же взыскивает с нее по закону Своей правды.

     Пс 67 начинается возгласом, которым сопровождалось шествие Ковчега по пустыне (ср. Числ 10,35). Явление Господа в св. земле было одновременно судом и прощением. Он  –  Бог милосердия:

Отец сирот и судья вдов...

      освобождает узников от оков;

      а непокорные остаются в знойной пустыне.

                                          (6-7)

     Пс 77.  Псалмопевец вспоминает о малодушии и неверности Израиля в пустыне. Но грехи человеческие не могут изменить замыслов Божиих.  Ягве отверг непокорных, отверг и царство Ефрема, сохранив ради Остатка дом Давидов.

     Пс 80 содержит призыв хранить верность Творцу. Народные беды  –  прямое следствие маловерия и отступничества:

О, если бы народ Мой слушал Меня

      и Израиль ходил Моими путями!

                                    (14)

     Пс 94.  Недостойные не войдут в землю обетованную. В ст. 3 "боги" (элогим)  –  это ангелы.

     Пс 99. Бог  –  Создатель Своей Церкви. Спасая избранных, Он превращает их в Свой удел:

Познайте, что Господь есть Бог,

      что Он сотворил нас, и мы  –  Его,

      Его народ и овцы паствы Его.

                            (3, ср. Ин 10,1-16)

     Пс 106. Бог властвует над стихиями природы и над событиями истории, которая становится благодаря Его деяниям священной.

     Пс 131. Гимн об избавлении от рабства. Вера начинается со свободой, которую дарует Господь (ср. Ин 8,32 "И познаете истину, и истина сделает вас свободными").

     Пс 134 раскрывает тайну избранничества. Оно есть свободный дар любви Божией, на который человек должен ответить любовью и верностью.  Бог есть единственный Творец, а все боги "дело рук человеческих" (15).

     Пс 135 говорит о милости Божией, которая от сотворения мира до чудес, явленных через Моисея. Псалом поется за всенощным бдением (Полиелей).

     К этому циклу примыкают псалмы 59, 73, 78, 79, 107. Родственные Кн. Плач, они оплакивают жребий Израиля и Иудеи, которые оказались в руках врагов за свои грехи. Пс 79, вероятно, отражает события 722 года, когда пала Самария.

     В другой группе псалмов говорится о покаянии в Плену и освобождении народа Божия (76, 84, 97, 101, 117, 125, 128, 136, 147).

     3. Господь  –  единственный Царь.  Основой библейского учения об обществе является исповедание веры в Бога как единственного истинного Царя. Человек принадлежит Творцу. Нет такой области в жизни людей, которая не была бы подвластна Богу. В истории Его Царство находится в становлении. Полностью оно осуществится лишь в конце времен. Согласно мнению современного библеиста Сигурда Мовинкеля, большинство псалмов о Царстве Божием пелось в Храме в день новолетия, когда совершалась торжественная и символическая "интронизация" Ягве в качестве Царя народа и мира:

     Пс 28 славит космическую власть Ягве. "Сыны Божии" здесь  –  ангелы.

     Пс 66 говорит о Ягве как Владыке всех народов земли.

     Пс 95 возвещает всемирное почитание истинного Бога, Который царствует над всей землей. По духу псалом близок Ис 40-56.

     Этой же теме универсального и вечного Царства посвящены псалмы 97, 98, 112, 114.

     4. Сион и Храм.  Истинное богослужение.  Неприкосновенность Иерусалима понималась как знак неотменимости обетований Божиих. Однако благоволение к Сиону и Храму возможно только при условии, что люди хранят Завет Господень:

     Пс 9. Справедливость суда Божия.

     Пс 45. Сион  –  скала верных и символ обетования.

     Пс 47. Бог спасает верных от их врагов. Этот псалом, как и Пс 45, относится к эпохе похода Синахериба (см. т. 1, § 33).

     Пс 75. Тщетность попыток врагов сокрушить оплот веры.

     Пс 86. Грядущий Иерусалим  –  Община верных.

     В псалмах 83, 119-124, 129, 130, 132, 133 содержатся песнопения паломников. Строки некоторых из них соответствуют числу ступеней Храма, по которым поднимались богомольцы.

     Псалмы 49, 74, 81, 102 перекликаются с проповедью пророков VIII-VI веков (Амоса, Осии, Исайи, Михея). Они учат, что истинное служение Богу не может ограничиться жертвами и обрядами, ибо основа его  –  верность Творцу и Его Заветам:

Слушай, народ Мой, Я буду говорить;

      Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя:

      Я Бог, твой Бог.

Не за жертвы твои Я буду укорять тебя;

      всесожжения твои всегда предо Мною.

Не приму тельца из дома твоего,

      ни козлов из дворов твоих;

Ибо Мои все звери в лесу,

      и скот  –  на тысяче гор...

Ем ли Я мясо волов

      и пью ли кровь козлов?

Принеси в жертву Богу хвалу,

      и воздай Всевышнему обеты твои,

И призови Меня в день скорби;

      Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.

                                       (49,7)

     5. Страждущий человек взыскует Бога-Спасителя.  Многие псалмы являются молитвами-сетованиями, которые обращены к Господу от лица гонимого, страждущего человека ("бедняка Господня"  –  эбиона).  Экзегеты не пришли к единому мнению, когда в этих псалмах речь идет о личности, а когда о народе. Но церковное прочтение Псалтири предполагает оба аспекта. С одной стороны, в этих псалмах выражаются личные чувства верующего, его боль, его уныние и упование, но одновременно это и голос Церкви, которая проходит по истории среди бурь и искушений. Эта часть Псалтири во все века находила наибольший отклик у верующих.  В ней библейская вера раскрывается как вера в  спасение,  вера в Бога-Заступника.  Псалмопевцы нередко рисуют состояние души, находящейся на грани отчаяния. Но неизменно, даже в самых трудных обстоятельствах, торжествует надежда на Спасителя (Пс 3-6, 7, 10, 12, 15, 16, 24, 27, 30, 37-39, 42, 53-58, 63, 68-70, 82, 85, 87, 90, 93, 139-142).

     6. Благодарственные гимны.  Жажда Бога.  Благодарение, возносимое Богу  –  одна из высших форм молитвы, ибо такая молитва наиболее полно выражает любовь к Господу. Человек проникается сознанием, что все благое в мире исходит от Творца. Именно потому хвала угодна Богу.  В ней молящийся отдает Господу свое сердце (41, 61, 62, 114, 115, 145, 150). Замечательной особенностью этих псалмов является жажда Бога, которая выше желания получить Его дары:

Как лань желает

      к потокам воды,

Так желает душа моя

      к Тебе, Боже!

Жаждет душа моя

      к Богу крепкому, живому:

Когда приду и явлюсь

      пред лице Божие?

                         (41,1-3)

     7. Добро и зло перед лицом Божиим.  Вера никогда не может быть тождественна морали. Но "хождение перед Богом" немыслимо без исполнения воли Его.  А воля Господня заключается в том, чтобы из слабого, злого, грешного существа сделать  человека,  такого, каким он замыслен при творении. Ряд псалмов посвящен этой теме.  В них указаны два пути, по которым могут идти люди, в силу дарованной им свободы: путь добра и путь зла. В конечном счете это пути к Богу и от Бога, жизни и смерти (Пс 11, 13, 14, 20, 25, 33-35, 50, 51, 72, 91, 100, 108, 111, 126, 127).

     Поскольку даже тот, кто избрал путь Божий, путь добра, может споткнуться и пасть, вера указывает на спасение через раскаяние. Человеку дана возможность вернуться к Богу, чистосердечно излив перед Ним покаянную молитву и всем существом предавшись Его заповедям.

     8. Псалмы о Законе и Премудрости.  К молитвам о добре и зле тесно примыкают псалмы, посвященные Закону Господню и Премудрости Его.  Псалмы о Премудрости (напр., Пс 48) вышли из среды израильских мудрецов, которые основывали свое учение не на букве Закона Моисеева, а на общих принципах этики (Кн. Притчей, Кн. Иова). Главная мысль их сводится к тому, что источник истинной Премудрости  –  Господь. Человек должен осуществлять ее в повседневной жизни.  Она не есть интеллектуальное познание, но является познанием правды жизни.  Все преходящее, что привлекает суетных людей, ничтожно в сравнении с жизнью в вере.

     Псалмопевцы-законоучители (Пс 1, 18, 118) в дополнение к этой мысли подчеркивают, что идеал жизни начертан в Законе, в Торе. Она есть руководство к жизни, человек должен постоянно размышлять над Законом, вникая в него, ибо в нем он найдет указания, данные Самим Богом. Закон открывает то, что человек своим разумом постичь не в силах.  Истинная нравственность и жизнь, достойная человека, имеют своим источником волю Всевышнего.

     9. Царские, мессианские псалмы.  В Псалтири есть немало строк, которые предвосхищают тот или иной момент евангельской истории (напр., "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" Пс 8, ср. Мф 21,16).  Но для христианского понимания Ветхого Завета гораздо важнее не эти отдельные черты, а  мессианизм  Псалтири в целом.

     Мессианизм как пророчество и учение о том, что Бог спасет людей Своих через потомка Давида и что спасение распространится на весь мир, не был дан ветхозаветной Церкви единожды, в законченном виде.  Тайна эта раскрывалась постепенно  –  по мере того, как углублялось религиозное сознание народа.

     Изначальные понятия: "сын Давидов", "Царство", "День Господень" и "Спасение"  –  имели долгую историю в ветхозаветной религии.  Можно выделить  пять фаз,  которые прошло мессианское Откровение:

      1. Таинственное предсказание Аврааму, что в его роде "благословятся все племена земные". Эта надежда обрела конкретные черты в чаянии земли обетованной.

      2. Создание ветхозаветного царства на св. земле, которое само по себе оказалось лишь прелюдией к дальнейшим обетованиям.

      3. Предсказание Давиду о том, что на смену его монархии придет вечное Царство его Потомка. У пророков VIII века образ Его приобретает конкретные черты: это могучий Победитель язычников, сила Которого будет заключена в дарах Духа Божия.

      4. Проповедь пророков о Помазаннике (Мессии, Христе), Который придет в то время, когда дом Давидов лишится земной власти. Время это будет и временем Богоявления. Начиная с пр. Исайи Царство Мессии мыслится уже как всемирное.

      5. Откровение о Мессии как о Служителе.  Он не только Царь, но и Священник. Он должен пройти через страдания как покорный Служитель Ягве (Ис 53). Его владычество принесет миру возвращение Едема, окончательное воцарение Бога.

     Все эти этапы и аспекты мессианизма отражены в Псалтири.

     Первая и вторая фазы запечатлелись в псалмах, связанных с уроками св. истории (см. § 14).

     Третья  –  соответствует группе псалмов, именуемых  царскими.  Они пелись, как показал С. Мовинкель, в дни интронизации монарха или в дни царских торжеств.  Эти псалмы (2, 44, 71, 109 и др.) имеют  двойной  смысл.  Диодор Тарсийский назвал это свойство их "феорией" (созерцанием). С одной стороны, они прославляют того или иного помазанника и вообще Давидов дом; с другой  –  их слова относятся, в конечном счете, к истинному Помазаннику, Мессии.

     Так, в Пс 44 исторической основой является бракосочетание царя. Образ его напоминает о славе Давида и Соломона. Но уже в ветхозаветных таргумах (арамейских переводах-толкованиях) это славословие монарху понималось в мессианском смысле. Сын Давидов олицетворял грядущего Царя, Которого будут славить народы "во веки и веки" (44,17).

     То же самое следует сказать о Пс 71, где более ясно за образом царя проступают черты обетованного Мессии. Под Его покровом "процветет праведник"; Он будет Владыкой народов, которые "поклонятся Ему" (ст. 11). Он "избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника" (ст. 12). Этот псалом можно отнести к четвертой фазе мессианизма:

Будет имя Его (благословенно) вовек;

      доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его;

И БЛАГОСЛОВЯТСЯ В НЕМ (ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМНЫЕ),

      ВСЕ НАРОДЫ УБЛАЖАТ ЕГО.

                                  (71,17)

     О вечности царства Давидова говорится в Пс 131.

     Пятая фаза  –  Помазанник Божий должен пройти через горнило страданий; об этом говорят многие псалмы, начиная с 17, который принадлежит самому Давиду. В нем царь представлен в окружении врагов, которые теснят его, и только Бог дарует ему спасение. С особенной силой звучит эта тема в Пс 21. Он начинается скорбным воплем гонимого избранника: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил Меня?" Словами Пс 21 молился Господь на кресте. Конец молитвы говорит о торжестве Страдальца, когда

Вспомнят и обратятся к Господу

      все концы земли,

      и поклонятся пред Тобою

      все племена язычников.

                              (21,28)

     Пс 88 посвящен теме условности Завета. В него войдут только те, кто "будут ходить по заповедям" (ст. 31-32). Но как бы глубоко ни пали люди, воля Божия будет исполнена.

     Врагам дома Давидова дана будет сила, власть побеждать (ср. Откр  13,7).  Род царя-псалмопевца испытает всю горечь уничижения.

Отнял у него блеск,

      и престол его поверг на землю.

                                    (88,45)

     Здесь просматривается будущее откровение о страждущем Мессии. Но мессианское Царство не может погибнуть, ибо сила его не в "конях и колесницах", а в Боге.

     В Пс 2 описывается мятеж народов против Помазанника. Однако их усилия тщетны, ибо Сам Господь сказал Ему: ТЫ СЫН МОЙ; Я НЫНЕ РОДИЛ ТЕБЯ (ст. 7). Богосыновство в Ветхом Завете понималось не в мифологическом смысле, как у язычников, чьи цари считались рожденными от богов, а в плане духовном. Как Сын, Мессия становится причастным природе Сущего (ибо слово "сын" в Библии означает причастность; ср. "сын пророческий", "сын благословения", "сын гнева"). Полнота же тайны Богочеловека будет открыта лишь в Новом Завете, где понятие "Сын Божий" означает истинное единство Отца и Сына.

     Мессия, Сын Божий изображен Камнем, который  отвергли  строители и который "соделался главою угла" (117,22).  Сам Христос Спаситель указал на этот псалом, чтобы объяснить тайну Своего земного уничижения (Ин 21,42). Он ссылался также на Пс 109  –  важнейший из мессианских.

     Пс 109 написан от лица Давида. В нем автор называет Мессию Адонаи  –  мой Владыка. Христос, приводя эти слова, давал понять, насколько Мессия превосходит земного царя, даже самого Давида. Не только происхождение от монарха-псалмопевца есть признак Мессии, но и исполнение на Нем важнейших пророчеств Писания.

     Хотя образ Помазанника в псалме несет еще черты первых фаз мессианства, гимн дополняет его новой важной чертой. Избавитель не только Владыка и Царь, но также Ходатай за людей  –  Священник. Он соединяет в Себе царскую и первосвященническую власть, подобно древнему монарху Иерусалима Мелхиседеку (ст. 4).

     Как и все пророчества Ветхого Завета, мессианская эсхатология псалмов говорит о двух таинственных событиях будущего, о двух аспектах Царства Божия  –  приходе Помазанника и явлении Сущего миру.  Обе эти тайны обрели свое единство в Богоплощении, в Лице Сына Человеческого, Который открыл Себя как Сын Божий и навеки остался в мире с верными Ему (Мф 28,20).

Вопросы дя повторения

1. Как раскрывает Псалтирь учение о Боге в мироздании и истории? Приведите примеры.

2. Как используют псалмопевцы уроки св. истории? Приведите примеры.

3. Что говорят псалмы о Царстве Божием? Приведите примеры.

4. Как отражены в Псалтири темы Храма и истинного богослужения. Приведите примеры.

5. В чем сближаются псалмопевцы и пророки, говоря о служении Богу? Приведите примеры.

6. Как выражены в псалтири чувства страждущего праведника? Приведите примеры.

7. О чем говорят благодарственные гимны? Приведите примеры.

8. Как освещает Псалтирь темы добра и зла? Приведите примеры.

9. Какие псалмы посвящены Премудрости и Закону?

10. Какие пять фаз можно различить в истории мессианского Откровения?

11. Каков двойной смысл царских псалмов?

12. Что говорят псалмы о всемирности и вечности Царства Мессии?

13. Что говорят псалмы об уничижении Помазанника?

14. В каком псалме Мессия назван "Сыном" Божиим?

15. В каком псалме говорится о Его первосвященническом служении?

16. Какие два аспекта мессианской эсхатологии исполнились в Лице Иисуса Христа?

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова