Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 3
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий
семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив,
но ты мертв.
2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу,
чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не
будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который
час найду на тебя.
4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили
одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из
книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
3, 1. Здесь говорится об ангеле Сардийской церкви. Еще раз упоминается,
что Господь имеет в Своей деснице семь духов Божьих, семь звезд, то есть
непоколебимую полноту Церкви, которую ничто не может сдвинуть с места.
Страшные слова обращает Он к общине: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»,
— слова, изобличающие упадок этой церковной общины.
Мы часто представляем себе первохристианские общины как какой-то заповедник
святых. На самом деле и тогда люди испытывали страсти и страдали от немощей,
и тогда Церковь переживала периоды упадка и кризиса, которые потрясают
ее и сегодня. Но Церковь побеждала несмотря ни на что. Почитайте апостольские
деяния и послания, и вы увидите, какие смуты раздирали первохристианскую
Церковь. Поэтому мы должны не унывать, а смотреть вперед с надеждой.
3, 2–5а. Вот грозное предостережение сардийцам: «Бодрствуй и утверждай...
вспомни, что ты принял... храни и покайся...» Очевидно, в этой церкви не
все поддались смятению и соблазнам: несколько человек «не осквернили одежд
своих». Что означают белые одежды, в которые облекают побеждающих? Белый
цвет был цветом радости, торжества и победы. Кроме того, он был знаком
чистоты. Были люди, которые остались чистыми среди всеобщей сумятицы и
греха, они и получили радость мессианского Царства.
3, 5b. Откуда символ «книги жизни»? Когда снова заселяли разрушенные
города, то основных жителей, главным образом знатных, записывали в особые
списки, которые называли книгами жителей этого города. Такие книги существовали,
например, во время заселения разоренного Иерусалима. Пророки образно писали,
что у Бога есть Своя книга, в которую Он записывает всех, кто входит в
Его Царство, что у Него есть книга жизни (Исх 32,32-33; Дан 12,1) и те,
кого Он вычеркнул, не войдут в град Божий...
3, 6. См. коммент. к Откр 2, 7.
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый,
Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит,
затворяет — и никто не отворит:
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может
затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся
имени Моего.
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят
о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что
они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
3, 7–9. Речь идет о письме ангелу церкви города Филадельфии (это
слово переводится как «братолюбие»). Он был построен эллинистическими монархами-брать-ями
в знак взаимной преданности и любви и был назван «братолюбивым городом»
— Филадельфией.
Прежде чем обратиться к Филадельфийской церкви, Христос дает
Себе еще одно наименование — «Святый Истинный, имеющий ключ Давидов». О
ключе Давидовом говорится неоднократно в пророчестве Исайи. Ключ Давидов
— это ключ в Царство Божье, таинственный ключ, «который отворяет — и никто
не затворит, затворяет — и никто не отворит». Вот, например, одно из таких
мест: пророк обращается к одному из благочестивых наместников города —
«и будет он отцом для жителей Иерусалима и для Дома Иудина, и ключ дома
Давидова возложу на рамена его — отворит он, и никто не запрет, запрет
он, и никто не отворит» (Ис 22,22). То есть никто не может противиться
его действиям, свершениям: если он отпер, значит так и будет.
Еще раз подчеркнем, что если бы вы читали параллельные места из Ветхого
Завета, то увидели бы, что евангелист все время говорит словами Священного
Писания.
Далее дается трогательная характеристика Филадельфийской церкви — «Ты
не много имеешь силы». Очевидно, это была маленькая церковь, но она сохранила
слово Божье и не отреклась. Эти слова имеют отношение и ко всем нам: мы
малое стадо, но если мы будем стоять твердо, то даже внутренние распри
нас не поколеблют. Иоанн говорит о «сборище сатанинском», о людях, которые
утверждают, что они иудеи, но они не таковы, то есть они лжеучители, раскольники,
еретики. И перед их лицом малая община сумела сохранить твердость (см.
коммент. Откр 2,8–9).
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню
тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать
живущих на земле.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца
твоего.
12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет
вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима,
нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
3, 10–12a. «Я сохраню тебя от годины искушения... Побеждающего сделаю
столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон...» Это значит, что
человек (или в данном случае церковь) будет в Царстве Божьем такой же необходимой
частью, как колонна, поддерживающая здание: ее нельзя вынуть, иначе здание
обрушится.
3, 12b. «...Напишу на нем имя Бога Моего» — в иерусалимском Храме на
двух медных колоннах, стоящих перед входом, были начертаны священные имена
(3 Цар 7,21). И вот, на верных людях и церквах будет написано имя Божье,
то есть они станут священными, как часть Храма Царства Божьего, Нового
Иерусалима, нисходящего с неба. Иоанн говорит о Новом Иерусалиме, о котором
пророчествовали пророки. Пророк Исайя Второй, называемый Второисайей, тексты
которого начинаются с 40-й главы книги Исайи, говорит о Новом Иерусалиме,
необычайном, отличном от древнего (Ис 62,2). Заключительные главы Апокалипсиса
и посвящены этому Иерусалиму, который есть символ грядущего мира, Царства
Божьего. Он утверждается на земле, но одновременно нисходит с неба от Бога.
Здесь Христос говорит о Себе как о Человеке — «от Бога Моего». Часто в
антирелигиозной литературе говорят, что в Апокалипсисе Христос вовсе не
человек, но чисто божественное существо. Но божественное существо не может
сказать: «от Бога Моего, и имя Мое новое». Значит, Христос здесь явно выступает
в человеческом облике.
3, 13. См. коммент. к Откр 2, 7.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь,
свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден,
или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из
уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»;
а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
3, 14. Лаодикия находилась в нескольких десятках километров от Филадельфии.
Заключительное обращение к Лаодикийской церкви — самое величественное.
Здесь Христос прямо называет Себя Божественной Премудростью, или Логосом.
«Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...» Слово «аминь»
происходит от еврейского слова «эмуна» — вера, верность, твердость. В Книге
Бытия сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю», а в Книге Притчей
говорится: «Господь Премудростью основал землю» (Притч 3,19), то есть Премудрость
и есть Логос, Слово Божье, творческий лик Бога. Здесь Христос выступает
уже как Логос.
3, 15–17. Здесь Он обличает Лаодикийскую церковь, которая решила, что
у нее все благополучно. Очевидно, в Лаодикии не было ни гонений, ни особых
притеснений, не было ни расколов, ни лжеучителей — все у них было благополучно.
Но, почувствовав благополучие, церковь начала деградировать. Ни с кем не
воюя, ни от кого не обороняясь, она стала впадать в самодовольство, которое
Господь обличает самыми суровыми словами: «Ты... не горяч и не холоден...
извергну тебя из уст Моих». Эти и последующие суровые слова обращены не
только к церквам, но и к отдельным людям. «Ты говоришь, „я богат... и ни
в чем не имею нужды"...», а на самом деле так говорящий «жалок и нищ».
Редко в пророческой книге найдутся слова, которые могли бы быть обращением
лично к нам, которые всем нам надо читать постоянно.
Что значит «не горяч и не холоден»? Речь идет о двух полюсах в человеке.
Один полюс — с Богом, другой — против Бога. Если человек с Богом, значит,
он стоит на пути к благословению. Если человек горяч, против Бога, он может,
как Савл, обратиться, значит, его душа кипит... Самое страшное — это полное
равнодушие, о котором в народе говорят: «Ни Богу свечка…» Равнодушие, индифферентность
— это болото, в котором погрязает душа. Это смерть души. Я знал многих
людей, которые стали истинными христианами, хотя прежде христианство лишь
отталкивало их. А те, которые в общем благожелательно относились к вере,
так за всю жизнь и не обратились. Примеров таких «гуманных» людей было
много. Для них все это было «заодно»; как сказал один из них: «Я езжу повсюду
— ну, посмотреть что-нибудь интересненькое...» Он не против Бога, но не
больше того: он и от Бога не отпал, и к Богу не пришел, и неизвестно, что
он такое.
В Дантовском «Аду» есть место, где находятся души подобного рода: за
Лимбом, перед рекой, через которую Харон переправляет души, носится толпа
жалких существ, которых и ад не принимает, и небо не берет; они никому
не нужны — они находятся в некотором междуцарствии, а во главе их — какой-то
«великий», совершивший отречение. Мнения толкователей разделяются: одни
считают, что это отрекшийся папа Целестин (хотя многие предполагают, что
он был святым), другие утверждают, что это богатый юноша, который упоминается
в Евангелии. И всем нам, даже после обращения, всегда может угрожать такая
опасность. Процесса непрерывного возрастания нет, не может быть — нам этого
не дано. Мы можем лишь постоянно возвращаться к юности, к первой любви,
к состоянию непрерывного обновления. Такова история всей Церкви — это всегда
возврат к Евангелию, возврат к истокам; иногда христиане круто разделываются
с тем, что они накопили, и снова возвращаются — вглубь. Даже тяжелый кризис
церковного человека хотя и опасен, но не так, как состояние прелести, когда
человек живет, не понимая, что он гибнет, а воображает, что с ним все в
порядке. Идут годы, месяцы, а потом — «со святыми упокой», и все оказалось
впустую.
Когда спрашивают, можно ли получить спасение вне церкви, не учитывают
сам смысл понятия «спасение». Говоря о спасении как о приобщении человека
к божественной жизни, мы всегда должны осознавать, что это приобщение однородным
быть не может. Каждый человек приобщается к Богу в меру своих возможностей,
как и каждый народ и каждая цивилизация имеет свою меру приобщения к Богу.
Подлинное и полное приобщение к Богу может быть только через Его непосредственное
явление. Конечно, древние мистики и пророки, суфии, дервиши, индийские
брахманы — все они через свой мистический опыт в какой-то мере приближаются
к Богу. Но это совершается благодаря их человеческим усилиям, через человеческую
устремленность вверх. И только в одном случае, в случае Христа, Бог является
непосредственно. Это единственное и самое прямое откровение, поэтому спасение
во Христе есть уникальное и самое глубочайшее приближение к Богу, а все
остальное — где-то рядом, может быть, и очень близко. Когда мусульманин
совершает свой намаз, обращаясь в сторону Мекки, то, конечно, он взывает
к тому же Богу, что и мы. Этот Бог отвечает ему и среди полуденного зноя
пустыни, и в тишине ночи. Но никакая пустыня, никакое солнце, никакое мистическое
переживание человека не может быть сравнимо с тем, что было открыто Самим
Богом через воплотившегося Христа. Именно в этом смысле мы говорим, что
вне Христа нет того спасения, что во Христе. Какая-то мера приобщенности
к Божественной благодати может быть даже у атеиста, человека, мысль которого
повернута в ложную сторону, но сердце его все-таки получает какую-то крупицу
благодати. А в отношении того, что будет дальше, можно сказать, что дальнейший
путь души есть продолжение того, что началось уже здесь, по эту сторону
жизни. Спасение начинается здесь, в этой жизни, а там оно будет развиваться
далее. Познают ли Христа те, кто при жизни не верил? Это тайна, которую
знает лишь Господь Бог.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы
тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота
наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и
покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит
дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил
и сел с Отцем Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
3, 18. Иронично обращение Господа к этой церкви, поскольку она считает
себя богатой: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное...»,
то есть веру, которая прошла через горнило; ты, нищий, считающий себя богатым,
— пойди купи золото веры и белую одежду, то есть чистоту, и «глазную мазь»,
то есть исцеление от греха, и попробуй не бояться искушений.
3, 19. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю.». Эти слова из книги
Притчей Соломоновых (Притч 3,12) говорят о том, что в трудностях куется
дух человеческий.
3, 20–22. Заключительные слова — одно из самых прекрасных мест в Новом
Завете: «Се, стою у двери и стучу...» Господь войдет к каждому, кто откроет
Ему дверь.
Идея присутствия Бога, как и чувство обитания Божьего с людьми, имеет
древние, ветхозаветные корни. Бог пребывает с народом, Он, превосходящий
все земное, Сам становится как бы земным. Он превращается в облачный столп,
идет впереди народа, Он белыми клубами опускается на скинию, Он осеняет
Храм. Храм означает место, где люди собираются вокруг ковчега, в котором
пребывает Бог. Бог находится не только там, Он повсюду, слава Его наполняет
небо и землю, но скиния — это место Его особого присутствия. «И слово стало
плотью и обитало с нами, полное благодати и истины», — говорит апостол
Иоанн (Ин 1,14). «Обитало» — в буквальном переводе «построило скинию, поставило
шатер среди нас». Этот общецерковный, общезаветный символ распространяется
также и на духовную жизнь. «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия
скверны», — говорим мы, молитвенно обращаясь к Святому Духу.
На этом кончаются послания, обращенные к семи церквам, ко всей Церкви
и к каждому христианину в отдельности.
Далее
|