Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 9
1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую
с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как
дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из
кладязя.
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть,
какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и
никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые
не имеют печати Божией на челах своих.
5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и
мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают
умереть, но смерть убежит от них.
9, 1–2. Здесь вновь образ звезды, являющейся из духовного мира
(см. коммент. к Откр 8,10). В апокалиптической литературе пылающие
звезды были символами ангелов, духов. Этот Ангел открывает кладезь
бездны, откуда выходят новые бедствия. «Она (то есть он, Ангел.
— А. М.) отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым
из большой печи». Это тоже старый библейский образ, напоминающий
нам рассказ о Содоме и Гоморре.
9, 3. Саранча, как вы помните, тоже входит в казни египетские,
и впоследствии библейские поэты и пророки не раз прибегали к символу
саранчи как знаку божественного гнева. Это вполне понятно, потому
что человек не мог остановить саранчу: она двигалась как неотвратимое
полчище, оставляя за собой пустыню. А здесь саранча, будучи сама
по себе страшным бедствием, приобретает характер мистического нашествия
(см. Откр 9, 7-9). В Книге Исхода (Исх 10,12-15), в рассказе о казнях
египетских, саранча — насекомое вполне реальное, а в Книге пророка
Иоиля — уже как бы полуреальное (Иоил 1,6; 2,5). С одной стороны,
это насекомые, нападающие на поля и несущие голод, с другой — о
них говорится как о войске сатанинском, как об ангелах мщения, которые
посланы на грешную землю.
9, 4–6. Нападая, обычная саранча приносила человеку голод, но никогда
не была опасна, а здесь саранча жалит людей, как скорпион. Конечно,
многие толкователи пытались увидеть здесь какие-то реалии. Одни
говорили, что это танки или самолеты, другие — что конница парфян.
В ней можно увидеть и то и другое, и в каком-то смысле это будет
обоснованно. Но самое главное — то, что казни продолжаются, что
вызванное человеком демоническое полчище покрывает землю подобно
саранче. И мы знаем, как сейчас действует эта саранча во всех ее
обликах.
7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным
на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица
же ее — как лица человеческие;
8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были,
как у львов.
9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев
ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были
жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.
11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски
Аваддон, а по-гречески Аполлион.
12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех
рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех
Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
9, 7–10. Здесь, конечно, кое-что взято от облика парфян. Образ
реальной тучи из саранчи сливается с тучей противников, несущихся
на конях.
9, 11. Бездна — это то место, где пребывает враг Божий. Первоначально
им был океан, а впоследствии бездна стала образом противящейся Богу
стихии, то есть очевидно, что эта саранча — сатанинская. И что бы
мы ни усматривали в ней: нашествие ли монголов, глобальные ли войны,
дикости ли нашего времени — эпиграфом ко всему этому будет вот это
повествование о саранче. Аполлион по-гречески значит «губитель».
9, 12–14. Четыре рога — это четыре украшения древнего жертвенника.
Мы опять возвращаемся к парфянам. Дело в том, что в эпоху апостола
Иоанна парфяне были единственной силой, которая противостояла Риму.
Рим сокрушил все народы и стал той «блудницей Вавилонской», о которой
апостол Иоанн будет говорить дальше. Рим — империя всесильная, развратная,
жестокая, тираническая и демоническая. Но всегда есть в человечестве
какие-то стихийные силы, которые империи не подчинены. В те времена
это были народы, жившие в районе Евфрата, — они составляли огромное
Парфянское царство, неоднократно оказывавшее сопротивление римлянам.
Его пытались покорить и Юлий Цезарь, и Красс, который отправился
туда с огромным войском, но дело закончилось тем, что его голова
оказалась в руках парфянского царя.
Четыре ангела символизируют варварские народы с четырех концов
света. Это бактрийцы, иранцы, потомки древних вавилонян и многие
другие, населявшие Парфянское царство. Они движутся на цивилизованный
мир, нанося ему удар за ударом. Подобное может происходить и в другие
времена, это могут быть китайцы, которые идут на павшую и согрешившую
Европу, или гунны, или монголы — но смысл всегда будет один и тот
же.
15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные
на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть
людей.
16 Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число
его.
17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые
имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней
— как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта
их, умерла третья часть людей;
19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а
хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.
20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись
в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным,
медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть,
ни слышать, ни ходить.
21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах
своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.
9, 15. Говоря об ангелах, всегда надо помнить, что Ангел (евр.
малах) — это не обязательно существо, которое несет радостную весть.
В Книге Исхода, которая все время как бы вырисовывается за рассказами
о трубах и казнях, говорится об ангеле, который уничтожает, об ангеле-губителе
(Исх 12, 23).
9, 16–17. Специально подчеркиваю, что речь идет не только о древних
парфянах, которые грозили всем народам, но о всех завоевателях,
которые рано или поздно оказываются бичами Божьими, орудием воздаяния,
и поэтому их изображение напоминает каких-то античных химер, чудовищ
из различных восточных мифов.
9, 18–21. Перед нами угроза возмездия, которое приходит на человеческий
род, и не в будущем — хочу, чтобы вы это хорошо поняли, — а происходит
всегда. Такие воздаяния были и при жизни апостола Иоанна, и в IV
веке, во времена Иоанна Златоуста, и в XI веке, когда было нашествие
норманнов, и в XIII веке, во времена нашествия татар, — во все времена.
А уж в наше время подобное происходит в достаточном количестве.
Апостол призывает нас к библейскому взгляду на исторический процесс.
Это не значит, что Господь все время кого-то карает, а кого-то награждает
— это грубое, примитивное, антропоморфное представление. Но в мир
внесены законы воздаяния, и они действуют сами по себе, и то, что
человек сеет, то он и пожинает. Скажем, одно поколение привозит
в страну рабов, превращает людей в скот, а через три поколения эти
рабы становятся проблемой для потомков тех, кто их сюда привез,
и т.д.
Историческое воздаяние всегда стоит при дверях. Рушится Александрийская
церковь, потому что она изменила своему призванию, приходит к краху
Константинопольская церковь, терпит великие удары наша Русская церковь.
Когда турки вошли в Константинополь и заняли св. Софию, это тоже
было событием библейского масштаба. И мы можем найти объяснение
этим событиям в словах Апокалипсиса, в словах древних пророков Исайи,
Иеремии, в посланиях, в словах Евангелия: «Се оставляется вам дом
ваш пуст». Не без воли Божьей мы видим вокруг закрытые храмы, облупившиеся
и полуразвалившиеся. Тут дело не только в злой воле тех, кто хочет
эти храмы уничтожить. Если бы не наши грехи, то есть не грехи членов
Церкви, то никогда бы не было ни опустевшей, превращенной в мечеть
св. Софии, ни храмов, превращенных в склады. Это значит, что мы
согрешили еще больше, чем византийцы. Если бы наши храмы превратили
в мечеть, это было бы еще полбеды. Наказание — не судебный процесс,
кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на
голову того, кто его бросил.
Далее
|