Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 12
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная
в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати
звезд.
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный
дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь
диадим.
С двенадцатой главы начинается изображение дальнейшего странствия
Церкви, ее столкновения с империей, с государством, с демоническими
силами. Это уже метаистория, или философия истории Вселенской Церкви.
Если первые одиннадцать глав говорили преимущественно о первоначальных
общинах, то дальше идет речь не только о них, но и о всей судьбе
Церкви до завершения мира.
12, 1–2. В кумранских рукописях, в некоторых молитвах ессеев есть
образ жены, которая рождает дитя грядущего века, символизирующее
или мессианскую общину, или Самого Мессию. Родовые муки — это древний
образ, знакомый всем, кто ждал спасения. Ветхозаветная Церковь предстает
перед нами как жена, облеченная в солнце и имеющая диадему из двенадцати
звезд, то есть двенадцати колен Израилевых. Ее солнечное облачение
означает, что ветхозаветная Церковь как носительница Божьих замыслов
имела космическое значение. В муках совершаются роды — рождение
Мессии, Христа, или новозаветной общины, и в муках этих сама жена,
то есть ветхозаветная община, становится новозаветной. Происходит
трагический, катастрофический переход через гонения, преследования,
смерть мученика Стефана к зарождающейся новой Церкви.
12, 3. Против Церкви восстает огненно-красный дракон, имеющий семь
голов и десять рогов. Это тот самый древний змей, который соблазнил
Адама, змей, называемый диаволом и сатаною. Как мы знаем из восточной
мифологии, дракон всегда обозначал антибожественное, хаотическое,
богоборческое начало. Но в данном случае это начало не стихийное,
и оно не имеет ничего общего с несовершенством природы. Это мрачная
сила демона великодержавной государственности, это один из символов
Рима. Недаром у него семь голов — они напоминают нам о семи холмах,
на которых стоит Рим. Недаром у него десять рогов — рога как символ
силы в Книге пророка Даниила (Дан 7,7) и в других апокалиптических
книгах часто обозначали царей, а как раз ко времени написания Откровения
Иоанна сменились, начиная с Юлия Цезаря, десять цезарей.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг
их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить,
дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит
пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу
и престолу Его.
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее
место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
12, 4. Что означает сатана, который низвергает треть звезд? Нужно
сказать, что звездами в библейской терминологии часто назывались
ангелы, а в апокалиптической литературе звезды символизируют вообще
праведников. В Книге пророка Даниила сказано, что праведные воскреснут
и будут сиять на небе, как звезды (Дан 12,3). Слово «треть» (обычное
у ранних пророков выражение большого числа) есть символически принятое
обозначение значительной части мироздания, которую сатана, получивший
большую власть, увлекает за собой. Почему хвостом? Если мы рассмотрим
образ космических чудовищ в Книге Иова, мы увидим, что у Левиафана,
например, сила его в его чреслах, как у бронтозавра (Иов 40,10–20).
Может быть, в этих образах сохранились какие-то подсознательные,
далекие воспоминания о чудовищах глубокой древности, у которых мозг
действительно находился в крестце. Головной мозг был очень маленький
и слабый, а вся сила находилась в чреслах, поэтому хвостом древний
ящер мог сокрушить все что угодно.
«Дракон стал перед женою». Это значит, что мессианская, то есть
христианская Церковь с самого начала своего существования оказывается
перед лицом сатанинских сил, желающих ее пожрать и уничтожить. Об
этом свидетельствует вся многовековая история Церкви.
12, 5. Младенец, который рождается, носит мессианский титул: «которому
надлежит пасти все народы жезлом железным». Эти слова — прямой намек
на Христа (ср. Пс 2,9). Дитя возносится к престолу Божьему — это
образ Вознесения. Когда рождается Младенец, когда приходит Мессия,
силы зла ополчаются на Него, дракон раскрывает свою пасть, но Дитя
«восхищено... к Богу и к престолу Его».
12, 6. Церковь уходит в пустыню, где у нее есть место, уготованное
Богом. Исторически это означает, что приход римских войск в Иудею
совпал с уходом оттуда христиан, которые ушли и из Иерусалима, как
об этом сообщают древние историки. По откровению, данному некоторым
из пророков среди первых христиан, они покинули Палестину и отправились
через реку Иордан в нынешнюю Иорданию, в город Пеллу, где вплоть
до IV века существовала община христиан, наследница самой первой
общины в Иерусалиме. Но эта конкретная история имеет и более широкий
смысл: Церковь много раз вынуждена была перед лицом гонений уходить
в пустынные места. С древних времен и до наших дней она спасалась
тем, что покидала места гонений.
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали
против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый
диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю,
и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало
спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому
что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред
Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего,
и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим
на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости,
зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать
жену, которая родила младенца мужеского пола.
12, 7–12. Дальше разворачивается уже чисто метафизическая картина,
над которой размышляют многие. Но мы не будем гадать, а просто постараемся
понять, что хотел сказать евангелист. Вы помните слова Христа: «Я
видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10, 18). Несомненно,
падение сатаны было связано с действиями Христа, с Его земной жизнью...
Сатана же находился где-то на небе, где тоже идет война между ангельскими
силами и сатаною-драконом, и дракон падает на землю.
Очевидно, Боговоплощение освобождает от демонических сил какую-то
часть космоса, какое-то его измерение; в глубинном центре мира Воскресение
Христово одерживает победу, и поэтому демонические силы оттеснены,
но это не значит, что они повержены окончательно. Они продолжают
торжествовать в видимом мире. «Древний змий, называемый диаволом
и сатаною» пал на землю и продолжает действовать на земле. Можно
себе представить это чисто зрительно: дракон, который падает на
землю, сраженный ангельскими полчищами, продолжает действовать здесь,
так как время, когда он будет вытеснен с земли, еще не наступило.
Поэтому и говорится: «Горе живущим на земле и на море! потому что
к вам сошел диавол».
12, 13. Выброшенный из некоей мистической, метафизической области
и лишенный части своей силы, дракон начинает бурно действовать в
области эмпирической. Низверженный на землю, он «начал преследовать
жену, которая родила младенца мужеского пола».
14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы
она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в
продолжение времени, времен и полвремени.
15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку,
дабы увлечь ее рекою.
12, 14а. Образ орла расшифровывается легко, потому что орел в Библии
всегда обозначает обновление, силу духа; недаром впоследствии в
иконописи орла рисовали рядом с евангелистом Иоанном, а в псалме
говорится «обновися яко орля юность твоя» (было такое поверье, прочно
вошедшее в символику восточной и западной поэзии, что когда орел
меняет перья, он обновляется, и поэтому может жить очень долго).
История Церкви постоянно являет картину такого же обновления. Многие
религии и верования проходят фазу первоначального миссионерского
взрыва, а потом закостеневают и приходят в состояние деградации,
окаменения. Этому закону подвержено все на земле, в том числе и
Церковь, но она каждый раз его преодолевает, каждый раз обновляется
и продолжает свое странствование. Вот о чем говорит этот образ:
«два крыла...»
12, 14b. см. коммент. к Откр 12.6.
12, 14с. Здесь достаточно ясно сказано, что речь идет о периоде
гонений: тысяча двести шестьдесят дней — это символ эпохи гонений;
сравните три с половиной года или время, еще время и полвремени
(см. коммент. к Откр 11,2).
12, 15. Различны толкования воды, которая течет за женой и пытается
ее смыть. Некоторые считают, что во время бегства христиан за Иордан
были какие-то знамения, какие-то обстоятельства, которые помогли
им уйти, хотя вокруг уже начиналась война. Даже если это действительно
так, общий смысл должен быть гораздо более глубоким. Очевидно, нужно
принять во внимание, что вода обозначает все преходящее: поток времени
уносит все. Это воззрение отражается в философской формуле «все
течет». Вода времени уносит и мир вместе с человеческими жизнями,
эпохами, культурами и цивилизациями. И персонифицированная в образе
жены Церковь могла попасть и всегда попадала в этот водный поток,
так как зверь хочет, чтобы ее унесло рекой. Но, хотя мы знаем, что
Церкви постоянно угрожает опасность, что ее может унести водный
поток истории, тем не менее этого не происходит.
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои,
и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в
брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими
свидетельство Иисуса Христа.
12, 16–17. В какой-то момент происходит нечто таинственное, и воды
как бы отступают от Церкви — она остается неколебимой. Но дракон
не оставляет своих враждебных действий, он начинает борьбу с теми,
кто «от семени ее», с «сохраняющими заповеди Божии», то есть с новыми
поколениями христиан (это опять возврат к конкретной истории Церкви).
Первоначальная община спаслась от бурь, скрылась за Иордан, в пустыне,
но следующие поколения переживают не менее великую драму: против
Церкви выступает империя. Этой драме посвящена следующая глава.
Далее
|