Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 16
1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи
Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.
2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались
жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание
зверя и поклоняющихся образу его.
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь,
как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась
кровь.
5 И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи,
Который еси и был, и свят, потому что так судил;
6 за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им
пить кровь: они достойны того.
7 И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи
Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему
жечь людей огнем.
9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего
власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.
10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось
царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,
16, 1–10. Шестнадцатая глава Апокалипсиса в какой-то степени повторяет
предшествующий ей раздел. Продолжаются казни, прообразом которых
служили казни египетские. Здесь есть и намек на повторяющиеся в
истории деяния Божьи, и в то же время как бы параллельное изображение
одних и тех же событий. По существу речь идет о зле, которое порождено
на земле и на землю же возвращается, падает, как камень, брошенный
вверх. О том, что в истории все происходит циклами, многие люди
думали уже давно, некоторые даже пришли к выводу, что история вращается
как бы по кругу: все возвращается на круги своя, и что уже было,
то и будет, вплоть до подробностей. Эта точка зрения христианству
чужда, однако это не значит, что мы отвергаем очевидную для каждого
историка и для каждого, кто знает события человеческой истории,
повторяемость аналогичных явлений. В частности, были замечены циклы
из ста двадцати девяти лет или циклы из двенадцати лет, через которые
повторялись сходные события, например, в России 1905, 1917, 1929,
1941, 1953 годы и т. д.
Есть некий ритм в природе, и, очевидно, нечто подобное существует
и в обществе. Возможно, в Апокалипсисе мы находим намек на повторяемость,
но это для нас второстепенно, главное же — картина зла, которое
выпущено человеческой волей наружу. Эти грозные картины обозначают
итог страшных сторон человеческой истории. Здесь изображены и символы
духа, и символы природы. Разрушается сама природа, что говорит о
том, как губительно действует зло на все творение, а не только на
человека. Заметьте, что природа выступает как существо одухотворенное:
«Ангел вод», то есть некий дух, который находится в водах, говорит:
«праведен Ты, Господи...» А воды все отравлены — это плод человеческой
деятельности. И здесь так же, как было при описании казней египетских,
описываются все стихии подряд: заражается земля, воздух, заражаются
воды. Из древних библейских сказаний о казнях взят образ воды, сделавшейся,
как кровь (Исх 7,20), а из пророчеств о космической катастрофе —
картина затмения солнца (см. Откр 6,12).
Но тут важно следующее: именно люди, которые имели начертание зверя
и поклонились образу его, получили эти жестокие раны. Значит, здесь
подтверждается древняя мудрость, которую люди знали всегда: дьявол
не вознаграждает. Он силен на земле, темные силы торжествуют на
земле, но глубоко заблуждаются люди, которые полагают, что от этих
сил можно получить подлинную награду. Когда-то в полуюмористической,
полуустрашающей форме это пытался изобразить Гоголь. А конец всегда
один: не верьте нечистому, он всегда обманет, он обманывал не раз,
обещая людям и то, и другое, и третье, — и каждый раз не платил
по счетам. Эта трагедия не раз описана в мировой литературе, мы
часто видим ее и в жизни отдельных людей, и в истории целых народов:
сатана сулит, манит, обещает, в результате небо отвергнуто, обещан
«рай на земле», а в конце концов получается, что именно на этой
земле человек терпит наказание. И те, кто поклонился зверю, оказались
в состоянии несчастья.
11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв
своих; и не раскаялись в делах своих.
16, 11. Еще одно назидание взято из истории исхода евреев из Египта.
Там есть замечательный образ — фараон, которого казни ожесточают.
Многие люди полагают, что если бы Творец мира всем безбожникам и
всем злым и кощунствующим показал Свою силу, грянув молнией, то
этим самым Он бы их обратил, наставил, вразумил. Ничего подобного.
Опыт показывает, что человек или принимает веру, или внутренне отвергает
ее, и дело тут совсем не в чудесах. Многие люди видели необычайные
вещи, но сердце их оставалось нетронутым. А другие, которые ничего
подобного не видели, но верили, названы блаженными.
Фараон египетский ожесточался именно тогда, когда на него падали
эти казни, то есть его карала десница Господня, а у него вместо
веры возникало только ожесточение. Такие люди и среди катастроф
остаются в ожесточении, они «не раскаялись», говорит апостол Иоанн.
Мы это часто видим. Сколько раз Церковь, государства, нации, большие
группы людей, отдельные кланы, роды, семьи и просто отдельные люди
получали вразумление, но продолжали упорствовать и не вразумлялись.
И приходило историческое возмездие, но это не значит, что Бог кого-то
наказывал, как судья или как прокурор, — нет, по закону справедливости
зло в конце концов падало на того, кто его совершает. «И хулили
Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в
делах своих».
Говорят, что людей к вере приводит страдание, но это неправда.
Я знаю многих людей, которых страдание, наоборот, отводило от веры.
Все зависит от того, куда повернуто человеческое сердце. В «Диалогах»
св. Екатерины Сиенской говорится, что Господу приятнее, когда зло
погашается не справедливым возмездием, а любовью.
12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат:
и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из
уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к
царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий
день Бога Вседержителя.
15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду
свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.
16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного
от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
18 И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое
землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле.
Такое землетрясение! Так великое!
16, 12–18. Здесь сказано о чаше, вылитой «в великую реку Евфрат».
Уже и прежде, когда говорилось о казнях, упоминалось, что под Евфратом
разумеется великое Парфянское царство, которое противостояло Риму
(см. коммент. к Откр 9, 12-14). И тогда, как и во многие времена,
были две великие державы, и в их столкновении вершились судьбы мира.
Наступает великая битва, и Ангел иссушает реки, через которые должны
переходить парфянские всадники, чтобы «готов был путь царям от восхода
солнечного», то есть идущим с востока.
В это самое время приближается суд: «Се, иду как тать» — тайно,
неожиданно, как приходит вор, вторгающийся в дом. Резкое, грубое
сравнение Апокалипсиса показывает, что человек будет застигнут врасплох.
И это касается не только истории, но и каждой человеческой жизни.
Наступает момент кризиса, когда зло концентрирует все свои силы:
и цари земные, и бесовские духи — все движутся против сил добра.
Происходит последняя битва. Какой будет эта последняя битва в истории,
мы не знаем. Апостол называет место этой битвы — Армагеддон, от
еврейского хар мегиддо. Мегиддо — это название древнего города,
хар значит гора. В Мегиддо происходили все крупнейшие исторические
битвы Ветхого Завета, там случались великие катастрофы, там же были
поражены языческие цари (Суд 5,19; Цар 9,27). Это место схватки
добра и зла, которую апостол изображает в виде битвы. После этой
битвы великий город, империя, в данном случае Рим, а в дальнейшем
и всякое тираническое и деспотическое образование, распадается.
19 И город великий распался на три части, и города
языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать
ему чашу вина ярости гнева Его.
20 И всякий остров убежал, и гор не стало;
21 и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили
люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма
тяжкая.
16, 19–21. «И Вавилон великий воспомянут пред Богом.» Он испил
чашу гнева, ту самую чашу, которую он наполнил своим злом. И падает
град величиной с талант, то есть весом в несколько пудов, но и эти
бедствия не обращают людей, потому что мысль их зла. «Хулили люди
Бога за язвы от града...»
А дальше говорится, что «всякий остров убежал, и гор не стало»;
это значит, что меняется облик земли, меняется человеческий род.
В этих символических и устрашающих пророческих видениях мы видим,
как возрастает царство сатаны, или царство антихриста, наряду с
Царством Христовым, Царством Агнца, о котором говорилось перед этим
и которое, подобно отрокам в пещи огненной среди пламени, не погибает,
но продолжает возрастать. Два пути, два параллельных, но противоположных
по внутренней устремленности царства. Суть истории в том, что она
не просто прямолинейный путь в Царство Божье и не просто падение
в бездну и гибель человеческой цивилизации, а борьба Христа и антихриста.
Далее |