Cвященник Александр Мень
ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ
Об авторе - Оглавление
Приложения
VII. О ДНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ
Согласно Евангелию от Иоанна, Господь был распят в день иудейской Пасхи,
которая пришлась в тот год на пятницу. А в первый день недели (называемый
сейчас воскресеньем), еще до восхода солнца, гроб Его был пуст.
Пасха праздновалась с вечера 14 нисана*. Однако древние принципы ее вычисления
остаются не совсем ясными. Известно только, что праздник ориентировали по
первому весеннему полнолунию. В связи с этим была сделана попытка установить,
когда именно в правление Пилата (26-36 гг.) это полнолуние падало на пятницу.
В результате получили две даты: 3 апреля 33 года и 7 апреля 30 года. Первая
дата сразу же вызвала сомнения. Поскольку Христос родился за 6-7 лет до н.э.
(см. прим. 45), то в 33 году Ему должно было быть уже 40 лет, что противоречит
свидетельству Луки: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3, 23).
Следовательно, наиболее подходящая дата Распятия — 7 апреля 30 года, а Воскресение,
таким образом, должно быть отнесено к 9 апреля.
--------------------------------------------------------
*Месяц нисан соответствует примерно марту или апрелю нашего календаря.
Первохристианские общины были не в состоянии установить даже такую, далеко
не абсолютную датировку. Поэтому единственным указанием для них служила иудейская
Пасха, в дни которой Господь был распят и воскрес. Христиане-евреи, соблюдавшие
этот ветхозаветный праздник, соединили его с воспоминанием о Воскресении Христовом,
сохранив для праздника старое название — Пасха.
Этот обычай прочно укоренился в церквах Сирии, Месопотамии и во многих Малоазийских
общинах. Однако в Риме, Александрии и во всех Западных церквах возникла иная
традиция. Праздник (удержавший наименование Пасхи) был отнесен к первому воскресению
после еврейской Пасхи. Это расхождение привело к печальным последствиям. Более
полутора столетий «пасхальные споры» терзали христианский мир (см.: Евсевий.
Церковная История, V, 23-24). Каждая община хотела сохранить свои исконные
традиции, но все чувствовали ненормальность расхождения (в то время, когда
одни праздновали Воскресение Христово, у других был еще Великий пост). Поскольку
Запад ориентировался не на полнолуние, а на весеннее равноденствие, разрыв
в сроках доходил порой до месяца.
Отцы 1 Вселенского Собора пытались унифицировать день празднования Пасхи.
Хотя подлинный текст соборного решения до нас не дошел, основные принципы
его можно уяснить из других документов (см.: прот. Л. Воронов. Календарная
проблема. — Богословские Труды. Вып. 7. М., 1971, с. 177). Было признано необходимым
принять общий день праздника для всей Церкви, следуя александрийской традиции:
Пасху приурочить к первому воскресному дню после весеннего равноденствия (для
северного полушария) и одновременно поставить в зависимость от весеннего полнолуния.
Расчеты осложнило требование, чтобы новозаветная Пасха не зависела по сроку
от иудейской (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1, с. 181). В Средние века это
требование истолковали в том смысле, что праздники не должны совпадать ни
при каких обстоятельствах (см.: Д. П. Огицкий. Канонические нормы православной
пасхалии. — Богословские Труды. Вып. 7, с. 206).
Все эти оговорки и условия мешали отрегулировать общецерковную пасхалию вплоть
до IX века. А в XV веке, после реформы папы Григория XIII, который заменил
юлианский стиль — новым, снова возник календарный разрыв (на этот раз между
Восточной и Римской Церквами*).
----------------------------------------------------
* Отделившиеся от Римской Церкви протестанты сохранили григорианский календарь.
Реформа папы была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального
года (на одни сутки за каждые 128,2 года) и Пасха должна будет со временем
переместиться с весны на лето, а потом и па осень. Григорианский же стиль
свел отставание до одних суток в 3300 лет.
Вопрос о календаре, в сущности, вопрос научный, входящий в компетенцию математиков
и астрономов. Как справедливо указывал проф. Д. П. Огицкий, «канонических
правил о календаре не существует» (Д. П. Огицкий. Проблема церковного
календаря. — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968, с. 111). Поэтому в XX веке
большинство православных церквей, хотя и не приняло западной пасхалии, перешло
на григорианский стиль (для «непереходящих» праздников). Была предпринята
такая попытка и в Русской Православной церкви. Однако патриарх Тихон, пожелавший
в 1923 году ввести новый календарь, столкнулся с упорной оппозицией церковных
масс и отменил свое решение*.
-----------------------------------------------------------------------------------------
* Новому стилю следуют только те приходы Русской Православной церкви, которые
находятся за рубежом. Мы имеем в виду приходы Московского Патриархата; «карловацкий»
Зарубежный Синод нового стиля не признал.
Причин оппозиции можно назвать немало: страх перед новшествами, неприязнь
к «гражданскому» стилю, бедствия, вызванные «обновленческими» раскольниками,
которые перешли на григорианский календарь. Порядок старого церковного года
(«индикта») казался незыблемым; в крестьянском быту он тесно сросся с приметами
того или иного сезона*. Многие люди были уверены, что праздник, сдвинутый
на 13 дней, — уже не настоящий праздник. Еще до революции, когда вставал вопрос
о календаре, ряд ученых и богословов защищали старый стиль, указывая на стройность
и законченность структуры «индикта» (см.: А. Н. Зелинский. Конструктивные
принципы древнерусского календаря. — В кн.: Контекст 78. М., 1978, с. 62-135).
---------------------------------------------------------------------------------------
* Вот несколько подобных примет: по погоде в день св. Евдокии определяли характер
таяния снега весной, день св. Герасима — срок прилета грачей, св. Алексия
— «с гор потоки», св. Тита — вскрытие льда на реках, св. Константина и Елены
— начало сева льна и т.д.
В наши дни отказ от григорианского стиля мотивируют тем, что он сам нуждается
в реформе. Сейчас международная комиссия работает над новым «Всемирным календарем»,
и только после его введения будет иметь смысл вплотную подойти к пересмотру
и унификации календаря церковного.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на желание обособиться от ветхозаветного
праздника, пасхалисты удержали иудейское правило «рассчитывать» Пасху, и это
породило множество осложнений.
Что же касается наличия двух календарей, то здесь следует видеть одно из
печальных последствий раскола христианского мира. В настоящее время представители
Церквей Востока и Запада прилагают немало усилий для того, чтобы преодолеть,
как календарные расхождения, так и сам раскол, нарушающий волю Христа Спасителя.
далее
содержание
|